ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № А-5922/20 от 22.07.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело а-5922/2020

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

<адрес> 22.07.2021

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В.,

судей: Шелудько В.В., Иванова А.Е.,

рассмотрел в открытом судебном заседании поданную ДД.ММ.ГГГГ кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Горторгкомплекс» на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Горторгкомплекс» к Департаменту имущественных отношений <адрес> о признании незаконным решения уполномоченного органа.

Заслушав доклад судьи Усенко Н.В., Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО «Горторгкомплекс», Общество) обратилось в Арбитражный суд <адрес> с административным иском, в котором просило признать недействующим со дня принятия пункт 7 раздела 1 «вид фактического использования зданий (строений, сооружений), соответствующий подпункту 1 пункта 1, пунктам 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)» Приложения к приказу Департамента имущественных отношений <адрес> (Департамент) от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и о внесении изменений в некоторые приказы Департамента имущественных отношений <адрес>» в отношении здания с кадастровым номером 23:43:0403020:299, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать административного ответчика внести изменения в приложение к данному приказу, а именно, включить здание с кадастровым номером 23:43:0403020:299 в раздел 3 «вид фактического использования зданий (строений, сооружений), не предусмотренный подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ», установив вид фактического использования здания и помещения - «в целях размещения административного здания предприятия».

В обоснование требований Общество сослалось на то, что ООО «Горторгкомплекс» является собственником здания с кадастровым номером 23:43:0403020:299, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ, проводимого в целях определения фактического использования здания, в нем 51,4% заняты кабинетами ООО «Горторгкомплекс», 17,5% - магазином, 1,4% - складом, 7,7% - медицинским центром, 22% - вспомогательными помещениями.

Приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ зданию установлен вид фактического использования - «в целях делового, административного или коммерческого назначения».

Административный истец считает указанное решение неправомерным, поскольку здание с кадастровым номером 23:43:0403020:299 является местом трудовой деятельности сотрудников общества, состоит из кабинетов и вспомогательных помещений, фактическое использование которых направлено на обеспечение строительной и производственной деятельности, и которое не используется для ведения самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности.

По мнению общества, установленный приказом Департамента вид фактического использования здания не соответствует требованиям законодательства, приводит к необоснованному завышению имущественного налога.

Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административное дело передано в <адрес>вой суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено.

<адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ административное дело принято к производству данного суда.

<адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ административное дело передано в Ленинский районный суд <адрес> для рассмотрения по существу.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, в административном иске отказано.

В кассационной жалобе ООО «Горторгкомплекс» просит об отмене судебных актов, как постановленных с нарушением норм материального права, принятии нового решения - об удовлетворении административного иска.

Заявитель жалобы обращает внимание на то, что помимо основного вида деятельности «аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом» ООО «Горторгкомплекс» осуществляет еще 26 видов деятельности, в том числе строительство линейных коммунальных объектов. Здание является местом трудовой деятельности сотрудников общества, направленной на обеспечение его строительной и производственной деятельности, и не используется для ведения самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, если объекты недвижимого имущества используются в соответствии с Уставом организации в целях экономической деятельности, которая не относится к деловой, административной или коммерческой деятельности для размещения офисов, то такие объекты не могут квалифицироваться в качестве административно-деловых объектов, офисных помещений, указанных в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ. Выводы судов об обратном, по мнению подателя жалобы, являются неправильными и бездоказательными.

Выводы суда относительно вида разрешенного использования земельного участка, по мнению Общества, не имеют правового значения для разрешения спора, касающегося вида фактического использования здания, а не участка.

Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены постановленных судебных актов.

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3,4,5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 НК РФ).

В силу пункта 2 части 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О внесении изменений в <адрес> «О налоге на имущество организаций», пункта 3.53 Положения о Департаменте имущественных отношений <адрес>, утвержденного постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, определение в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений отнесено к компетенции Департамента имущественных отношений <адрес>.

Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктом 2 Порядка , офис и сопутствующая офисная инфраструктура - это нежилое здание (строение, сооружение) или часть нежилого здания (строения, сооружения), или нежилое помещение, или часть нежилого помещения, оснащенные мебелью, организационной техникой, средствами связи, используемые для не связанной с производством деятельности, включая прием посетителей, обработку и хранение документов, а также централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, помещения, используемые для размещения офисного оборудования, парковки.

Из материалов дела следует и судами установлено, что ООО «Горторгкомплекс» на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером 23:43:0403020:299, расположенное по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Общество обратилось в Департамент с заявлением об исключении указанного объекта недвижимости из перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ (Перечень на 2019 год).

По результатам выездного обследования ДД.ММ.ГГГГ ГКУ КК «Кубаньземконтроль» составлен акт, из которого следует, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:43:0403020:299 находится на огороженной территории оптово-розничного рынка «Гарант», доступ к зданию свободный. При этом 51,4% от общей площади объекта недвижимости занимают оборудованные офисной мебелью и организационной техникой кабинеты сотрудников и архивы общества, 17,5% - магазин ООО «Фортуна», 1,4% - склад магазина ООО «Фортуна», 7,7% -медицинский центр «Кастор», 22% - вспомогательные помещения.

Приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и о внесении изменений в некоторые приказы Департамента», размещенным в интернете на официальном сайте Департамента, определен вид фактического использования здания с кадастровым номером 23:43:0403020:299 – «в целях делового, административного или коммерческого назначения».

Отказывая в административном иске, суды исходили из отсутствия правовых оснований для его удовлетворения.

Суды приняли во внимание, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО «Горторгкомплекс» является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом - код 68.20.2 «ОК 029-2014 (КДЕС ред.2) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности», утвержденного приказом Госстандарта от ДД.ММ.ГГГГ-ст (Классификатор).

Данный вид деятельности указан в разделе L Классификатора - «деятельность по операциям с недвижимым имуществом», включающий деятельность арендодателей, агентов или брокеров при покупке, продаже сдаче внаем недвижимости, предоставлении других услуг в сфере недвижимости, таких, как оценка, страхование или деятельность доверенных лиц, посреднических услуг, осуществляемая с собственной или арендованной недвижимостью за вознаграждение или на договорной основе. Названный раздел классификатора охватывает самостоятельные виды деятельности, не относящиеся к производству (разделы А, В, С Классификатора), научной и технической деятельности (раздел М), деятельность в области здравоохранения (разделе Q).

Разрешая дело, суды учли, что здание расположено на территории оптово-розничного рынка на земельном участке с видом разрешенного использования – «для строительства оптово-розничного рынка», что предусматривает размещение в его пределах офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Актом обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 23:43:0403020:299 от ДД.ММ.ГГГГ, произведенного, в том числе, с участием представителя Общества, установлено, что, занимаемые сотрудниками общества помещения оборудованы офисной мебелью и организационной техникой, однако производственная, научная, проектно-конструкторская деятельность в указанном здании не ведется, поскольку признаки таковой отсутствуют. Кроме того, фактическое использование части здания для размещения объектов торговли (магазина и склада ООО «Фортуна») также подтверждает использование его в коммерческих целях.

Таким образом, суды обоснованно указали на то, что основной вид деятельности ООО «Горторгкомплекс», вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, отсутствие в нем признаков производственной деятельности не подтверждают использование расположенных в нем офисных помещений для обеспечения уставной деятельности Общества, не относящейся к деловой, административной или коммерческой.

В этой связи суды обоснованно отказали в удовлетворении требований ООО «Горторгкомплекс».

Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом исследования судов, которым дана надлежащая правовая оценка, направлены на иную оценку доказательств и установленных по делу обстоятельств, что не может повлечь отмену судебных актов применительно к полномочиям суда кассационной инстанции.

При изложенных обстоятельствах решения судов подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

определил:

решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Горторгкомплекс» - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление14.10.2021