ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № от 19.07.2012 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

                                                                                    Краснодарский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Краснодарский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья - Бахмутов А.В. Дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ   19 июля 2012 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.

судей: Перовой М.В., Зенина В.А.

по докладу судьи Перовой М.В.

при секретаре Рысине А.Ю.

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника управления лесами Республики Адыгея Бельмехова Р.Я. на решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 12 марта 2012 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

ООО Фирма «Профспорт ЛТД» обратилось в суд с заявлением о признании неправомерными действий (бездействия) должност­ных лиц управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Рес­публике Адыгея и управления лесами Республики Адыгея. В обосновании заявленных требований указано, что действиями (бездействиями) органов государственной власти - управления лесами Республики Адыгея и отдела федерального экологического контроля по Республике Адыгея управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея и их должностными лицами, проверками и решениями, нарушены права и свободы ООО Фирма «Профспорт ЛТД», гарантированные Кон­ституцией и федеральным законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ООО Фирма «Профспорт ЛТД» по доверенности Козменко Г.Г. изменил заявленные требования, просил суд признать действия (бездействие) управления Лесами Республики Адыгея в части нарушения сроков рассмотрения и оснований отказа в удовлетворении за­явлений ООО Фирма «Профспорт ЛТД» о передаче без проведения аукциона в аренду сроком на 49 лет для эксплуатации линейного объекта (системы водо­снабжения турбазы «Серебряный ключ») участка лесного фонда, примыкающего с юго-восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером , находящемуся в собственности Общества, а с северо-западной стороны, граничащий с земельным участком с кадастровым номером , находящимся у Общества в долгосрочной аренде, согласно приложен­ной схеме, о заключении соглашения о сервитуте незаконными и обязать устра­нить в полном объеме допущенное нарушение прав ООО Фирма «Профспорт ЛТД».

Признать действия (бездействия) управления лесами Республики Адыгея незаконными, а результаты внеплановой проверки фактов нарушения ООО Фир­мой «Профспорт ЛТД», проведенной органами государственного контроля управления лесами РФ, недействительными и отменить акт 09 ноября 2010 года, составленный по результатам проверки.

Признать действия (бездействия) должностных лиц органа государствен­ного контроля - управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Рес­публики Адыгея по проведению внеплановой проверки ООО Фирма «Профспорт ЛТД», проведенной должностными лицами органа государственного контроля - управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея недействительными и отменить предписание №93 и предписание №94 от 20 декабря 2010 года об устранении нарушений законодательства в сфере природо­пользования и охраны окружающей среды вынесенные по результатам проверки».

В судебном заседании представитель ООО Фирма «Профспорт ЛТД» по до­веренности Козменко Г.Г. измененные требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представители управления лесами Республики Адыгея по доверенностям Озёрина Т.В., Лазарева А.В. заявленные требования не признали, просили суд отказать в их удовлетворении.

Обжалуемым решением Апшеронского районного суда от 12 марта 2012 года требования ООО Фирма «Профспорт ЛТД» о признании неправомерными действий (бездействия) должностных лиц и государственных органов - управле­ния федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея и управления лесами Республики Адыгея удовлетворены частично.

Производство по делу в части требований ООО Фирма «Профспорт ЛТД» о признании действия (бездействия) управления лесами Рес­публик Адыгея в части нарушения сроков рассмотрения и оснований отказа в удовлетворении заявления ООО Фирма «Профспорт ЛТД» о передаче без прове­дения аукциона в аренду сроком на 49 лет для эксплуатации линейного объекта (системы водоснабжения турбазы «Серебряный ключ) участка лесного фона примыкающему с юго-восточной стороны к земельному с кадастровым номером , находящемуся в собственности ООО фирма «Профспорт ЛТД», а с северо-западной стороны, граничащий с земельным участком с кадастровым номером , находящимся у ООО фирма «Профспорт ЛТД», прекращено.

Действия (бездействия) управления лесами республики Адыгея по проверке фактов нарушения ООО Фирма «Профспорт ЛТД» признаны незаконными, а результаты проверки, изложенные в акте проверке от 09.11.2010 года управле­нием лесами Республики Адыгея, недействительными. Акт проверки от 09.11.2010 года, составленный управлением лесами Республики Адыгея, отме­нен.

Действия (бездействия) должностных лиц органа государствен­ного контроля управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Рес­публики Адыгея по проведению внеплановой проверки ООО Фирмы «Профспорт ЛТД», проведенной должностными лицами органа государственного контроля - управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея, признаны незаконными, предписание №93 и предписание №94 от 20.12.2010 года об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, вынесенные по результатам проверки отменены.

