ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88А-9979/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 мая 2021 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ляпина Н.А.,
судей Алексеева Д.В., Сказочкина В.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1, поданную 22 марта 2021 года на решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 19 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 25 февраля 2021 года по административному делу № 2а-72/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Республике Башкортостан о признании незаконными действий.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В., объяснения представителя Межрайонной ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан ФИО2, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Республике Башкортостан о признании незаконными действий по составлению и направлению ей налогового уведомления от 30 октября 2019 года №, возложении обязанности его аннулирования.
В обоснование требований указывала, что согласно налоговому уведомлению ей начислен налог на имущество физических лиц за 2016-2018 годы в размере 376129 рублей за объекты недвижимости, в отношении которых у нее не возникло право собственности ввиду признания судом сделки недействительной. Также по состоянию на названную дату действовали установленные судом меры предварительной защиты, запрещающие начисление налога, кроме того, налоговым органом нарушены порядок и срок производства взыскания недоимки.
Решением Новосергиевского районного суда Оренбургской области 19 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 25 февраля 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано, меры предварительной защиты, принятые определением судьи Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 15 января 2020 года, в виде запрета МИФНС № 25 по Республике Башкортостан, иным налоговым органам совершать действия и принимать решения, направленные на взыскание на основании налогового уведомления № от 30 октября 2019 года недоимки по налогу на имущество физических лиц, отменены.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить судебные постановления, удовлетворить заявленные требования, указывая, что ранее - 27 ноября 2018 года судом в рамках другого дела были приняты меры предварительной защиты в виде запрета совершения действий и принятия решений, направленных на взыскание недоимки по налоговому уведомлению от 29 августа 2018 года №, судами не учтено то обстоятельство, что меры предварительной защиты действовали только в отношении Межрайонной ИФНС № 25 по Республике Башкортостан, а уведомление было направлено Межрайонной ИФНС № 6 по Оренбургской области, сводились только к запрету взыскивать налог, а не информировать налогоплательщика о суммах и сроках уплаты налога, таким образом, налоговый орган обязан был сформировать уведомление, с фактом получения которого закон связывает возникновение обязанности по уплате налога.
По мнению заявителя жалобы, налоговое уведомление составлено и направлено с нарушением требований налогового законодательства. Также указывает на допущенные судами процессуальные нарушения, заключающиеся в невыполнении требований статьи 95 КАС РФ в отношении апелляционной жалобы не привлеченного к участию в деле лица - ООО ПК «Урмалит», поступившей до судебного заседания суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Межрайонной ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан ФИО2 просила отказать в удовлетворении кассационной жалобы за необоснованностью.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее налоговой инспекции, судебная коллегия не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, принятых в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Пунктом 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
С учетом вышеприведенных правовых положений обязанность уплачивать налог на имущество физических лиц возникает у такого лица по общему правилу с момента регистрации за ним права собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Судами установлено, что за ФИО1 в заявленный налоговый период числились объекты недвижимости: зарядная станция, площадью 192,2 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; здание главного корпуса цеха, площадью 12658,2 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>. Решением третейского суда от 1 февраля 2018 года возмездная сделка от 21 мая 2015 года, на основании которой ФИО1 являлась собственником названных объектов недвижимости, признана недействительной, применены последствия недействительности сделки.
Отказ в удовлетворении административного иска ФИО1 суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, мотивировал тем, что меры предварительной защиты, принятые определением Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 27 ноября 2018 года, в виде запрета совершения действий и принятия решений, направленных на взыскание недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в отношении вышеназванных объектов недвижимости, были отменены 11 октября 2019 года.
Оценивая доводы административного иска, суды исходили из правомерных выводов о том, что признание гражданско-правовой сделки недействительной само по себе не может изменять налоговых правоотношений, учитывая, что ФИО1 владела недвижимым имуществом, являющимся объектом налогообложения, как собственник. Подробно изучив материалы дела, суды обоснованно не усмотрели противоречий в налоговых уведомлениях, направленных административному истцу, и нарушений порядка и срока направления оспариваемого уведомления в действиях налоговой инспекции.
Судами принято во внимание, что аналогичные доводы административного истца являлись предметом рассмотрения в административном деле № 2а-927/2019 года, по которому Новосергиевским районным судом Оренбургской области постановлено решение от 10 сентября 2019 года.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимые объекты является единственным доказательством существования зарегистрированного права, поэтому плательщиком налога на имущество физических лиц является лицо, указанное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество как обладающее правом собственности на соответствующий объект недвижимости.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на несоблюдение судами процессуальных норм ввиду поступления апелляционной жалобы от иного лица не нашли своего подтверждения. Материалы дела не содержат сведений о поступлении апелляционной жалобы от организации, названной заявителем.
Приведенные административным истцом доводы не свидетельствуют о несоответствии выводов судов обеих инстанций обстоятельствам административного дела, нарушении или неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
При изложенных данных кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 19 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 25 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 21 мая 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Постановление24.05.2021