ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 10-4137/13 от 13.09.2013 Челябинского областного суда (Челябинская область)

                      Дело № 10-4137/2013 Судья Шустова       Н.А

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ       ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                      г. Челябинск 13 сентября 2013       года

        Судебная       коллегия по уголовным делам Челябинского областного суда в       составе:

        председательствующего - судьи Чепелевой Л.А.,

        судей       Темниковой С.А. и Дика Д.Г.,

        при       секретаре Советовой Е.П.,

        с участием       прокурора Масалова В.А.,

        адвоката       Пичугиной О.Л., оправданной Чуриной Е.П.

        рассмотрела       в открытом судебном заседании уголовное дело по апелля­ционному       представлению государственного обвинителя Киселева СВ., апел­ляционной       жалобе представителя потерпевшего С.К.А. на приго­вор Катав-Ивановского       городского суда Челябинской области от 23 июля 2013 года,       которым

        Ч У Р И Н А       Е.П., родившаяся *** года в по­селке ***, не судимая,

        оправдана       по обвине­нию в совершении преступлений, предусмотренных чЛ ст.292,       ч.З ст.30 и ч.З ст. 159 УК РФ, за отсутствием в ее действиях состава       преступления.

        За оправданной признано право на       реабилитацию.

        Заслушав       доклад судьи Чепелевой Л.А., выступления прокурора Маса­лова В.А.,       поддержавшего доводы апелляционного представления и апелля­ционной       жалобы представителя потерпевшего; адвоката Пичугиной О.Л. и оправданной       Чуриной Е.П., полагавших приговор суда законным и обосно­ванным,       изучив материалы уголовного дела, судебная коллегия

        установила:

        Чурина Е.П.       обвинялась в совершении в феврале 2010 года служебного подлога и покушения       на хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество       путем обмана или злоупотребления доверием, с исполь-

                      зованием       своего служебного положения, в крупном размере, то есть в том, что,       являясь служащим органа местного самоуправления - администрации       Катав-Ивановского муниципального района, занимая с 1 сентября 2006 года       должность специалиста первой категории по работе с проектными и       подряд­ными организациями управления капитального строительства,       осуществляя возложенные на нее приказом начальника управления капитального       строи­тельства Д.Р.А.       обязанности по работе с программой «Доступное и комфортное жилье -       гражданам России», в ходе выполнения указанной рабо­ты, в частности по       одной из подпрограмм - «Предоставление работниками бюджетной сферы       безвозмездных субсидий на приобретение или строитель­ство жилья»,       формируя для предоставления в Министерство строительства, инфраструктуры и       дорожного хозяйства Челябинской области сводный спи­сок участников       подпрограммы, изъявивших желание получить субсидию в 2010 году, незаконно       игнорируя сведения о претендентах на получение суб­сидий в 2010 году,       предоставленные администрациями Катав-Ивановского и Юрюзанского городских       поселений, внесла в выше указанный список лож­ные сведения, включив в       него из своей личной заинтересованности и коры­стных побуждений       фамилии семей Х.Т.Б. и       Чуриной Е.П., как пре­тендентов на получение субсидий в 2010 году, при       этом указала размер пред­полагаемых для получения субсидий: для Х.Т.Б. - *** рублей,       для Чуриной Е.П. - ***рублей,       после чего передала список на подпись главе Катав-Ивановского       муниципального района М.Б.Г.,       который в связи с загруженностью и большим объемом подписываемых       документов, доверяя сотрудникам администрации Катав-Ивановского       муниципального района, подписал список, а Чурина Е.П. в канцелярии на       подпись главы по­ставила оттиск гербовой печати администрации района,       направила в Мини­стерство строительства, инфраструктуры и дорожного       хозяйства Челябин­ской области данный список, на основании которого       должно было быть вы­несено постановление правительства Челябинской       области «О распределении субсидий местным бюджетам на 2010 год по       подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат       на приобретение или строительство жилья», а также произошло бы       финансирование программы, и денежные средства, в том числе для Х.Т.Б. и Чуриной Е.П., посту­пили бы на расчетный счет       муниципального образования. Далее денежные средства могли быть незаконно       получены Х.Т.Б. и Чуриной       Е.П. в виде безналичной субсидии на строительство или приобретение       жилья.

        Суд пришел       к выводу об отсутствии в действиях Чуриной Е.П. составов преступлений,       предусмотренных ч.1 ст.292, ч.З ст.30 и ч.З ст. 159 УК РФ, и вынес       оправдательный приговор.

        В       апелляционном представлении государственный обвинитель Киселев СВ. считает       приговор незаконным, необоснованным, подлежащим отмене в связи с       несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушением       уголовно-процессуального закона, неправильным       применением

                      3

                      уголовного       закона. Полагает достоверно установленными обстоятельства со­вершения       вмененных Чуриной Е.П. деяний.

        Считает,       что суд необоснованно оправдал Чурину Е.П., мотивируя дан­ное решение       тем, что не представлены доказательства, с достоверностью от­ражающие       факты внесения Чуриной Е.П. в официальный документ - список участников       подпрограммы, изъявивших желание получить субсидию в 2010 году на       территории Катав-Ивановского муниципального района, заведомо ложных       сведений, отсутствия у нее права претендовать на получение субси­дии,       нуждаемость в жилье, умысел на мошенничество.

        Указывает,       что судом не опровергнуты представленные обвинительные доказательства. Суд       при постановлении приговора, правильно установив, ка­кое именно деяние       совершила подсудимая, допустил ошибку при уголовно-правовой квалификации       этого деяния.

        Оспаривает       суждение суда о том, что на момент формирования Чуриной Е.П. сводного       списка последний не имел статуса официального документа и становился       таковым только после его подписания главой администрации района.       Указывает, что по смыслу уголовного закона предметом служебного подлога       является не только официальный документ, в который вносятся за­ведомо       ложные сведения либо исправления, но и вновь изготовленный пись­менный       официальный акт с ложными сведениями. Само понятие «официаль­ный       документ» законодатель в ст.292 УК РФ не определяет, однако в       соот­ветствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 1994 года       № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» под официальными       документами понимаются «документы, принятые органами законодательной,       исполни­тельной и судебной власти, носящие обязательный,       рекомендательный или информационный характер», при этом список,       изготовленный Чуриной Е.П., в полном объеме отвечает требованиям понятия,       определенного вышеуказан­ным Федеральным законом.

        Ссылается       на то, что суд без достаточной мотивировки не взял во вни­мание       показания К.Ю.В., Д.Р.А., Ш.Г.Д. и списки участников подпрограммы,       представленные Катав-Ивановским го­родским поселением.

        Обращает       внимание на то, что суд в приговоре указал на изготовленные Чуриной Е.П.       подложные списки и подписанные главой округа, как на досто­верные, в       то же время признал списки, представленные Катав-Ивановским городским       поселением, в которых отсутствуют фамилии Чуриной Е.П. и Х.Т.Б., не соответствующими действительности,       мотивируя это тем, что достоверно не установлено, когда данные списки       поступили в управле­ние капитального строительства (далее - УКС).       Однако данные доводы не соответствуют показаниям свидетелей К.Ю.В. и Ш.Г.Д.

        Полагает,       что судом не в полной мере дана оценка документам, опреде­ляющим       порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство)       жилья работникам бюджетной сферы по подпрограмме «Предоставление       работникам бюджетной сферы социальных выплат на при-

6» J>

                      4

                      обретение и       строительство жилья». Согласно главе 2 подпрограммы ее уча­стниками       могут быть граждане - работники бюджетной сферы, отвечающие нескольким       критериям, в том числе: гражданин имеет непрерывный стаж ра­боты в       бюджетном учреждении не менее трех лет, гражданин признан орга­нами       местного самоуправления нуждающимся в предоставлении социальной выплаты.       Списки работников на получение социальной выплаты в планируе­мом году       формируются районом до 1 сентября предшествующего года. На 1 сентября 2009       года сводный список претендентов на 2010 год был сформиро­ван и       направлен в Министерство, в данных списках фамилий Чуриной Е.П. и Х.Т.Б. не было.

        Считает       необоснованным указание суда на то, что в УКСе Катав-Ивановского       муниципального района должный учет участников подпро­граммы, а также       регистрация поступающих списков не велись, так как дан­ные выводы суда       опровергнуты показаниями Ш.Г.Д., занимавшей­ся работой по подпрограмме до Чуриной Е.П.       Также в ходе судебного след­ствия из показаний Д.Р.А., К.Ю.В., исследованного в суде положения о       подпрограмме достоверно установлено, что в обязанности ра­ботников       УКСа не входит ведение учета участников подпрограммы. Это обя­занность       администрации Катав-Ивановского городского поселения. Основ­ная       функция работников УКСа при работе с подпрограммой - составление сводного       списка, расчет возможных размеров предполагаемых субсидий уча­стникам       подпрограммы. Сбор документов в учетные дела претендентов от­носится к       компетенции администрации городского поселения, и работник УКСа не имеет       права заниматься сбором и составлением учетных дел.

        Указывает,       что судом неправомерно введено понятие, относящееся к списку:       «предварительный», «окончательный». Именно списки, представ­ленные в       администрацию района к 1 сентября, согласно исследованному в суде паспорту       программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам Рос­сии» и       соответственно подпрограммы, являются основой для учета претен­дентов       и расчета на них субсидий в планируемом году. При этом дальнейшее       изменение относительно участников подпрограммы производится только       пу­тем составления дополнительного списка.

        Считает       необоснованным указание суда на то, что версия подсудимой о получении       сведений об участниках - претендентах программы, внесенных ею в список, от       К.Ю.В. стороной обвинения       не опровергнута. Ссылается на ошибочность выводов суда относительно       противоречивости показаний К.Ю.В., так как они не соответствуют толкованию ее показаний, данных       в ходе предварительного следствия. Так, согласно показа­ниям К.Ю.В., данным на       предварительном следствии, в начале 2010 года ею по просьбе Д.Р.А. был представлен список       претендентов. Но в этих показаниях не указана конкретная дата обращения       Д.Р.А. о предоставлении       списка, а из смысла показаний К.Ю.В. следует, что данный запрос был обусловлен уже выявленным       фактом подложности списка.

5

                      Считает,       что суд в нарушение положений ст. 90 УПК РФ не учел, что       об­стоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором       либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках       гра­жданского, арбитражного или административного судопроизводства,       при­знаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без       дополнительной проверки. При этом судом указано, что данное решение не       свидетельствует о внесении Чуриной Е.П. в список заведомо ложных сведений,       об умысле на мошенничество, и не имеет преюдициального значения при       разрешении на­стоящего уголовного дела. Между тем решением       Катав-Ивановского город­ского суда от 21 февраля 2011 года, вступившим       в законную силу 11 апреля 2011 года, отказано в удовлетворении требований       Чуриной Е.П. о признании незаконными действий администрации       Катав-Ивановского городского посе­ления в предоставлении ей       безвозмездной субсидии на приобретение и строительство жилья, об обязании       администрации Катав-Ивановского город­ского поселения предоставить       Чуриной Е.П. как работнику бюджетной орга­низации безвозмездной       субсидии на приобретение или строительство жилья в 2010 году. Из       указанного решения следует однозначный вывод об отсутст­вии у Чуриной       Е.П. права на получение субсидии согласно подпрограмме.

