ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело №...
27 ноября 2012 года город Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.
судей Милютина В.Н. Кривцовой О.Ю.
при секретаре Батыевой Ю.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан на решение Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 19 сентября 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО1 к Администрации Муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и взыскании судебных расходов удовлетворить частично.
Обязать Администрацию муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан и Правительство Республики Башкортостан предоставить ФИО1, ... года года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории МР Альшеевский район РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.
Взыскать с Администрации муниципальный район Альшеевский район Республики Башкортостан в пользу ФИО1 судебные расходы за услуги представителя в размере ... рублей.
Взыскать с Администрации муниципальный район Альшеевский район Республики Башкортостан в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме ... рублей.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и взыскании судебных расходов, отказать.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан (далее – Администрация района) и Правительству Республики Башкортостан, в котором просила: обязать ответчиков предоставить ей, ФИО1 жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории МР ... РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 14 кв.м. и не более 33 кв.м.; взыскать в солидарном порядке с ответчиков в ее пользу расходы по уплате государственной пошлины в сумме ... руб. и на оплату услуг адвоката – ... руб.
Заявленные требования ФИО1 мотивировала тем, что над ней, несовершеннолетней ФИО1 (в связи с регистраций брака ... года присвоена фамилия ФИО1) постановлением главы Администрации района №... от ... года была установлена опека. В период с ... года по ... года она обучается в ГОУ НПО ПУ №... ... РБ. Постановлением главы Администрации района №... от ... года она поставлена на учет по предоставлению жилого помещения по договору социального найма в целях исполнения Федерального Закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлений Правительства РФ от 20 июля 2007 года № 200 и от 21 января 2011 года № 7 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
ФИО1 полагает, что как сирота, не имеющая закрепленного жилого помещения, имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью, в то время как предоставление ей жилого помещения по договору социального найма Администрацией района постановлено в зависимость от срока окончания ее обучения в ... ....
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация района ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В частности, Администрацией района права истца по обеспечению жильем не нарушены, поскольку пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 20 июля 2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшего на момент обращения, было установлено, что в список муниципального образования включаются дети-сироты, у которых срок окончания пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования и т.д. наступил или наступит через год. На основании этого ФИО1 не была включена в заявку на текущий год, так как заканчивает обучение в 2014 году. После отмены Постановления Правительства РБ № 200 в июне 2012 года был затребован дополнительный список на 2013 год, куда включена ФИО1 С 1 января 2012 года государственные полномочия по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления. Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом РБ о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год. Таким образом, обеспечить жилым помещением истца будет возможным после наступления срока по законодательству, то есть по окончанию обучения в образовательном учреждении и поступления финансовых средств, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной муниципальным образованием. Считает, что оснований для возмещения истцу за счет ответчика расходов на адвоката не было, поскольку не представлены документы, подтверждающие оплату услуг адвоката, отсутствует соглашение между истцом и адвокатом. Также Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» дети – сироты относятся к категории граждан, имеющих право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Также считает, что решение подлежит отмене в связи с имеющимися противоречиями в его резолютивной части, поскольку во втором абзаце иск к Правительству РБ в части предоставления жилого помещения ФИО1 удовлетворен, а в пятом абзаце указано об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Правительства РБ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и судебных расходов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации района по доверенности ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержала и просила ее удовлетворить.
Представители истца по доверенности ФИО3 и ФИО4 просили решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части, в следующем размере и по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 (до регистрации брака ФИО1) родилась ... года, родители истца умерли: мать ФИО 1 – ... года, отец – ФИО 2 – ... года.
... года над ФИО5 было установлено опекунство ФИО 3 которая содержала и воспитывала девочку после смерти родителей. В общеобразовательных и иных учреждениях ФИО1 не находилась вследствие установления над ней опеки (попечительства), которая прекращена над истцом по достижении восемнадцати лет, то есть ... года.
На основании постановления главы Администрации района №... от ... года ФИО1 принята на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма по окончанию обучения в ... ....
Удовлетворяя исковые требования ФИО1, и обязывая Администрацию района предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории МР ... РБ, суд исходил из того, что право ФИО1 на предоставление жилого помещения указанным ответчиком нарушено, она имеет право на предоставление жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и этом право истца не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии не имеется, так как они основаны на материалах дела и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании, соответствуют нормам действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В развитие названных конституционных положений ЖК Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательном и иных учреждениях, в том числе в учреждениях специализированного обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации).
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получения жилья у детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещения, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получения жилья в частности связано с прекращением опеки (попечительства), и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Кроме того, положения части 2 статьи 57 ЖК РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма ФИО1, состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло с момента прекращения над ней попечительства и ее обращения с заявлением о предоставлении вне очереди жилого помещения в Администрацию района.
При таких обстоятельствах ФИО1, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящая на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, и в данном случае не имеет правового значения, что в настоящее время истец обучается в Государственном образовательном учреждении НПО ПУ №....
Как правильно указал суд, обязанность обеспечения ФИО1 жилым помещением из муниципального жилищного фонда должна быть возложена на Администрацию района в связи с наделением ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з (ред. от 06.12.2011) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Согласно Закону Республики Башкортостан № 451-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ», с 1 января 2012 года государственное полномочие по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления РБ.
Постановлением Правительства РБ от 6 марта 2012 года за № 65, Постановление Республики Башкортостан от 20 июля 2007 года № 200 признано утратившим силу.
При таких обстоятельствах возложение на Администрацию муниципального района Альшеевский район РБ обязанности предоставить истцу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение вне очереди на территории МР ... РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м. судебная коллегия полагает обоснованным, поскольку право на предоставление жилья вне очереди у ФИО1 возникло в период действия вышеуказанного постановления № 200. Советом муниципального района Альшеевский район РБ решения об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма никогда не принималось и не принято до настоящего времени, хотя с даты отмены вышеназванного постановления прошло более полутора лет. Следовательно, принятое судом решение направлено на восстановление нарушенных жилищных прав истца и будет исполнимо.
В связи с изложенным требования ФИО1 к Правительству Республики Башкортостан не подлежали удовлетворению, поскольку истцом не представлено доказательств нарушения прав истца со стороны Правительства Республики Башкортостан.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит подлежащим отмене решение суда в части обязательства Правительство Республики Башкортостан предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории МР ... РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.
Что касается доводов Администрации района о незаконности взыскания в пользу истца расходов на оплату услуг адвоката, то они не могут быть признаны судебной коллегией состоятельными.
Удовлетворяя требования истца о взыскании судебных расходов, суд обоснованно руководствовался положениями ст. 100 ГПК РФ и с учетом принципа разумности и справедливости взыскал ... рублей. Факт представления интересов истца представителями ответчиком не оспаривался и подтвержден материалами гражданского дела.
Согласно ч. 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 названного Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в этой статьей судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ).
Таким образом, из содержания указанных норм следует, что возмещение судебных издержек (в том числе расходов на оплату услуг представителя) осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда.
Определяя к взысканию с Администрации района в пользу истца расходы на услуги адвоката в суде первой инстанции, следует исходить из того, что при разрешении требований ФИО1 о признании права на предоставление жилого помещения вне очереди, было восстановлено право истца на получение жилья, поэтому суд в соответствии с вышеназванными требованиями норм процессуального права обоснованно взыскал с ответчика судебные расходы истца на адвоката, подтвержденные платежным документом.
При этом судебная коллегия учитывает, что судебные расходы присуждаются судом, если они понесены фактически, являлись необходимыми и разумными в количественном отношении. В связи с чем, несостоятельны доводы Администрации района о том, что отсутствие соглашения между доверителем и адвокатом может являться основанием для отказа истцу в возмещении таких расходов. Платежный документ об оплате услуг адвокатов по составлению иска и участия в суде по иску о предоставлении жилья подтвержден представленной в материалы дела на л.д. ... квитанцией. В суде первой и апелляционной инстанций представляли интересы истца ее представители на основании доверенности.
При таких обстоятельствах правовых оснований для отказа истцу в возмещении ее расходов на оплату услуг адвоката за счет ответчика не имелось.
Вместе с тем, судебная коллегия находит подлежащим отмене решение суда в части взыскания с Администрации района в пользу ФИО1 расходов по оплате государственной пошлины в сумме ... руб.
В силу п. 1 ст. 333.17 Налогового кодекса РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, Администрация района освобождена от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления и не может быть отнесена к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 19 сентября 2012 года отменить в части: обязательства Правительство Республики Башкортостан предоставить ФИО1, ... года года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории МР Альшеевский район РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.; взыскания с Администрации муниципального района Альшеевский район РБ в пользу ФИО1 расходов по уплате государственной пошлины в сумме ... руб.
В отмененной части принять новое решение, которым:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Правительству Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории МР Альшеевский район РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м. отказать.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан о взыскании расходов по оплате государственной пошлины отказать.
В остальной части решение Альшеевского районного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий Н.М.Мухаметова
Судьи В.Н.Милютин
О.Ю.Кривцова
Справка: судья ФИО