ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № от 15.01.2013 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

                                                                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        дело №...

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Уфа 15 января 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Мухаметовой Н.М.,

судей Милютина В.Н.,

ФИО1,

при секретаре Проскуряковой С.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 30 июля 2012 года, которым постановлено:

в удовлетворении иска ФИО3, ФИО4, ФИО2, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26 ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51 ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56 ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66 ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71 ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО87, ФИО88, ФИО89, ФИО90, ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО96, ФИО97, ФИО98, ФИО99, ФИО100, ФИО101, ФИО102, ФИО103 ФИО104, ФИО105, ФИО106, ФИО107, ФИО108, ФИО109, ФИО110, ФИО111, ФИО112, Степана А.Г., ФИО112, ФИО112, ФИО113, ФИО114, ФИО115, ФИО116, ФИО117, Юровой Н.Б., ФИО118, ФИО119, ФИО120, ФИО121, ФИО10, ФИО122 к Открытому акционерном обществу «Универсальная электронная карта», Открытому акционерном обществу «Башкирский регистр социальных карт» о признании права отказаться от универсальной электронной карты отказать.


Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО3, ФИО4, ФИО2, ФИО123, ФИО6, ФИО7., ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО26, ФИО27., ФИО124, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42., ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48., ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО87, ФИО88, ФИО89, ФИО90, ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО96, ФИО125, ФИО98, ФИО99, ФИО98, ФИО101, ФИО102, ФИО103., ФИО104, ФИО105, ФИО106, ФИО107, ФИО108, ФИО126, ФИО110, ФИО111, ФИО112, ФИО112, ФИО112, ФИО112, ФИО113, ФИО114, ФИО115, ФИО127, ФИО117, ФИО128, ФИО118, ФИО119, ФИО120, ФИО121, ФИО10, ФИО122 обратились в суд с иском к ОАО «Универсальная электронная карта», ОАО «Башкирский регистр социальных карт» о признании права отказаться от универсальной электронной карты.

В обоснование исковых требований указали, что они обратились в ОАО «Башкирский регистр социальных карт» с заявлением об отказе от получения универсальных электронных карт до ее получения. ОАО «Башкирский регистр социальных карт» в ответ указало, что заявление принято к сведению, подать заявление об отказе от универсальной электронной карты истцы смогут после начала приема заявлений как о выдаче универсальных электронных карт, так и об отказе от универсальных электронных карт после определения уполномоченной организации на прием таких заявлений.

Не согласившись с таким ответом, истцы обратились в суд с требованиями к ответчикам о признании права отказа от универсальной электронной карты до установления начала выпуска электронных карт Правительством РФ и до публикации извещения о выпуске универсальных электронных карт субъектом Российской Федерации по месту проживания, об обязании ОАО «Универсальная электронная карта» уведомить истцов о том, что обработка персональных данных с целью выпуска универсальной электронной карты на их имя осуществлена не будет, а именно, о том, что федеральный пакет сведений для персонализации сведений универсальных электронных карт на имя истцов сформирован не будет, федеральный пакет сведений об истцах не будет передан ОАО «Башкирский регистр социальных карт» для формирования комплексного пакета сведений об истцах для персонализации универсальной электронной карты и о том, что их персональные данные не будут включены в федеральный реестр универсальных электронных карт, об обязании ОАО «Башкирский регистр социальных карт» уведомить истцов о том, что универсальные электронные карты на имя истцов выпущены не будут, о том, что региональный пакет сведений и комплексный пакет сведений об истцах для персонализации универсальной электронной карты на их имя сформированы не будут, о том, что персональные данные истцов не будут включены в региональный реестр универсальных электронных карт.


Судом вынесено приведенное выше решение.

Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе ФИО2 просит его отменить ввиду незаконности. Указывает, что непредставление возможности отказаться от карты до 01 января 2014 года создает возможность начать выпуск карт гражданам, которые не желают получать госуслуги в электронной форме и, в связи с этим не желают, чтобы их персональные данные обрабатывались с целью выпуска универсальной электронной карты.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.

Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ОАО «Башкирский регистр социальных карт» - ФИО129 (по доверенности), поддержавшего решение, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст.22 Федерального закона от 27.07.2010 года №210-Ф3 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» универсальная электронная карта представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о пользователе картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг, оказание которых осуществляется с учетом положений настоящей главы, в том числе для совершения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, юридически значимых действий в электронной форме. Пользователем универсальной электронной картой может быть гражданин Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, иностранный гражданин либо лицо без гражданства (далее, если не указано иное, - гражданин).

В случаях, предусмотренных федеральными законами, универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим личность гражданина, права застрахованного лица в системах обязательного страхования, иные права гражданина. В случаях, предусмотренных федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим право гражданина на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг.

Согласно ч.1 ст.25 названного Федерального закона универсальные электронные карты выдаются гражданам на основании заявлений о выдаче универсальной электронной карты с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В части 5 ст.26 данного Федерального закона указано, что в течение срока, установленного нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и составляющего не менее шестидесяти дней со дня публикации извещения, указанного в части 4 настоящей статьи, гражданин вправе обратиться в орган (организацию), определенный (определенную) субъектом Российской Федерации, с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты.

