ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 8А-11447/202288А-18450/2022 от 19.05.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 8а-11447/2022 88а-18450/2022

номер дела суда 1-й инстанции 2а-1228/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 19 мая 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Иванова А.Е.,

судей Усенко Н.В., Русакова А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Волгограда, поступившую в суд первой инстанции 09 марта 2022 года, на решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 18 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 08 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Дзержинского района города Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, возложении обязанности к исполнению законодательства о безопасности дорожного движения.

Заслушав доклад судьи Иванова А.Е., объяснения представителя администрации города Волгограда – Любимова Ю.А., прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фроловой Е.В. судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор Дзержинского района города Волгограда, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Волгограда о признании незаконным бездействия, возложении обязанности к исполнению законодательства о безопасности дорожного движения.

Решением Дзержинского районного суда города Волгограда от 18 марта 2021 года принят отказ от прокурора Дзержинского района города Волгограда в части требований о возложении обязанности на администрацию Волгограда: организовать проведение работ по установке люков дождеприемников и ливнесточных колодцев: по III Продольной магистрали (идентификационный номер 18 401 ОП МГ А) напротив магазина «Лента», на пересечении с улицей Лесогорская; ш. Авиаторов (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ Н 007) напротив ш. Авиаторов, д. 8; в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить дефекты дорожных ограждений в соответствии с «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 года № 1245-ст: по III Продольной магистрали (идентификационный номер 18 401 ОП МГ А) напротив магазина «Лента» в сторону Ворошиловского района; на съезде с ул.Землячки на III Продольную напротив дома № 74 по ул. Землячки, ш. Авиаторов; обязать организовать работы по устранению повреждений, ограничивающих пешеходные ограждения перильного типа в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 года № 1245-ст по ш. Авиаторов (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ Н 007); обеспечить видимость в зоне треугольника на нерегулируемых пересечениях с другими автомобильными дорогами в связи с растущими деревьями и кустарниками в соответствии с «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017№1245-ст по ул. Домостроителей.

Производство по административному делу в указанной части прекращено.

Административный иск прокурора Дзержинского района города Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Волгограда о признании незаконным бездействия, возложении обязанности к исполнению законодательства о безопасности дорожного движения, - удовлетворен частично.

Признано незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по приведению автомобильных дорог по пр. Аптечный, пр. Мирный, ул. Домостроителей на расстоянии не менее 10 м от железнодорожного переезда и до него, пр. Серийный, пр. Геофизиков, пр. Нефтяников на расстоянии не менее 10 м от железнодорожного переезда и до него, ул. Бетонная, пр. Мостовой на расстоянии не менее 10 м от железнодорожного переезда и до него, в соответствие с требованиями п. 5.2.4, 5.3.1, 6.2.1, 6.3.1, 6.3.2, 6.5.2, 6.8.2 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, п. 5.1.2, 6.2.1, 6.2.2, 6.3.1, 8.1.29 ГОСТ Р 52289- 2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденными приказом Росстандарта от 20.12.2019 №1425-ст, утвержденного приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст, п. 4.5.1.1, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст, с изменениями № 2, утвержденными приказом от 15.04.2020 № 163-ст, п. 4.1.1, 4.1.3, 4.1.5 «ГОСТ Р 52605- 2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 №295-ст.

Суд обязал администрацию города Волгограда в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения:

- организовать работы по приведению проезжей части дорожного покрытия автомобильных дорог в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 года № 1245-ст, организовать проведение ремонта дорожного полотна автомобильных дорог: по пр. Аптечный (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 021) по всей длине автомобильной дороги устранить выбоины 26 кв.м; пр. Мирный (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 024) по всей длине автомобильной дороги устранить дефекты асфальтобетонного покрытия; ул. Домостроителей (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 089) на расстоянии не менее 10 м от железнодорожного переезда и до него, устранить дефекты асфальтобетонного покрытия общей площадью 15 кв.м, выбоину на пересечении с пр. Прутский 4 кв.м; пр. Серийный (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 030) устранить дефекты асфальтобетонного покрытия, выбоины, просадки, проломы 20 кв.м; пр. Геофизиков (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 023) устранить дефекты асфальтобетонного покрытия, выбоины, просадки, проломы 600 кв.м; пр. Нефтяников (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 026) на расстоянии не менее 10 м от железнодорожного переезда и до него, устранить дефекты асфальтобетонного покрытия, выбоины, просадки, проломы 300 кв.м; ул. Бетонная (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 060) по всей длине автомобильной дороги устранить дефекты асфальтобетонного покрытия; пр. Мостовой (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 025) на расстоянии не менее 10 м от железнодорожного переезда и до него устранить дефекты асфальтобетонного покрытия общей площадью 7 кв.м;

- организовать работы по устранению дефектов обочин автомобильных дорог в соответствии с «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 года № 1245-ст: по ул. Домостроителей (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 089) на расстоянии не менее 10 м от железнодорожного переезда и до него, в виде занижения обочины на пересечении с пр. Мостовой у дома №1; пр. Серийный (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 030) от ш. Авиаторов до ул. Жигулевская, в виде разрушения и просадки обочины; пр. Нефтяников (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 026) от ш. Авиаторов до пр. Мирный в виде дефектов и разрушений; ул. Бетонная (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 060) в виде просадки обочины; пр. Мостовой (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 025) на расстоянии не менее 10 м от железнодорожного переезда и до него, в виде просадки обочины;

- в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 года № 1245-ст, ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Росстандарта от 20.12.2019 года № 1425-ст, утвержденного приказом Росстандарта от 20.12.2019 года № 1425-ст организовать работы: по пр. Аптечный (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 021) по установлению на пересечении с пр. Серийный знак 2.1 «Главная дорога»; пр. Мирный (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 024) установлению дорожного знака 3.13 «Ограничение высоты» (координаты 48.766254, 44.467944); ул. Домостроителей (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 089) на расстоянии не менее 10 м от железнодорожного переезда и до него, установлению знака 5.19.1 «Пешеходный переход» у дома № 1 пр. Домостроителей, установлению дорожного знака 3.24 «Ограничение максимальной скорости» напротив д. №15 ул. Домостроителей; пр. Серийный (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 030) обеспечению зоны видимости знака 5.19.1 «Пешеходный переход» при пересечении с ш. Авиаторов; пр. Геофизиков (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 023) установлению знака 5.19.1 «Пешеходный переход» при пересечении с ш. Авиаторов, пр. Нефтяников (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 026) установлению знака 5.19.1 «Пешеходный переход», 2.4 «Уступите дорогу» у выезда на ш. Авиаторов.

- организовать работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.12.2013 года № 2218-ст: по пр. Аптечный (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 021); ул. Домостроителей (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 089) на расстоянии не менее 10 м от железнодорожного переезда и до него; пр. Серийный (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 030); пр. Геофизиков (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 023); пр. Нефтяников (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 026) на расстоянии не менее 10 м от железнодорожного переезда и до него; ул. Бетонная (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 060); пр. Мостовой (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 025) на расстоянии не менее 10 м от железнодорожного переезда и до него;

- в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 года № 1245-ст организовать работы по восстановлению целостности бортового камня на всем протяжении автомобильной дороги: по пр. Мирный (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 024) от ул. Исторической до пересечения с пр. Прутский и пр. Нефтяников;

- организовать работы по восстановлению покрытия тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземных тактильных указателей в соответствии с «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 года № 1245-ст по ул. Домостроителей (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 089) на расстоянии не менее 10 м от железнодорожного переезда и до него, по всей длине автомобильной дороги;

- организовать работы по устранению повреждений ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 года № 1245-ст: по пр. Аптечный (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 021); ул. Домостроителей (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 089) на расстоянии не менее 10 м от железнодорожного переезда и до него.

- организовать работы по установлению уличного освещения на протяжении автомобильных дорог в соответствии с «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст: по пр. Мирный (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 024);

пр. Серийный (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 030); пр. Геофизиков (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 023); пр. Нефтяников (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 026) на расстоянии не менее 10 м от железнодорожного переезда и до него; ул. Бетонная (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 060); пр. Мостовой (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 025) на расстоянии не менее 10 м от железнодорожного переезда и до него.

В удовлетворении остальной части заявленных прокурором Дзержинского района города Волгограда административных исковых требований в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 08 сентября 2021 года оставлено без изменения Дзержинского районного суда города Волгограда от 18 марта 2021 года.

В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации города Волгограда – Зацепина Л.А. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и направить административное дело на новое рассмотрение.

В судебном заседании суда кассационной инстанции, путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, участвовал представитель администрации города Волгограда – Любимов Ю.А., доводы кассационной жалобы поддержал, настаивал на отмене обжалуемых судебных актов и направлении административного дела на новое рассмотрение.

В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фролова Е.В. доводам кассационной жалобы возражала, просила решение и апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и дополнений к ней, возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Безопасность дорожного движения и связанные с этим вопросы содержания, ремонта автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры, а также полномочия государственных органом и органов местного самоуправления в этой области регламентированы рядом нормативных правовых актов.

Так, согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа помимо прочего относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» устанавливает основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, среди которых приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения (статья 3).

Статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) закрепляет следующие определения:

- автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

- элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся в том числе: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных порог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

- дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

- ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;

- содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - ФЗ «О безопасности дорожного движения) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно статье 5 ФЗ «О безопасности дорожного движения обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно частям 1 и 2 статьи 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно части 9 статьи 5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 6 части 6 статьи 39 Устава города-героя Волгограда к полномочиям администрации Волгограда в области градостроительной деятельности, транспорта и связи относится также организация и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с действующим законодательством.