        Полагает,       что суд необоснованно не принял во внимание показания представителя       потерпевшего, свидетелей Д.Р.А., К.Ю.В. о       том, что Чурина Е.П. не имела права на получение субсидии, расценив их как       субъективное мнение последних. При этом сославшись на исследованные       материалы дела: запрос, подписанный Д.Р.А., о наличии или отсут­ствии прав на       недвижимость участников подпрограммы (в данном запросе указаны фамилии       Чуриной Е.П. и Х.Т.Б.), в       мотивировочной части суд не указал, что данный запрос был подготовлен       самой Чуриной Е.П., о чем имеется ссылка на исполнителя в документе, что,       по мнению государст­венного обвинителя, указывает на умысел Чуриной       Е.П. на незаконное полу­чение субсидий и о невнимательности со стороны       ее руководителя. Именно о своей доверчивости к подчиненным утверждал сам       Д.Р.А.

        Судом       указано, что в пользу подсудимой свидетельствует подписание Д.Р.А.запроса в городские       поселения о списках очередников и под­готовке учетных дел. Однако суд       не раскрыл, чем конкретно данный запрос подтверждает позицию Чуриной       Е.П.

        Как следует       из показаний Д.Р.А., после       обнаружения факта под­лога и отстранения Чуриной Е.П. от работы с       подпрограммой данная работа была поручена О.А.В. Ею были приняты от Чуриной Е.П.       различные документы, в том числе учетные дела на претендентов, среди       которых были дела Чуриной Е.П. и Х.Т.Б. В дальнейшем учетное дело Чуриной Е.П. пропало со стола О.А.В. Аналогичные показания дала       О.А.В. К.Ю.В. утверждала, что учетное дело Чуриной       Е.П. в адми­нистрацию района ею не передавалось, оно находится в       администрации Ка­тав-Ивановского городского поселения по той причине,       что Чурина Е.П. не была претендентом на получение субсидий и не вносилась       в список. Показа­ния Д.Р.А., О.А.В., К.Ю.В. в этой части не       проти-

                      6

                      воречат       другим исследованным в суде доказательствам. В ходе проведения выемки в       администрации Катав-Ивановского городского поселения изъяты учетные дела       Чуриной Е.П., Х.Т.Б. Также в       УКСе изъят дубликат учетного дела на Х.Т.Б.

        Утверждает,       что изъятие учетных дел Чуриной Е.П. и Х.Т.Б. в администрации городского поселения и       изъятие дубликата дела Х.Т.Б. в администрации муниципального района в УКСе согласуется с       показа­ниями Д.Р.А., К.Ю.В., О.А.В. и указывает на то, что Чурина Е.П.       незаконно сформировала дубликаты учетных дел на себя и Х.Т.Б. для возможного направления их в       Министерство, а в дальней­шем при обнаружении факта подлога в списки       свое учетное дело похитила со стола О.А.В. и уничтожила.

        Указанные       дела были исследованы в суде, и установлено, что учетное дело Чуриной Е.П.       заведено в марте 1997 года согласно постановлению гла­вы       Катав-Ивановского городского поселения № 80/1 от 29 марта 1997 года о       постановке Чуриной (***) Е.П. на       учет в улучшении жилищных условий в связи с тем, что сгорел дом. Кроме       того, в судебном заседании были иссле­дованы Книги регистрации       заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых       помещениях, Книги учета граждан, нуждающихся в получении жилой площади. В       указанных книгах иных сведений о постановке на учет Чуриной Е.П., кроме       как в марте 1997 года, не обнаружено.

        Согласно       показаниям К.Ю.В. Чурина       Е.П. в администрацию Катав-Ивановского городского поселения с заявлением о       включении ее в подпрограмму о предоставлении субсидий работникам бюджетной       сферы не обращалась. Только после возбуждения уголовного дела от нее       поступило за­явление, но Чуриной Е.П. отказано во включении ее в       участники подпро­граммы.

        Полагает       необоснованным вывод суда о том, что Чурина Е.П. признана нуждающейся в       улучшении жилищных условий, и в связи с тем, что на 2010 год стаж ее       работы в бюджетной сфере был не менее трех лет, она могла       пре­тендовать на получение субсидий, а, следовательно, ее действия по       включе­нию себя в списки претендентов на получение субсидий в 2010       году являют­ся правомерными. Приводит положения главы 6 подпрограммы,       согласно ко­торой признание работника бюджетной сферы нуждающимся в       предоставле­нии субсидий осуществляется администрацией городских и       сельских поселе­ний на основании различных документов, первым из       которых является заяв­ление, подписанное всеми проживающими совместно       с заявителем дееспо­собными членами семьи. В дальнейшем должно быть       вынесено постановле­ние по заявлению главой городского поселения о       включении в подпрограмму либо об отказе.

