ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № от 31.12.9999 Курского областного суда (Курская область)

Курский областной суд

Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)Вернуться назад       

          Курский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  К<адрес> ОБЛАСТНОЙ СУД   АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ    Судья: Муромская С.В. Дело № г.

Судебная коллегия по гражданским делам <адрес> областного суда в составе:

председательствующего - Журавлева А.В.

и судей - Леонтьевой И. В., Чупрыной С.Н.

с участием прокурора - Борисовой Е.С.

при секретаре - Краснятовой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ дело по иску Синего Д.А. к Территориальному органу федеральной службы государственной статистики по <адрес> <адрес> (<данные изъяты>) о признании незаконным изменений существенных условий служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения, изменении формулировки основания увольнения, возложении обязанности, взыскании денежной суммы, поступившее по апелляционной жалобе Синего Д.А. на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено об отказе Синему Д.А. в удовлетворении иска.

Заслушав доклад судьи Леонтьевой И. В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Синий Д.А. обратился в суд с вышеназванным иском к Территориальному органу федеральной службы государственной статистики по <адрес> <адрес> (<данные изъяты>) в котором указал, что он с ДД.ММ.ГГГГ работал в должности специалиста 2 разряда административного отдела в Территориальном органе федеральной службы государственной статистики по <адрес> <адрес>, приказом №/к от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен по п. 7 ч.1. ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта). Считает увольнение по данному основанию незаконным, указал, что с 25.07. 2011 г. по ДД.ММ.ГГГГ он находился в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. По выходу из отпуска ДД.ММ.ГГГГ, ему было предложено подписать новый должностной регламент, в котором были полностью изменены его должностные обязанности, в исполнении прежних должностных обязанностей ему было отказано. Полагая, что изменяется его трудовая функция, от подписания нового должностного регламента он отказался. Представителем нанимателя он не был уведомлен об изменении существенных условий служебного контракта в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения; представитель нанимателя не предложил для замещения иную вакантную должность государственной гражданской службы, и не получил его письменного отказа от ее замещения. Кроме того, по его мнению, изменение существенных условий служебного контракта произведено представителем нанимателя безосновательно, не является следствием изменений организационных или технологических условий труда в <данные изъяты>.

С учетом уточненных в судебном заседании исковых требований, Синий Д.А. просил суд признать незаконным изменение представителем нанимателя существенных условий служебного контракта; признать незаконным освобождение его от замещаемой должности и увольнение с государственной гражданской службы; изменить формулировку основания увольнения с увольнения по п.7 ст. 33 ФЗ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» на увольнение по собственному желанию, изменив дату увольнения на ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика произвести запись в его трудовую книжку в соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек; взыскать с Территориального органа федеральной службы государственной статистики по <адрес> <адрес> в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ, компенсацию неиспользованного отпуска за указанный период и компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.

Судом постановлено решение об отказе Синему Д.А. в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Территориальным органом федеральной службы государственной статистики по <адрес> <адрес> (<данные изъяты>) решение суда не обжалуется. Апелляционное представление прокурором Центрального административного округа <адрес> отозвано.

В апелляционной жалобе Синий Д.А. просит отменить решение суда как незаконное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы истца Синего Д.А., выслушав объяснения Синего Д.А., поддержавшего свою апелляционную жалобу, объяснения представителя Территориального органа федеральной службы государственной статистики по <адрес> <адрес> по доверенности - Аникушина А.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы истца, заключение прокурора Борисовой Е.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Применение федеральных законов, содержащих нормы трудового права, к отношениям, связанным с государственной гражданской службой, осуществляется в соответствии со ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которой Трудовой Кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом « О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Статьей 11 ТК РФ также предусмотрено, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Согласно ст. 13 ФЗ № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 23 Федерального закона N 79-ФЗ, служебный контракт -соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Согласно ч. 1 ст. 47 ФЗ № 79-ФЗ, профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

В силу ч.1 п.2 ст. 157 ФЗ №79-ФЗ гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

В ходе рассмотрения настоящего спора, судом установлено, что приказом №/к от ДД.ММ.ГГГГ Синий Д.А. был принят на должность специалиста 2 разряда административного отдела в Территориальном органе федеральной службы государственной статистики по <адрес> <адрес> на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет Пашкевич Ю.А. Приказом №/к от ДД.ММ.ГГГГ Синий Д.А. переведен постоянно в административный отдел специалистом 2 разряда. В тот же день с ним был заключен служебный контракт №. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден должностной регламент специалиста 2 разряда административного отдела <данные изъяты>, с которым Синий Д.А. был ознакомлен в установленном законом порядке. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Синему Д.А. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ Синий приступил к исполнению должностных обязанностей.

