ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № А-94/20 от 06.05.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

а-94/2020

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

<адрес> 06.05.2021

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В.,

судей: Иванова А.Е., Шелудько В.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 18.12.2020 кассационную жалобу <адрес> на решение Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к <адрес>, заинтересованные лица: Администрация <адрес>, Департамент муниципального имущества Администрации <адрес>, Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>, Отделение надзорной деятельности по Дзержинскому, Краснооктябрьскому и <адрес>м <адрес>, Департамент финансов Администрации <адрес>, Общество с ограниченной ответственностью «Управление отходами - Волгоград» о признании незаконным бездействия муниципального органа по ликвидации несанкционированных свалок.

Заслушав доклад судьи Усенко Н.В., прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кириенко А.А., просившего об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,

установил:

прокурор <адрес> (далее – прокурор, прокурор <адрес>), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Дзержинский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к администрации <адрес> (далее – районная администрация), о возложении обязанности в течение девяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры к ликвидации несанкционированных свалок расположенных на территории <адрес> по следующим адресам: ул. им. Ползунова (овражная зона) участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код ФККО 8 12 901 01 72 4) GPS координаты: 48.72275, 44.49291. Объем отходов 4 класса опасности составляет 100 куб. м. общая площадь 150 кв.м; ул. им. генерала Гурова, 4 участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы лом и отходы черных металлов в виде изделий, кусков, содержащих пластмассовые фрагменты, в смеси (код ФККО 4 61 021 11 20 4), растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код ФККО 7 31 300 02 20 5) GPS координаты: 48.72275, 44.49291. Объем отходов 4, 5 класса опасности составляет 30 куб. м. общая площадь 25 кв.м.; с торца жилого дома по пр-ту им. ФИО1 Г.К.Жукова, 109 участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ФККО 7 31 ПО 01 72 4), растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код ФККО 7 31 300 02 20 5) GPS координаты: 48.73328, 44.48886. Объем отходов 4,5 класса опасности составляет 10 куб. м. общая площадь 20 кв.м; с торца жилого дома по ул. им. Тукая и <адрес> участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ФККО 8 90 000 01 72 4), растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код ФККО 7 31 300 02 20 5) GPS координаты: 48.73782, 44.50909. Объем отходов 4,5 - го класса опасности составляет 12,5 куб. м. общая площадь 10 кв.м; с торца жилого дома по б-ру 30-летия Победы, 17а участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ФККО 8 90 000 01 72 4), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ФККО 7 31 ПО 01 72 4) GPS координаты: 48.744677, 44.495067. Объем отходов 4-го класса опасности составляет 15 куб. м. общая площадь 10 кв.м; на земельном участке, расположенном по месту привязки - в 100 м от <адрес> в овражной зоне около ГСК «Моторостроитель» несанкционированное размещение отходов производства и потребления - отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ФККО 8 90 000 01 72 4), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код 7 31 ПО 01 72 4) GPS координаты: 48.744833, 44.474512. Объем отходов 4-го класса опасности составляет 60 куб. м. общая площадь 150 кв.м; на земельном участке, расположенном по месту привязки - в непосредственной близости от <адрес> несанкционированное размещение отходов производства и потребления - отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ФККО 8 90 000 01 72 4), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код 7 31 ПО 01 72 4), шины пневматические автомобильные отработанные (код ФККО 9 21 110 01 50 4), растительные отходы при уходе за древесно кустарниковыми посадками (код 7 31 300 02 20 5) GPS координаты: 48.746231, 44.474791. Объем отходов 4-го класса опасности составляет 70 куб. м. общая площадь 70 кв.м; <адрес> напротив <адрес> участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (код ФККО 1 54 ПО 01 21 5), отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ФККО 8 90 000 01 72 4), шины пневматические автомобильные отработанные (код ФККО 921 11001 50 4) GPS координаты 48.78099, 44.49295. Объем отходов 5 класса опасности 4,5 куб. м. общая площадь 30 кв.м; на земельном участке, расположенном в 40 м. северо-восточнее земельного участка по <адрес> отходы производства и потребления - отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (код ФККО 1 54 По 01 21 5), отходы мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код ФККО 8 12 901 01 72 4) GPS координаты: 48.764746, 44.4444530. Объем отходов 4,5 го класса опасности 40 куб. м. общая площадь 30 кв.м; <адрес> (овражная зона) участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления – отходы из жилит крупногабаритные (код ФККО 7 31 НО 02 21 5), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (код ФККО 8 90 000 01 72 4), отходы (мусор от строительных и ремонтных работ (код ФККО 8 90 000 01 72 4), GPS координаты: 48.76258, 44.49632. Объем отходов 4, 5 класса опасности 50 куб. м. общая площадь 100 кв.м; <адрес> (склон оврага) участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления – отходы из жилищ крупногабаритные (код ФККО 7 31 ПО 02 21 5), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (код ФККО 1 54 110 01 21 5), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ФККО 7 31 110 01 72 4), GPS координаты: 48.76154, 44.49433. Объем отходов 4,5 класса опасности 30 куб. м. общая площадь 50 кв.м; <адрес>Б, 120 м юго-западнее подстанции «Олимпийская» участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ФККО 8 90 000 01 72 4) GPS координаты: 48.75329, 44.51466. Объем отходов 4 класса опасности 4 куб. м. общая площадь 6 кв.м; земельный участок по адресу <адрес>, в завершении <адрес> в 250 м. северо-восточнее подстанции «Олимпийская» <адрес>Б, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ФККО 8 90 000 01 72 4) GPS координаты: 48.75212, 44.51852. Объем отходов 4 класса опасности 10 куб. м. общая площадь 10 кв.м; на земельном участке, расположенного в 50 м северо-западнее от забора здания по адресу шоссе Авиаторов, 15к2 участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы - детали автомобильные из разнородных пластмасс в смеси, в том числе галогенсодержащих, утратившие потребительские свойства (код ФККО 9 21 524 11 70 4), отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ФККО 8 90 000 01 72 4), шины пневматические автомобильные отработанные (код ФККО 9 21 110 01 50 4) GPS координаты: 48.76475, 44.46192. Объем отходов 4 класса опасности 70 куб. м. общая площадь 130 кв.м; на земельном участке, расположенном в 15 м. севернее от забора здания по адресу шоссе Авиаторов, <адрес>. 2 участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (код ФККО 1 54 110 01 21 5), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код 7 31 110 01 72 4), шины пневматические автомобильные отработанные (код 9 21 110 01 50 4) GPS координаты: 48.76455, 44.46123. Объем отходов 4,5 го класса опасности 80 куб. м. общая площадь 120 кв.м; на земельном участке, расположенном в 20 м. юго-западнее от забора дома по <адрес>А микрорайон Гумрак участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ крупногабаритные (код ФККО 7 31 110 02 21), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (код ФККО 1 54 110 01 21 5), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ФККО 731 11001 72 4) GPS координаты: 48.77655, 44.38122. Объем отходов 4,5 го класса опасности 8 куб. м. общая площадь 10 кв.м; на земельном участке, расположенном в 20 м юго-западнее от забора дома по адресу <адрес>, микрорайон Гумрак участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ крупногабаритные (код ФККО 7 31 110 02 21 5), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (код 1 54 110 01 21 5), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ФККО 7 31 110 01 72 4). Объем отходов 4, 5 класса опасности 400 куб. м. общая площадь 400 кв.м; <адрес>, №, 5а участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы мусор от сноса и разборки зданий несортированный. Объем отходов 4 класса опасности составляет 8 куб. м., общая площадь 150 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка; <адрес> между <адрес> 5а выявлены участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), отходы от строительных и ремонтных работ, растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками. Объем отходов 4 класса опасности составляет 8 куб. м., общая площадь 500 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка; Бульвар 30-летия Победы, <адрес> (снос гаражей) выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные). Объем отходов 4 класса опасности составляет 2 куб. м., общая площадь 250 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка; <адрес>, выявлены участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), отходы от строительных и ремонтных работ, растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками. Объем отходов 4 класса опасности составляет 28 куб. м. общая площадь 180 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

