ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № А-12144/20 от 04.08.2020 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

Дело а-12144/2020

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего: Кулешовой Е.А.,

судей: Зеленского А. М., Широковой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» на решение Ленинградского областного суда от 08 ноября 2019 года по делу №3а-285/2019, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции суда от 11 марта 2010 года по административному исковому заявлению прокурора Ленинградской области о признании недействующими приказов комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 12 апреля 2019 г. №78-пп «Об утверждении производственных программ в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» (филиал «Новогорелово» АО «ЛОКС») на 2019 год», №78-п «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» (филиал «Новогорелово» АО «ЛОКС») на 2019 год», №78-пн «Об установлении тарифов на услуги в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведение акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» (филиал «Новогорелово «АО «ЛОКС») на 2019 год»

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения представителей акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» ФИО1, ФИО2, представителя комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области – ФИО3, поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения представителя администрации муниципального образования «Виллозское сельское поселение» - ФИО4, директора муниципального унитарного предприятия «Управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования «Виллозское сельское поселение» (МУП УЖКХ МО ФИО5) ФИО6, возражавших против доводов, изложенных в кассационной жалобе, объяснения прокурора Леонтьева С.А., просившего оставить решения суда без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее-ЛенРТК) от 12 апреля 2019 г. №78-пп утверждены производственные программы в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения АО «ЛОКС» (филиал «Новогорелово») на 2019 год для потребителей п.Новогорелово муниципального образования «Виллозское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (далее- приказ №78-п).

Приказом ЛенРТК от 12 апреля 2019 г. №78-п утверждены тарифы на питьевую воду и водоотведение АО «ЛОКС» (филиал «Новогорелово» АО «ЛОКС») для потребителей п.Новогорелово муниципального образования «Виллозское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области на периоды: со дня вступления в силу настоящего приказа по 30.06.2019 г., с 01.07.2019 г. по 31.12.2019 г. (далее-приказ №78-п).

Приказом ЛенРТК от 12 апреля 2019 г. №78-пн утверждены тарифы на услуги в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения АО «ЛОКС» (филиал «Новогорелово» АО «ЛОКС»), для населения п.Новогорелово муниципального образования «Виллозское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области на периоды: со дня вступления в силу настоящего приказа по 30.06.2019 г.. с 01.07.2019 по 31.12.2019 г. (далее-приказ №78пн).

Приказы ЛенРТК №№78-пп, 78-п и 78-пн размещены 12 апреля 2019 г. на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области, вступили в силу с 12 апреля 2019 г.

Прокурор Ленинградской области обратился в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просил признать не действующими с момента принятия приказы ЛенРТК от 12 апреля 2019 г. №№ 78-пп, 78-п, 78-пн.

В обоснование требований указано, что АО «ЛОКС» не является гарантирующей организацией, не осуществляет забор (подъем) воды и (или) водоподготовку, очистку сточных вод на территории пос.Новогорелово муниципального образования «Виллозское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области.

Таким образом, АО «ЛОКС» не отвечает требованиям пунктов 5 и 6 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406, предъявляемым к организациям, в отношении которых могут быть установлены тарифы в указанной сфере.

Соответственно, утверждение производственных программ, установление тарифов на услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей (включая население) для АО «ЛОКС» произведено ЛенРТК с нарушением приведенных федеральных норм, то есть с превышением компетенции, и свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, предусмотренного пп. «д» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. №96 (далее-Методика), а именно- принятие нормативного правового акта за пределами компетенции.

Оспариваемыми приказами делается исключение из общих правил, определенных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. №406, при которых могут устанавливаться тарифы на питьевую воду и водоотведение, что указывает на наличие коррупциогенного фактора, предусмотренного п.п. «в» п. 3 Методики- выборочное изменение объема прав.

Решением Ленинградского областного суда от 08 ноября 2019 года, изменённым апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции суда от 11 марта 2010 года административное исковое заявление прокурора удовлетворено. Признаны недействующими с даты принятия приказы ЛенРТК от 12 апреля 2019 г. №№78-пп, 78-п, 78-пн.