Приказом №/к от ДД.ММ.ГГГГ Синий Д.А. уволен по п. 7 ч.1. ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

Поскольку Синий Д.А. замещал должность государственной гражданской службы <адрес> <адрес>, при разрешении спора о законности прекращения государственной гражданской службы с истцом, суд правильно руководствовался ФЗ № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Законом <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О государственной гражданской службе <адрес> <адрес>».

Оспаривая законность своего увольнения, истец Синий Д.А. ссылался на отсутствие у ответчика правового обоснования изменения существенных условий трудового договора и на нарушение порядка увольнения.

С данными доводами истца согласиться нельзя.

Разрешая спор, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, пришел к выводу о том, что увольнение Синего Д.А. произведено в соответствии с требованиями закона.

Судебная коллегия находит данные выводы суда обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права.

Конституционный Суд Российской Федерации в п.2.1 своего Определения от ДД.ММ.ГГГГ № указал, что в соответствии с ч.5 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон в письменной форме. Изменение существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя является исключением из данного правила, которое обусловлено объективной невозможностью сохранения ранее определенных условий контракта в связи с изменением существенных условий профессиональной служебной деятельности. При этом федеральный законодатель предусмотрел специальные гарантии государственным гражданским служащим. В частности, государственному гражданскому служащему предоставлено право выразить свое согласие на замещение должности государственной гражданской службы и прохождение государственной гражданской службы в том же государственном гражданском органе или другом государственном органе (ч.3 ст. 29 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Согласно ст. 29 ФЗ № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.

Законодатель не указал, какие конкретно изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности могут являться основанием для изменения существенных условий служебного контракта. Соответствующая норма ст. 73 ТК РФ, устанавливающая аналогичное правило, относит к ним изменения организационных или технологических условий труда. Представляется, что и в отношении гражданского служащего изменение организационных условий служебной деятельности может повлечь за собой изменение существенных условий служебного контракта.

Закон устанавливает специальный порядок изменения существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.

Согласно ст. 29 ФЗ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения. Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с п. 7 ч.1 ст. 33 настоящего Федерального закона.

Аналогичные положения содержатся и в ст. 29 Закона <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О государственной гражданской службе <адрес> <адрес>».

В соответствии с п.7 ч.1 ст.33 ФЗ № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего ФЗ) является оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.

Аналогичные положения закреплены и в п.7 ч.1 ст. 33 Закона <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О государственной гражданской службе <адрес> <адрес>».

Судом установлено, что приказом № от ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен отпуск по уходу за ребенком, до достижения ребенком возраста полутора лет -до ДД.ММ.ГГГГ По окончании такового отпуска, ДД.ММ.ГГГГ истец был уведомлен работодателем об изменении существенных условий служебного контракта, ему было предложено ознакомиться и подписать новый должностной регламент. Однако истец от подписи в ознакомлении с должностным регламентом отказался о чем был составлен соответствующий акт. Данное обстоятельство подтверждается служебной запиской начальника административного отдела Бирюковой В.А., объяснительной запиской Синего Д.А., не отрицалось последним в судебном заседании.

Кроме того, в письменных объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ, данных истцом работодателю, Синий Д.А. указал, что он отказывается от выполнения обязанностей, предусмотренных новым должностным регламентом.

Как установлено судом, изменение существенных условий служебного контракта было обусловлено объективной невозможностью сохранения истцу ранее определенных условий контракта в связи с изменением существенных условий профессиональной служебной деятельности. При этом трудовая функция истца осталась неизменной.

Судом установлено, что в связи с увольнением из административного отдела, в котором работал истец, главного специалиста-эксперта Антонова Е.В., и исключением из штатного расписания с ДД.ММ.ГГГГ должности «главный специалист отдела», были перераспределены и конкретизированы должностные обязанности между сотрудниками отдела, в том числе должностные обязанности по должности, занимаемой истцом. Данное обстоятельство, по мнению суда и повлекло за собой невозможность сохранения истцу ранее определенных условий служебного контракта. Был разработан новый должностной регламент, который утвержден приказом № от ДД.ММ.ГГГГ

В подтверждение своих доводов о том, что изменение определенных сторонами условий служебного контракта явилось следствием изменений организационных условий труда, и повлекло за собой невозможность сохранения для истца прежних условий труда, ответчик представил в суд штатные расписания, приказ об увольнении Антонова Е.В., приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении должностных регламентов и изменений к должностному регламенту».

С учетом того, что до ДД.ММ.ГГГГ истец находился в отпуске по уходу за ребенком и его должностные обязанности в его отсутствие выполнял другой сотрудник, об изменении существенных условий служебного контракта истец Синий Д.А. был поставлен в известность по окончании такого отпуска - ДД.ММ.ГГГГ С указанной даты истец продолжил выполнение должностных обязанностей в соответствии с ранее утвержденным регламентом, без учета внесенных в него изменений. Данное обстоятельство опровергает доводы истца Синего Д.А. о несоблюдении работодателем положений ст. 29 ФЗ № 79-ФЗ.

По истечении двухмесячного срока предупреждения о введении изменений в служебный контракт, ДД.ММ.ГГГГ истцу вновь было предложено подписать дополнительное соглашение к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № и ознакомиться с должностным регламентом, т.е. выразить свое согласие на продолжение работы в измененных условиях, от чего истец отказался, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ, объяснительной запиской Синего Д.А., не оспаривалось это и в суде апелляционной инстанции.

Суд, рассматривая дело, не установил нарушения ответчиком предусмотренного ст. 29 Федерального Закона № 79-ФЗ порядка изменения существенных условий служебного контракта, заключенного с истцом и порядка увольнения, Синего Д.А., предусмотренного ст. 33вышеназванного ФЗ.

Поскольку истец Синий Д.А. отказался от подписания дополнительного соглашения к Служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ №, от ознакомления с должностным регламентом по должности «специалист 2 разряда», утвержденным приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, определяющим требования к уровню и характеру знаний и навыков, должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего, занимающего соответствующую должность гражданской службы, и, как следствие этому - не выразил свое согласие на замещение должности государственной гражданской службы и прохождение государственной гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта, суд пришел к обоснованному выводу о том, что у ответчика имелись правовые основания для прекращения с истцом служебного контракта, освобождения его от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, и принял правильное решение об отказе Синему Д.А. в удовлетворении иска в полном объеме.

Доводам истца о том, что изменилась его трудовая функция, судом первой инстанции дана правильная юридическая оценка.

Сравнительный анализ должностных регламентов «специалиста 2 разряда», утвержденных приказами <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, позволил суду придти к обоснованному выводу о том, что трудовая функция истца изменена не была. Вышеназванные должностные регламенты включали в себя возложение на истца как обязанность по ведению делопроизводства в отделе, так и работу по архивированию документов, что усматривается из п. ДД.ММ.ГГГГ Должностного регламента истца от ДД.ММ.ГГГГ №.

Упорядочение и конкретизация полномочий истца, не свидетельствует об изменении трудовой функции его трудовой функции, а подтверждает доводы представителя ответчика о том, что действия работодателя не противоречили Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), которым утверждена «Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», где в качестве одного из приоритетов повышения эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих устанавливается «упорядочение и конкретизация полномочий государственных служащих, которые должны быть закреплены в должностных регламентах» (раздел III, пункт 9, подпункт « в».

Суд обоснованно не принял во внимание и доводы Синего Д.А. о том, что работодатель не предложил ему для замещения иную вакантную должность государственной гражданской службы и не получил его письменного отказа от ее замещения.

Судом установлено, что иных вакантных должностей государственной гражданской службы в <данные изъяты> - не имелось, поэтому обязанности по предложению истцу для замещения иной вакантной должности государственной гражданской службы на ответчике не лежала.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что на ответчике лежала обязанность предупредить его о последствиях отказа от продолжения работы в измененных условиях и возможном увольнении по п.7 ч.1 ст. 33 ФЗ № 79-ФЗ - на нормах материального права не основаны, поэтому также не могут быть приняты во внимание.

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона. Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено.

Апелляционная жалоба истца не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения, апелляционную жалобу Синего Д.А. - без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -