ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № А-2850/20 от 26.02.2020 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело А-2850/2020

а-397/2018

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<адрес> 26 февраля 2020 г.

Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев кассационную жалобу лица, не привлеченного к участию в деле, - федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Приэльбрусье» на определение Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному исковому заявлению Эльбаевой М.Я. к МУ «Местная администрация сельского поселения Эльбрус» о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,

установил:

решением Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Эльбаевой М.Я. к МУ «Местная администрация сельского поселения Эльбрус» удовлетворено. Признано незаконным и отменено решение МУ «Местная администрация сельского поселения Эльбрус» от ДД.ММ.ГГГГ-р об отказе в выдаче разрешения на строительство. На МУ «Местная администрация сельского поселения Эльбрус» возложена обязанность выдать разрешение на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>, район ЦАО «Терскол», на земельном участке с кадастровым номером <адрес> на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.

На решение Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ подана апелляционная жалоба лицом, не привлеченным к участию в деле, - федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный парк «Приэльбрусье» (далее - ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье», учреждение). Одновременно указанным учреждением подано ходатайство о восстановлении процессуального срока для подачи апелляционной жалобы на судебное постановление. В обоснование ходатайства о восстановлении срока и апелляционной жалобы указано на то, что судебным постановлением затрагиваются права ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье», поскольку на земельном участке, за разрешением на строительство на котором обратилась Эльбаевой М.Я., имеются лесные насаждения (деревья), относящиеся к первой группе лесов; принятие решения о выдаче разрешения на вырубку этих лесов относится к компетенции данного учреждения. Между тем к участию в деле ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» не привлечено, копия обжалуемого судебного постановления им получена только в мае 2019 г.

Определением Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении ходатайства ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи апелляционной жалобы на решение Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» просит отменить судебные акты, принятые по его ходатайству о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи апелляционной жалобы на решение Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.

В силу части 1 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные приказы, судебные акты по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, определения, которыми не оканчивается производство по административному делу, и вынесенные по результатам их обжалования судебные акты могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным настоящей главой, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, в кассационный суд общей юрисдикции и в случае рассмотрения обжалуемого судебного акта кассационным судом общей юрисдикции - в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации или Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Кассационные жалоба, представление на судебный акт, указанный в части 1 настоящей статьи, рассматриваются судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления. С учетом характера и сложности административного дела, а также доводов кассационных жалобы, представления и возражений относительно кассационных жалобы, представления лица, участвующие в деле, могут быть вызваны в судебное заседание (часть 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Оснований для проведения судебного заседания с вызовом лиц, участвующих в деле, не установлено. При этом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы стороны уведомлены.

Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права допущены судами первой и апелляционной инстанций, в связи с чем имеются основания для отмены определения Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ

Отказывая в удовлетворении ходатайства ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи апелляционной жалобы на решение Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок, на котором планируется строительство многоквартирного дома, расположен на территории сельского поселения Эльбрус Эльбрусского муниципального района, правом выдачи разрешения на строительство на территории сельских поселений администрации особо охраняемых природных территорий не обладают, следовательно вопрос о правах и обязанностях данного учреждения судом не разрешался; о состоявшемся по административному исковому заявлению Эльбаевой М.Я. судебном постановлении учреждению стало известным ДД.ММ.ГГГГ при обращении Гузиевой Л.Я. в интересах Эльбаевой М.Я. за получением разрешения на вырубку леса, а в суд ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» обратилось только ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя более трех месяцев, доказательств уважительности причин пропуска срока заявителем не представлено.

С выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.

Выводы судов первой и апелляционной инстанции являются преждевременными, основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.

Согласно части 2 статьи 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.

Разрешение судом вопроса о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, подразумевает, что в решении суда сделан вывод о том, что такие лица лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности. При этом такие лица не обязательно должны быть указаны в мотивировочной и (или) резолютивной частях судебного постановления.

Решением Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство и на орган местного самоуправления возложена обязанность выдать такое разрешение.

Порядок и условия выдачи разрешения на строительство определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом, в том числе, видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (пункты 4 и 5 части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему границ зон с особыми условиями использования территории.

Согласно пункту 4 части 7 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются границы особо охраняемых природных территорий.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, которыми признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и имеющие установленный режим особой охраны, регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 33-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 12 названного закона национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности. В границах национальных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников (часть 2 статьи 12 Федерального закона № 33-ФЗ).

В силу пункта 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 названного кодекса, регламентирующими статус земель особо охраняемых территорий и объектов.

Аналогичные положения закреплены в части 12 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Согласно пункту 5 «Положения о национальных природных парках Российской Федерации», утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ управление национальными природными парками осуществляется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации, определяемыми Советом Министров - Правительством Российской Федерации. Национальные природные парки возглавляются директорами, назначаемыми государственными органами управления Российской Федерации, в ведении которых находятся национальные природные парки. Директор национального природного парка в соответствии с законами Российской Федерации, настоящим Положением и другими нормативными актами руководит деятельностью парка и несет за нее полную ответственность, обеспечивает выполнение возложенных на парк задач.

Национальный парк «Приэльбрусье» расположен на территориях Эльбрусского и Зольского муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики. Выполнение задач, возложенных на национальный парк, обеспечивает федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Приэльбрусье» (Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о национальном парке «Приэльбрусье»).

Между тем, отказывая ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока, суд первой инстанции приведенные правовые нормы не учел.

Судом не выяснено, располагается ли земельный участок, на котором Эльбаевой М.Я. планируется строительство многоквартирного дома, в границах национального парка «Приэльбрусье» и, если это так, принимая во внимание, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, которые исходя из приведенных правовых норм составляются с учетом границ особо охраняемых природных территорий и режима их использования, а выполнение задач, возложенных на национальный парк, обеспечивает ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье», сделал преждевременный вывод о том, что судебным постановлением, которым на орган местного самоуправления возложена обязанность выдать Эльбаевой М.Я. разрешение на строительство многоквартирного жилого дома на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов, права указанного учреждения не затрагиваются.

Из материалов дела следует что копия решения Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» поступила из МУ «Местная администрация сельского поселения Эльбрус» только ДД.ММ.ГГГГ Сведений о получении копии данного судебного постановления ранее указанной даты в материалах дела не имеется. С апелляционной жалобой на этот судебный акт и ходатайством о восстановлении срока для его апелляционного обжалования учреждение обратилось ДД.ММ.ГГГГ При таких обстоятельствах, учитывая, что ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» к участию в деле не было привлечено, без выяснения того, могло ли ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» подать апелляционную жалобу не имея копию судебного постановления, также является преждевременным.

Суд апелляционной инстанции, вопреки положениям статей 310, 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права не устранил.

Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, в связи с чем определение Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ подлежат отмене, а дело направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе судей ходатайства ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи апелляционной жалобы на решение Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ

При новом рассмотрении ходатайства ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» суду первой инстанции необходимо учесть изложенное выше, установить и исследовать все юридически значимые обстоятельства по делу и разрешить ходатайство в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

определил:

определение Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Административное дело по административному исковому заявлению Эльбаевой М.Я. к МУ «Местная администрация сельского поселения Эльбрус» о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство направить в Эльбрусский районный суд Кабардино-Балкарской Республики на новое рассмотрение в ином составе судей ходатайства ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи апелляционной жалобы на решение Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ

Судья И.А. Нафиков