Воронежский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Воронежский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й СУД Дело №
Строка 63
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «21» августа 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
Председательствующего: Лариной В.С.,
судей: Данцер А.В., Сухова Ю.П.,
при секретаре: ФИО5,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Сухова Ю.П.
гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании отказа Администрации Комсомольского сельского поселения о предоставлении информации незаконным;
по апелляционной жалобе АдминистрацииКомсомольского сельского поселения , на решение Рамонского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ; (судья районного суда ФИО6),
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании отказа администрации Комсомольского сельского поселения о предоставлении информации незаконным.
В обоснование заявленных требований указывал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрациюКомсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района с письменным заявлением (запросом) о предоставлении информации - перечня постановлений, изданных администрацией Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ за № ему было отказано в удовлетворении запроса, то есть в предоставлении информации. Полагал, что такой отказ в предоставлении информации о деятельности органа местного самоуправления является неправомерным, ссылаясь на положения Федеральных законов «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Заявитель просил признать отказ (бездействие) администрации Комсомольского сельского поселения в предоставлении информации незаконным, обязать администрациюКомсомольского сельского поселения предоставить ему - ФИО1 полный перечень постановлений изданных администрацией Комсомольского сельского поселения, изданных в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящую дату или иным образом предоставить ФИО1 доступ к запрашиваемой информации.
Решением Рамонского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отказ Администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района в предоставлении доступа ФИО1 к информации, содержащей перечень принятых администрацией сельского поселения правовых актах признан незаконным. На Администрацию Комсомольского сельского поселения возложена обязанность предоставить ФИО1 доступ к информации, содержащей перечень всех принятых Администрацией Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района правовых актов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с соблюдением требований статьи 7 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» о запрете распространения персональных данных без согласия субъектов этих данных (л.д. 44, 45-47).
В апелляционной жалобе Администрации Комсомольского сельского поселения ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права (л.д.55-58).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявитель ФИО1, представитель администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района не явились. О времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции были извещены надлежащим образом и в установленном законом порядке, в связи с чем, на основании ч. 3 статьи 167 и ч. 1 статьи 327 ПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Представитель заявителя ФИО1 - ФИО7, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и полагал, что постановленное районным судом решение является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ФИО1 - ФИО7, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления закреплены в статье 328 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ФИО1 по доверенности ФИО7, возражавшего против жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с ч. 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 статьи 1 указанного Закона информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации.
Из материалов дела следует и это установлено судом, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района с заявлением о предоставлении постановлений, изданных администрацией Комсомольского сельского поселения, изданных в период с ДД.ММ.ГГГГ и по день обращения с указанным заявлением (л.д.9).
На письменное заявление ФИО1 администрацией Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ был дан письменный ответ за №, в котором ему было сообщено, что все нормативные правовые акты Комсомольского сельского поселения, подлежащие обнародованию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находятся в библиотеке , где такая информация доводится до сведения граждан и он имеет возможность с такой информацией ознакомиться. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нормативных правовых актов в администрации не принималось (л.д. 10).
Принимая решение о признании отказа администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района в предоставлении доступа ФИО1 к информации, содержащей перечень принятых органом местного самоуправления правовых актов незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что такой отказ не содержал в себе тех требований, в соответствии с которыми доступ к этой информации был бы ограничен, что противоречит п. 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", предусматривающей, что пользователь информацией имеет право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.
В связи с чем признал, что отказ администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района в предоставлении доступа ФИО1 к информации, содержащей перечень принятых органом местного самоуправления правовых актах, является незаконным, так как администрацией в ответе не было указано, является ли запрашиваемая ФИО1 информация информацией ограниченного доступа, либо имеются иные основания для отказа в ее предоставлении.
Однако с такими выводами районного суда судебная коллегия по гражданским делам согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 статьи 123Конституции РФ и статьей 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из положений ч. 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В тоже время, согласно ч. 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно п.2 статьи 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В силу п.4 статьи 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Таким образом, осуществление права на получение информации является не безусловным, а связывается с правилами, установленными законом.
Таким законами, в частности, являются Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В соответствии с ч. 2 статьи 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Согласно ч. 1 статьи 8 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» пользователь информацией имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 статьи 5 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.
Частью 1 статьи 9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами - ч.2 статьи 9 указанного Закона.
В части 8 данной статьи настоящего Закона закреплено, что запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.
Согласно части 9 статьи 9 указанного выше Закона порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.
Из системного толкования названных норм права в их взаимосвязи следует, что граждане имеют право на доступ к любой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением информации, отнесенной федеральным законом к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, а также сведений, которые могут быть отнесены к информации ограниченного доступа в порядке и объеме, установленном федеральным законом.
Как видно из текста заявления, с которым ФИО1 обратился в администрацию Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, заявитель просил предоставить ему полный перечень муниципальных правовых актов Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района с указанием их номера, даты издания и наименованием, изданных в период с ДД.ММ.ГГГГ по день обращения с заявлением - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
Необходимость получения запрашиваемой информации - полного перечня муниципальных правовых актов заявителем не была обоснована.
В части 4 статьи 19 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» закреплено, что в случае, если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. В случае, если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, государственный орган или орган местного самоуправления обязан предоставить запрашиваемую информацию, за исключением информации ограниченного доступа.
Статья 20 названного Федерального закона закрепляет основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а именно:
1) содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
2) в запросе не указаны почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;
3) запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос;
4) запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;
5) запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией;
6) в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.
В тоже время, муниципальные правовые акты носят как нормативный, так и ненормативный характер, и являются не только информацией о деятельности органа местного самоуправления, но и содержат сведения о конкретных лицах, в отношении которых такие акты принимаются, т.е. конфиденциальную информацию. Такая информация, как правило, содержится и в наименованиях принимаемых постановлений.
Таким образом, положение п.3 статьи 8 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», предусматривающей, что пользователь информацией имеет право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен в данном случае неприменимы.
Согласно ст. 42 Устава Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района в систему муниципальных правовых актов входят:
правовые акты, принятые на местном референдуме; Устав Комсомольского сельского поселения; нормативные и иные правовые акты Совета народных депутатов Комсомольского сельского поселения; постановления и распоряжения главы Комсомольского сельского поселения по вопросам организации деятельности Совета народных депутатов Комсомольского сельского поселения; постановления администрации Комсомольского сельского поселения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий переданных органам местного самоуправления Комсомольского сельского поселения федеральными законами и законами , а также распоряжения администрации Комсомольского сельского поселения по вопросам организации работы администрации Комсомольского сельского поселения; правовые акты Ревизионной комиссии. Как видно из текста заявления ФИО1 обратился в администрацию Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района с требованиями о предоставлении полного перечня муниципальных правовых актов , а не только правовых актов, принятых администрацией. С такими же требованиями ФИО1 обратился и в суд, при этом просил обязать администрацию Рамонского муниципального района предоставить ему полный перечень муниципальных правовых актов в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Согласно ст. 37 Устава администрация Комсомольского сельского поселения - исполнительно-распорядительный орган Комсомольского сельского поселения, возглавляемый главой Комсомольского сельского поселения на принципах единоначалия.
Администрация Комсомольского сельского поселения обладает правами юридического лица.
Структура администрации сельского поселения утверждается Советом народных депутатов Комсомольского сельского поселения по представлению главы Комсомольского сельского поселения возглавляющего администрацию Комсомольского сельского поселения.
К полномочиям администрации Комсомольского сельского поселения, как это предусмотрено ч. 2 статьи 38 Устава, в частности, относится:
- обеспечение исполнения решений органов местного самоуправления Комсомольского поселения по реализации вопросов местного значения;
- осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами , иные полномочия, определенными федеральными законами и законами .
Исходя из содержания приведенных выше законоположений, органы местного самоуправления обязаны предоставлять любым заинтересованным лицам информацию свободного доступа, а также сведения о фактах, затрагивающих их права, свободы и законные интересы.
Проведение органом местного самоуправления соответствующей аналитической работы по устранению из постановлений конфиденциальной информации и составления соответствующего перечня для предоставления их по запросам, действующим законодательством не предусмотрено.
Какие-либо доказательства того, что запрашиваемая заявителем информация затрагивает его права и законные интересы, непосредственно связана с защитой его прав, в материалы дела ФИО1 не представлено. Не было об этом указано и в заявлении, поданном в администрацию Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района .
В ответе на заявление ФИО1 администрацией Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района даны необходимые разъяснения и указаны источники получения заявителем официальной информации свободного доступа.
В соответствии с ч. 4 статьи 258 ГПК Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Оснований для признания незаконным отказа администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района в предоставлении ФИО1 полного перечня муниципальных правовых актов Комсомольского сельского поселения, изданных в период с ДД.ММ.ГГГГ по день обращения с таким заявлением не имеется, поскольку возможность защиты права в порядке главы 25 ГПК РФ напрямую зависит от того, нарушено ли конкретное субъективное право заявителя. Между тем, в данном случае заявитель не обосновал, какие его права были нарушены ответом администрации Комсомольского сельского поселения.
В тоже время сам по себе факт не предоставления информации (полного перечня муниципальных правовых актов) о таких нарушениях не свидетельствует.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания полагать, что права заявителя на получение информации, гарантированные п.4 статьей 29 Конституции РФ, ч. 5 статьи 8 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» были нарушены либо ограничены, а соответственно и отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
При таком положении, принимая во внимание, что ответ ФИО1 дан в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий, в установленный законом срок, а несогласие заявителя с содержанием оспариваемого ответа не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований, то судебная коллегия, руководствуясь положением ч. 4 статьи 258 ГПК РФ считает, что заявленные ФИО1 требования не подлежат удовлетворению ввиду их необоснованности.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что в силу действия Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" на него не возложена обязанность обосновывать необходимость предоставления информации по его запросу, судебная коллегия считает несостоятельной.
На основании изложенного решение районного суда нельзя признать законным, оно на основании п. 4 ч. 1 статьи 330 ГПК РФ подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований ФИО1
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия -
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Рамонского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании отказа администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района в предоставлении доступа ФИО1 к информации, содержащей перечень принятых администрацией сельского поселения правовых актов незаконным - отказать.
Председательствующий:
Судьи коллегии: