ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № от 10.05.2012 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

                                                                                    Верховный Cуд Республики Тыва                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Cуд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        **

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 мая 2012 года г. Кызыл

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Чикашовой М.Н.,

судей Болат-оол А.В., Железняковой С.А.,

при секретаре Салчак А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Болат-оол А.В. гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании незаконным бездействия Правительства Республики Тыва по правовому урегулированию перечня профессий, занятие которыми дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, по апелляционному представлению первого заместителя прокурора Республики Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 февраля 2012 года,

УСТАНОВИЛА:

Первый заместитель прокурора Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Республики Тыва по правовому урегулированию перечня профессий, занятие которыми дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, указывая на то, что прокуратурой республики была проведена проверка соблюдения требований ст. 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии». В результате проверки выявлено нарушение федерального законодательства, выразившееся в том, что органами исполнительной власти республики перечень профессий, занятие которыми дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, не установлен.

Положениями органов исполнительной власти республики полномочия по установлению перечня профессий, занятие которыми дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, не предусмотрены.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Республики Тыва от 02.06.2006 № 1779 ВХ-1 «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Тыва» положения об исполнительных органах государственной власти Республики Тыва утверждаются Правительством Республики Тыва.

Отсутствие вышеуказанного перечня нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку невозможно установить круг лиц, жалеющих заниматься профессиональной деятельностью, связанной с охотой, и является административным барьером для приобретения ими охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом. Просил признать бездействие Правительства Республики Тыва по правовому урегулированию перечня профессий, занятие которыми дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, незаконным и обязать Правительство Республики Тыва устранить препятствия к осуществлению гражданами их прав и свобод путем осуществления правового регулирования перечня профессий, занятие которыми дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом.

Определением суда от 30 января 2012 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Государственный комитет Республики Тыва по охоте и рыболовству.

Решением суда в удовлетворении заявления прокурора отказано.

Прокурор с решением суда не согласился и подал апелляционное представление, указывая на то, что выводы суда не основаны на доказательствах, имеющихся в деле. В деле отсутствует соответствующий нормативный правовой акт, указывающий на передачу Государственному комитету Республики Тыва по охоте и рыболовству функций по правовому регулированию вопросов по утверждению перечня профессий, занятие которыми дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом. Положением Государственного комитета Республики Тыва по охоте и рыболовству к его полномочиям определение данного перечня не отнесено. Полномочия Государственного комитета Республики Тыва по охоте и рыболовству по осуществлению нормативно-правового регулирования в сфере охоты и рыболовства, охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов и среды их обитания (п. 1 раздела 1 Положения) не регулируют правоотношения, возникающие при обороте гражданского оружия, к которому отнесено охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом (ст. 3 Федерального закона «Об оружии»). Поэтому принятие приказа от 19 декабря 2011 № 98-ОС «Об утверждении перечня профессий, занятие которыми дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружие с нарезным стволом» не входит в компетенцию Государственного комитета Республики Тыва по охоте и рыболовству. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления прокурора.

Выслушав пояснения прокурора Ойдуп У.М. и представителя Правительства Республики Тыва Чеклецовой О.И., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно абз. 8, 10 ст. 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет. …право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом имеют указанные категории граждан при условии, что они не совершили правонарушений, связанных с нарушением правил охоты, правил производства оружия, торговли оружием, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования или экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия. Перечень профессий, занятие которыми дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу Конституционного закона Республики Тыва от 31.12.2003 № 95 ВХ-1 «О Правительстве Республики Тыва» Правительство Республики Тыва осуществляет исполнительную власть в Республике Тыва и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Тыва. Правительство Республики Тыва является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Республике Тыва (ст. 1). Правительство Республики Тыва обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Тыва, конституционных законов Республики Тыва, законов Республики Тыва, указов Главы - Председателя Правительства Республики Тыва и иных нормативных правовых актов Республики Тыва на территории Республики Тыва (ст. 4). Правительство Республики Тыва руководит работой министерств, государственных комитетов и иных органов исполнительной власти Республики Тыва и контролирует их деятельность. Министерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти Республики Тыва подчиняются Правительству Республики Тыва и ответственны перед ним за выполнение порученных задач (ст. 12). Правительство Республики Тыва вправе передать отдельные полномочия, входящие в его компетенцию, органам исполнительной власти Республики Тыва, если решение этих вопросов в соответствии с действующим законодательством не отнесено к исключительной компетенции Правительства Республики Тыва (ст. 14).

В соответствии с п. 1 Положения «О Государственном комитете Республики Тыва по охоте и рыболовству», утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 25 января 2008 г. № 23, Государственный комитет Республики Тыва по охоте и рыболовству является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции: по нормативно-правовому регулированию в сфере охоты и рыболовства, охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов и среды их обитания; по федеральному государственному надзору в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Республики Тыва, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; по оказанию государственных услуг в сфере охоты и рыболовства, рационального использования, охраны, изучения и воспроизводства объектов животного мира и водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Суду первой инстанции был представлен приказ Государственного комитета Республики Тыва по охоте и рыболовству от 19 декабря 2011 года № 98-ОС «Об утверждении перечня профессий, занятие которыми дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом», опубликованный в газете «Тувинская правда» от 09 февраля 2011 года № 13 (17180). Из содержания данного приказа следует, что он принят во исполнение ст. 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».

Правильно применив нормы материального права, суд пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку вышеуказанным Конституционным законом Республики Тыва предусмотрено право Правительства Республики Тыва передать отдельные полномочия, входящие в его компетенцию, органам исполнительной власти Республики Тыва, и на момент рассмотрения дела имелся нормативный правовой акт органа исполнительной власти Республики Тыва – Государственного комитета Республики Тыва по охоте и рыболовству, утвердившего и опубликовавшего перечень профессий, занятие которыми дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, то оснований для признания незаконным бездействия Правительства Республики Тыва по правовому урегулированию перечня профессий, занятие которыми дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, не имеется.

Судебная коллегия с данным выводом согласна, т.к. ст. 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» установление вышеуказанного перечня не отнесено к исключительной компетенции высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственный комитет Республики Тыва по охоте и рыболовству же в соответствии с п. 1 Положения «О Государственном комитете Республики Тыва по охоте и рыболовству» является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере охоты и рыболовства.

Приказ Государственного комитета Республики Тыва по охоте и рыболовству от 19 декабря 2011 года № 98-ОС «Об утверждении перечня профессий, занятие которыми дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом» никем не отменен и не признан недействующим. Данный приказ является нормативным правовым актом, оспаривание которого, в том числе в связи с принятием его неуполномоченным органом, должно производиться по правилам главы 24 ГПК РФ, при этом в силу ст.26 ГПК РФ такое гражданское дело подсудно верховному суду республики. Поэтому суд первой инстанции правильно указал в решении, что довод прокурора о несоответствии этого приказа требованиям законодательства не может быть проверен в рамках данного судебного разбирательства.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционного представления - несостоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 мая 2012 года.

Председательствующий

Судьи