ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-10444/17 от 08.09.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ 11-10444/2017

Судья Мохначёва СЛ.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Малоедовой Н.В.

судей Щербаковой Е.А., Никитенко Н.В.

при секретаре Гуня К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 08 сентября 2017 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 04 апреля 2017 года по иску ФИО1 к муниципальному образованию «Чебаркульский городской округ» в лице Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области о возложении обязанности произвести замену внутриквартирного газового оборудования, установку приборов учета.

Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения Жуковского СВ., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области -ФИО2 относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1. обратился в суд с иском к Муниципальному образованию «Чебаркульский городской округ» в лице Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа, в котором, с учетом уточненных исковых требований просил:

- возложить обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу провести мероприятия по замене внутриквартирного газового оборудования: газовой плиты 4-х конфорочной «Омичка» и проточного водонагревателя «КТИ-56» в трехкомнатной квартире по адресу: ****;

- возложить обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу провести мероприятия по установке приборов учета холодного водоснабжения, природного газа, электрической энергии, тепловой энергии и ввода их в эксплуатацию в трехкомнатной квартире по адресу: ****;

- возложить обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу провести мероприятия по разделению холодного водоснабжения между квартирой **** и квартирой **** в жилом доме по адресу: ****;

- взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 900 рублей, по оплате юридически услуг в сумме 15000 рублей, расходов по оформлению документов в сумме 492 рубля.


В обоснование заявленных требований указал, что он, на основании договора социального найма жилого помещения № **** от 06 ноября 2009 г., является нанимателем трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: ****. Собственником указанной квартиры является МО «Чебаркульский городской округ», управление жилищным фондом, в том числе указанной квартирой, возложено на Управление муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа. Согласно технического паспорта многоквартирный дом по ул. **** введен в эксплуатацию в 1958 году и до настоящего времени капитальный ремонт данного дома не проводился. Истец обращался с заявлением в управляющую компанию «Коммунальщик» и Управление Государственной жилищной инспекции, на что был получен ответ о том, что замена внутриквартирного газового оборудования производится собственником данного жилого помещения. Истец обратился к собственнику жилого помещения -Управление муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа, на что был получен отказ и указание на то, что замена внутриквартирного газового оборудования осуществляется нанимателем. Данный отказ истец считает необоснованным, в связи с тем, что согласно действующего законодательства, в обязанности нанимателя жилого помещения не входит обязанность по замене внутриквартирного газового оборудования. До настоящего времени приборы учета холодного водоснабжения, природного газа, электрической энергии, тепловой энергии в занимаемом истцом жилом помещении не установлены. Истец считает, что собственник жилого помещения уклоняется от выполнения данных работ. Отсутствие приборов учета, по вине собственника, ведет к необоснованным затратам истца, как нанимателя жилого помещения. Кроме того, собственник отказывается провести разделение холодного водоснабжения с соседней квартирой ****, так как подача холодной воды в квартиру **** осуществляется со стояка через квартиру ****.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены администрация Чебаркульского городского округа, ФИО3, ФИО4

Истец ФИО1. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Муниципального образования «Чебаркульский городской округ» в лице Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа -ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Жуковского СВ., указав на то, что истцом не представлено доказательств того, что плита и проточный водонагреватель не подлежат эксплуатации; по установке прибора учета холодного

2


водоснабжения требования удовлетворению не подлежат, так как в настоящее время нет бюджетных средств, требования истца в части установки прибора учета тепловой энергии исполнить невозможно, так как нет общедомового прибора учета тепловой энергии; требования истца в части разделения водоснабжения между квартирами относится к текущему ремонту и данная обязанность лежит на нанимателе жилого помещения, также полагает, что судебные расходы на представителя чрезмерно завышены.