Департамент городского хозяйства администрации Волгограда в соответствии с Положением о департаменте, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 22.03.2017 года №55/1587 является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере дорожной деятельности.

Постановлением главы Волгограда от 16.10.2008 года №2143 (ред. от 18.10.2019 года.) «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда» к улицам и дорогам местного значения (группа В) отнесены в том числе: ул. Домостроителей, (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 089), протяженностью 2637,0 м, с покрытием асфальтобетон, щебень; ул. Бетонная, (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 060), протяженностью 787,0 м, с покрытием асфальтобетон; ул. Жигулевская (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 098), протяженностью 944,0 м, с покрытием асфальтобетон; пр. Серийный, (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 030), протяженностью 588, 0 с покрытием асфальтобетон; пр. Мирный, (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 024), протяженностью 773, 0 с покрытием асфальтобетон; пр. Геофизиков, (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 023), протяженностью 783, 0 с покрытием асфальтобетон; пр. Нефтяников, (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 026), протяженностью 1147, 0 с покрытием асфальтобетон; пр. Мостовой (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 025), протяженностью 688, 0 с покрытием асфальтобетон; пр. Аптечный, (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 021), протяженностью 412, 0 с покрытием асфальтобетон, а также к магистральным улицам общегородского значения (группа Б) регулируемого движения отнесено ш. Авиаторов (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ Н 007), протяженностью 8824,0 м, с покрытием асфальтобетон.

Таким образом, исходя из анализа приведенных выше норм, обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов возложена на органы местного самоуправления, в данном случае в отношении спорных автомобильных дорог и объектов их обустройства. расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград – на административного ответчика администрацию Волгограда. Распределение соответствующих функций между структурными подразделениями администрации не освобождает последнюю от выполнения возложенных на нее законом обязанностей.

Вместе с тем, как установлено судами нижестоящих инстанций и подтверждается материалами дела, указанная обязанность органом местного самоуправления городского округа в полном объеме не исполняется.

Так, 23 мая 2019 года постановлением Ворошиловского районного суда города Волгограда Департамент городского хозяйства администрации Волгограда признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

25 апреля 2019 года ОГИБДД УМВД России по г. Волгограду вынесено предписание №300131 об устранении в срок до 25 мая 2019 года выявленных при надзоре за дорожным движением нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, где среди прочих указывались недостатки и нарушения, в том числе и «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 года № 1245-ст, ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 года №270-ст, с изменениями, утвержденными приказом Росстандарта от 09.12.2013 года № 2218-ст, ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения, ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденными Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 года № 120-ст, в том числе на автомобильной дороге по III Продольной магистрали, по ш. Авиаторов, по пр. Аптечному, по ул. Жигулевской, по пр. Мирному, по ул. Домостроителей, по пр. Серийному, по пр. Геофизиков, по пр. Нефтяников, по ул. Бетонной, по пр. Мостовому.

11 июля 2019 года в отношении Департамента городского хозяйства администрации Волгограда, государственным инспектором дорожного надзора отделения дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по городу Волгограду составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

23 декабря 2019 года согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 23 декабря 2019 года установленные ранее нарушения, в том числе на автомобильных дорогах местного значения: на автомобильной дороге по III Продольной магистрали (идентификационный номер 18 401 ОП МГ А), по ш. Авиаторов (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ Н 007), по пр. Аптечному Авиаторов (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 021), по ул. Жигулевской (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 098), по пр. Мирному (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 024), по ул. Домостроителей (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 089), по пр. Серийному (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 030), по пр. Геофизиков (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 023), по пр. Нефтяников (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 026), по ул. Бетонной (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 060), по пр. Мостовому, не устранены.

Также прокуратурой Дзержинского района города Волгограда совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД Управления МВД России по городу Волгограду, инженера по надзор за строительством 1-й категории Мухина М.П., консультанта отдела благоустройства, экологического контроля, природопользования и организации ритуальных услуг департамента городского хозяйства администрации Волгограда Ковалева А.А., проведена проверка с выходом на место, по результатам которой составлен акт проверки от 18 февраля 2020 года, в котором зафиксированы следующие недостатки.

На автомобильной дороге по III Продольной магистрали (идентификационный номер 18 401 ОП МГ А):

- покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ Р 52875 имеют загрязнения (мусор, грязь) и отдельные разрушений площадью более 0,2 кв.м, что является нарушением требований п. 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017;

- покрытие проезжей части имеет отдельные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 0,06 кв.м или более, колей и иных повреждений, что нарушает требования п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;

- в зоне деформационных швов допущены отдельные выступы и углубления высотой и глубиной более 3 см, что нарушает требования п. 5.2.5 ГОСТ Р 50597-2017;

- отсутствуют люки дождеприемников и ливнесточных колодцев в количестве 23 штук, что является нарушением требований п. 5.2.6 и 5.2.7 ГОСТ Р 50597-2017;

