ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-10190/14 от 02.10.2014 Челябинского областного суда (Челябинская область)

                      Дело№       11-10190/2014

                  Судья Тропынева       М.М.

                      апелляционной       определение

                      Судебная       коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в       составе:

        председательствующего       Шушкевич О.В.

        судей Зеленовой       е.Ф.,       Лутфуллоевой P.P.

        с участием       прокурора Малышевой О.п.

        при       секретаре Терюшовой М.С.

        рассмотрела в открытом       судебном заседании 02 октября 2014 года в г. Челябинске гражданское дело       по апелляционной жалобе Кадырова Р.Р. на решение Каслинского городского суда Челябинской       области от 05 июня 2014 года по иску Каслинского городского прокурора       Челябинской области к Главе Каслинского городского поселения Фадееву С.Б., администрации       Каслинского городского поселения, Кадырову Р.Р. о признании незаконными действия       администрации Каслинского городского поселения, возложении обязанности на       администрацию Каслинского городского поселения об устранении допущенных       нарушений законодательства.

        Заслушав       доклад судьи Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной       жалобы, заключение прокурора Малышевой О.П., полагавшей решение законным и       обоснованным, судебная коллегия

                      УСТАНОВИЛА:

                      Каслинский       городской прокурор обратился с иском к Главе Каслинского городского       поселения Фадееву СБ., администрации Каслинского муниципального района,       Кадырову P.P. о признании незаконными действия администрации Каслинского       городского поселения по заключению трудового договора с Кадыровым P.P.,       признании незаконными распоряжения главы Каслинского городского поселения       от 12 марта 2013 года № ЗЗрк о принятии на должность муниципальной службы       -**** Кадырова P.P. и       распоряжения главы Каслинского городского поселения от 31 июля 2013 года №       112рк о переводе Кадырова P.P. на должность ****, а       также возложении обязанности на администрацию Каслинского городского       поселения устранить допущенные нарушения законодательства о муниципальной       службе путем прекращения трудового договора с Кадыровым P.P. либо перевода       с его согласия на другую должность,

                      отвечающую требованиям       закона.

                      В       обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной       Каслинской городской прокуратурой проверки соблюдения законодательства о       муниципальной службе в Каслинском городском поселении было установлено,       что в нарушение действующего Закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О       муниципальной службе в РФ», а также Закона Челябинской области от 30 мая       2007 года № 144-30 «О регулировании муниципальной службы в Челябинской       области», Закона Челябинской области от 28 июня 2007 года № 153-30 «О       реестре должностей муниципальной службы в Челябинской области» с Кадыровым       P.P. был заключен трудовой договор от 1 1 марта 2013 года и по       распоряжению главы Каслинского городского поселения от 12 марта 2013 года       № ЗЗрк он был принят на должность ****, распоряжением главы Каслинского       городского поселения от 31 июля 2013 года № 112рк переведен на должность       ****, так как Кадыров P.P. не соответствует квалификационным       требованиям для замещения должности, поскольку не имеет высшего       образования. В настоящее время Кадыров P.P. проходит обучение в НОУ ВНО       «****», является студентом ****. При заключении трудового       договора и назначении Кадырова P.P. на должность **** Фадеевым СВ. были нарушены требования действующего       законодательства, а именно, не было принято во внимание отсутствие       требуемого образования. В адрес главы городского поселения Каслинским       городским прокурором 23 октября 2013 года было направлено представление       «Об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе», однако,       администрацией не приняты меры к устранению закона. Поскольку в силу       закона исключается продолжение пребывания в должности муниципального       служащего работника, принятого с нарушением требований закона, трудовой       договор с ним должен быть прекращен в соответствии со ст. 84 и ст. 77       Трудового кодекса РФ. Кроме того, в связи с досрочным прекращением       полномочий главы Каслинского городского поселения трудовой договор с       Кадыровым P.P. также должен быть прекращен, однако, он продолжает       выполнять должностные обязанности, что противоречит действующему       законодател ьству.

        В судебном       заседании помощник Каслинского городского прокурора Герасимчук СВ.       заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их       удовлетворить.

        Ответчик       Кадыров P.P., его представитель Оводова ЕЛ.   иск не       признали.

                      Ответчик       Глава Каслинского городского поселения Фадеев СБ. в судебное заседание не       явился, был извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим       образом.

        Представитель       ответчика администрации Каслинского городского поселения в судебное       заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен       надлежащим образом.

