ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 8А-6375/202288А-13133/2022 от 12.04.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 8а-6375/2022 88а-13133/2022

номер дела суда 1-й инстанции 2а-180/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 12 апреля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Иванова А.Е.,

судей Шелудько В.В., Русакова А.Е.

рассмотрела кассационную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю, поступившую в суд первой инстанции 03 февраля 2022 года, на решение Тимашевского районного суда Краснодарского края от 25 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 05 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю к Тимашевской районной общественной организации «Федерация танцевального спорта Тимашевского район» о признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении из ЕГРЮЛ.

Заслушав доклад судьи Иванова А.Е., объяснение представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю Муратовой Т.В., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации обратилось в суд к Тимашевской районной общественной организации «Федерация танцевального спорта Тимашевского района» о признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении из ЕГРЮЛ.

В обосновании исковых требований указало на нарушение со стороны Тимашевской районной общественной организации «Федерация танцевального спорта Тимашевского района» требований Федерального закона «О некоммерческих организациях», Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», что послужило основанием для обращения в суд.

Решением Тимашевского районного суда Краснодарского края от 25 января 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 05 августа 2021 года решение Тимашевского районного суда Краснодарского края от 25 января 2021 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю просит отменить обжалуемые судебные акты, по делу вынести новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю Муратова Т.В. доводы кассационной жалобы поддержала, просила отменить обжалуемые судебные акты, по делу вынести новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежит отмене, что обусловлено следующим.

Как следует из материалов дела 5 марта 2003 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об образовании Тимашевской районной общественной организации «Федерация танцевального спорта Тимашевского района», зарегистрированной 2 апреля 2002 года, регистрационный номер

По результатам проведенной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю проверки указанной общественной организации на предмет соответствия его деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям, были выявлены нарушения со стороны общественной организации, Федерального закона «О некоммерческих организациях», Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В нарушение указанного законодательства административный ответчик не предоставил в регистрирующий орган за 2018 год сведения, предусмотренные абзацем 4, 8 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Также Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю в адрес некоммерческой организации выносилось и направлялось письменное предупреждение с требованием устранить допущенные нарушения за 2019 год. Предупреждение некоммерческой организации не исполнено.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что в данном случае по делу не установлено обстоятельств, позволяющих применить в отношении административного ответчика исключительную меру - ликвидацию организации, как единственно возможную в целях устранения допущенных нарушений закона, учитывая, что административным истцом не приведено доказательств применения к административному ответчику каких-либо иных мер воздействия в целях устранения выявленных нарушений и недейственности таких мер. При этом суды нижестоящий инстанций руководствовались положениями части 1 статьи 26 и статьи 44 «Об общественных объединениях».

Вместе с тем судами нижестоящих инстанций не учтено следующее.

Конституции Российской Федерации гарантирует, что каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется (статья 30, часть 1).

Право на объединение и свобода деятельности общественных объединений относятся к правам коллективным. Государство во исполнение положений статей 18, 71 (пункты «в», «о») и 76 Конституции Российской Федерации обязано определить в федеральном законе правовое положение общественных объединений, в том числе установить условия их признания в качестве юридических лиц, порядок их учреждения, государственной регистрации и прекращения деятельности, содержание правоспособности, исходя из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации возможные ограничения, затрагивающие названные конституционные права, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.

Обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том, что в силу части первой статьи 41 Федерального закона «Об общественных объединениях» их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.

Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов как в судебном, так и во внесудебном порядке и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.

Согласно статье 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, то есть неисполнение обязанности информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В пункте 3.1 Определения Конституционного Суда РФ от 28.06.2012 № 1246-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы региональной общественной организации «Молодежный центр поэзии, музыки и кулинарного искусства» и гражданки Насоновой Н.А. на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей, четвертой и пятой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» разъяснено, что при рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу общественной организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.

Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении общественной организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации, которая имеет значение запрета на деятельность общественных объединений независимо от факта их государственной регистрации в качестве юридического лица (части четвертая и пятая статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Как следует из материалов дела Тимашевская районная общественная организации «Федерация танцевального спорта Тимашевского района» на протяжении нескольких лет нарушает названные требования законодательства, включая нормы статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», указанные нарушения являются не только неоднократными, но и грубыми, поскольку препятствуют установлению в деятельности административного ответчика признаком иностранного агента.

Как уже было отмечено выше, непредставление в установленный срок документов отчетности свидетельствует не только о фактическом прекращении Тимашевской районной общественной организации «Федерация танцевального спорта Тимашевского района» своей деятельности, но и о нарушении ею законодательства.

Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют, поскольку предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств дела, судами нижестоящих инстанций не выполнены.

При таких данных судами нижестоящих инстанций допущены существенные нарушения норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного решения, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемых судебных актов с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении административного дела суду необходимо принять во внимание изложенное выше, разрешить дело в соответствии с требованиями процессуального закона, нормами материального права, а также с соблюдением прав, свобод и законных интересов сторон.

Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Тимашевского районного суда Краснодарского края от 25 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 05 августа 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Полный текст кассационного определения изготовлен 19 апреля 2022 года.

Председательствующий

А.Е. Иванов

Судьи В.В. Шелудько А.Е. Русаков