- обочина автомобильной дороги имеет дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения, в виде повреждений, деформаций, разрушений, отдельных просадок, проломов и выбоин размеры которых превышают предусмотренные п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;

- на всем протяжении автомобильной дороги дорожные знаки применяются в нарушение требований действующих нормативов, а также частично утрачены, что является нарушением требований п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004;

- дорожная разметка в некоторых местах имеет износ 100%, что является нарушением требований п. 6.3.1 и 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;

- на всем протяжении автомобильной дороги имеются повреждения и нарушения в положении бортового камня, что является нарушением требований п. 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017;

- дорожные ограждения имеют дефекты, в виде отсутствия элементов конструкции металлических дорожных ограждений, повреждение элементов конструкции металлических ограждений, нарушение целостности конструкции металлических ограждений, что нарушает требования п. 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017;

- меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге не приняты, что является нарушением требований п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.

На автомобильной дороге по ш. Авиаторов (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ Н 007):

- покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ Р 52875 имеют загрязнения (мусор, грязь) и отдельные разрушений площадью более 0,2 кв.м, что является нарушением требований п. 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017;

- на всем протяжении автомобильной дороги дорожные знаки применяются в нарушение требований действующих нормативов, а также частично утрачены, что является нарушением требований п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004;

- дорожная разметка в некоторых местах имеет износ 100%, что является нарушением требований п. 6.3.1 и 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;

- на всем протяжении автомобильной дороги имеются повреждения и нарушения в положении бортового камня, что является нарушением требований п. 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017;

- ограничивающие пешеходные ограждения имеют повреждения, а также отсутствие элементов, что является нарушением требований п. 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017;

- дорожные ограждения имеют дефекты, в виде отсутствия элементов конструкции металлических дорожных ограждений, повреждение элементов конструкции металлических ограждений, нарушение целостности конструкции металлических ограждений, что нарушает требования п. 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017;

- меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге не приняты, что является нарушением требований п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.

На автомобильной дороге по пр. Аптечный (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 021);

- покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ Р 52875 имеют загрязнения (мусор, грязь) и отдельные разрушений площадью более 0,2 кв.м, что является нарушением требований п. 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017;

- покрытие проезжей части имеет отдельные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 0,06 кв.м или более, колей и иных повреждений, что нарушает требования п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;

- на всем протяжении автомобильной дороги дорожные знаки применяются в нарушение требований действующих нормативов, а также частично утрачены, что является нарушением требований п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004;

- дорожная разметка не применяется, на усовершенствованном дорожном покрытии и элементах оборудования (обустройства) дороги, что является нарушением требований п. 6.2.1, 6.2.2 и 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2004;

- не применяются ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа - у всех регулируемых наземных пешеходных переходов, с обеих сторон дороги (улицы) на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, что является нарушением п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004;

- меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге не приняты, что является нарушением требований п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.

На автомобильной дороге по ул. Жигулевская (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 098):

- покрытие проезжей части имеет отдельные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 0,06 кв.м или более, колей и иных повреждений, что нарушает требования п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;

- обочина автомобильной дороги имеет дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения, в виде повреждений, деформаций, разрушений, отдельных просадок, проломов и выбоин размеры которых превышают предусмотренные п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;

- на всем протяжении автомобильной дороги дорожные знаки применяются в нарушение требований действующих нормативов, а также частично утрачены, что является нарушением требований п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004;

- дорожная разметка не применяется, на усовершенствованном дорожном покрытии и элементах оборудования (обустройства) дороги, что является нарушением требований п. 6.2.1, 6.2.2 и 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2004;

- на всем протяжении автомобильной дороги имеются повреждения и нарушения в положении бортового камня, что является нарушением требований п. 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017;

- не применяются ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа - у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дороги (улицы), проходящем вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, что является нарушением п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004;

- на всем протяжении автомобильной дороги, отсутствует тротуар, что является нарушением требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007;

- отсутствует стационарное электрическое освещение, что является нарушением требований пункта 4.6.1 ГОСТ 52766-2007;

- меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге не приняты, что является нарушением требований п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.

На автомобильной дороге по пр. Мирный (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 024):

- покрытие проезжей части имеет отдельные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 0,06 кв.м или более, колей и иных повреждений, что нарушает требования п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;

- обочина автомобильной дороги имеет дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения, в виде повреждений, деформаций, разрушений, отдельных просадок, проломов и выбоин размеры которых превышают предусмотренные п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;

- на всем протяжении автомобильной дороги дорожные знаки применяются в нарушение требований действующих нормативов, а также частично утрачены, что является нарушением требований п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004;

- на всем протяжении автомобильной дороги имеются повреждения и нарушения в положении бортового камня, что является нарушением требований п. 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017;

- отсутствует стационарное электрическое освещение, что является нарушением требований пункта 4.6.1 ГОСТ 52766-2007;

- меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге не приняты, что является нарушением требований п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.

На автомобильной дороге по ул. Домостроителей (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 089):

- покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ Р 52875 имеют загрязнения (мусор, грязь) и отдельные разрушений площадью более 0,2 кв.м, что является нарушением требований п. 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017;

- покрытие проезжей части имеет отдельные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 0,06 кв.м или более, колей и иных повреждений, что нарушает требования п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;

- в местах отсутствия бордюра допущено возвышение обочины над проезжей частью, что является нарушением требований п. 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;

- обочина автомобильной дороги имеет дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения, в виде повреждений, деформаций, разрушений, отдельных просадок, проломов и выбоин размеры которых превышают предусмотренные п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;

- на всем протяжении автомобильной дороги дорожные знаки применяются в нарушение требований действующих нормативов, а также частично утрачены, что является нарушением требований п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004;

- дорожная разметка в некоторых местах имеет износ 100%, что является нарушением требований п. 6.3.1 и 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;

- не применяются ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа - у всех регулируемых наземных пешеходных переходов, с обеих сторон дороги (улицы) на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, что является нарушением п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004;

- на всем протяжении автомобильной дороги геометрические размеры и формы искусственных неровностей (монолитных и сборно-разборных) не отвечают предъявляемым требованиям, для информирования водителей участки дороги с искусственными неровностями не оборудованы в полном объеме техническими средствами организации дорожного движения: дорожными знаками и разметкой, что является нарушением требований п. 4.1.1, 4.1.3, 4.1.5 ГОСТ Р 52605-2006 и п. 6.8 ГОСТ Р 50597-2017;

- не обеспечена видимость в зоне треугольника видимости на нерегулируемых пересечениях с другими автомобильными дорогами по в связи с растущими деревьями и кустарниками высотой более 0,5 м, что нарушает требования 7.1 ГОСТ Р 50597-2017;

- меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге не приняты, что является нарушением требований п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.

На автомобильной дороге по пр. Серийный (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 030):

- покрытие проезжей части имеет отдельные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 0,06 кв.м или более, колей и иных повреждений, что нарушает требования п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;

- обочина автомобильной дороги имеет дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения, в виде повреждений, деформаций, разрушений, отдельных просадок, проломов и выбоин размеры которых превышают предусмотренные п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;

- на всем протяжении автомобильной дороги дорожные знаки применяются в нарушение требований действующих нормативов, а также частично утрачены, что является нарушением требований п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004;

- дорожная разметка не применяется, на усовершенствованном дорожном покрытии и элементах оборудования (обустройства) дороги, что является нарушением требований п. 6.2.1, 6.2.2 и 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2004;

- отсутствует стационарное электрическое освещение, что является нарушением требований пункта 4.6.1 ГОСТ 52766-2007;

- на всем протяжении автомобильной дороги, отсутствует тротуар, что является нарушением требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007;

- меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге не приняты, что является нарушением требований п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.

На автомобильной дороге по пр. Геофизиков (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 023):

- покрытие проезжей части имеет отдельные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 0,06 кв.м или более, колей и иных повреждений, что нарушает требования п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;

- обочина автомобильной дороги имеет дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения, в виде повреждений, деформаций, разрушений, отдельных просадок, проломов и выбоин размеры которых превышают предусмотренные п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;

- на всем протяжении автомобильной дороги дорожные знаки применяются в нарушение требований действующих нормативов, а также частично утрачены, что является нарушением требований п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004;

- дорожная разметка не применяется, на усовершенствованном дорожном покрытии и элементах оборудования (обустройства) дороги, что является нарушением требований п. 6.2.1, 6.2.2 и 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2004;

- отсутствует стационарное электрическое освещение, что является нарушением требований пункта 4.6.1 ГОСТ 52766-2007;

- на всем протяжении автомобильной дороги, отсутствует тротуар, что является нарушением требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007;

- меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге не приняты, что является нарушением требований п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.

На автомобильной дороге по пр. Нефтяников (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 026):

- покрытие проезжей части имеет отдельные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 0,06 кв.м или более, колей и иных повреждений, что нарушает требования п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;

- обочина автомобильной дороги имеет дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения, в виде повреждений, деформаций, разрушений, отдельных просадок, проломов и выбоин размеры которых превышают предусмотренные п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;

- на всем протяжении автомобильной дороги дорожные знаки применяются в нарушение требований действующих нормативов, а также частично утрачены, что является нарушением требований п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004;

- дорожная разметка не применяется, на усовершенствованном дорожном покрытии и элементах оборудования (обустройства) дороги, что является нарушением требований п. 6.2.1, 6.2.2 и 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2004;

- отсутствует стационарное электрическое освещение, что является нарушением требований пункта 4.6.1 ГОСТ 52766-2007;

- на всем протяжении автомобильной дороги, отсутствует тротуар, что является нарушением требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007;

- меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге не приняты, что является нарушением требований п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.

