ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 8А-3226/202288А-11220/2022 от 29.03.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 8а-3226/2022 88а-11220/2022

номер дела суда 1-й инстанции 2а-47/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 29 марта 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Иванова А.Е.,

судей Шелудько В.В., Русакова А.Е.

рассмотрела кассационное представление прокурора Республики Калмыкия – Курмаева Е.Е., поступившее в суд первой инстанции 09 декабря 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 31 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Ики-Бурульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, правительству Республики Калмыкия и управлению ветеринарии Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по оформлению права собственности на скотомогильники (биотермические ямы), непринятии мер по консервации скотомогильников (биотермических ям), обязании принять меры к совершению указанных действий.

Заслушав доклад судьи Иванова А.Е., объяснения представителя Правительства Республики Калмыкия – Минькеева О.Д., старшего помощника прокурора Республики Калмыкия – Лиджиевой В.П., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор Ики-Бурульского района Республики Калмыкия обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, выразившегося в непринятии мер по оформлению права собственности и содержанию 8-ми скотомогильников (биотермических ям), расположенных на территории Кевюдовского, Ики-Бурульского, Буга-Бурульского, Приманычского, Чолунхамурского, Светловского, Утсалинского и Зундатолгического сельских муниципальных образований Республики Калмыкия, признании незаконным бездействия Правительства Республики Калмыкия, выразившегося в непринятии мер по консервации указанных 8-ми скотомогильников (биотермических ям) и обязании ответчиков принять меры.

Решением Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 17 мая 2021 года административные исковые требования удовлетворены.

Признано незаконным бездействие Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, выразившееся в непринятии мер по оформлению права собственности на 8 бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям), расположенных на территории Ики-Бурульского района Республики Калмыкия, с возложением на него обязанности по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на эти объекты.

Признано незаконным бездействие Правительства Республики Калмыкия, выразившееся в непринятии мер по консервации указанных скотомогильников с возложением на него и Управление ветеринарии Республики Калмыкия обязанности в пределах их компетенций организовать мероприятия по их консервации в соответствии с «СП 289.1325800.2017. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования» от 21 апреля 2017 года.

Установлен срок исполнения решения суда: Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия - 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда, Правительству Республики Калмыкия и Управлению ветеринарии Республики Калмыкия – 6 месяцев со дня исполнения решения Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия.

На Правительство Республики Калмыкия возложена обязанность сообщить в суд и прокурору Ики-Бурульского района Республики Калмыкия об исполнении решения суда в установленный срок.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 31 августа 2021 года решение Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 17 мая 2021 года отменено в части признания незаконным бездействия Правительства Республики Калмыкии, выразившегося в непринятии мер по консервации 8 скотомогильников (биометрических ям), расположенных согласно акту проверки прокуратуры Ики-Бурульского района Республики Калмыкия от 16 октября 2020 года на территории Кевюдовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия - в 1,5 км. юго-западнее п. Кевюды; на территории Ики-Бурульского сельского муниципального образования Республики Калмыкия – 2 км. западнее п. Ики-Бурул; на территории Бага-Бурульского сельского муниципального образования Республики Калмыкия – в 1,5 км. севернее п. Бага-Бурул; на территории Примычанского муниципального образования Республики Калмыкия – в 1,5 км. южнее п. Приманыч; на территории Чолунхамурского сельского муниципального образования Республики Калмыкия – в 1 км. западнее п. Чолун-Хамур, на территории Светловского сельского муниципального образования Республики Калмыкия – в 1 км. севернее п. Светлый; на территории Утсалинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия – в 1 км. южнее п. Уи-Сала; на территории Зундатолгинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия – в 8 км. восточнее п. Зунда Толга, а так же возложения обязанности на Правительство Республики Калмыкии в пределах своих компетенции по организации мероприятий по их консервации, установлении 6 (шести) - месячного срока исполнения указанных мероприятий и о сообщении в суд и прокурору Ики-Бурульского района об исполнении решения суда в установленный срок – отменить и принять по делу в этой части новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора к Правительству Республики Калмыкия.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

В кассационном представлении, поданном в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, прокурор Республики Калмыкия Курмаев Е.Е. просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.

От представителя Правительства Республики Калмыкия – Минькеева О.Д. поступили возражения, в которых представитель выражает несогласие с доводами кассационного представления и полагает необходимым оставить без изменения апелляционное определение, кассационное представление – без удовлетворения.

В судебном заседании суда кассационной инстанции старший помощник прокурора Республики Калмыкия – Лиджиева В.П. доводы кассационного представления поддержала, настаивала на отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Правительства Республики Калмыкия – Минькеев О.Д. доводам кассационного представления возражал, просил обжалуемое апелляционное определение оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационного представления и возражений на него, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как установлено судами нижестоящих инстанций и подтверждается материалами дела, по результатам проведенной прокуратурой Ики-Бурульского района Республики Калмыкия проверки исполнения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части соблюдения требований по санитарно-защитным зонам, соответствия ветеринарно-санитарным правилам скотомогильников, установлено, что на территории Ики-Бурульского района Республики Калмыкия расположены 8 указанных в административном иске скотомогильников (биотермических ям).

Права на эти указанные не зарегистрированы, на кадастровый учет захоронения не поставлены, сведения о границах санитарно-защитной зоны скотомогильников, как зоны с особыми условиями использования территорий с особым правовым режимом, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Разрешая заявленные прокурором исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, верно исходил из того, что допущенным бездействием нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду, поскольку полномочия по осуществлению правомочий собственника по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Калмыкия, возложены на Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, указанный орган обязан провести мероприятия по постановке данного имущества на кадастровый учет, регистрации права собственности на объекты захоронения; ввиду отнесения полномочий по организации мероприятий по консервации скотомогильников (биотермических ям) к компетенции Управления ветеринарии Республики Калмыкия на указанный орган возложена обязанность провести соответствующие мероприятия.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов нижестоящих инстанций.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 вышеназванного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 года № 27, скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов.

Согласно Указу Президента РФ от 11 марта 2019 года № 97 «Об основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» одной из основных задач государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности является совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения биологической безопасности при эксплуатации скотомогильников, биотермических ям, организаций по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов, а также обращение бесхозяйных скотомогильников и биотермических ям в собственность органов государственной власти субъектов РФ (подпункты 13 и 14).

По смыслу приведенных норм биотермические ямы (скотомогильники) с момента создания являются государственной собственностью, субъекты Российской Федерации имеют право выступать в качестве собственников таких объектов, вопросы по принятию в собственность, содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

В силу положений статьи 1 Закона Республики Калмыкия от 2 ноября 1998 года № 1-II-З «О Правительстве Республики Калмыкия» Правительство Республики Калмыкия является постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Республики Калмыкия, является коллегиальным органом, входит в систему органов исполнительной власти Республики Калмыкия и обеспечивает их согласованную деятельность в интересах населения Республики Калмыкия, обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия, законов и иных нормативных правовых актов Республики Калмыкия на территории Республики Калмыкия.

В соответствии с Положением о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20 февраля 2013 года № 65, данное Министерство является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим от имени Республики Калмыкия правомочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Калмыкия, а также земельными участками, находящимися в собственности Республики Калмыкия. Министерство в сфере управления и распоряжения республиканским имуществом выступает от имени Республики Калмыкия заявителем при государственной регистрации права собственности Республики Калмыкия на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 5.1.6); организует учет республиканского имущества, осуществляет ведение Реестра государственного имущества Республики Калмыкия (пункт 5.1.9).

Положением об Управлении ветеринарии Республики Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 28 июня 2012 года № 220, установлено, что Управление является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим функции по выработке государственной политики Республики Калмыкия, нормативно-правовому регулированию, контролю, оказанию государственных услуг в сфере ветеринарии (пункт 1), организует и реализует мероприятия по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных (пункт 4.2), организует мероприятия по консервации скотомогильников (биотермических ям) (пункт 4.8.1).

При изложенных обстоятельствах, отменяя решение суда первой инстанции в части и принимая по делу новое решение в указанной части, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что в силу действующего нормативного регулирования реализация мер по постановке на кадастровый учет, регистрация права собственности Республики Калмыкия на указанные выше биотермические ямы (скотомогильники), а также организация мероприятий по их консервации, отнесено к компетенции соответственно Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкии и Управления ветеринарии Республики Калмыкия.

При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя представления, изложенные в кассационном представлении, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационном представлении, аналогичными позиции подателя представления в суде апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.

Выводов суда они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационного представления и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.

Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 31 августа 2021 года оставить без изменения, кассационное представление – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Полный текст кассационного определения изготовлен 05 апреля 2022 года.

Председательствующий

А.Е. Иванов

Судьи В.В. ШелудькоА.Е. Русаков