        Суд       постановил решение, которым исковые требования удовлетворил частично.       Признал незаконными действия администрации Каслинского городского       поселения по заключению трудового договора № **** от 11 марта 2013 года с Кадыровым Р. Р. Обязал       администрацию Каслинского городского поселения устранить допущенные       нарушения законодательства о муниципальной службе путем прекращения       трудового договора № **** от 11 марта       2013 года, заключенного с Кадыровым Р. Р., с соблюдением требований,       предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

        В       апелляционной жалобе Кадыров P.P. просит решение суда отменить в связи с       неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела,       нарушением норм материального и процессуального нрава. Указывает на то,       что суд не дал оценку исключительным обстоятельствам, позволившим       заключить с ним трудовой договор, о чем администрацией Каслинского       городского поселения указано в ответе на представление прокурора от 22       ноября 2013 года, копия которого имеется в материалах дела. Судом не       учтено, что в настоящее время он получает ****. Судом неверно определен       вид судопроизводства, поскольку предметом разбирательства является не       право Кадырова P.P. на труд, как указал суд в своем решении, а защита       публичных интересов по соблюдению законодательства о муниципальной службе.       Полагает, что прокурор, обращаясь в защиту прав и законных интересов       неопределенного круга лиц, в силу положений ст. 256 Гражданского       процессуального кодекса РФ должен соблюсти трехмесячный срок, исчисляемый       со дня, когда ему стало известно о нарушении прав и свобод неопределенного       круга лиц. Данный срок прокурором нарушен, что является самостоятельным       основанием для отказа в удовлетворении требований. Вывод суда о том, что       оспариваемые действия администрации Каслинского городского поселения носят       длящийся характер, является неверным, т.к. действия по заключению       трудового договора не могут носить длительного характера, а бездействие       администрации по неисполнению представления прокурора и нерасторжению       трудового договора в настоящем споре не заявлены, о чем в ходе судебного       разбирательства заявил участвующий в деле прокурор. Выводы суда о длящемся       характере противоречат в том числе и выводам суда о необходимости отказа       прокурору в иске в части признания недействительными распоряжений главы       Каслинского городского

                      4

                      поселения, поскольку они       исполнены и обратной силы не имеют.

        В       возражениях на апелляционную жалобу Прокурор Каслинской городской       прокуратуры полагает решение суда законным и обоснованным, а доводы       апелляционной жалобы не состоятельными и не основанными на норме закона.       Указывает, что нарушение администрацией Каслинского городского поселения       федерального и регионального законодательства повлекло незаконное       назначение Кадырова P.P. на должность ****, а впоследствии - на должность       ****. Полагает, что трехмесячный срок к данным правоотношениям       не применим, поскольку имеет место не соблюдение закона в части не       принятия мер администрацией Каслинского городского поселения по       прекращению трудовых отношений с Кадыровым P.P., которые носят длящийся       характер. Администрацией Каслинского городского поселения не представлено       доказательств, что проводилась какая-либо работа по подбору кадров, в       средствах массовой информации, объявление конкурса на вакантную должность.       Пребывание в должности муниципального служащего работника, принятого с       нарушением требований закона, является недопустимым, в силу чего трудовой       договор с Кадыровым P.P. должен быть прекращен.

        Стороны о       времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены,       в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная       коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского       процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотреть дело в их       отсутствие.

        Проверив       материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не       находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

        В       соответствии со ст. 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ       «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» правовое       регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям       муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего,       условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется       федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами       субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными       муниципальными правовыми актами.

        Положениями ст. 9       Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе       в РФ» установлено, что для замещения должностей муниципальной службы       квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального       образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу       работы по

                      специальности,       профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных       обязанностей. Указанные требования устанавливаются муниципальными       правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для       замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом       субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной       службы.

        Согласно       ст. 3 Закона Челябинской области от 30 мая 2007 года № 144-30 «О       регулировании муниципальной службы в Челябинской области» к должностям       муниципальной службы относятся должности в органе местного самоуправления,       которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования.       Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми       актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в       Челябинской области, утверждаемым законом Челябинской области.

        Реестром       должностей муниципальной службы Каслинского городского поселения,       утвержденным Решением Совета депутатов Каслинского городского поселения от       25 июля 2007 года № 252, должность начальника отдела отнесена к главной       муниципальной должности, должность заместителя главы городского поселения       - к высшей должности.