Так же административный истец просил признать бездействие администрации <адрес> выразившееся в непринятии мер, направленных на ликвидацию свалок незаконным.

В обоснование требований прокурор <адрес> указал на то, что в ходе проверки исполнения природоохранного законодательства прокуратурой установлено нарушение требований закона в сфере обращения с отходами производства и потребления. На территории <адрес> Волгограда имеются несанкционированные свалки, выявленные прокуратурой района по результатам проверки оконченной ДД.ММ.ГГГГ, наличие несанкционированных мест размещения отходов производства и потребления, влечет за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

Ссылаясь на изложенное, прокурор просил об удовлетворении административного иска.

Решением Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования удовлетворены.

Удовлетворяя заявленные требования, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что действующее законодательство возлагает на административного ответчика обязанность ликвидировать несанкционированные свалки.

В кассационной жалобе администрация <адрес> просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить как постановленные как постановленные с существенным нарушением норм материального права, при несоответствии выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам административного дела. Административный ответчик указывает на то, что обязанность по ликвидации негативного воздействия на окружающую среду, в частности сбор, складирование, переработка, обезвреживание и транспортировка отходов производства и потребления не является обязанностью администрации.

Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда кассационной инстанции. Кассационный суд, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения прокуратурой Дзержинского <адрес>, проверки с привлечением специалистов комитета природных ресурсов, лестного хозяйства и экологии <адрес>, департамента муниципального имущества администрации Волгограда выявлены несанкционированные свалки отходов производства и потребления расположенные непосредственно на территории <адрес>.

При проведении проверки установлено, что земельные участки на которых расположены места размещения отходов относятся к неразграниченным земельным участкам полномочия собственника в отношении которых осуществляет орган местного самоуправления.

Право каждого на благоприятную окружающую среду предусмотрено статьей 42 Конституции Российской Федерации.

В силу статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), пункта 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Федеральный закон - ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Разрешая дело и удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав указанные выше нормативные правовые акты, принимая во внимание установленные обстоятельства о том, что собственник отходов, размещенных на поименованных земельных участках, не установлен, земельные участки относятся к неразграниченным, а полномочия собственника в отношении указанных участков выполняет администрация <адрес>, возложили обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на административного ответчика осуществляющего полномочия собственника в отношении названных земельных участков.

Принятые по делу судебные акты согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П о недопустимости расширительного толкования пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» из которой следует, что в реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.

Соответственно, само по себе отнесение сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов к компетенции органов местного самоуправления городских округов не отступает от конституционных гарантий местного самоуправления.

Таким образом, выводы судов о возложении обязанности на административного ответчика являются правильными.

Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.

Исходя из изложенного, судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

определил:

решение Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционной определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу <адрес> – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное кассационное определение изготовлено 17.05.2021

Постановление21.10.2021