ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 08-996 от 23.05.2012 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

                                                                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД  РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД  РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Судья: Р.С. Бурганов Дело №77-678/2012 г. О П Р Е Д Е Л Е Н И Е   23 мая 2012 г. г. Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Р.М. Нафиков, при секретаре судебного заседания С.Р.Каримове, рассмотрел дело об административном правонарушении по жалобе М.Ш.  Тазетдинова на решение судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 27 марта 2012 года.

Этим решением постановлено:

Постановление заместителя руководителя УФАС по РТ от 17.01.2012 года по делу об административном правонарушении № А08-996/2011, предусмотренном ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, вынесенное в отношении Тазетдинова М.Ш.  оставить без изменения, жалобу Тазетдинова М.Ш.  – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения ФИО1 – представителя заместителя руководителя УФАС по Республике Татарстан ФИО2,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя УФАС России по РТ № А08-996/2011 от 17 января 2012 года директор общества с ограниченной ответственностью "Фитнес Дом-Казань" ФИО3 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере , за нарушение законодательства о рекламе.

ФИО3 обратился в районный суд с жалобой на указанное постановление, в которой поставил вопрос об его отмене, считая его незаконным.

Судья районного суда города Казани жалобу принял к производству, вынес приведенное выше решение.

В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан ФИО4 просит решение отменить, вынести новый судебный акт.

Оснований к отмене решения судьи районного суда не имеется в связи со следующим.

Статьей 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе.

Из материалов дела следует, что в ходе мониторинга средств массовой информации Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан установлен факт распространения в журнале "Интерьерный вопрос" № 20 за январь 2011 года на странице 21 рекламы: "РБ Фитнес Дом. Магазин хороших тренажеров... Возможно приобретение тренажера по кредитной карте или в кредит. Ул. Волочаевская, 8 тел./факс: <***>". В данной рекламе содержатся не соответствующие действительности сведения, в том числе о стоимости или цене товара, порядка его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, а также отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, что образует, признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06. № 38-Ф3 "О рекламе".

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Согласно части 7 статьи 5 Закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Информация, распространявшаяся в журнале "Интерьерный вопрос" №20 за январь 2011 года на странице 21 рекламы: "FD Фитнес Дом. Магазин хороших тренажеров... Возможно приобретение тренажера по кредитной карте или в кредит. Ул. Волочаевская, 8 тел./факс: <***>", содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отягчить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена в печатном издании; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующими рекламодателями.

В ответ на запрос информации ИП ФИО5 (учредитель и издатель журнала "Интерьерный вопрос" был предоставлен ряд документов, из которых следует, что данное рекламное объявление размещалось на основании договора возмездного оказания рекламных услуг № 387/2010 от 21 декабря 2010 года, согласно которому Заказчиком (рекламодателем) вышеуказанного рекламного объявления является ООО "Фитнес Дом-Казань". В соответствии с Заказом № 01 от 21 декабря 2010 года. Данная реклама размещалась также в журналах "Интерьерный вопрос" №№ 21,22. В соответствии с актом выполненных работ стороны ООО "Фитнес Дом - Казань" и ИП ФИО5 претензий по оказанным услугам не имеют.

В ходе рассмотрения дела ООО "Фитнес Дом - Казань" были даны следующие пояснения: "В действиях ООО "Фитнес Дом-Казань" отсутствуют нарушения законодательства РФ о рекламе. Реклама, распространенная в журнале «Интерьерный вопрос» № 20 за январь 2011 года на стр.21 рекламы: "FD Фитнес Дом". Магазин хороших тренажеров... Возможно приобретение тренажера по кредитной карте или в кредит. ул. Волочаевская, 8 тел./факс <***>" - не содержит сведений о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара. Для надлежащего применения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06г. № 38-Ф3 "О рекламе" Комиссия Татарстанского УФАС России должна была установить наличие в действиях ООО "Фитнес Дом- Казань" одновременно 3 (трех) условий (юридических фактов), необходимых для возникновения факта ее нарушения, а именно:

- отсутствие в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования,

- искажение в рекламе смысла информации и

- введение в рекламе в заблуждение потребителей рекламы. УФАС не указывает:

- какая часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования отсутствует в рекламе,

- в чем выразилось искажение в рекламе смысла информации,

- чем ООО "Фитнес Дом-Казань" ввел в заблуждение потребителей рекламы, в чем оно выразилось.

Таким образом, в рекламе отсутствуют одновременно 3 (три) условия, необходимые для применения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06г. № 38 ФЗ "О рекламе". Существенное условие договора (существенная информация) - это конкретное, установленное и одобренное сторонами, зафиксированное положение соглашения, раскрывающее суть возникающих между контрагентами правоотношений и влияющее на сумму дохода. Предложение, указанное в рекламном материале, а именно: "возможно приобретение тренажера в кредит", не влияет на сумму доходов и расходов, не противоречит действующему законодательству ввиду следующего. Покупателю предоставляется возможность приобретения рекламируемого товара (спортивного оборудования) посредством кредитной карты (т.е. безналичной формы оплаты), а также в кредит. Продажу товаров в кредит общество осуществляет самостоятельно путем заключения договоров поставки, купли-продажи с отсрочкой и рассрочкой платежа в соответствии с нормами гражданского законодательства. Возможность покупки рекламируемого товара в кредит является одной из форм реализации товаров и не вводит потребителей в заблуждение в отношении самого рекламируемого товара беговая дорожка, эллиптический тренажер, силовые тренажеры), в том числе средством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний о товаре, а также в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации о товаре. Следовательно, в рекламном объявлении отсутствует информация, вводящая потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара либо в неполном объеме, информирующая потребителя. У ООО "Фитнес Дом - Казань" отсутствует оригинал-макет рекламного объявления, подписанный и утвержденный надлежащим лицом".

В пункте 1 статьи 3 Закона "О рекламе" дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование ли поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В пункте 2 статьи 3 Закона "О рекламе" дано понятие объекта рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая реклама ООО "Фитнес Дом - Казань", подпадает под понятие "реклама", регламентированное статьей 3 Закона о рекламе, является публичной, ориентированной на неопределенный круг лиц и направлен на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Объектом рекламирования в данном случае являются: "FD Фитнес Дом", тренажеры, реализуемые в данном торговом доме, а также услуга - кредит.

В рассматриваемой рекламе сведения о кредитной организации, предоставляющей кредит, отсутствуют.

Однако необходимо отметить, что в соответствии с письменными уяснениями ООО "Фитнес Дом - Казань", обществом продажа товаров в кредит осуществляется самостоятельно путем заключения договоров поставки, купли-продажи с отсрочкой и рассрочкой платежа в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Таким образом, действиями ООО "Фитнес Дом - Казань" нарушены требования, установленные пунктом 4 части 3 статьи 5 и частью 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Закона о рекламе, в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной; недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Приобретение товара в кредит является порядком оплаты товара и подразумевает под собой не полное внесение денежных средств, а возможность оплаты товара по частям.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Распространение рекламы, вводящей потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара, в связи с отсутствием в ней части существенной информации, способна привести к неправильному выбору потребителей товара, также влияет на оценку и решение потребителей относительно рекламируемых услуг.

Кроме того, у потребителя складывается искаженное представление об условиях приобретения.

Распространение рекламы акции, вводящей потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара, в связи с отсутствием в ней части существенной информации, способна привести к неправильному выбору потребителей товара, а также влияет на оценку и решение потребителей относительно рекламируемых услуг.

Из смысла части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06. № 38-33 "О рекламе" следует, что реклама должна содержать не всю информацию, а всю существенную информацию о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения ли использования, не допускающую искажения смысла информации и введения в заблуждение потребителя рекламы. Закон обязывает формировать у потребителя рекламы правильное (достоверное) представление о соответствующем товаре.

В соответствии с Законом "О рекламе", реклама должна носить понятный, не двусмысленный характер, и не должна вводить потребителя в заблуждение.

При этом потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления об услуге при восприятии конкретного рекламоносителя, а не совокупности всех распространенных к определенному моменту рекламных материалов.

Указание в рекламе достоверной информации, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе", реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Из положения части 6 статьи 38 Федерального Закона "О рекламе" следует, а нарушение требований, установленных пунктом 4 части 3 статьи 5 и частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06. № 38-Ф3 "О рекламе" несет ответственность рекламодатель.

Ответственным за допущенное нарушение является директор ООО "Фитнес Дом-Казань" ФИО3.

По данному факту постановлением УФАС по Республике Татарстан от 17 января 2012 года ФИО3 был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст.14.3 КоАП РФ.

Отказывая в удовлетворении жалобы заявителю, судья районного суда исходил из наличия вменяемого состава административного правонарушения в действиях ФИО3.

Данный вывод судьи районного суда подтверждается материалами дела, достоверность которых не вызывает сомнений.

Представленные доказательства судьей районного суда были оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах судья районного суда обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Доводы жалобы, в том числе и о малозначительности совершенного заявителем правонарушения, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных судьей районного суда, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого решения и постановления, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 27 марта 2012 года оставить без изменения, а жалобу ФИО3 – без удовлетворения.

Судья: Р.М. Нафиков