В апелляционной жалобе начальник управления лесами Республики Адыгея Бельмехов Р.Я. просит решение Апшеронского районного суда от 12 марта 2012 года отменить. В обоснование доводов жалобы указал, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, без полного исследования всех материалов дела.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО Фирма «Профспорт ЛТД» по до­веренности Козменко Г.Г. просит решение Апшеронского районного суда от 12 марта 2012 года оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, заслушав представителя управления лесами Республики Адыгея по доверенности Озёрину Т.В., представителя ООО Фирма «Профспорт ЛТД» по до­веренности Козменко Г.Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, проверка деятельности ООО Фирмы «Профспорт ЛТД» была произведена на основании письма прокуратуры, приказа управления лесами РФ от 08 ноября 2010 года «О проведении рейдового мероприятия» и обращения гражданина Дерикочма Н.А.

По результатам проведенной проверки государственными лесными инспекторами был со­ставлен Акт от 09 ноября 2010 года, согласно которого проведено натурное обследова­ние лесного участка, расположенного  Даховского участкового подразделения «Гузерипльское лесничество» и терри­тории туристической базы «Серебряный ключ». В результате обследования установлено, что туристическая база «Серебряный ключ» располагается на землях лесного фонда на территории Апшеронского района Краснодарского края на площади 4,6 га., и прилегает к границам лесного фонда РФ на территории Республики Адыгея к кварталам  Даховского участкового под­разделения «Гузерипльское лесничество»; трехступенчатые системы искусственных водоемов находятся вне границ лесного фонда РФ на территории Республики Адыгея; в отношении очистных сооружений, кирпичного здания с сауной и слива сточных вод из сауны установлено, что вышеуказанные объекты расположены не на территории лесного фонда Республики Адыгея; большая часть здания столовой и хозяйственных построек турба­зы и очистных сооружений открытого типа располагаются на территории лесного фона в Республике Адыгея  Даховского участкового подразделения «Гузерипльское лесничество»; в отношении системы водоснабжения установлено, что  построен каптаж для сбора воды из пластмассовых труб протяженностью около 80м., к двум накопительным емкостям; в отношении искусственных водоемов (2 пруда) установлено, что данные пруды находятся на территории Апшеронского района Краснодарского края и на территории Республики Адыгея - на землях админист­рации Майкопского района. Других фактов нарушения законодательства не установлено.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридиче­ских лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государствен­ного контроля (надзора) и муниципального контроля» настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно письма началь­ника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства проку­ратуры Республики Адыгея младшего советника юстиции Дорофеева Н.Г. ис­х. №07-401-10 от 02 ноября 2010 года не указывает на тот факт, что начальнику управления лесами по Республике Адыгея Бельмехову Р.Я. было дано указание на проведение проверки.

Анализ представленных документов, в частности приказа №276 от 08.11.2010 года, свидетельствуют о наличии процессуальных нарушений допущенных управлением лесами Республики Адыгея проведении проверки (рейдового мероприятия).

В соответствии с п. 1 «Положения об управлении лесами Республики Адыгея» (далее - «Положение»), утвержденного постановлением кабинета министров Республики Адыгея №177 от 25.12.2006 года - управление лесами Респуб­лики Адыгея, является исполнительным органом государственной власти Рес­публики Адыгея, осуществляющим политику в области лесных отношений, госу­дарственный лесной контроль и надзор, а так же полномочия в области лесных отношений, переданные органам государственной власти субъектов РФ в соот­ветствие с Лесным кодексом РФ. Управление лесами Республики Адыгея в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции в том числе и государственного лесного контроля и надзора (под.«а»п.14 «Положения»).

В соответствии с п. 10 «Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора», утвержденного постановлением Правительства РФ №394 от 22.06.2007 года «Об утверждении положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора», должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор в установленной сфере деятельности, обязаны: соблюдать законодательство РФ, права и законные интере­сы юридических лиц и граждан (подп. «б»); предоставлять должностным лицам юридического лица или гражданину либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятий по государственному лесному контролю и надзору относящуюся к предмету проверки необходимую информацию (подп. «е»); знако­мить должностных лиц юридического лица или граждан либо их представителей с результатами мероприятий по государственному лесному контролю и надзору (подп. «ж»).

Проведение государственного лесного контроля и надзора осуществляется в форме проверок в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральным агентством лесного хозяйства, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, а так же внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов юридических лиц и граждан (п. 12 «Положения об осуществлении государствен­ного лесного контроля и надзора»). Внеплановые проверки проводятся в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан информации, подтверждаемой документами и ины­ми доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушения лес­ного законодательства (п. 12 «б» «Положения об осуществлении государственно­го лесного контроля и надзора»). Типовая форма распоряжения или приказа о проведении проверки, типовая форма заявления о согласовании с органом проку­ратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, типо­вая форма акта проверки, а так же типовая форма журнала учета проверок юри­дического лица, устанавливаются Министерством экономического развития РФ (п. 14 «Положения об осуществлении государственного лесного контроля и над­зора»).

Мероприятия по государственному лесному контролю и надзору прово­дятся с соблюдением требований Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (п. 16 «Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора»). Акты по результатам проверки соблюдения лесного законодательства пре­доставляются для ознакомления гражданам и юридическим лицам, осуществляющим использование лесов и лесоразведение.

Статьи 9 и 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осу­ществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривают только плановые и внеплановые проверки.

Пунктом 5 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что внеплановая выездная проверка юридических лиц может быть проведена по основани­ям, указанным в подпунктах «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 (проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по пре­дупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда).

Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным Федеральным зако­ном требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказа­тельствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными право­выми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контро­ля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуаль­ного предпринимателя.

К грубым нарушениям в соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ относятся, в том числе нарушение ст. 9, 10 в части срока уведомле­ния о проведении проверки, отсутствия оснований проведения проверки, согла­сования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки, нарушение ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ в части проведения проверки без рас­поряжения или приказа руководителя, органа государственного контроля (надзо­ра).

Управлением лесами Республики Адыгея не представлены суду доказательст­ва включения ООО Фирмы «Профспорт ЛТД» в план проверок Управления на 2010 год, а так же уведомления ООО Фирмы «Профспорт ЛТД» о проверке.

Суд первой инстанции правильно указал, что проведенная проверка не может относиться к внеплановым проверкам, так как согласование проведения проверки с органом прокуратуры отсутствует. Рас­поряжение или приказ о проведении проверки (плановой, внеплановой) в отно­шении ООО Фирмы «Профспорт ЛТД» в соответствии с типовой формой суду не представлены.

Суд обосновано принял во внимание то обстоятельство, что запись о проведенной проверке и нарушения, изложенные в оспариваемом акте проверки от 09.11.2010 года, не содержатся в книге контрольных проверок, так же в ней содержатся сведения, что проверяющие не представились, не предъяви­ли служебных удостоверений, проверяемые о проведении проверки не предупреждались, акты и протоколы по результатам проверки не составлялись, проверяю­щие в книге проверок не расписывались. Данное обстоятельство подтверждено, самим актом, из которого следует, что в нем имеются только подписи четырех проверяющих и бывшего генерального директора ООО Фирмы «Профспорт ЛТД» Дерикочма Н.А., не имеющего никакого отношения к проводимой проверке и составлению спорного документа.

Таким образом, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что акт составлен госу­дарственными инспекторами управления лесами Республики Адыгея 09.11.2010 года с грубыми нарушениями требований Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осу­ществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Кроме того, 20 декабря 2010 года государственным инспектором управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Шалай Ю.И. в отно­шении ООО Фирмы «Профспорт ЛТД» вынесены предписания №93, №94 по результатам внеплановой выездной проверки, в ходе которой выявлены нарушения, требующие их устранения.

Согласно предписанию №93 от 20.12.2010 года ООО Фирма «Профспорт ЛТД» обязана восстановить все нарушенные земельные межевые знаки на территории турбазы «Серебряный ключ» (осно­вание предписания - Акт обследования лесного фонда кв. 14 Даховского участкового лесничества проведенного инспекторами управления лесами РА от 09.11.2010 года)

Согласно предписанию №94 от 20.12.2010 года ООО Фирма «Профспорт ЛТД» обязана убрать с территории лесного фонда в квартале 14 Даховского участкового лесничества подразделения «Гузерипльское лесничество» все сооружения принадлежащие системе водоснаб­жения турбазы «Серебряный Ключ» в связи с тем, что действия на землях лесного фонда проведены без надлежащего оформление права пользова­ния земельным участком лесного фонда. Нарушенные при этом земли привести в исходное состояние (основание предписания - Акт обследова­ния лесного фонда кв. 14 Даховского участкового лесничества проведенно­го инспекторами управления лесами РА от 09.11.2010 года)

В соответствии со ст. 12 «Положения о государствен­ном земельном контроле», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 года №689 «О государственном земельном контроле», государствен­ный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соот­ветствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан. Мероприятия по государст­венному земельному контролю в отношении юридических лиц проводятся в со­ответствии с требованиями Федерального закона №294-ФЗ. Каких-либо доказа­тельств проведения внеплановой выездной проверки Росприроднадзором по Краснодарскому краю и Республики Адыгея, представителем управления - Шемчук В.П. суду не представлено.

Суд обосновано установил нарушение Росприроднадзором по Краснодарскому краю и Республики Адыгея требований ст. 9, 10 ФЗ № 294-ФЗ в части срока уведом­ления о проведении проверки, отсутствия оснований проведения проверки, согла­сования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки, нарушение ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ в части проведения проверки без рас­поряжения или приказа руководителя, органа государственного контроля (надзо­ра).

Внеплановая проверка контролирующим органом не согласована с органами прокуратуры по месту проведения внеплановой проверки (п. 5 ст. 10 ФЗ №294-ФЗ); распоряжение руководителя управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея «О проведении внеплановой выездной проверки ООО «Фирма «Профспорт ЛТД» на основании письма гражданина Дерикочма Н.А. от 30.11.2010 года №01-04-20/307 со сроками ее проведения и объемом проверяемых вопросов, должностным лицам в установленный законом срок не вручалось и не предъявлялось. Уведомлений о проведении проверки не направлялось (п. 16 ст. 10, п.4 ст. 12 ФЗ №294-ФЗ); при использовании имеющихся в распоряжении докумен­тов и материалов при проведении проверки - Акта от 09.11.2010 года управления Лесами Республики Адыгея не выполнены требования п.п.3,4 ст.11 ФЗ №294-ФЗ об истребовании у юридического лица документов и объяснений, в связи, с чем госу­дарственным инспектором был сделан неправомерный вывод о том, что в виду то­го, что в ходе проверки не представилось возможным подтвердить или опроверг­нуть факт незаконного землепользования, осуществляемого ООО Фирма «Профспорт ЛТД» в лесном фонде, расположенном на территории Республики Адыгея, следует считать нарушение земельного законодательства в части ч. 5 ст. 30 и п. 2 ч. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ как самовольное занятие земель, имеющем по со­общению Дерикочма Н.А. место. Кроме того, в нарушение требований ч. 1 ст. 16 ФЗ №294 -ФЗ по результатам проверки не был составлен акт.

О результатах проверки должностные лица проверяемого юридического лица никаким образом уведомлены не были (п.3 ст. 13 и п.8 ст. 16). С определением государственного инспектора управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Шалай Ю.И., вынесенному по результатам проверки о возбуждении дела об административном правонарушении от 07.12.2010 года, ни юридическое лицо, ни должностное лицо ООО Фирма «Профспорт ЛТД» ознаком­лены не были, копию определения не получили, с правами и обязанностями озна­комлены не были. Сведения о проведенной проверке и ее результатах в журнал проверок занесены не были, что является нарушением требований п. 9 ст. 16 и п. 13 ст. 18 Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпри­нимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муници­пального контроля».

Помимо этого основания к выдаче обжалуемых предписаний (выявленных нарушений) в акте проверки от 09.11.2010 года не содержатся, подпись государственного инспектора управления Росприроднадзора Шалай Ю.И. в акте от­сутствует. Представитель Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Шемчук В.П. согласился с доводами заявителя о том, что пред­писания составлены с нарушениями действующего законодательства и подлежат отмене в виду их незаконности.

Таким образом, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что оспариваемые действия (бездействия) управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Рес­публике Адыгея и управления лесами Республики Адыгея нарушают законные права и охраняе­мые федеральным законодательством интересы ООО Фирма «Профспорт ЛТД», в связи, с чем требо­вания ООО Фирма «Профспорт ЛТД» подлежат в этой части удовлетворению.

Вместе с тем, решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 05 апреля 2011 года, вступившим в законную силу, в удовлетворении заявленных требований ООО Фирма «Профспорт ЛТД» о признании неза­конным отказа Управления лесами Республики Адыгея от 22 декабря 2010 года в предоставлении ООО Фирме «Профспорт ЛТД» в аренду на 49 лет лесного земельного участка и обязании Управления лесами Республики Адыгея передать обществу в долгосрочную аренду испрашиваемый земельный участок отказано.

Как следует из ч.ч. 2 и 3 ст. 61 ГПК РФ и из п. 9 Постановления Пленума Вер­ховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении», обстоятельст­ва, установленные вступившим в законную силу судебным решением (постановле­нием) по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда, указан­ные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотре­нии другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, судом первой инстанции обосновано в этой части производство по заявлению ООО Фирма «Профспорт ЛТД», в соответствии со ст.220 ГПК РФ, прекращено, в связи с наличием вступившего в законную силу и принятого по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решения суда.

Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение районного суда является законным и обоснованным.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 12 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника управления лесами Республики Адыгея Бельмехова Р.Я. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: