ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-1-5/19 от 31.01.2019 Красноуфимского городского суда (Свердловская область)

Судья Сазонова Е.Г. Дело № 11-1-5/2019

Мотивированное определение вынесено 31.01.2019г.

А П Е Л Л Я Ц И О Н НО Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 января 2019 года г.Красноуфимск

Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Галкиной И.В., при секретаре Сергеевой Л.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Шестакова А. А.овича на решение мирового судьи судебного участка №1-109/2014 Красноуфимского судебного района <адрес> от <дата> по гражданскому делу по иску МУП «Энергосервис» МО Красноуфимский район к Шестакову А. А.овичу, Шестаковой Л. В. о взыскании задолженности за предоставленные коммунальные услуги, пени, госпошлины,

УСТАНОВИЛ:

МУП «Энергосервис» МО Красноуфимский район обратился в суд с иском к Шестакову А.А., Шестаковой Л.В. о взыскании задолженности за предоставленные коммунальные услуги, пени, госпошлины.

Решением мирового судьи судебного участка №1-109/2014 Красноуфимского судебного района <адрес> от <дата> исковые требования МУП «Энергосервис» МО Красноуфимский район удовлетворены.

В апелляционной жалобе ответчик ФИО1 просит отменить решение мирового судьи судебного участка №1-109/2014 от <дата>, указав, что он не согласен с суммой задолженности, так как в <дата> года он написал заявление в МУП «Энергосервис» от отключении от коммунальной услуги на отопление. До начала отопительного сезона он произвел отключение своими средствами. <дата> он написал претензию в МУП «Энергосервис» о перерасчете платы за отопление в соответствии с п. 42.2 Постановления Правительства РФ № 354 от <дата>.. Поскольку заявление на отключение тепловой энергии было написано в <дата> года, ответчик считает, что он обязан оплатить за услуги только по <дата> включительно. На его претензию <дата> был дан ответ, в котором ему было отказано.

В приложенном к приказу расчету задолженности видно, что в <дата> года им было оплачено единовременно 16 000 рублей и в <дата> года – 13 000 рублей, однако продолжалось начисление с <дата> года по <дата> года, а в решении суда определена задолженность за период с <дата> по <дата> в сумме 19 764,83 руб., из которых 5 779,83 руб. пени. В то же время по исполнительному документу от <дата> с его лицевого счета списана сумма в размере 4 583,86 руб. по судебному приказу, который был мировым судьей отменен <дата>. В связи с этим <дата> он обратился в МУП «Энергосервис» о возврате удержанной суммы, но положительного ответа не последовало, исковое заявление было подано без учета этой суммы в размере 4 583,86 руб.

Ответчик считает, что задолженность на <дата> составила 11 433,85 руб. и им было оплачено 13 000 руб. в погашении задолженности в <дата> года.

За 6 месяцев с <дата> года по <дата> года начислено 22 916,31 руб. (3 646,83р.+ 3 652,17 + 3 640,43+ 3 644,23 + 3 671,26 + 3 661,39р.) С учетом задолженности по <дата> начисление по <дата> составило 34 350,16 рублей. Ответчиком оплачено 29 000 рублей и удержано по исполнительному документу 4 583,86 рублей и всего 33 583,86 рублей. Ответчик считает, что его задолженность составляет 766,30 рублей, которую он готов выплатить.

На основании вышеизложенного, ответчик просит отменить решение мирового судьи судебного участка №1-109/2014 Красноуфимского судебного района <адрес>, от <дата>.

В судебном заседании ответчик ФИО1 и его представитель ФИО2 поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение мирового судьи и отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

Представитель истца ФИО3 поддержала заявленные требования, возражала против доводов апелляционной жалобы, при этом пояснила, что истец предоставляет ответчику коммунальную услугу - отопление квартиры по адресу: <адрес>

<дата>. МУП «Энергосервис» МО Красноуфимский район был издан Приказ №1-109/2014 от <дата>. в соответствии с которым с <дата>. по <дата>. был сделан перерасчет за теплоснабжение, и с <дата>. прекращены начисления за коммунальные услуги по теплоснабжению. Основанием для данного приказа является комиссионный акт начальника <адрес> участка ФИО7, в соответствии с котором квартира по адресу: <адрес> отключены от центрального отопления. В дальнейшем ФИО1 никакие услуги не оказывались, продолжалось начисление пени за долг, который образовался с <дата>.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 г. № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 12.09.2012 №990-ПП «О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах» (с изменениями) на территории Свердловской области при расчете размера платы за отопление применяется порядок расчета, определенный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением правительства РФ от 23.05.2006 №307 « О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Согласно этим правилам в помещениях, не оборудованных приборами учета, размер платы за отопление определяется в соответствии с пп. 2 п. 3 приложения №2 по формуле 1: P=Si*N*T, то есть площадь жилого помещения умноженная на тариф и норматив.

Решением Думы МО Красноуфимский округ от <дата>№1-109/2014 «О применени нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения МО Красноуфимский округ» утвержден норматив потребления тепловой энергии на отопление в размере 0,024 Гкал на 1 км.м жилой площади.

Данный норматив потребления коммунальной услуги определяет количественный показатель объема потребления тепловой энергии, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, предоставленную потребителю в жилом помещении.

Также начисления за коммунальную услугу по отоплению производился согласно тарифам, установленным Постановлением региональной энергетической комиссии №188 ПК от 10.12.2015г.

Таким образом, на основании вышеуказанных нормативно правовых актов, начисления за теплоснабжение в случае если нет прибора учета начисляется 12 месяцев (с сентября по сентябрь). ФИО1 услуга теплоснабжения за <дата> год была оказана полностью и начисления производились с <дата>г. по <дата>г.

Денежные средства, взысканные по судебному приказу, который впоследствии отменен, не учитывались при расчете задолженности, поскольку было принято решение о их возврате ответчику.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Согласно разъяснению, содержащемуся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Взаимоотношения сторон в споре регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и основаны на обязательствах собственника жилого помещения и исполнителя коммунальных услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В соответствии со ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение

В силу ч.3 и 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Разрешая спор, мировой судья установил, что ответчик ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Согласно справки <адрес> территориального отдела ответчик зарегистрирован в указанном жилом доме.

Истец является энергоснабжающей организацией и в соответствии с п.2.3 своего Устава осуществляет производство и передачу тепловой энергии на территории МО Красноуфимский округ.

Взаимоотношения сторон в спорный период урегулированы договором на организацию поставки услуг от <дата>. №1-109/2014-к.

В <дата>. истец отапливал жилое помещение ответчика произведенной тепловой энергией. На территории Красноуфимского округа установлено взимание платы за отопление равными долями в течении календарного года, который исчисляется истцом с <дата>. по <дата>. В <дата>. ответчик демонтировал систему отопления в своей квартире. Истец продолжил начисление ответчику платы за отопление по <дата>. включительно. Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Статьями 309, 310 и 408 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается и только надлежащее исполнение прекращает обязательство.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Правилами N 354 в Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), были внесены изменения, согласно которым с 01 сентября 2012 года утратили силу положения Правил N 307 в отношении всех коммунальных услуг за исключением отопления.

Поскольку Правила N 354 предусматривали расчет за коммунальную услуг по отоплению по факту потребления (то есть исключительно в отопительный период - либо по приборам учета, либо по нормативам потребления), а Правила N 307 предусматривали оплату отопления в течение года ежемесячными равными платежами с проведением один раз в год корректировки платы, Правительство РФ предоставило субъектам РФ право принять решение о выборе способа оплаты отопления - либо по Правилам N 354, либо по Правилам N 307. При этом существование двух вариантов оплат отопления декларировалось как временное, установленное на некий "переходный период", необходимый для отказа от норм Правил N 307 и установления порядка оплаты отопления, предусмотренного Правилами N 354. Окончанием такого "переходного периода" была установлена дата 31 декабря 2014 года, после которой на всей территории РФ должен был действовать единый и единственный порядок оплаты отопления, регламентированный Правилами N 354.

Однако до планируемого истечения срока действия Правил N 307 было принято постановление Правительства РФ от 17.12.2014 N 1380 (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 22.12.2014, вступило в силу 30.12.2014), согласно которому запланированной ранее отмены Правил N 307 не произошло.

Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 N 1380 продлило действие Правил N 307 до 30 июня 2016 года. О дальнейшем продлении действия Правил N 307 Правительство РФ не заявляло, но продление действия норм Правил N 307 фактически произошло.

Так, само Постановление от 23.05.2006 N 307, как и планировалось, утратило силу с 01.07.2016, но нормы, предусматривающие возможность оплаты отопления равными частями в течение всего года, были внесены в Правила N 354. Постановление Правительства РФ от 29.06.2016 N 603, которым были внесены такие поправки, было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации в последний день действия Правил N 307 на, то есть 30 июня 2016 года, и в этот же день вступило в силу.

Согласно пункту 42.1 Правил N 354 в новой редакции "оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года".

При этом, правом принятия решения о выборе способа оплаты отопления обладают исключительно органы государственной власти субъектов РФ. Согласно пункта 2 Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия".

Ни органы местного самоуправления, ни общее собрание собственников помещений не наделены полномочиями по выбору способа оплаты отопления - такими полномочиями обладают только органы государственной власти субъекта РФ.

Поскольку Постановление Правительства РФ N 603 было принято 29 июня 2016, а 30 июня 2016 опубликовано и в этот же день вступило в силу, Правительство РФ предусмотрело продление действующего на момент вступления в силу постановления N 603 способа оплаты отопления, пункт 3 которого устанавливает, что "до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления".

Абзац 1 пункта 42.2 Правил N 354 устанавливает: "Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа".

При этом следует отметить, что на 30.06.2016 (на дату вступления в силу Постановления N 603) в МО Красноуфимский округ начисление платы за отопление потребителям производилось равномерными долями в течение всего года, т.е. в течение 12 месяцев.

Разъяснения относительно изменений, внесенных в законодательные акты Постановлением Правительства РФ N 603, даны и в Письме Минстроя РФ от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04, в котором указано, что "с 1 июля 2016 года утратило силу Постановление Правительства РФ N 307, в соответствии с которым плата за коммунальные услуги вносилась равномерными платежами в течение календарного года. На территориях тех субъектов РФ, где по решению органа исполнительной власти субъекта РФ размер платы за коммунальную услугу по отоплению определялся в период до 01.07.2016 в соответствии с указанными правилами, после этой даты способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерными платежами в течение 2016 года не изменяется.

При этом в соответствии с пунктом 2.4 приложения N 2 к Правилам N 354, сохранено действие нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.

Таким образом, Правилами N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в случаях внесения платы за коммунальные услуги равномерно в течение года в период до 1 июля 2016, в том числе с применением нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, установленных на отопительный период или действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года, определяется после 1 июля 2016 года в следующем порядке:

а) в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии, а также в жилом доме, не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии - по формуле 2.1 приложения N 2 к Правилам N 354 (при применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, установленных на отопительный период) или по формуле 2 приложения N 2 к Правилам N 354 (при применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года). При применении формулы 2.1 приложения N 2 к Правилам N 354 коэффициент периодичности внесения платы должен определяться соответственно количеству месяцев отопительного периода, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с пунктами 3, 18 и 22 Приложения N 1 к Правилам определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 N 306 (далее - Правила N 306). Если в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии, имеют обязанность установить общедомовой прибор учета тепловой энергии, и техническая возможность установки такого прибора учета имеется, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в таком многоквартирном доме определяется с учетом повышающего коэффициента.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что до принятия органами государственной власти субъекта РФ решения об изменении способа оплаты отопления действует тот способ, который был установлен на дату 30.06.2016 (действовавший по состоянию на 30 июня 2012), поэтому истец обоснованно производил начисление платы за отопление равными долями в течение всего года (12 месяцев), т.е. способом, действовавшим на 30 июня 2012, 30.06.2016), поскольку он не может самостоятельно установить (либо изменить) способ начисления платы за отопление.

Исходя из изложенного, доводы ответчика о неправомерности начисления ему платы за отопление после <дата>., мировой судья правомерно посчитал необоснованными.

Размер задолженности ответчика по оплате коммунальной услуги подтверждается расчетом, представленным истцом, который вслед за мировым судьей проверен судом апелляционной инстанции и признан правильным.

Нарушения норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения, мировым судьей не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ

Решение мирового судьи судебного участка №1-109/2014 Красноуфимского судебного района <адрес> от <дата> по гражданскому делу по иску МУП «Энергосервис» МО Красноуфимский район к ФИО1 овичу, ФИО4 о взыскании задолженности за предоставленные коммунальные услуги, пени, госпошлины оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные постановления, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Судья И.В. Галкина