        Из       исследованных в судебном заседании доказательств установлено, что на       основании заявления от 22 февраля 2007 года семья Чуриной Е.П. в       соста­ве двух человек принята на учет на получение жилья при       администрации Ка­тав-Ивановского городского поселения, о чем главой       Катав-Ивановского го­родского поселения 29 марта 2007 года вынесено       постановление № 80/1. И

                      7

                      только 18       мая 2010 года Чурина Е.П. обратилась в адрес главы Катав-Ивановского       городского поселения с заявлением о содействии в разрешении вопроса о       получении субсидии в 2010 году, как работнику бюджетной сферы. До       настоящего времени право Чуриной Е.П. на получение указанной субси­дии       не подтверждено какими-либо документами.

        При       оправдании Чуриной Е.П. по ч.1 ст.292 УК РФ судом не учтено, что она       является муниципальным служащим, не являющимся должностным ли­цом.       Приказом начальника УКСа от 11 января 2010 года № 2 обязанности по работе       с подпрограммой были возложены на Чурину Е.П. Кроме того, со­гласно       должностным обязанностям Д.Р.А., как руководитель УКСа, имел право отдавать устные указания       работникам УКСа, обязательные для исполнения.

        Судом не       принято во внимание то обстоятельство, что фактически под­ложный       документ - список претендентов был изготовлен Чуриной Е.П. с       ис­пользованием посредственных исполнителей, то есть лиц, невиновно       осуще­ствляющих общественно опасное деяние, а именно главы       Катав-Ивановского муниципального района М.Б.Г., иных лиц администрации       района.

        Указывает,       что задача Чуриной Е.П. в составлении подложного доку­мента состояла в       изготовлении текста данного документа и дальнейшей ор­ганизации       движения данного документа в общем порядке, который не отли­чался бы       от движения однородных документов. Она рассчитывала на то, что движение       создаст видимость, что документ является подлинным, содержит правильные       сведения, не вызовет ни у кого сомнения.

        Судом не       приняты во внимание показания Даутова Р.А., согласно кото­рым если бы       факт подлога списков не был своевременно обнаружен, то дан­ный       экземпляр списка стал бы неотъемлемой частью договора между       адми­нистрацией Катав-Ивановского муниципального района и       администрацией области по финансированию подпрограммы. Семьи, чьи фамилии       были в списке, получили бы сертификаты на субсидии на приобретение жилья       и, со­ответственно, сами субсидии.

        Не учтены       показания К.Л.А., работавшей       в должности началь­ника жилищных субсидий Министерства строительства,       инфраструктуры и дорожного строительства Челябинской области, из которых       следует, что рас­четы на претендентов делает муниципальное       образование. Министерство в дальнейшем выдает бланки сертификатов       представителю муниципалитета. Муниципалитет их заполняет. Сертификаты на       субсидии получаются работ­ником администрации района. Сертификаты не       именные. Именно Чурина Е.П., как непосредственный работник, отвечающий за       подпрограмму, имела возможность заполнить поступивший бланк сертификата на       свое имя.

        Судом не       учтены показания Е.О.В. -       ведущего специалиста финансового управления администрации       Катав-Ивановского муниципально­го района, согласно которым в       соответствии с постановлением правительства области из областного бюджета       району выделена субсидия в размере *** тысяч рублей. Во исполнение данного постановления получателем       бюджет­ных средств и администратором доходов является УКС       Катав-Ивановского

                      8

                      муниципального района, которому присваивается код       администратора дохо­дов. В соответствии с Бюджетным кодексом УКС имеет       право на принятие и самостоятельное расходование бюджетных средств       соответствующего бюд­жета и несет ответственность за целевое       использование этих средств. Приво­дит порядок расходования данных       средств, делает вывод о том, что после внесения Чуриной Е.П. подложных       сведений в списки претендентов вся про­цедура согласований договора,       поступления денег на счет муниципального образования и дальнейшее       перечисление денег участникам подпрограммы были бы произведены       автоматически, без какого-либо непосредственного участия самой Чуриной       Е.П. Ей, как работнику УКСа, отвечающему за эту подпрограмму, нужно было       заполнить сертификат на свою фамилию и ис­пользовать его при получении       субсидии.

        Просит       отменить оправдательный приговор в отношении Чуриной Е.П., дело       рассмотреть по существу.

        В       апелляционной жалобе представитель потерпевшего С.К.А. просит отменить оправдательный       приговор в отношении Чуриной Е.П., дело рассмотреть по существу, а также       применить к Чуриной Е.П. дополнитель­ную меру наказания в виде       отстранения от замещения должности муници­пального служащего на       максимальный срок.

        Ссылается       на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельст­вам дела,       нарушение уголовно-процессуального закона, неправильное при­менение       уголовного закона.

        Указывает,       что Чурина Е.П. не могла состоять в списке участников под­программы,       изъявивших желание получить субсидию в 2010 году, так как не имела право       на получение субсидии. В обоснование данного довода приво­дит       положения главы 2 подпрограммы, в соответствии с которой ее       участни­ками могут быть граждане - работники бюджетной сферы,       отвечающие не­скольким критериям, в том числе: гражданин имеет       непрерывный стаж рабо­ты в бюджетном учреждении не менее трех лет,       гражданин признан органами местного самоуправления нуждающимся в       предоставлении социальной вы­платы, соответственно, имелся умысел на       мошенничество.