Представитель третьего лица Управляющей компании «Коммунальщик г.Чебаркуля» - ФИО6 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований Жуковского СВ. не возражала, полагала, что собственник помещения должен устанавливать счетчики, но при существующей системе водоснабжения счетчики установить невозможно, так как в квартиру **** холодная вода подается через квартиру ****; требования истца в части установки приборов учета тепловой энергии исполнить невозможно, так как дом не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и потребуется реконструкция всей системы теплоснабжения жилого дома.

Представители третьих лиц администрации Чебаркульского городского, филиала АО «Газпром газораспределение Челябинск» в г.Миассе при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимали.

Третье лицо ФИО3 в судебном заседании исковые требования Жуковского СВ. оставила на усмотрение суда, в части требований о разделении системы водоснабжения между квартирой истца **** и ее квартирой **** полагала не подлежащими удовлетворению, так как у них в квартире выполнен ремонт, но пояснила, что действительно, холодная вода к ним в квартиру поступает из квартиры истца; у них в квартире установлен прибор учета холодной воды.

Третье лицо ФИО7 при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимала, ранее в судебном заседании исковые требования Жуковского СВ. не признала, возражала против мероприятий по разделению холодного водоснабжения между квартирой **** и квартирой **** в жилом доме ****, в связи с тем, что ею в своей квартире произведен ремонт.

Суд постановил решение о частичном удовлетворении исковых требований. Возложил обязанность на Муниципальное образование «Чебаркульский городской округ» в лице Управления муниципальной собственности Администрации Чебаркульского городского округа в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести следующие мероприятия в квартире, нанимателем которой является ФИО1., расположенной по адресу: ****

3


****:

установить и ввести в эксплуатацию прибор учета холодного водоснабжения, при необходимости провести мероприятия по разделению холодного водоснабжения между квартирой **** и квартирой **** в жилом доме ****, требующиеся для установки прибора учета холодного водоснабжения в квартире ****;

установить и ввести в эксплуатацию прибор учета природного газа.

Взыскал с Муниципального образования «Чебаркульский городской округ» в лице Управления муниципальной собственности Администрации Чебаркульского городского округа в пользу Жуковского СВ. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 600 рублей, по оплате услуг представителя 3000 рублей, по оплате услуг по копированию 492 руб.

В апелляционной жалобе ФИО1. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. Указывает на ошибочность вывода суда о том, что обязанность по замене газовой плиты и проточного водонагревателя лежит на нанимателе жилого помещения, поскольку данные работы относятся к текущему ремонту жилого помещения. Ссылается на то, что обязанность по замене газовой плиты лежит на наймодателе в порядке проведения капитального ремонта. Как указал Верховный Суд РФ надлежащее состояние квартиры, предоставляемой по договору социального найма, предусматривает наличие газовой плиты. Указывает, что обязанность по установке, замене и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической и тепловой энергии лежит на собственнике жилого помещения в силу закона. Доказательств того, что жилой дом не оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии не представлено, как доказательств невозможности установить в квартире прибор учета тепловой энергии. Ссылается на то, что указание в решении суда на производство работ по разделению холодного водоснабжения не должно носить рекомендательный характер, поскольку без таких работ возможность установки прибора учета холодного водоснабжения отсутствует.

ФИО3, ФИО7, представители ООО УК «Коммунальщик», АО «Газпром газораспределение Челябинск» в г.Миассе о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены, не явились, причины неявки не сообщили. Судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения Жуковского СВ., представителя Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области - ФИО2, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда, подлежащим отмене в части возложения обязанности по установке и вводу в эксплуатацию прибора учета холодного водоснабжения, проведения

4


мероприятий по разделению холодного водоснабжения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, собственниками квартиры **** расположенной по адресу: **** являются ФИО3 и ФИО7 по 1/2 доли (т.1 л.д. 50).

Собственником квартиры ****, расположенной по адресу: **** является Муниципальное образование «Чебаркульский городской округ» (т.1 л.д.47,126).