        Типовые       квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы       определены ст. 6 Закона Челябинской области «О регулировании муниципальной       службы в Челябинской области», ч. 3 которой предусматривает для замещения       высших и главных должностей муниципальной службы наличие высшего       профессионального образования, а также стажа муниципальной службы       (государственной службы) не менее трех лет или стажа работы по       специальности не менее трех лет.

        Как       следует из материалов дела, на основании личного заявления и трудового       договора от 11 марта 2013 года № ****       распоряжением главы администрации Каслинского городского поселения от 12       марта 2013 года № ЗЗрк Кадыров P.P. с 11 марта 2013 года был принят на       работу на должность муниципальной службы - **** (л.д. 11, 108-109).

        С 31 июля       2013 года Кадыров P.P. был переведен с должности **** на должность муниципальной службы       - ****, что подтверждается дополнительным соглашением к       трудовому договору от 31 июля 2013 года, распоряжением главы администрации       Каслинского городского поселения от 31 июля 2013 года № I 12рк (л.д.       10,151).

С)

                      6

                      Согласно       **** в 1998 году Кадыров P.P. окончил указанное учебное       заведение и получил среднее профессиональное образование по специальности       «****» с присвоением квалификации «****» (л.д. 12).

        На       титульном листе вкладыша в трудовую книжку Кадырова P.P. в графе       «Образование» указано **** (л.д. 9).

        Справкой       от 22 мая 2014 года №****, выданной       НОУ ВПО "****", подтверждается, что Кадыров P.P. является студентом       **** профиль «****» (л.д. 111).

        Принимая       во внимание требования действующего законодательства о муниципальной       службе, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел       к правильному выводу о том, что при назначении на должность ****Кадыров P.P. не имел высшего образования, т.е. по уровню своего       профессионального образования не отвечал требованиям, предъявляемым к       лицам для замещения указанных должностей муниципальной службы, в связи с       чем трудовой договор с ним заключен неправомерно.

        Данный       вывод судебная коллегия полагает правильным, так как он основан на       имеющихся доказательствах по делу, правовая оценка которым дана судом по       правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует       нормам материального права, регулирующим спорные       правоотношения.

        Как       предусмотрено ст. 7 Закона Челябинской области «О регулировании       муниципальной службы в Челябинской области», порядок поступления на       муниципальную службу устанавливается в соответствии с Законом «О       муниципальной службе в РФ».

        В силу ст.       4 Закона «О муниципальной службе в РФ» одним из основных принципов       муниципальной службы является профессионализм и компетентность       муниципальных служащих, который отражает сущность муниципальной службы как       профессиональной деятельности.

        Закрепляя       принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих,       указанный закон признает необходимым условием прохождения муниципальной       службы наличие у муниципального

                      7

                      служащего       или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности,       необходимой квалификации.

        Наличие       высшего профессионального образования для замещения должностей начальника       отдела городской инфраструктуры, заместителя главы администрации       Каслинского городского поселения является обязательным в силу прямого       указания действующего законодательства о муниципальной службе.

        Принятие       на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным       требованиям, нарушает права муниципального образования, неопределенного       круга лиц, поскольку на указанную должность органа местного самоуправления       назначено лицо без учета требований закона, регулирующего отношения       муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к       муниципальным служащим, что противоречит принципу профессионализма и       компетентности исполнения своих обязанностей муниципальными служащими,       установленных ст. 4 Федерального закона «О муниципальной службе в       РФ».

        Достоверно       установив, что на момент назначения на должность ****, перевода на должность **** Кадыров P.P. не имел высшего образования, суд первой       инстанции обосновано пришел к выводу, что назначение Кадырова P.P. на       должность **** и продолжение работы в этой должности       противоречит закону, а администрация городского поселения обязана       устранить допущенные нарушения.

        В       соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ нарушение       установленные данным кодексом или иным федеральным законом правил       заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность       продолжения работы, влечет прекращение трудового договора.

        В силу ч.       1 ст. 84 Трудового кодекса РФ к таким нарушениям относится отсутствие       соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует       специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным       нормативным правовым актом.

        Поскольку       уровень профессионального образования Кадырова P.P. не отвечает       установленным законодательством о муниципальной службе квалификационным       требованиям и, учитывая положения ч. 2 ст. 84 Трудового кодекса РФ, суд       первой инстанции правомерно возложил обязанность на администрацию       Каслинского городского поселения устранить допущенные нарушения       законодательства о муниципальной службе путем

                                      8

                      прекращения трудового       договора с Кадыровым P.P. с соблюдением требований, предусмотренных       Трудовым кодексом РФ.

        Доводы       апелляционной жалобы о том, что в настоящее время Кадыров P.P. получает       ****, о       незаконности постановленного судом решения не свидетельствуют, поскольку       наличие высшего профессионального образования для замещения главной и       высшей должности муниципальной службы является обязательным в силу прямого       указания в законодательстве.

        Ссылка       Кадырова P.P. в апелляционной жалобе на исключительные обстоятельства,       позволившие заключить с ним трудовой договор, о чем администрацией       Каслинского городского поселения указано в ответе на представление       прокурора от 22 ноября 2013 года, копия которого имеется в материалах       дела, не могла быть принята во внимание судом первой       инстанции.

        Согласно       указанному ответу глава Каслинского городского поселения Фадеев СБ.       полагает невозможным прекращение трудовых отношений с Кадыровым P.P.,       поскольку последний надлежащим образом справляется со своими       профессиональными обязанностями, его опыт работы позволяет грамотно       выполнять возложенные на него функции, само по себе наличие высшего       образования не является основанием для занятия муниципальной должности,       иных претендентов на занятие должности заместителя главы городского       поселения в муниципалитете не имеется (л.д. 159-160).

        Судом       установлено, что назначение Кадырова P.P. на муниципальную должность       произведено с нарушением действующего законодательства о муниципальной       службе, что препятствует продолжению трудовых отношений в силу закона, в       связи с чем приведенные выше доводы не являются основанием для продолжения       трудовых отношений.

        Являются       несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что судом неверно       определен вид судопроизводства, поскольку предметом разбирательства       является не право Кадырова P.P. на труд, как указал суд в своем решении, а       защита публичных интересов по соблюдению законодательства о муниципальной       службе.

        Данные       доводы были предметом исследования суда первой инстанции. Суд правильно       указал в решении, что вид судопроизводства зависит от характера       правоотношений, из которого вытекает требование лица, обратившегося за       судебной защитой.

        Поскольку       исковые требования Каслинского городского прокурора содержат требование о       прекращении трудового договора, заключенного с

                      9

                      Кадыровым       P.P. с нарушением законодательства о муниципальной службе, что затрагивает       права Кадырова P.P. в сфере трудовых отношений, суд первой инстанции       пришел к правильному выводу о том, что дело подлежит рассмотрению в       порядке искового производства.

        Доводы       апелляционной жалобы о пропуске прокурором срока обращения в суд,       предусмотренного ст. 256 Гражданского процессуального кодекса,       исчисляемого со дня, когда ему стало известно о нарушении прав и свобод       неопределенного круга лип, что является самостоятельным основанием для       отказа в удовлетворении исковых требований, о незаконности постановленного       судом решения не свидетельствуют, поскольку основаны на неправильном       толковании норм материального права, в силу вышеуказанного оснований для       рассмотрения искового заявления Каслинского городского прокурора в порядке       гл. 25 Гражданского процессуального кодекса РФ у суда первой инстанции не       имелось.

        Несогласие       Кадырова P.P. с выводом суда о том, что оспариваемые действия       администрации Каслинского городского поселения носят длящийся характер,       т.к. действия по заключению трудового договора не могут носить длительного       характера, а бездействие администрации по неисполнению представления       прокурора и нерасторжению трудового договора в настоящем споре не       заявлены, о чем в ходе судебного разбирательства заявил участвующий в деле       прокурор, не является основанием для отмены решения суда.

        Признанные       судом незаконными действия администрации Каслинского городского поселения       по заключению трудового договора от 11 марта 2013 года № 100 привели к       возникновению трудовых правоотношений с Кадыровым P.P., которые являются       длящимися, поскольку продолжаются в течение всего периода, пока лицо, не       соответствующее квалификационным требованиям, замещает муниципальную       должность.

        Иные       доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному       толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые       ссылались стороны в суде первой инстанции, они были предметом обсуждения       суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании       исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами       доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского       процессуального кодекса РФ. Оснований к переоценке не имеется.

        При таких       обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, судом       правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушений       норм материального и процессуально права не установлено, оснований для       отмены решения по доводам апелляционной

                      жалобы не имеется.

        Руководствуясь ст. ст.       328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,       судебная коллегия

        ОПРЕДЕЛИЛА:

        Решение       Каслинского городского суда Челябинской области от 05 июня 2014 года       оставить без изменения, апелляционную жалобу Кадырова Р.Р. - без удовлетворения.

        Председательствующий       Судьи