ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 8А-4294/202288А-12071/2022 от 31.03.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 8а-4294/2022 88а-12071/2022

номер дела суда 1-й инстанции 2а-1248/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 31 марта 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Иванова А.Е.,

судей Шелудько В.В., Карасовой Н.Х.

рассмотрела кассационную жалобу администрации города Симферополя Республики Крым, поступившую в суд первой инстанции 17 января 2022 года, на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 05 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 02 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Боевой З.М., Газиевой С.Э., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Газиева М.Х., Газиевой Э.Х. к администрации города Симферополя, МКУ департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя о признании незаконным постановления № 2134 от 12 апреля 2021 года незаконным и обязании совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Иванова А.Е., объяснения представителя Боевой З.М., Газиевой Э.Х. и Газиевой С.Э. – Турыгиной А.С., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

административные истцы Боева З.М., Газиева С.Э., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Газиева М.Х., Газиевой Э.Х. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации города Симферополя, МКУ департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя о признании незаконным постановления № 2134 от 12 апреля 2021 года незаконным и обязании совершить определенные действия.

Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 05 августа 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.

Судом признано незаконным постановление администрации города Симферополя от 12 апреля 2021 года № 2134 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Боевой З.М., Газиеву М.Х., Газиевой С.Э., Газиевой Э.Х.».

Суд обязал администрацию города Симферополя, МКУ департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя в пределах предоставленных полномочий повторно рассмотреть заявление Газиевой С.Э., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Газиева М.Х., Боевой З.М, Газиевой Э.Х. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления бесплатно в собственность земельного участка площадью 839 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, от 16 февраля 2021 года № 2167/40/05-06 с учетом установленных по делу обстоятельств.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 02 ноября 2021 года оставлено без изменения решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 05 августа 2021 года.

В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации города Симферополя Республики Крым – Дружкова О.А. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

От представителя Боевой З.М., Газиевой Э.Х. и Газиевой С.Э. – Турыгиной А.С. поступили возражения, в которых представитель выражает несогласие с доводами кассационной жалобы и полагает необходимым оставить без изменения решение суда первой и апелляционной инстанции, кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Боевой З.М., Газиевой Э.Х. и Газиевой С.Э. – Турыгина А.С. доводам кассационной жалобы возражала, настаивала на оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 20 октября 2017 года по гражданскому делу №2-1525/2017 за Газиевой С.Э. признано право собственности на ? долю жилого дома по адресу: <адрес> общей площадью 190,5 кв.м. в порядке наследования после смерти Газиева Х.М., умершего 03 сентября 2011 года; за Боевой З.М. признано право собственности на ? долю жилого дома по адресу: <адрес> общей площадью 190,5 кв.м. в порядке наследования после смерти Газиева Х.М., умершего 03 сентября 2011 года, за Газиевым М.Х. признано право собственности на ? долю жилого дома по адресу: <адрес>, общей площадью 190,5 кв.м. в порядке наследования после смерти Газиева Х.М., умершего 03 сентября 2011 года, за Газиевой Э.Х. признано право собственности на ? долю жилого дома по адресу: <адрес> общей площадью 190,5 кв.м. в порядке наследования после смерти Газиева Х.М., умершего 03 сентября 2011 года.

На основании указанного решения суда за Боевой З.М., Газиевым М.Х., Газиевой Э.Х., Газиевой С.Э. зарегистрировано право общей долевой собственности по ? доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 190,5 кв.м. за каждым, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

02 февраля 2021 года Газиева С.Э., действующая в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего сына Газиева М.Х., Боева З.М., Газиева Э.Х. посредством своего представителя Овчинниковой Е.М., действующей на основании доверенности от 22 марта 2018 года обратились в администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением, зарегистрированным 16 февраля 2021 года вх. № 2167/40/05-06 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления бесплатно в собственность земельного участка площадью 839 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, на основании пункта 7 статьи 18 Закона Республики Крым № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и некоторых вопросах земельных отношений».

Постановлением администрации города Симферополя Республики Крым от 12 апреля 2021 года № 2134 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Боевой З.М., Газиеву М.Х., Газиевой С.Э., Газиевой Э.Х.» административным истцам отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению от 16 февраля 2021 года № 2167/40/05-06, площадью 839 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Регулирование отношений по использованию и охране земель как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе.

Положениями статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов.

Пунктами 1 и 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации регламентированы сведения, подлежащие указанию в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а так же перечень документов, подлежащих предоставлению с заявлением.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В силу пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

В соответствии с пунктом 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым урегулированы Законом Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон №38-ЗРК).

Статьей 1 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» установлено, что предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» устанавливает Закон Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».

В силу части 7 статьи 18 Закона №66-ЗРК гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов. При этом правила статей 3 - 6 настоящего Закона в отношении указанных случаев не применяются.

Постановлением администрации города Симферополя Республики Крым от 25 сентября 2020 года №5513 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» (далее – Административный регламент).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 13.2 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является случай, когда земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 14.1-19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, отказывая в предварительном согласовании предоставления земельного участка и согласования схемы расположения земельного участка по улице Коктебель, 8, в городе Симферополе, администрация города Симферополя Республики Крым ссылаясь на подпункт 2 пункта 8 статьи 39.15, подпункт 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункт 2 пункта 13.2 Административного регламента, указала, что основанием для принятия данного постановления послужили сведения из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которым право общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером , расположенный на испрашиваемом земельном участке, было зарегистрировано 20 апреля 2018 года № на основании решения Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 20 октября 2017 года по делу

Как следует из решения Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 20 октября 2017 года по гражданскому делу № 2-1525/2017, наследодатель Газиев Х.А. умер 03 сентября 2011 года, а соответственно принадлежащий ему целый жилой дом, общей площадью 190,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, перешел в собственность Боевой З.М., Газиевой С.Э., Газиева М.Х., Газиевой Э.Х. в порядке наследования с момента смерти наследодателя в 2011 году.

Согласно подпункту 23 пункта 1 Перечня документов, подтверждающих наличие раннее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года № 264, документами, подтверждающими наличие раннее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года являются решение суда о признании права собственности на объект недвижимого имущества, об установлении факта права собственности на объект недвижимого имущества, о передаче бесхозяйного недвижимого имущества в коммунальную собственность.

При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций удовлетворяя административные исковые требования пришли к верному выводу о том, что у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по основаниям подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15, подпункт 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункт 2 пункта 13.2 Административного регламента в связи с ошибочным определением момента возникновения права собственности на жилой дом, с кадастровым номером – 20 апреля 2018 года (дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений на основании решения Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 20 октября 2017 года по гражданскому делу № 2-1525/2017), в связи с чем оспариваемое постановление администрации города Симферополя было признано незаконным.

Таким образом, с учетом установленных вступившим в законную силу решением от 20 октября 2017 года №2-1525/2017 обстоятельств, право собственности истцов на жилой дом возникло до 18 марта 2014 года, поскольку такое право у них возникло с момента смерти наследодателя Газиева Х.А., имевшей место 03 сентября 2011 года.

Таким образом, при обращении 16 февраля 2021 года административных истцов в администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с предоставлением к указанному заявлению пакета документов, в том числе решения Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 20 октября 2017 года по делу №2-1525/2017, административными истцами были соблюдены условия, предусмотренные частью 7 статьи 18 Закона № 66-ЗРК.

При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.

Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.

Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.

Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 05 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 02 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Полный текст кассационного определения изготовлен 07 апреля 2022 года.

Председательствующий

А.Е. Иванов

Судьи В.В. ШелудькоН.Х. Карасова