На автомобильной дороге по ул. Бетонная (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 060):

- покрытие проезжей части имеет отдельные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 0,06 кв.м или более, колей и иных повреждений, что нарушает требования п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;

- обочина автомобильной дороги имеет дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения, в виде повреждений, деформаций, разрушений, отдельных просадок, проломов и выбоин размеры которых превышают предусмотренные п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;

- на всем протяжении автомобильной дороги дорожные знаки применяются в нарушение требований действующих нормативов, а также частично утрачены, что является нарушением требований п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004;

- дорожная разметка не применяется, на усовершенствованном дорожном покрытии и элементах оборудования (обустройства) дороги, что является нарушением требований п. 6.2.1, 6.2.2 и 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2004;

- отсутствует стационарное электрическое освещение, что является нарушением требований пункта 4.6.1 ГОСТ 52766-2007;

- на всем протяжении автомобильной дороги, отсутствует тротуар, что является нарушением требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007;

- меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге не приняты, что является нарушением требований п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.

На автомобильной дороге по пр. Мостовой (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 025):

- покрытие проезжей части имеет отдельные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 0,06 кв.м или более, колей и иных повреждений, что нарушает требования п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;

- обочина автомобильной дороги имеет дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения, в виде повреждений, деформаций, разрушений, отдельных просадок, проломов и выбоин размеры которых превышают предусмотренные п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;

- на всем протяжении автомобильной дороги дорожные знаки применяются в нарушение требований действующих нормативов, а также частично утрачены, что является нарушением требований п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004;

- дорожная разметка не применяется, на усовершенствованном дорожном покрытии и элементах оборудования (обустройства) дороги, что является нарушением требований п. 6.2.1, 6.2.2 и 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2004;

- отсутствует стационарное электрическое освещение, что является нарушением требований пункта 4.6.1 ГОСТ 52766-2007;

- на всем протяжении автомобильной дороги, отсутствует тротуар, что является нарушением требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007;

- меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге не приняты, что является нарушением требований п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.

Согласно материалам дела, прокуратурой в ходе рассмотрения дела была проведена проверка, согласно акту проверки от 03 марта 2021 года, в ходе совместного осмотра с участием прокурора прокуратуры Дзержинского района города Волгограда, государственного инспектора дорожного надзора

ОГИБДД Управления МВД России по городу Волгограду, инженера по надзору за строительством 1 категории МУ «Комдорстрой» Мухина М.П., инженера ПТО 1 категории МБУ «Северное» Лифанова И.В., начальника участка Волгоградской дистанции пути ОАО «РЖД» Белогривцева А.Е., ведущего юрисконсульта Волгоградского отдела правового обеспечения юридической службы приволжской железной дороги филиала ОАО «РЖД» Егоровым А.А., в отношении автомобильных дорог по ул. Домостроителей, пр. Мостовой, ул. Бетонная, пр. Нефтяников, Геофизиков, Серийный, Мирный, ул. Жигулевская, пр. Аптечный, ш. Авиаторов, III Продольная магистраль, установлено следующее:

- ул. Домостроителей (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 089).

Данную автомобильную на автомобильной дорогу пересекают железнодорожные пути, идущие на закрытую территорию войсковой части №12760, которые ОАО «РЖД» на данном участке не принадлежат (координаты ЖД путей 48.767336, 44.450211).

Покрытие проезжей части на данной дороге на отдельных участках имеет дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 15 кв.м, что нарушает требования п. 5.2.4, 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, находящиеся на расстоянии не менее 10 м до железнодорожных путей.

- пр. Мостовой (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 025).

Данную автомобильную на автомобильной дорогу пересекает железнодорожный переезд (сооружение – переезд неохраняемый 4К, распложённый по адресу: город Волгоград, Дзержинский район, ст. Бетонная-товарная, лит. 258) согласно техническому паспорту, принадлежащий ОАО «РЖД».

Покрытие проезжей части на отдельных участках имеет дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 7 кв.м что нарушает требования п. 5.2.4, 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, находящиеся на расстоянии не менее 10 м до железнодорожного переезда.

Иные нарушения в акте проверки от 18 февраля 2020 года в части отсутствия дорожной разметки, просадки обочины, несоответствия знаков и отсутствия стационарного электрического освещения, опор подтвердились.

На автомобильной дороге по ул. Бетонная (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 060), все нарушения, выявленные в ходе осмотра 18 февраля 2020 года подтверждаются. Ремонт указанной дороги в 2020 году – истекшем периоде 2021 года не проводился. Кроме того, установлено, что на ул. Бетонная отсутствует пересечение с железнодорожным переездом.

На автомобильной дороге по пр. Нефтяников (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 026), пр. Геофизиков (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 023), пр. Серийный (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 030), по пр. Аптечный (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 021) все нарушения, выявленные в ходе осмотра 18.02.2020 года подтверждаются. Ремонт указанной дороги в 2020 году – истекшем периоде 2021 года не проводился.

На автомобильной дороге по пр. Мирный (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 024) находится сооружение - переезд неохраняемый 4К/ПД (адрес: г.Волгоград, Дзержинский район, ст. Бетонная-товарная Мясокомбинат, лит. 258). Согласно техническому паспорту принадлежит ОАО «РЖД». Также установлено, что все нарушения, выявленные в ходе осмотра 18 февраля 2020 года подтверждаются. Ремонт указанной дороги в 2020 году – истекшем периоде 2021 году не проводился.

На автомобильной дороге по ул. Жигулевская (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 098), ш. Авиаторов (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ Н 007) нарушений не выявлено, так как осуществлен ремонт.

На автомобильной дороге по III Продольной магистрали (идентификационный номер 18 401 ОП МГ А) нарушения, указанные в акте осмотра 18 февраля 2020 года не подтвердились, так как частично осуществлялся ее ремонт.

При этом согласно контракту №1704 выполнения работ по объекту: «Ремонт ул. Домостроителей в Дзержинском районе Волгограда» от 25 июля 2017 года, с актом от 3 августа 2020 года о выполнении работ по гарантийным обязательствам «Ремонт ул. Домостроителей (от ул. Исторической до ул. Краснополянской) в Дзержинском районе Волгограда», устранены выпоры асфальтобетонного покрытия – 20 п.м.

При изложенных обстоятельствах, разрешая заявленные требования прокурора об оспаривании бездействия администрации Волгограда по неприведению в соответствие с установленными требованиями законодательства названных автомобильных дорог и элементов их обустройства, расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград, суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что указанные дороги, состояние которых не соответствует установленным нормативам и не обеспечивает безопасность дорожного движения, являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения города Волгограда, ремонт и содержание которых должно осуществляться органом местного самоуправление городского округа города Волгограда в соответствии с законодательством, техническими стандартами и регламентами в целях обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог.

Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.

В соответствии со статьей 13 Закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Статьей 17 Закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Документом, устанавливающим требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, является «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 года № 1245-ст, который признан национальным стандартом и введен в действие с 01.09.2018 г. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Согласно названному ГОСТу, в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.

В соответствии с пунктом 1 ГОСТ Р 50597-2017 настоящий Стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин (местного разрушения дорожного покрытия, имеющего вид углубления с резко очерченными краями), просадок (деформация дорожной одежды, имеющая вид углубления с плавно очерченными краями, без разрушения материала покрытия), проломов (полного разрушения дорожного покрытия на всю толщину, имеющего вид углубления с резко очерченными краями), колей (деформации покрытия с образованием углублений по полосам наката с гребнями или без гребней выпора) и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3 названного ГОСТа.

Пунктом 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А, а именно занижение обочины и разделительной полосы, деформации и разрушений, выбоин, просадок или проломов на полосах безопасности и краевых полосах, на укрепленной части обочины, превышения поперечного уклона относительно нормативного значения и т.д.), влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.4.

Как указано в пункте 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. Опоры дорожных знаков на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948.

В силу пункта 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

Пункт 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 предписывает, что дорожная разметка не должна иметь дефектов, указанных в таблице Б.2 приложения Б. Устранение дефектов осуществляют в сроки, приведенные в таблице 6.2.

Согласно пункту 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017 дорожные ограждения и бортовой камень не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.4 приложения Б (отсутствие элементов конструкции металлического дорожного ограждения, повреждение элементов конструкции металлических (в т.ч. тросовых) или железобетонных ограждений). Дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.4 названного ГОСТа.

В соответствии с пцнктом 6.8.2 ГОСТ Р 50597-2017, сборно-разборные искусственные неровности не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.7 приложения Б (нарушение целостности конструкции). Дефекты устраняют в сроки, приведенные таблице 6.7.

Пунктом 4.2. ГОСТа Р 50597-2017 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.

Владельцы дорог и улиц должны информировать пользователей дорог и улиц об изменении организации движения с помощью средств массовой информации, Интернета, информационных щитов и т.п.

С 01 апреля 2020 года Приказом Росстандарта от 20.12.2019 года №1425-ст введен в действие ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного

движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Пункт 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2019 предусматривает, что знаки, в том числе временные, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ 32945 или ГОСТ Р 52290, размещаться на опорах по ГОСТ 32948 и в процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ 33220 и ГОСТ Р 50597.

Допускается размещать знаки на опорах освещения при соблюдении расстояний по 5.1.7.

В силу пункта 6.2.1 ГОСТ Р 52289-2019 горизонтальную разметку наносят на дорожные одежды капитального и облегченного (асфальтобетонного вида) типов, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом.

Согласно пункту 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2019, в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных городских дорогах, магистральных улицах, улицах и дорогах местного значения, а в сельских поселениях - на улицах и дорогах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств.

Пункт 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2019 устанавливает, что линии и обозначения вертикальной разметки наносят на пролетные строения и опоры мостовых сооружений, торцевые поверхности порталов тоннелей, ограждения, парапеты, бордюрные камни и другие элементы оборудования дорог для улучшения их видимости участниками дорожного движения.

Пункт 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 устанавливает применение ограничивающих пешеходных ограждений.

В соответствии с пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 года №270-ст, с изменениями, утвержденными приказом Росстандарта от 09.12.2013 года №2218-ст.

Тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.

Пешеходные дорожки следует устраивать на участках подходов автомобильных дорог I-III категорий к населенным пунктам при интенсивности движения пешеходов более 200 чел./сут.

Тротуары и пешеходные дорожки устраивают:

- на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств;

Пешеходные дорожки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 33150.

Согласно п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м по СНиПу 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение" (утв. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010 года № 783).

Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают:

- на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м,

- на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут и более;

- на средних и больших мостах (путепроводах, эстакадах) в соответствии с таблицей 7, а также на всех мостах, путепроводах, эстакадах улиц;

- на пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос;

- на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 м;

- в транспортных автодорожных тоннелях и на подходах к въездным порталам;

- под путепроводами, на дорогах I-III категорий, если длина проезда под ними превышает 30 м;

- на пешеходных переходах в разных уровнях с проезжей частью;

- на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток;

- на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств по 5.3.2.1 и 5.3.3.1, на пешеходных переходах на проезжей части по 4.5.2.4, велосипедных и велопешеходных дорожках по 4.5.3.9 и ГОСТ 33150;

Опоры искусственного освещения на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947.

Документом, устанавливающим требования к искусственным неровностям, устраиваемым на проезжей части дорог и улиц городов и сельских поселений Российской Федерации, для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и правила их применения, является "ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 года № 295-ст).

В силу пункта 4.1.1 ГОСТ Р 52605-2006, искусственные неровности устраивают на отдельных участках дорог для обеспечения принудительного снижения максимально допустимой скорости движения транспортных средств до 40 км/ч и менее.

Согласно пункту 4.1.3 ГОСТ Р 52605-2006, длина искусственной неровности должна быть не менее ширины проезжей части. Допустимое отклонение - не более 0,2 м с каждой стороны дороги.

Для информирования водителей участки дорог с искусственными неровностями должны быть оборудованы техническими средствами организации дорожного движения: дорожными знаками и разметкой (пункт 4.1.5 ГОСТ Р 52605-2006).

В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (пункты 1 и 4 статьи 17 Закона № 257-ФЗ).

При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций проанализировав вышеуказанные обстоятельства и нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установив, что отмеченные в указанных актах обследования улично-дорожной сети города Волгограда нарушения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения административным ответчиком не устранены, автомобильные дороги не приведены в соответствие с требованиями ГОСТ, пришли к верному выводу об удовлетворении административного иска в части.

Как верно указано судами нижестоящих инстанций и подтверждается материалами дела, представленные прокурором доказательства, свидетельствуют о несоответствии рассматриваемых участков автомобильных дорог по пр. Аптечный, пр. Мирный, ул. Домостроителей на расстоянии не менее 10 м от железнодорожного переезда и до него, пр. Серийный, пр. Геофизиков, пр. Нефтяников на расстоянии не менее 10 м от железнодорожного переезда и до него, ул. Бетонная, пр. Мостовой установленным требованиям и нормативам, в том числе требованиям ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТа Р 52289-2019, что создает угрозу безопасности дорожного движения и причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Вместе с тем материалы дела не содержат доказательств осуществления органом местного самоуправления содержания и ремонта автомобильных дорог в соответствии с указанными требованиями и нормативами обеспечения безопасности дорожного движения на них и то, что участки указанных автомобильных дорог соответствуют требованиям законодательства, как не опровергнуто доказательствами отсутствие освещения на указанных выше дорогах и иных названных выше элементов инфраструктуры.

При этом как усматривается из материалов дела устранение административным ответчиком части ранее выявленных нарушений послужило основанием для отказа прокурора от требований административного иска в вышеназванной части, который обоснованно принят судами нижестоящих инстанций и производство в указанной части по

делу было прекращено ввиду того, что отказ от иска в части не противоречит федеральным законам и не нарушает права других лиц.

Судами нижестоящих инстанций так же верно было указано, что установленные сроки исполнения судебного акта учитывают необходимые процедуры осуществления организации подобного рода работ. При возникновении обоснованных препятствий в их осуществлении сторона имеет возможность обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.

Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.

Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.

Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 18 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 08 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Полный текст кассационного определения изготовлен 20 мая 2022 года.

Председательствующий

А.Е. Иванов

Судьи Н.В. УсенкоА.Е. Русаков