Квартира ****, расположенная по адресу: ****, на основании договора социального найма жилого помещения № **** от 06 ноября 2009 г. находится в пользовании Жуковского СВ. и совместно проживающих с ним членов его семьи: супруги Ж.Л.В., сыновей - Ж.А.С и Ж.СС (т.1 л.д.9-10).

Пунктом 4 указанного договора социального найма жилого помещения предусмотрена обязанность нанимателя поддерживать в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, обеспечивать их сохранность. При обнаружении неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, немедленно принимать возможные меры к их устранению и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию; производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения.

Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: ****, оформленным протоколом от 04 мая 2011 г., выбран способ управления домом - управляющая компания «Коммунальщик города Чебаркуля». 07 июля 2011 г. с управляющей компанией «Коммунальщик города Чебаркуля» заключен договор управления многоквартирным домом **** (т.1 л.д. 196-198,200-203).

Истец ФИО1. неоднократно обращался в адрес администрации и управляющей компании «Коммунальщик г.Чебаркуля» с просьбами о производстве работ в его квартире, в том числе по замене внутриквартирного газового оборудования, установке приборов учета холодного водоснабжения, природного газа, электрической энергии, тепловой энергии, разделении холодного водоснабжения.

Согласно акта обследования объекта - квартиры по адресу: **** от 10 февраля 2016 г. комиссия в составе:

5


начальника УМС администрации Чебаркульского городского округа С.Р.Н., начальника муниципального жилищного контроля отдела УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа П.Е.А., начальника жилищного отдела УМС администрации Чебаркульского городского округа Е.В.Ю., директора МБУ «Строительство и инфраструктура» К.B.C., ведущего специалиста отдела муниципального имущества УМС администрации С.Е.В. пришла к выводу об отсутствии необходимости в проведении текущего и капитального ремонта в указанном жилом помещении (т.1 л.д.93-94).

02 марта 2017 г. комиссией при проведении технического обследования установлено, что часть разводки системы холодного водоснабжения, обслуживающая помещение **** по указанному адресу, где необходимо установить индивидуальный прибор учета холодного водоснабжения, проходит по соседней квартире. В результате выявленных фактов комиссией принято решение, что техническая возможность установки индивидуального прибора учета холодного водоснабжения в помещении 7 без проведения реконструкции квартирной разводки ХВС отсутствует (т.1 л.д.204).

Отказывая в удовлетворении требований Жуковского СВ. о возложении обязанности по замене внутриквартирного газового оборудования: газовой плиты 4-х конфорочной «Омичка» и проточного водонагревателя «КТИ-56» в трехкомнатной квартире по адресу: ****, суд правомерно исходил из отсутствия законных оснований для возложения указанной обязанности на Муниципальное образование «Чебаркульский городской округ» в лице Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа.

Согласно п.8 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410, работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении этого оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки эксплуатации, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.

Проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору:

6


в отношении внутриквартирного газового оборудования -собственниками (пользователями) помещений, в которых размещено такое оборудование.

Пунктом 10 указанных Правил предусмотрено, что замена оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования.

Из материалов дела следует, что между АО «Газпром газораспределение Челябинск» (филиал в г.Миассе) и Жуковским СВ. договор технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования отсутствует. Заключенный ранее с Жуковским СВ. договор № **** от 04 декабря 2015 технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования расторгнут 07 февраля 2017 г. по его инициативе. При техническом обслуживании в период действия договора, внутриквартирное газовое оборудование было в исправном, рабочем состоянии (т.2 л.д.1).

При указанных обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для возложения на ответчика обязанности по замене внутриквартирного газового оборудования в спорной квартире, поскольку истечение срока нормативной эксплуатации само по себе не свидетельствует о необходимости замены оборудования, которая должна определяться по результатам технического диагностирования. Обязанность по проведению такого диагностирования возложена законом на пользователя помещения в рамках договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования, заключенного со специализированной организацией.

В нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, Жуковским СВ. не представлено доказательств проведения технического диагностирования и необходимости замены внутриквартирного газового оборудования. С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы Жуковского СВ. в указанной части, подлежат отклонению.

Согласно статье 13 Федерального закона № 261 от 23.11.2009 года "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

7


Согласно n.l ст. 539 Гражданского кодекса РФ, на абонента возложена обязанность оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с абз. 3 п. 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 (далее - Основные положения), обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

Аналогичная обязанность предусмотрена и п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее - Правила), согласно которому оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

С учетом указанных норм права обязанность по оснащению многоквартирных жилых домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета возложена законодателем на собственников помещений в многоквартирных домах

Учитывая, что в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом Жуковским СВ. не представлено доказательств неисправности установленного в спорной квартире прибора учета электроэнергии, то оснований для возложения обязанности на Муниципальное образование «Чебаркульский городской округ» в лице Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа по замене указанного индивидуального прибора учета, у суда первой инстанции не имелось.

Разрешая требования Жуковского СВ. в части возложения обязанности по установке прибора учета тепловой энергии, суд обоснованно исходил из того, что в спорной квартире невозможно установить прибор учета тепловой энергии из-за отсутствия технической возможности, поскольку дом **** не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Доказательств обратного не представлено.

8


При этом, принимая решение о возложении обязанности по установке и введению в эксплуатацию прибора учета холодного водоснабжения и проведении при необходимости мероприятий по разделению холодного водоснабжения между квартирой **** и квартирой **** в жилом доме ****, требующихся для установки прибора учета холодного водоснабжения в квартире ****, руководствуясь Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, суд исходил из возможности удовлетворения указанных требований, поскольку обязанность по оснащению индивидуальными приборами учета возложена законодателем на собственников помещений в многоквартирных домах.

В силу пункта 2 Приказа Министерства регионального развития от 29 декабря 2011 года № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено, что установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) (п.п. "а" п. 2 Приложения N 1).

Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-

9


технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 36).

В силу пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Материалами дела подтверждается, что установка индивидуального прибора учета ХВС в квартире **** без проведения работ по реконструкции внутридомовой сети водоснабжения невозможна, требует изменение системы холодного водоснабжения в квартире ****, устройство новых стояков и ответвлений от них. Доказательств обратного Жуковским СВ. не представлено.

Частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отнесены, помимо прочего, принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

Проведение реконструкции системы холодного водоснабжения возможно в рамках проведения капитального ремонта многоквартирного дома при наличии решения общего собрания собственников многоквартирного дома, в связи с чем, муниципальное образование «Чебаркульский городской округ» в лице Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области не вправе проводить работы по разделению холодного водоснабжения между квартирой **** и квартирой **** в жилом доме по адресу: ****.

Поскольку в нарушение требований ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом не представлено надлежащих доказательств, в подтверждение своих доводов, а исследованными судом первой и апелляционной инстанции доказательствами напротив опровергаются доводы истца и подтверждаются доводы ответчика об

10


отсутствии имеющейся технической возможности установки индивидуального прибора учета холодной воды в квартире ****, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Жуковского СВ. в указанной части.

Решение суда в данной части нельзя признать законным и обоснованным оно подлежит отмене по основаниям ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ с принятием в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Жуковского СВ.

Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 04 апреля 2017 года в части установки и ввода в эксплуатацию прибора учета холодного водоснабжения, проведения мероприятий по разделению холодного водоснабжения отменить.

Принять в отмененной части новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к муниципальному образованию «Чебаркульский городской округ» в лице Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области о возложении обязанности в течение месяца со дня вступления решения в законную силу провести мероприятия по установке прибора учета холодного водоснабжения, и ввода его в эксплуатацию в трехкомнатной квартире по адресу: ****, возложении обязанности в течение месяца со дня вступления решения в законную силу провести мероприятия по разделению холодного водоснабжения между квартирой **** и квартирой **** в жилом доме по адресу: ****.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

11