Сообщение о принятом решении суда надлежало опубликовать в официальном печатном издании.

На вступившие в законную силу судебные акты акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» подало кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. Ссылается на нарушение судами норм материального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких обстоятельств судом не установлено.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее-Федеральный закон №416-ФЗ), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее- Основы ценообразования), Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее-Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. №406, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ от 27.12.2013 №1746-э(далее-Методические указания).

Пунктом 5 Основ ценообразования предусмотрено, что после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает:

а) для гарантирующей организации - тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду и тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 настоящего документа;

б) для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку холодной воды, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы на питьевую воду и (или) на техническую воду в случае, если регулируемая организация осуществляет забор (подъем) воды и (или) водоподготовку.

То есть тарифы на питьевую воду, водоснабжение и водоотведение, вопреки утверждениям, содержащимся в кассационной жалобе, могут быть утверждены только для гарантирующей организации.

В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования после определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере водоотведения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает:

а) для гарантирующей организации - тарифы на водоотведение и на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам такие отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 настоящего документа;

б) для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку сточных вод, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы на водоотведение в случае, если регулируемая организация осуществляет очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.

Постановлением администрации муниципального образования «Виллозское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 20 декабря 2017 г.№ 722 зоной деятельности гарантирующей организации МУП УЖКХ МО ФИО5 определены следующие населенные пункты: г.п.Виллози, д.Малое Карлино, д.Мурилово, д.Перекюля, п.Новогорелово, а также вся территория Виллоозского городского поселения вне черты указанных населенных пунктов.

Приказом ЛенРТК от 20 декабря 2018 г. № 524-п установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение МУП УЖКХ МО ФИО5 на 2019 -2023 гг. для потребителей муниципального образования «Виллозское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области.

Приказом ЛенРТК от 20 декабря 2018 г. №636-пн установлены тарифы на услуги в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения МУП УЖКХ МО ФИО5, оказываемые населению муниципального образования «Виллозсское сельское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, на 2019 г.

Из материалов дела следует, что в соответствии с договорами №28-12/2016-1 от 28.12.2016 и № 28-12/2016-2 от 28.12.2016 АО «ЛОКС» построены и подключены магистральные сети водопровода пос.Новогорелово, сети напорной канализации пос.Новогорелово, канализационная насосная станция (КНС) пос.Новогорелово, хозяйственно-бытовая канализация пос.Новогорелово.

11 февраля 2019 г. в ЛенРТК поступило заявление АО «ЛОКС» об установлении тарифов на услуги водоснабжения (питьевая вода) и услуги водоотведения, оказываемые филиалом «Новогорелово» АО «ЛОКС» на 2019 г. методом экономически обоснованных расходов. В заявлении указано, что филиал «Новогорелово» АО «ЛОКС» с 01.03.2019 г. будет осуществлять эксплуатацию магистральных сетей водопровода, сетей напорной канализации, канализационной насосной станции, хозяйственно-бытовой канализации в пос.Новогорелово.

20 марта 2019 г. ЛенРТК уведомил АО «ЛОКС» об открытии тарифных дел об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения №№75-В, 70-К.

12 апреля 2019 г. ЛенРТК утверждено экспертное заключение по обоснованию уровней тарифов на услуги в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения, оказываемые акционерным обществом «Ленинградские областные коммунальные системы» (филиал «Новогорелово» АО «ЛОКС») потребителям муниципального образования «Виллозское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области в 2019 году, из которого следует, что при расчете тарифов применен метод экономически обоснованных расходов (затрат) (далее-экспертное заключение).

Согласно экспертному заключению в расчет тарифов на водоснабжение в составе расходов на сырье и материалы не включены расходы на реагенты, так как АО «ЛОКС» покупает воду питьевого качества. Так как АО «ЛОКС» передает сточные воды для очистки в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», то в расчет тарифов на водоотведение не включены в составе расходов на сырье и материалы расходы на реагенты.

В производственной программе по водоснабжению (питьевая вода) указано, что АО «ЛОКС» получает 527,25 тыс.куб.м. воды и подает данный объем воды в водопроводную сеть.

В производственной программе по водоотведению отражено, что АО «ЛОКС» принимает сточные воды в объеме 417,87 тыс.куб.м. и передает их на очистку другим организациям.

Оспариваемые производственные программы АО «ЛОКС», тарифы на водоснабжение и водоотведение утверждены на заседании правления ЛенРТК 12 апреля 2019г.

Установив изложенные обстоятельства, учитывая постановление администрации муниципального образования «Виллозское городское поселение» от 20 декабря 2017 г. №722, руководствуясь пунктом 2 Основ ценообразования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что АО «ЛОКС» (филиал «Новогорелово») не является гарантирующей организацией пос.Новогорелово муниципального образования «Виллозское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области.

В пункте 4 статьи 2 Федерального закона №416-ФЗ разъяснено, что под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

К водоподготовке относится обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды (пункт 3 статьи 2 Федерального закона №416-ФЗ).

В статье 23 Федерального закона №416-ФЗ, регулирующий вопросы обеспечения качества питьевой воды, указано, что забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Разъяснения понятия «забор (подъем) воды» действующее законодательство в сфере тарифного регулирования в сфере водоснабжения не содержит.

Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона №416-ФЗ определено, что водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Из положений пункта 18 Методических указаний следует, что под обращением с осадком сточных вод следует понимать обезвоживание, обезвреживание и захоронение осадка сточных вод.

Исследовав представленные в суд договоры водоснабжения и водоотведения, экспертное заключение, производственные программы и выписки из протокола заседания правления ЛенРТК от 12.04.2019, иные материалы дела, суды первой и апелляционной инстнций пришли к обоснованному выводу о том, что АО «ЛОКС» не осуществляет забор (подъем) воды и (или) водоподготовку при водоснабжении пос.Новогорелово, и не осуществляет очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод при водоотведении пос.Новогорелово.

Соответственно, законные основания, предусмотренные пунктами 5 и 6 Основ ценообразования, для тарифного регулирования в области водоснабжения и водоотведения в отношении АО «ЛОКС», отсутствовали.

Судом первой инстанции установлено, что постановлением администрации МО «Виллозское ГП» от 20.12.2017 № 722 зоной деятельности гарантирующей организации МУП «УЖКХ МО ФИО5» определены следующие населенные пункты: г.п. Виллози, д.Малое Карлино, д.Ретееля, д.Аропакузи, д.Рассколово, д.Кавелахта, д.Пикколово, д.Вариксолово, д.Мурилово, д.Перекюля, п.Новогорелово, а также вся территория Виллозского городского поселения вне черты указанных населенных пунктов (т.1 л.д.32).

Следовательно, АО «ЛОКС» (филиал «Новогорелово») не определена администрацией МО «Виллозское ГП» как гарантирующая организация.

Только, 01.07.2019 в администрацию МО «Виллозское ГП» поступило заявление АО «ЛОКС» о необходимости внесения изменений в муниципальные правовые акты МО «Виллозское городское поселение» в части определения АО «ЛОКС» (филиал «Новогорелово») гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения п.Новогорелово (т.1 л.д.,163).

08.05.2018 ЛенРТК получило уведомление МУП УЖКХ МО ФИО5 о том, что в зону деятельности гарантирующей организации МУП УЖКХ МО ФИО5 включен п.Новогорелово (т.1 л.д.28).

03.09.2018 в ЛенРТК поступило заявление Врио главы администрации Виллозского городского поселения о проверке законности осуществления АО «ЛОКС» деятельности по водоснабжению и водоотведению многоквартирных жилых домов на территории п.Новогорелово, поскольку на территории Виллозского городского поселения единственной гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения определено МУП «УЖКХ МО ФИО5» (т.3 л.д.165).

Следовательно, на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов ЛенРТК было достоверно известно, что АО «ЛОКС» (филиал «Новогорелово») не определено в качестве гарантирующей организации, в том числе, и для пос.Новогорелово.

Указанное обстоятельство подтверждается и экспертным заключением ЛенРТК, в котором указано, что АО «ЛОКС» не наделено статусом гарантирующей организации на территории МО «Виллозское городсоке посление».

Доводы административного ответчика и заинтересованных лиц о незаконности определения МУП «УЖКХ МО ФИО5» в качестве гарантирующей организации для пос.Новогорелово правильно расценены судом первой инстанции как не имеющие отношения к предмету настоящего спора, поскольку при принятии оспариваемых приказов ЛенРТК следовало руководствоваться действующими и не признанными в установленном законом порядке правовыми актами органа местного самоуправления об определении гарантирующей организации.

Каких-либо доказательств, опровергающих указанный вывод суда, материалы дела не содержат.

С учетом изложенного, суд правомерно указал на незаконность утверждения приказом ЛенРТК от 12.04.2019 №78-пп производственных программ по водоснабжению и водоотведению для АО «ЛОКС», поскольку в соответствии со ст.ст.2,31,41 Федерального закона №416-ФЗ производственная программа может быть утверждена только в отношении гарантирующей или иной регулируемой организации, осуществляющей водоснабжение, водоотведение.

Судом обоснованно учтено, что тарифное регулирование в отношении АО «ЛОКС» в области водоснабжения и водоотведения потребителей (включая население) пос.Новогорелово муниципального образования Виллозское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, установленное оспариваемыми приказами ЛенРТК от 12.04.2019 №№78-п, 78-пн, по существу является дублирующим, так как ранее приказами ЛенРТК от 20.12.2018 №№524-п, 636-пн в отношении иной организации - МУП УЖКХ МО ФИО5 (на тот же период времени) были установлены тарифы в области водоснабжения и водоотведения для потребителей (включая население) муниципального образования Виллозское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, в том числе и для потребителей (включая население) пос.Новогорелово.

Наличие дублирующих актов по тарифному регулированию в области водоснабжения и водоотведения для одних и тех же потребителей, на один и тот же период времени, но осуществленное в отношении различных организаций может привести к правовой неопределенности при применении указанных региональных нормативных правовых актов.

Между тем, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Утверждение о том, что АО «ЛОКС» осуществляет деятельность по очистке воды, водоподготовку, осуществляет забор (подъем воды) является несостоятельным, так как не основано на собранных по делу доказательствах.

Эксплуатация канализационной насосной станции, очистка решеток на канализационных станциях поселка Новогорелово не является в силу приведенного законодательства деятельностью по очистке воды (при водоотведении) и деятельностью по обращению с осадком сточных вод.

Суждение о том, что положения пунктов 5 и 6 Основ ценообразования применимы только для случаев единых централизованных систем водоснабжения, водоотведения не основаны на содержании приведенных федеральных норм и не согласуются с иными нормами в указанной сфере правового регулирования.

Суд апелляционной инстанции правильно, в соответствии со ст.215 КАС РФ и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признал приказы ЛенРТК от 12.04.2019 №№78-пп, 78-п, 78-пн недействующими с даты принятия. ЛенРТК в силу положений пунктов 5,6 Основ ценообразования, ст.ст.2, 31, 41 Федерального закона №416-ФЗ был не вправе принять оспариваемые приказы от 12 апреля 2019 г. №№ 78-пп, 78-п, 78-пн.

При этом, оспариваемые приказы ЛенРТК имели ограниченный срок действия, утратили силу с 1 января 2020 г., поэтому признание их недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В кассационной жалобе АО «ЛОКС» просит дать другую оценку содержащимся в материалах дела доказательствам.

Однако в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Таким образом, оценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушений норм процессуального права при принятии доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов нет.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинградского областного суда от 08 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции суда от 11 марта 2010 года по административному исковому заявлению прокурора Ленинградской области о признании недействующими приказов комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 12 апреля 2019 г. №78-пп «Об утверждении производственных программ в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» (филиал «Новогорелово» АО «ЛОКС») на 2019 год», №78-п «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» (филиал «Новогорелово» АО «ЛОКС») на 2019 год», №78-пн «Об установлении тарифов на услуги в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведение акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» (филиал «Новогорелово «АО «ЛОКС») на 2019 год» оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: