Белоярский районный суд Свердловской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Белоярский районный суд Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 января 2012 года Белоярский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Курбатовой Н.Л.,
при секретаре Драгановой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Администрации городского округа верхнее Дуброво о прекращении исполнительного производства,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация городского округа Верхнее Дуброво обратилась в Белоярский районный суд с заявлением о прекращении исполнительного производства. В обоснование требований указала, что решением Белоярского районного суда Свердловской области от 24 ноября 2010 года по исковому заявлению Государственного учреждения «Свердловский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» от об установлении охранной зоны вокруг метеорологической площадки объединённой гидрометеорологической станции Верхнее Дуброво на Администрацию городского округа "Верхнее Дуброво были возложены следующие обязанности: 1) установить охранную зону вокруг пунктов государственной наблюдательной сети - метеорологической площадки и автоматизированного вычислительного комплекса в
двухмесячный срок с момента вступления в силу решения суда; 2) произвести возврат госпошлины в размере 7 000 рублей 00 копеек. В настоящее время решение суда исполнено частично: возврат государственной пошлины произведён взыскателю в полном объёме; Думой городского округа Верхнее Дуброво принято решение от 17 марта 2011 года № 373 «О внесении изменения в решение Думы городского округа Верхнее Дуброво от 16 июля 2009 года № 197 «Об утверждении новой схемы градостроительного зонирования территории городского округа Верхнее Дуброво». В соответствии со статьёй 37 Федерального закона от 02: октября 1997 года № 229 «Об исполнительном производстве» в июне 2011 года Администрация городского округа Верхнее Дуброво обратилась в Белоярский районный суд Свердловской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения вышеуказанного решения суда до 25 декабря 2011 года. 27 июня 2011 года заявление об отсрочке было удовлетворено (копия определения суда прилагается). Однако, проведённый анализ норм действующего федерального законодательства показал, что исполнение решения Белоярского районного суда Свердловской области от 24 ноября 2010 года в части установления охранной зоны вокруг метеорологической площадки объединённой гидрометеорологической станции Верхнее Дуброво невозможно в связи с отсутствием у Администрации городского округа Верхнее Дуброво соответствующих полномочий. В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 19 июля 1998 года № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность. Во исполнение указанного федерального закона Правительством Российской Федерации было принято Положение о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года № 972, которое определяет порядок установления и размеры охранных зон, но не указывает, какие именно органы уполномочены принимать решения об установлении охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением. В целях реализации норм указанного нормативного правового акта Правительства Российской Федерации приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 года № 299 был принят Административный регламент исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по обеспечению функционирования на территории Российской Федерации пунктов гидрометеорологических наблюдений и системы получения, сбора и распространения гидрометеорологической информации. В соответствии с абзацем 4 пункта 3.7.3 раздела 3.7. указанного регламента ответственными сотрудниками по установлению охранных зон стационарных пунктов наблюдений в соответствии с законодательством Российской Федерации являются сотрудники территориальных органах и ФГУ Росгидромета, на которых должностными регламентами (должностными инструкциями) возложены эти функции. Таким образом, установление охранной зоны вокруг метеорологической площадки объединённой гидрометеорологической станции Верхнее Дуброво, расположенной по адресу: вправе осуществлять лишь уполномоченное должностное лицо Государственного учреждения «Свердловский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями», а не исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления -Администрация городского округа Верхнее Дуброво. Кроме того, принятие нормативного правового акта об установлении охранной зоны Администрацией городского округа Верхнее Дуброво повлечёт нарушение действующего антикоррупционного федерального законодательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: 1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; 2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе», в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. В соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, одним из коррупциогенных факторов, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов. Следовательно, принятие главой городского округа Верхнее Дуброво постановления об установлении вышеуказанной охранной зоны является коррупциогенным фактором, что влечёт недействительность принятого правового акта, а также повлечёт за собой нарушение Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В соответствии с пунктом 1 статьи 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве». В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 43 Федерального закона от 02 октября 1997 года № 229 «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий). Администрация городского округа Верхнее Дуброво не вправе, следовательно, не имеет возможности совершить определённые действия - принять правовой акт об установлении охранной зоны вокруг метеорологической площадки объединённой гидрометеорологической станции Верхнее Дуброво. Просит прекратить исполнительное производство по исполнению решения Белоярского районного суда Свердловской области от 24 ноября 2010 года по исковому заявлению Государственного учреждения «Свердловский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» от об установлении охранной зоны вокруг метеорологической площадки объединенной гидрометеорологической станции Верхнее Дуброво
В судебное заседание представитель Администрации городского округа Верхнее Дуброво не явился. В заявлении на имя суда глава городского округа Конопкин В.К. просил рассмотреть заявление о прекращении исполнительного производства в отсутствие представителя Администрации городского округа, суду доверяет, заявленное требование поддерживает.
Представитель заинтересованного лица - ГУ «Свердловский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» Садреева Е.В., действующая на основании доверенности от , с заявлением Администрации Белоярского городского округа не согласилась на основании письменного отзыва, в котором указано следующее.
Администрация неверно трактует положение действующего законодательства, а именно абзац 4 п.3.7.3 раздела 3.7.Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по обеспечению функционирования на/территории Российской Федерации пунктов гидрометеорологических наблюдений и системы получения, сбора и распространения гидрометеорологической информации, утвержденный Приказом Минприроды РФ от 31.10.2008г. № 229 (далее «Регламент») В соответствии с указанным пунктом «ответственными сотрудниками по оформлению закрепления выделенных земельных участков и установлению охранных зон стационарных пунктов наблюдений в соответствии с законодательством Российской федерации являются сотрудники ФГУ Росгидромета». Указанные сотрудники отвечают за документальный процесс оформления охранных зон, за взаимодействие с соответствующими органами местного самоуправления. Установление охранной зоны подразумевает собой издание нормативного акта об установлении режима пользования соответствующим земельным участком. Такими правами в соответствии с п.1 ч.2 и ч.3 ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации обладает исключительно органы государственной власти, органы местного самоуправления, суды. Данная позиция подтверждена Постановлением Президиума Свердловского областного суда от 18.08.2010г. по делу №44г-26 (по надзорной жалобе ГУ «Свердловский ЦГМС-Р») в котором указано: «Ввиду того, что ни Федеральный закон «О гидрометеорологической службе», ниутвержденное Правительством Российской Федерации Положение не предусматривают орган, полномочный принимать решение о создании охранных зон, суду следовало руководствоваться общими положениями земельного и градостроительного законодательства о разграничении компетенции между органами государственной власти и местного самоуправления в области земельных отношений. В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относятся установление правил землепользования и застройки территории городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Наряду с этим, в соответствии с абзацем вторым пункта 10 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также осуществляется органами местного самоуправления. Суды первой и второй инстанции эти нормы материального права не учли, в результате пришли к ошибочному выводу...». На дату принятия Постановления Президиумом Свердловского областного суда и решения Белоярским районным судом об установлении охранной зоны вокруг пунктов государственной наблюдательной сети Административный регламент действовал. Таким образом, его положения, в том числе и в части компетенции сотрудников ФГБУ Росгидромета по оформлению охранных зон под пунктами государственной наблюдательной сети, были изучены и учтены судами при принятии судебных актов. Просит заявление Администрации Городского округа «Верхнее Дуброво» о прекращении исполнительного производства оставить без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления УФССП по Свердловской области в суд для участия в рассмотрении заявления о прекращении исполнительного производства не явился, о причинах неявки суд не известил. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом путем отправления определения о дате и времени рассмотрения заявления по электронной почте.
Выслушав представителя ГУ «Свердловский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями», исследовав материалы дела, суд находит, что заявление Администрации городского округа Верхнее Дуброво не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Вступившим в законную силу решением Белоярского районного суда Свердловской области от 24 ноября 2010 года по исковому заявлению Государственного учреждения «Свердловский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» об установлении охранной зоны вокруг метеорологической площадки объединенной гидрометеорологической станции Верхнее Дуброво постановлено: обязать Администрацию городского округа Верхнее Дуброво установить вокруг пунктов государственной наблюдательной сети ОГМС Верхнее Дуброво - метеорологической площадки и автоматизированного вычислительного комплекса, охранную зону в виде земельных участков, ограниченных на плане замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии 200 метров во все стороны, в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с постановлением от судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ниловой В.И. на основании исполнительного листа от , выданного Белоярским районным судом по делу , вступившим в законную силу , возбуждено исполнительное производство в отношении Администрации городского округа Верхнее Дуброво.
Как установлено судом, до настоящего времени решение суда от не исполнено, должник Администрация городского округа Верхнее Дуброво просит прекратить исполнительное производство со ссылкой на доводы, изложенные в заявлении.
Согласно ч. 1 ст. 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Статьей 43 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительное производство прекращается судом в случаях:
1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
На основании абзаца 4 п.3.7.3 раздела 3.7.Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по обеспечению функционирования на/территории Российской Федерации пунктов гидрометеорологических наблюдений и системы получения, сбора и распространения гидрометеорологической информации, утвержденный Приказом Минприроды РФ от 31.10.2008г. № 229 (далее «Регламент»), ответственными сотрудниками по оформлению закрепления выделенных земельных участков и установлению охранных зон стационарных пунктов наблюдений в соответствии с законодательством Российской федерации являются сотрудники ФГУ Росгидромета. Указанные сотрудники отвечают за документальный процесс оформления охранных зон, за взаимодействие с соответствующими органами местного самоуправления.
Установление охранной зоны подразумевает собой издание нормативного акта об установлении режима пользования соответствующим земельным участком. Такими правами в соответствии с п.1 ч.2 и ч.3 ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации обладает исключительно органы государственной власти, органы местного самоуправления, суды.
Данная позиция подтверждена Постановлением Президиума Свердловского областного суда от 18.08.2010г. по делу №44г-26 (по надзорной жалобе ГУ «Свердловский ЦГМС-Р») в котором указано: «Ввиду того, что ни Федеральный закон «О гидрометеорологической службе», ниутвержденное Правительством Российской Федерации Положение не предусматривают орган, полномочный принимать решение о создании охранных зон, суду следовало руководствоваться общими положениями земельного и градостроительного законодательства о разграничении компетенции между органами государственной власти и местного самоуправления в области земельных отношений. В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относятся установление правил землепользования и застройки территории городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Наряду с этим, в соответствии с абзацем вторым пункта 10 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также осуществляется органами местного самоуправления. Суды первой и второй инстанции эти нормы материального права не учли, в результате пришли к ошибочному выводу...».
На дату принятия Постановления Президиумом Свердловского областного суда и решения Белоярским районным судом об установлении охранной зоны вокруг пунктов государственной наблюдательной сети Административный регламент действовал. Таким образом, его положения, в том числе и в части компетенции сотрудников ФГБУ Росгидромета по оформлению охранных зон под пунктами государственной наблюдательной сети, были изучены и учтены судами при принятии судебных актов.
Кроме того, в случае прекращения исполнительного производства вступившее в законную силу решение суда останется неисполненным.
Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявления Администрации городского округа Верхнее Дуброво о прекращении исполнительного производства по исполнению решения Белоярского районного суда Свердловской области от 24 ноября 2010 года по исковому заявлению Государственного учреждения «Свердловский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» от об установлении охранной зоны вокруг метеорологической площадки объединенной гидрометеорологической станции Верхнее Дуброво, следует отказать за необоснованностью.
Руководствуясь ст.ст. 224, 225, 437 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
В удовлетворении заявления Администрации городского округа Верхнее Дуброво о прекращении исполнительного производства по исполнению решения Белоярского районного суда Свердловской области от 24 ноября 2010 года по исковому заявлению Государственного учреждения «Свердловский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» от об установлении охранной зоны вокруг метеорологической площадки объединенной гидрометеорологической станции Верхнее Дуброво, отказать за необоснованностью.
На определение может быть подана частная жалоба в Свердловский облсуд через Белоярский районный суд в течение 15 дней.
Судья
Белоярского районного суда Н.Л. Курбатова