        Оспаривает       обоснованность вывода суда о наличии у Чуриной Е.П. пра­ва на       получение субсидии в 2010 году в связи с тем, что она в 2007 году       вста­ла в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, как       погорелец, а также в связи с тем, что в 2010 году стаж ее работы в       бюджетной сфере со­ставил 3 года. Ссылается при этом на главу 6       подпрограммы, предусматри­вающую, что признание работника бюджетной       сферы нуждающимся в пре­доставлении субсидий осуществляется       администрацией городских и сельских поселений на основании различных       документов, первым из которых является заявление, подписанное всеми       проживающими совместно с заявителем дее­способными членами семьи. В       дальнейшем должно было быть вынесено по­становление по данному       заявлению главой городского поселения о включе­нии в подпрограмму либо       об отказе.

                      Из       исследованных в судебном заседании доказательств установлено, что на       основании заявления от 22 февраля 2007 года семья Чуриной Е.П. в       соста­ве двух человек принята на учет на получение жилья при       администрации Ка­тав-Ивановского городского поселения, о чем главой       Катав-Ивановского го­родского поселения 29 марта 2007 года вынесено       постановление № 80/1. И только 18 мая 2010 года Чурина Е.П. обратилась в       адрес главы Катав-Ивановского городского поселения с заявлением о       содействии в разрешении вопроса о получении субсидии в 2010 году. До       настоящего времени право Чуриной Е.П. на получение указанной субсидии не       подтверждено какими-либо документами.

        Ссылается       на отсутствие в приговоре оценки тому обстоятельству, что фактически       подложный документ - список претендентов был изготовлен Чу­риной Е.П.       с использованием посредственных исполнителей, то есть лиц, не­виновно       осуществляющих общественно опасное деяние, а именно главы       Ка­тав-Ивановского муниципального района М.Б.Г., иных лиц админи­страции       района.

        Указывает,       что действиями Чуриной Е.П. был нанесен вред деловой ре­путации главы       Катав-Ивановского муниципального района и администрации Катав-Ивановского       муниципального района, как органу местного самоуправ­ления, вследствие       снижения к ней доверия населения, зарождения сомнений в законности       действий администрации, создания препятствий в управлении, беспокойства и       неудобств, испытываемых работниками администрации. Считает, что эти       действия связаны с коррупционной направленностью, и данный сотрудник не       может занимать должность муниципального служаще­го.

        В       возражениях на апелляционное представление и апелляционную жа­лобу       представителя потерпевшего Чурина Е.П. указывает, что исполняла       обязанности Ш.Г.Д. по       реализации программы «Доступное и ком­фортное жилье - гражданам       России» по принуждению - по устному распо­ряжению начальника УКСа       Д.Р.А., без приказа о       возложении на нее данной работы и без дополнительной оплаты. Нормативных       актов и доку­ментов, касающихся программы, не знала. С приказом о       возложении на нее данных обязанностей она не ознакомлена, о существовании       такого приказа не знала. Утверждает, что на период больничного и после       увольнения Ш.Г.Д. не       передавала ей документы, методические рекомендации по про­грамме и       списки запланированных участников программ на 2010 год.

        Излагает       свою версию обстоятельств, касающихся исполнения ею фак-сограммы,       поступившей из Министерства строительства, о предоставлении сведений по       подпрограммам «Обеспечение жильем молодых семей» и «Пре­доставление       работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобре­тение или       строительство жилья».

        Ссылается       на данную судом надлежащую оценку по ведению К.Ю.В. книг учета граждан,       нуждающихся в предоставлении жилья по Ка-

                      10

                      тав-Ивановскому городскому поселению, которые являются       документами строгой отчетности.

        Утверждает,       что состояла на учете как гражданин - работник бюджет­ной сферы,       нуждающийся в предоставлении жилья, что подтверждено поста­новлением       главы Катав-Ивановского городского поселения № 80/1 от 29 марта 2007 года.       Настаивает на том, что включила в сводный список свою фамилию и фамилию       Х.Т.Б., поскольку К.Ю.В. ей про­диктовала их       среди прочих фамилий. Составленные предварительные свод­ные списки       были переданы на проверку начальнику УКСа Д.Р.А., дальнейшее передвижение списков       контролировал начальник, без его визы глава Катав-Ивановского       муниципального района М.Б.Г.       не мог под­писать списки.

        Обращает       внимание на то, что Х.Т.Б. в       2011 году получила суб­сидию как работник бюджетной сферы по       подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальной выплаты       на приобретение и строительство жилья», что, по мнению Чуриной Е.П.,       доказывает отсутствие в ее действиях незаконного включения семьи в       список.

        Указывает,       что должна была стать участником подпрограммы на 2010 год, имеет законное       право на получение субсидии, так как является работни­ком бюджетной       сферы с 1 сентября 2006 года, ее непрерывный стаж работы в управлении       капитального строительства более трех лет, семья признана нуж­дающейся       в предоставлении жилья на территории Катав-Ивановского город­ского       поселения согласно ст. 51 ЖК РФ, совокупного дохода семьи для включения в       подпрограмму на тот период было достаточно.

        Ссылается       на то, что учетное дело на семью пропало в конце мая 2010 года уже после       того, как началось судебное разбирательство по делу, от ка­бинета, где       хранились дела, личного ключа у нее не было, в ее учетном деле имелись все       необходимые документы, доказывающие нуждаемость в жилье и законность       получения субсидии в 2010 году.

        Приводит       суждения в обоснование довода о заинтересованности на­чальника УКСа       Д.Р.А. в исходе дела.       Указывает, что противозаконных действий не совершала, ущерб бюджету района       причинить не могла. Просит приговор оставить без изменения.

        Адвокатом       Пичугиной О.Л. также представлены письменные возраже­ния на       апелляционное представление прокурора и апелляционную жалобу представителя       потерпевшего. При этом защитник считает, что при постанов­лении       оправдательного приговора в отношении Чуриной Е.П. судом были тщательно       соблюдены требования норм уголовно-процессуального закона. Суд первой       инстанции установил другие обстоятельства, отличные от тех, которые       описаны в обвинительном заключении.

        В судебном       заседании установлено, что Чурина Е.П., составляя сводный список       участников подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы       безвозмездных субсидий на приобретение или строительство жилья» на 2010       год и внося в него свою фамилию и фамилию своей знакомой Х.Т.Б.

./       //'

У       <s

        и

        Х.Т.Б., не имела намерения внести в       официальный документ заведомо ложные сведения, не желала похитить денежные       средства, злоупотребляя до­верием своего непосредственного начальника       и доверием главы администра­ции Катав-Ивановского муниципального       района, а добросовестно предпола­гала, что имеет право на получение       субсидии, как работник бюджетного уч­реждения, признанный в       установленном порядке нуждающимся в жилье.

        Суд в       подтверждение данных выводов сослался в приговоре, как на       до­казательства, на показания свидетелей Ш.Г.Д., К.Л.А., В.В.В., которые пояснили в суде, что       список, изготовленный Чуриной Е.П. и представленный в Министерство, не       окончательный и может быть из­менен. Понятия «окончательный» и       «предварительный», относящиеся к спи­ску, суд сам не вводил. Данные       термины применялись вышеперечисленными свидетелями, а суд только дал       оценку этим показаниям.

        Судом также       установлено, что Чурина Е.П., работая с программой «Дос­тупное и       комфортное жилье - гражданам России», не была ознакомлена с приказом       начальника УКСа - Д.Р.А. № 2       от 11 января 2010 года, кото­рым на нее были возложены обязанности по       работе с этой программой.

        Указывает,       что служебный подлог имеет место в том случае, когда вне­сение в       официальный документ заведомо ложных сведений связано со слу­жебными       функциями виновного лица, то есть осуществляется именно в связи с       выполнением им своих служебных обязанностей. Если же муниципальный       служащий совершает такие действия, но безотносительно к имеющейся по       службе возможности (выполняет работу, не предусмотренную должностной       инструкцией), то состав ч. 1 ст.292 УК РФ отсутствует.

        Суд в       приговоре дал оценку показаниям К.Ю.В. в части предоставления списка       Чуриной Е.П., не доверяя им, поскольку они проти­воречивы, и устранить       противоречия в суде не представилось возможным.

        Суд не взял       во внимание доводы стороны обвинения о том, что Чурина Е.П. и Х.Т.Б. не имели права претендовать       на получение субсидий по вышеуказанной подпрограмме, ссылаясь на материалы       дела, исследованные в судебном заседании. В приговоре дана оценка каждому       доказательству. Также судом установлено, что на момент формирования       Чуриной Е.П. свод­ного списка он еще не имел статуса официального       документа, поскольку в нем отсутствовали необходимые реквизиты: подпись       главы и гербовая печать администрации Катав-Ивановского муниципального       района.

        Оспаривает       обоснованность доводов представления о преюдициальном значении при       разрешении уголовного дела решения Катав-Ивановского го­родского суда       от 21 февраля 2011 года по гражданскому делу.

        Ссылается       на отсутствие доказательств наличия в действиях Чуриной Е.П. субъективной       стороны инкриминируемого ей преступления. Просит приговор в отношении       Чуриной Е.П. оставить без изменения, а апелляцион­ное представление       государственного обвинителя и жалобу представителя по­терпевшего — без       удовлетворения.

                      12

                      Проверив       материалы дела, обсудив доводы сторон, судебная коллегия находит приговор       суда законным и обоснованным, а доводы апелляционного представления       государственного обвинителя и апелляционной жалобы пред­ставителя       потерпевшего не подлежащими удовлетворению по следующим       основаниям.

        В       соответствии со ст. 14 УПК РФ обвиняемый считается невиновным, пока его       виновность в совершении преступления не будет доказана в       преду­смотренном в настоящем Кодексе порядке. Бремя доказывания       обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или       обвиняе­мого, лежит на стороне обвинения. Все сомнения в виновности       обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном       настоящим Ко­дексом, толкуются в пользу обвиняемого. Обвинительный       приговор не может быть основан на предположениях.

        В       соответствии со ст. 17 УПК РФ суд оценивает доказательства по сво­ему       внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном       деле доказательств, исследованных в судебном заседании,       руко­водствуясь при этом законом и совестью. Никакие доказательства не       имеют заранее установленной силы.

        Руководствуясь данными положениями уголовно-процессуального       зако­на, суд обоснованно пришел к выводу о том, что в действиях       Чуриной Е.П. отсутствует состав преступлений, инкриминируемых ей органами       предвари­тельного следствия.

        Выводы суда       соответствуют фактическим обстоятельствам дела, по­скольку основаны на       исследованных надлежащим образом в судебном засе­дании и приведенных в       приговоре доказательствах, которым суд в соответст­вии со ст. 88 УПК       РФ дал оценку как каждому в отдельности, так и в сово­купности с точки       зрения относимости, достоверности и допустимости, с при­ведением       мотивов, для опровержения которых у судебной коллегии основа­ний не       имеется.

        Представленные сторонами в судебном заседании доказательства в       их совокупности суд признал достаточными для разрешения дела по существу.       При этом суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях       Чу­риной Е.П. составов преступлений, предусмотренных ч.1 ст.292, ч.З       ст.ЗО и ч.З ст. 159 УК РФ, ввиду отсутствия доказательств, с       достоверностью под­тверждающих внесение Чуриной Е.П. в официальный       документ - список участников подпрограммы «Предоставление работникам       бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство       жилья», изъявивших желание получить субсидию в 2010 году на территории       Катав-Ивановского муниципального района, заведомо ложных сведений,       отсутствие у нее права претендовать на получении субсидии, умысел на       мошенничество, то есть на

                      13

                      хищение       денежных средств, указанных в обвинении, путем обмана или       зло­употребления доверием.

        Делая       изложенные выводы, суд обоснованно исходил из того, что по ч. 1 ст.292 УК       РФ Чуриной Е.П. предъявлено обвинение в служебном подлоге путем внесения в       официальный документ - список участников подпрограм­мы «Предоставление       работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или       строительство жилья» ложных сведений, то есть путем включения в данный       список из личной заинтересованности и корыстных по­буждений своей       фамилии и фамилии семьи Х.Т.Б., как претенден­тов на получение субсидии в 2010       году.

        Между тем в       судебном заседании установлено, что Чурина Е.П., внося свою фамилию и       фамилию Х.Т.Б. в список       участников подпрограм­мы «Предоставление работникам бюджетной сферы       безвозмездных субсидий на приобретение или строительство жилья» на 2010       год, изъявивших желание получить субсидию в 2010 году на территории       Катав-Ивановского муници­пального района, не имела намерения внести в       официальный документ заве­домо ложные сведения и похитить денежные       средства, злоупотребляя дове­рием непосредственного начальника и главы       района, а добросовестно пред­полагала, что она сама и Х.Т.Б. имеет право на получение субсидии, как       работник бюджетного учреждения - муниципальный служащий, при­знанный       нуждающимся в жилье, поскольку обе семьи соответствовали усло­виям,       дающим им право претендовать на предоставление социальной       выпла­ты.

        Данные       обстоятельства, помимо показаний Чуриной Е.П., подтверждены показаниями       свидетелей Д.Р.А., Ш.Г.Д., О.А.В., В.Т.Н., К.Ю.В., М.Б.Г., К.Л.А., из ко­торых следует, что Чурина       Е.П. являлась работником бюджетной сферы с 1 сентября 2006 года, то есть       на момент включения фамилии своей семьи в сводный список имела непрерывный       стаж работы в качестве муниципального служащего более трех лет, ее семья       признана нуждающейся в предоставле­нии жилья на территории       Катав-Ивановского городского поселения согласно ст. 51 Жилищного кодекса       РФ, совокупный доход семьи для включения в подпрограмму был       достаточным.

        Кроме того,       в судебном заседании было достоверно установлено, что учет граждан,       нуждающихся в улучшении жилищных условий, формирова­ние учетных дел,       списков участников подпрограмм осуществляли работники администраций       городских поселений. При этом все нуждающиеся в жилье регистрировались в       едином журнале. Отдельного журнала по подпрограмме «Предоставление       работникам бюджетной сферы социальных выплат на при­обретение и       строительство жилья» не имелось. Также отсутствовала какая-либо       регистрация учетных дел участников подпрограмм. Списки и       учетные

J-')

                      14

                      дела из       администраций городских поселений передавались в управление       ка­питального строительства администрации района без       регистрации.

        Принимая во       внимание изложенные выше обстоятельства, а также учи­тывая, что по       смыслу ст.292 УК РФ под внесением в официальный документ заведомо ложных       сведений понимается умышленное указание любых не со­ответствующих       действительности данных, сознательное представление не­достоверных       сведений либо умолчание об имеющих значение фактах, суд пришел к       обоснованному выводу об отсутствии в действиях Чуриной Е.П. признаков       состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.292 УК РФ.

        При явном       отсутствии доказательств заведомой ложности сведений, вне­сенных       Чуриной Е.П. в сводный список участников подпрограммы, ссылки в       апелляционном представлении на наличие у данного списка статуса       офици­ального документа не ставят под сомнение обоснованность выводов       суда об оправдании Чуриной Е.П. по обвинению в совершении преступления,       преду­смотренного ч.1 ст.292 УК РФ.

        Что       касается предъявленного Чуриной Е.П. обвинения по ч.З ст.ЗО и ч.З ст. 159       УК РФ, то оно также не нашло своего подтверждения в ходе судебно­го       заседания, о чем правильно указано в оспариваемом приговоре       суда.

        В       соответствии с п.1 Примечаний к статье 158 УК РФ под хищением в статьях       настоящего Кодекса понимаются совершенные с корыстной целью противоправные       безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущест­ва в пользу       виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному       владельцу этого имущества.

        Исходя из       того, что в судебном заседании стороной обвинения не опро­вергнуты и       нашли свое подтверждение доводы Чуриной Е.П. о наличии у нее и у Х.Т.Б. права на предоставление       субсидии в 2010 году ввиду со­ответствия их семей условиям, при       которых они могут претендовать на пре­доставление субсидии, суд пришел       к правильному выводу об отсутствии в действиях Чуриной Е.П. покушения на       хищение чужого имущества. Судеб­ная коллегия соглашается с данным       выводом суда ввиду недоказанности на­личия в действиях Чуриной Е.П.       признака противоправности изъятия и (или) обращения в свою пользу или в       пользу других лиц имущества, хищение ко­торого вменено ей органами       предварительного следствия. В судебном засе­дании не установлено       наличие у Чуриной Е.П. умысла на хищение денежных средств, так как она       добросовестно предполагала, что имеет право на полу­чение субсидии,       как работник бюджетного учреждения, признанный нуж­дающимся в       жилье.

                      15

                      При этом       судом обоснованно принято во внимание и то обстоятельство, что Х.Т.Б. реализовала свое право на       получение субсидии в 2011 го-

ДУ-

        Также суд       первой инстанции правильно указал, что нарушение Чуриной Е.П.       установленного порядка предоставления субсидий не образует наличие в ее       действиях признаков состава инкриминируемых ей преступлений. При этом       судом в полной мере оценены и проанализированы документы,       опреде­ляющие порядок предоставления социальных выплат на приобретение       (строительство) жилья работникам бюджетной сферы.

        Вопреки       доводам апелляционного представления, судом в приговоре да­на       надлежащая мотивированная оценка всем представленным сторонами       до­казательствам.

        Выводы суда       относительно оценки достоверности исследованных в су­дебном заседании       списков, подготовленных администрациями городского поселения и       муниципального района в рамках реализации подпрограмм, об отсутствии       должного учета участников подпрограмм, регистрации посту­пающих в       администрацию района списков основаны на совокупности иссле­дованных в       судебном заседании доказательств, обоснованно признанных достаточными для       правильного разрешения уголовного дела.

        Суждения в       приговоре о предварительном и окончательном вариантах списка претендентов       на получении субсидии основаны на показаниях свиде­телей Ш.Г.Д., К.Л.А., В.В.В.

        Вопреки       утверждениям государственного обвинителя, оценка судом по­казаний       свидетеля К.Ю.В. в части       предоставления в админист­рацию района списков претендентов на       получение субсидии в 2010 году не противоречит смыслу ее показаний, данных       в ходе предварительного следст­вия (т.2 л.д. 12-18), при даче которых       она поясняла о списке от 1 января 2010 года.

        Судебная       коллегия находит необоснованным довод апелляционного представления о       нарушении судом положений ст.90 УПК РФ, поскольку, ис­ходя из смысла и       содержания решения Катав-Ивановского городского суда Челябинской области       от 21 февраля 2011 года, вынесенного по результатам рассмотрения в порядке       гражданского судопроизводства заявления Чуриной Е.П. о признании       незаконными действий администрации Катав-Ивановского городского поселения       Челябинской области в предоставлении ей безвозмезд­ной субсидии на       приобретение и строительство жилья, об обязании админи­страции       Катав-Ивановского городского поселения предоставить Чуриной Е.П.       безвозмездную субсидию на приобретение или строительство жилья в 2010       году, следует, что в удовлетворении ее требований отказано по       причине

                      16

                      предоставления в администрацию городского поселения неполного       пакета необходимых документов, что не свидетельствует о внесении Чуриной       Е.П. в список претендентов на получение субсидии заведомо ложных сведений       и о наличии у нее умысла на хищение чужого имущества путем       мошенничества.

        По мнению       судебной коллегии, не указывает на наличие у Чуриной Е.П. умысла на       мошенничество и отметка в запросе о наличии или отсутствии прав на       недвижимость участников подпрограммы о том, что исполнителем по запросу       являлась сама Чурина Е.П., поскольку данный запрос был подпи­сан ее       непосредственным руководителем Д.Р.А. в рамках его компе­тенции.

        Показаниям       представителя потерпевшего, свидетелей Д.Р.А., К.Ю.В. об отсутствии у Чуриной Е.П. права       на получение субси­дии судом в приговоре дана надлежащая       оценка.

        Сам факт       изъятия органом следствия в администрации Катав-Ивановского городского       поселения учетных дел Чуриной Е.П., Х.Т.Б., а также изъятие в управлении       капитального строительства администра­ции района дубликата учетного       дела на Х.Т.Б. и содержание       показа­ний свидетелей относительно хранения и движения учетных дел на       претен­дентов на получение субсидии не ставит под сомнение       обоснованность вы­водов суда об отсутствии в действиях Чуриной Е.П.       состава инкриминируе­мых ей преступлений, поскольку судом правильно       указано, что нарушение Чуриной Е.П. установленного порядка предоставления       субсидий не образует состав уголовно наказуемого деяния. По изложенным       мотивам не являются основанием к отмене оспариваемого судебного решения       все доводы стороны обвинения, касающиеся нарушения Чуриной Е.П.       установленного порядка предоставления субсидии.

        При таких       обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляцион­ного       представления и апелляционной жалобы представителя потерпевшего не       имеется.

        Кроме того,       судебной коллегией учтен и тот факт, что Федеральным за­коном от 23       июля 2013 года № 252-ФЗ Кодекс об административных право­нарушениях РФ       дополнен статьей 15.15.5, предусматривающей ответствен­ность за       нарушение условий предоставления субсидий.

        Исходя из       изложенного и руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.20, 389.28, ч.2 ст.З89.33       УПК РФ, судебная коллегия

                      17

                      определила:

        Приговор       Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 23 июля 2013 года       в отношении ЧУРИНОЙ Е.П.       оставить без изменения, а апелляционное представление государственного       обвинителя Киселева СВ., апелляционную жалобу представителя потерпевшего       С.К.А. - без       удовлетворения.

        Председательствующий

        Судьи \/