Часть 10 указанной статьи предоставляет право отказаться от использования универсальной электронной карты в любое время после истечения срока, установленного частью 5 статьи 26 Федерального закона № 210-ФЗ. В случае отказа гражданина от использования универсальной электронной карты такая карта подлежит аннулированию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу ч.3 ст.24 Федерального закона № 210-ФЗ выпуск, выдача и обслуживание универсальных электронных карт осуществляется уполномоченной организацией субъекта РФ, который определяется исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Постановлением Правительства РФ от 25.04.2011 № 321 утверждены «Правила выпуска универсальной электронной карты», пунктом 11 которых указано на то, что ОАО «Универсальная электронная карта» может начать формирование федерального пакета сведений о гражданине только на основании запроса уполномоченной организации субъекта.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на обращение истцов в ОАО «Универсальная электронная карта» им были даны ответы о том, что почтовая корреспонденция, связанная с запросами выпуска и обслуживания универсальных электронных карт, а также содержащая отказы граждан РФ от получения электронных карт, направляется гражданами в адрес уполномоченной организации субъекта, осуществляющей на территории соответствующего региона деятельность по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт.

Кроме того, истцам разъяснено, что в соответствии с гл. 6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», с 01.01.2012 по 31.12.2013 включительно универсальная электронная карта выдается гражданам на основании заявлений о ее выдаче. Таким образом, до 01.01.2012 универсальная электронная карта без заявления не будет выдана. С 01.01.2014 универсальная электронная карта будет выдаваться гражданам, не подавшим до 01.01.2014 заявления о ее выдаче и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения этой карты.

В направленных письмах ОАО «Башкирский регистр социальных карт» на обращения истцов сообщило, что заявления об отказе от выпуска универсальной электронной карты приняты ко вниманию. При этом ответчик обратил внимание на то, что извещение, содержащее информацию о начале приема на территории РБ заявлений граждан как о выдаче карты, так и об отказе от ее получения, а также об уполномоченном органе на прием заявлений и месте его нахождения, будет опубликовано в средствах массовой информации и размещено на официальном сайте Правительства РБ не позднее 01.01.2012 г.

Как следует из смысла приведенных выше правовых норм, до 31 декабря 2013 года (если более ранний срок не установлен постановлением Правительства Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации) универсальная электронная карта может быть получена только по заявлению гражданина. Начиная с 01 января 2014 года, универсальная электронная карта будет также выдаваться на бесплатной основе гражданам, не подавшим до этого момента заявление о выдаче универсальной электронной карты и не обратившимся с заявлением об отказе от получения этой карты. Следовательно, получение универсальной электронной карты не является обязательным, и от карты можно отказаться, подав соответствующее заявление.

Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации публикует в общероссийском или региональном печатном издании, выходящем не реже одного раза в неделю, а также размещает в сети Интернет на официальном сайте субъекта Российской Федерации извещение о начале выпуска универсальных электронных карт по заявлениям граждан, а также извещение о выпуске универсальных электронных карт гражданам, не подавшим до 01 января 2014 г. заявлений о выдаче им указанной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения универсальной электронной карты.

При этом как видно из положений федерального законодательства, гражданин имеет право отказаться от использования универсальной электронной карты в любое время после получения карты. В случае отказа гражданина от использования универсальной электронной карты такая карта подлежит аннулированию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 25.04.2011 г. № 321 утверждены «Правила выпуска универсальной электронной карты», пунктом 11 которых указано на то, что ОАО «Универсальная электронная карта» может начать формирование федерального пакета сведений о гражданине только на основании запроса уполномоченной организации субъекта.

Такой запрос от уполномоченной организации РБ может поступить в ОАО «Универсальная электронная карта» в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 только по заявлениям истцов о выдаче универсальной электронной карты, либо с 01.01.2014 при неполучении уполномоченной организацией РБ в срок, установленный Правительством РБ заявлений истцов об отказе от универсальной электронной карты в установленной форме и порядке.

Судом верно указано на то, что согласно положений ст.26 Федерального закона № 210-ФЗ ответчик не может начать обработку персональных данных истцов для выпуска универсальных электронных карт до 01.01.2014, поскольку таких данных у ответчиков нет. Уполномоченная организация субъекта РФ получает персональные данные граждан с 01.01.2014 в федеральных органах исполнительной власти и государственных внебюджетных фондах в порядке, установленном «Правилами предоставления федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами доступа к своим информационным системам в части информации, необходимой для выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт, уполномоченным организациям субъектов РФ».

Таким образом, действиями ответчиков права и законные интересы истцов не нарушены.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истцов.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, так как суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, выводы суда мотивированы, основаны на законе и на доказательствах по делу.

Таким образом, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 30 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий: Н.М. Мухаметова

Судьи: В.Н. Милютин

ФИО1

Справка: судья ФИО