ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № от 15.05.2012 Брянского областного суда (Брянская область)

                                                                                    Брянский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Брянский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Судья Витюнов В.К. Дело №

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е   Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

Председательствующего ПЕТРАКОВОЙ Н.П.

Судей областного суда ГОМЕНОК З.И.

ПАРАМОНОВОЙ Т.И.

С участием прокурора СЕДНЕВОЙ О.А.

При секретаре АТАМАМЕДОВОЙ О.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании 15 мая 2012 года по докладу Петраковой Н.П. дело по апелляционной жалобе начальника МО МВД России «Унечский» и по апелляционному представлению прокурора Суражского района Брянской области на решение Суражского районного суда Брянской области от 06 марта 2012 года по делу по иску прокурора Суражского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к нотариусу ФИО1, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, МО МВД России «Унечский» о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Суражского района Брянской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к к нотариусу ФИО1, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, МО МВД России «Унечский» о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий, в обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что в ходе проведенной проверки установлено, что при входе в здание, расположенное по адресу: , где находится кабинет нотариуса, Суражский отдел Управления Росреестра по Брянской области, отдел полиции «Суражский» МО МВД России «Унечский», отсутствует пандус, что препятствует беспрепятственному доступу в указанное помещение к нотариусу, в Суражский отдел Управления Росреестра по Брянской области и отдел полиции «Суражский» МО МВД России «Унечский» маломобильной группе населения (инвалидам, использующим кресла-коляски). Кроме того, Суражский отдел Управления Росреестра по Брянской области расположен на втором этаже указанного здания, подъем на второй этаж осуществляется по лестничным маршам, которых два, что также делает невозможным доступ в Суражский отдел Управления Росреестра по Брянской области маломобильной группе населения. Отсутствие специальных приспособлений и устройств в данном здании нарушает права инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к госуслугам, в частности к нотариусу, в Суражский отдел Управления Росреестра по Брянской области и отдел полиции «Суражский» МО МВД России «Унечский», в связи с чем, прокурор просил суд признать бездействие нотариуса, Управления Росреестра по Брянской области и МО МВД России «Унечский» по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в данное здание, незаконным и обязать оборудовать вход в здание специальным приспособлением и устройством, предусмотренным СНиП 35-01-2001, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов.

Одновременно с этим, прокурор просил суд обязать Управление Росреестра по Брянской области принять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов в услугах, оказываемых Суражским отделом Управления Росреестра по Брянской области.

Решением Суражского районного суда Брянской области от 06 марта 2012 года исковое заявление прокурора удовлетворено частично.

Суд обязал МО МВД России «Унечский» оборудовать вход в здание, расположенное в городе Сураже по  специальным приспособлением и устройством, предусмотренным СНиП 35-01-2001, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов в здание.

Исковые требования прокурора Суражского района к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в части обеспечения удовлетворения минимальных потребностей инвалидов в услугах и обустройства входа в здание специальным приспособлением и устройством,.

Исковые требования прокурора Суражского района к нотариусу ФИО1 в части обустройства входа в здание специальным приспособлением и устройством были оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе начальник МО МВД России «Унечский» просит состоявшееся по данному делу судебное решение отменить, указывая на то, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, неправильно применены нормы материального и процессуального права.

В апелляционном представлении прокурор Суражского района Брянской области просит состоявшееся по данному делу судебное решение отменить и вынести новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме указывая на то, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, неправильно применены нормы материального и процессуального права, поскольку другие ответчики также оказывают госуслуги, доступ к которым они обязаны обеспечить.

Заслушав доклад по делу судьи областного суда Петраковой Н.П., выслушав представителя МО МВД России «Унечский», просившего отменить решение суда, а также позицию прокурора, полагавшего, что судом при рассмотрении дела существенно нарушены нормы материального права, поскольку с учетом технических возможностей здание, расположенное по адресу: , где находится кабинет нотариуса, Суражский отдел Управления Росреестра по Брянской области, отдел полиции «Суражский» МО МВД России «Унечский», должно быть оборудовано пандусом и кнопкой вызова, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (статьи 7 и 39).

Провозглашение Конституцией РФ России как социального государства означает в том числе обязанность государства предоставлять населению различные государственные услуги, без которых невозможен современный уровень жизни. В силу взятых на себя обязательств и исходя из принципа социального государства Российская Федерация предоставляет своим гражданам, услуги в области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, охраны общественного порядка, социального обеспечения и т.д.

Часть 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом, всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года и 25 апреля 2005 года.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ 29 декабря 2005 года N 832 и государственной программы РФ "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ 17 марта 2011 года N 175.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, административные здания и сооружения.

Кроме того, поручением Правительства Российской Федерации от 07.09.2011 N ВП-П12-6370 органы государственной власти обязывались в целях доступности государственных услуг обеспечить лицам с ограниченными возможностями условия для беспрепятственного доступа в занимаемые административные здания и служебные помещения.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами то, что в здании по адресу:  размещены учреждения, оказывающие государственные услуги, а также объекты инфраструктуры, вход к которым не оборудован ни кнопкой вызова ни пандусом, чем грубо нарушаются требования ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73".

Согласно пунктам 3.9, 3.13 и 3.14 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости и наличии технических возможностей - другими средствами подъема; в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ РФ 51261.

Исходя из смысла приведенных норм закона, независимо от организационно-правовой формы организации они подлежат обязательному исполнению в части обеспечения непосредственного доступа к государственным услугам широких масс населения для инструктирования, консультирования и пр.

Деятельность нотариуса подпадает под признаки государственных услуг, так как направлена на реализацию общественных и частных интересов, адресована всем заинтересованным субъектам, чей круг не ограничен, осуществляется специальным субъектом, уполномоченным на то государством на основе закона.

При таких обстоятельствах коллегия считает, что оснований для отказа прокурору в иске к нотариусу ФИО1, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в части обустройства входа в здание пандусом и кнопкой вызова не имелось, в связи с чем, решение районного суда в этой части подлежит отмене.

С учетом того, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительного представления доказательств не требуется, коллегия считает возможным, отменить решение районного суда в части отказа в обустройстве входа в здание специальным приспособлением и устройством нотариусу ФИО1, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области и вынести в данной части новое решение об удовлетворении требований прокурора. В остальной части решение постановлено судом в соответствии с требованиями закона и обстоятельствами дела, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Суражского районного суда Брянской области от 06 марта 2012 года отменить в части отказа прокурору в иске в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к нотариусу ФИО1, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области по обустройству входа в здание специальным приспособлением в виде пандуса и устройством кнопки и принять новое решение :

Обязать нотариуса ФИО1, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по  оборудовать вход в здание, расположенное в  специальным приспособлением в виде пандуса и устройством кнопки, предусмотренным СНиП 35-01-2001, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов в здание.

В остальной части решение Суражского районного суда Брянской области от 06.03.2012г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу и апелляционное представление прокурора Суражского района Брянской области- без удовлетворения.

Председательствующий ПЕТРАКОВА Н.П.

Судьи областного суда ГОМЕНОК З.И.

ПАРАМОНОВА Т.И.