Дело№ 11-10509/2013
Судья: Гончарова М.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 22 октября 2013 года г. Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего: Шигаповой СВ.,
судей: Смолина А.А., Майоровой Е.Н.,
при секретаре: Шагеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда апелляционную жалобу ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области на решение Копейского городского суда Челябинской области от 06 августа 2013 года по гражданскому делу по заявлению Чистяковой М.В., Елисеевой Г.С. об оспаривании решения ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, возложении обязанности по внесению сведений в государственный реестр кадастра недвижимости,
заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела, и доводах апелляционной жалобы, выслушав пояснения Чистяковой М.В., Елисеевой Г.С, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чистякова М.В., Елисеева Г.С, обратились в суд с заявлением об оспаривании отказа ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее по тексту кадастровая палата) внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в части площади жилого дома № ***; возложении обязанности по внесении изменений в части площади дома, указав площадь *** кв.м., вместо площади *** кв.м.
В обоснование заявления указано, что решением городского суда за заявителями признано по Уг доле в праве собственности за каждой в порядке наследования на жилой дом № ***, общей площадью***. Для дальнейшего оформления права собственности на жилой дом, заявители обратились с соответствующим заявлением в кадастровую палату для внесения изменений в части площади дома в государственный кадастр недвижимости. Однако, первоначально решение о внесении изменений было приостановлено, а затем заявителям было отказано во внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости по мотиву расхождения площадей жилого дома с площадью, признанной по решению городского суда. Полагают, что данные
"2
решения нарушают их права, поскольку препятствует в дальнейшей регистрации права собственности на жилой дом в установленном законом порядке.
В судебном заседании Чистякова М.С. поддержала требования, Елисеева Г.С. при рассмотрении дела не участвовала. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Челябинской области, Копейского филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии».
Решением Копейского городского суда Челябинской области от 06 августа 2013 года требования удовлетворены. Признано незаконным решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» № Ф7400/13-110620 от 28 июня 2013 года и № Ф7400/13-112810 от 02 июля 2013 года; возложена обязанность произвести учет изменения здания с кадастровым номером *** в части изменения площади объекта с ***
В апелляционной жалобе ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области просит решение городского суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано на законность принятых решений о приостановлении и о последующем отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. Ссылка суда на Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, неправомерна, поскольку данный документ утратил силу.
В суде апелляционной инстанции Чистякова М.С, Елисеева Г.С. считали решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Челябинской области, Копейского филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в судебном заседании участия не принимали.
В соответствие с ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав участников процесса, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав письменные материалы дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Материалами дела подтверждается, что вступившим в законную силу решением Копейского городского суда Челябинской области от 11 апреля
3
2013 года за Елисеевой Г.С, Чистяковой М.В. признано по Уг доле в праве собственности за каждой в порядке наследования на жилой дом № ***, общей площадью ***
По данным Государственного кадастра недвижимости площадь указанного дома составляет ***
14 июня 2013 года заявители обратились в кадастровую палату с заявлением о государственном учете изменений объекта.
28 июня 2013 года кадастровой палатой приостановлен государственный учет изменений объекта недвижимости, указано на необходимость предоставления документа, удостоверяющего право собственности на объект недвижимости.
Заявителями приложена копия решения городского суда от 11 апреля 2013 года.
Решением кадастровой палаты от 02 июля 2013 года заявителям отказано в снятии приостановления осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости ввиду не предоставления запрашиваемого ранее документа.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии перечисленных в ст. 26 ФЗ от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» оснований к приостановлению осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, и последующему отказу, поскольку представленные заявителем документы в совокупности являются документами, достаточными для проведения такого учета.
Судебная коллегия считает необходимым согласиться с данными выводами городского суда и считает необходимым отметить следующее.
В силу ст. 16 ФЗ от 24 июля 2007 года № 221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 7, 10-21 ч. 2 ст. 7 данного ФЗ.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменениями уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено настоящим ФЗ, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствие с настоящим ФЗ для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке
межведомственного информационного взаимодействия.
На основании п. 4 ч. 2 ст. 26 ФЗ № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
4
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
В соответствии с п. 21 Правил осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 14 октября 2011 года № 577, если иное не предусмотрено Порядком, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для учета документы: 1) технический план объекта учета (при постановке на учет, учете изменений 2) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта учета (при снятии с учета объекта); 3) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя; 4) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект учета или снятии с учета объекта учета и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект учета в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменения назначения здания, помещения или сооружения, наименование сооружения; 6) копия документа, подтверждающего в соответствии с законодательством присвоение (изменение) адреса объекта учета.
В соответствии с п. 16, 18 Правил, с заявлением о постановке на учет объектов учета вправе обратиться собственники таких объектов учета или любые иные лица.
С заявлением об учете изменений объектов учета вправе обратиться собственники таких объектов учета или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
В соответствии с п. 57 п. п. 3 Правил, осуществление государственного учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для государственного учета документы.
Вышеуказанные нормы регламентируют приостановление государственного учета в случае, если не представлены необходимые для государственного учета документы, что указывает на незаконность решения
,1
5"
органа кадастрового учета об отказе в его осуществлении на момент вынесения оспариваемых решений.
Как указано выше, кадастровая палата со ссылкой на п. 4 ч. 2 ст. 26 и ст. 26 ФЗ № 221-ФЗ приостановило осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости, по мотиву отсутствия правоустанавливающего документа на объект недвижимости. В последующем, 02 июля 2013 года принято решение об отказе по мотиву не предоставления вышеназванного документа.
Между тем, при обращении с заявлением об учете изменений объекта недвижимости в кадастровую палату было приложено, в том числе, решение Копейского городского суда Челябинской области от 11 апреля 2013 года о признании в порядке наследования за заявителями права собственности на жилой дом общей площадью ***
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что вышеперечисленные документы, предоставленные заявителями в кадастровую палату, являются действующими, подтверждающими принадлежность им жилого дома общей площадью ***., содержащими сведения в объеме, необходимом для принятия органом кадастрового учета решения о включении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а потому основанием для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
Оспариваемым отказом были нарушены права и законные интересы заявителей, поскольку без внесения изменений они лишены возможности зарегистрировать право собственности на жилой дом, признанный за ними по решению суда, в установленном законом порядке.
Также судебная коллегия учитывает, что ст. 43 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает, что до 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В переходный период положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного учета), если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с ч. 2.2
1
настоящей статьи (ч.ч. 1,2,2.1).
Органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений устанавливается порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период.
В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляют 1) органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в ранее установленном порядке осуществления государственного учета; 2) подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения в порядке осуществления государственного учета в переходный период.
В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (ч.ч.2.2, 2.3, 3 ст. 43 ФЗ).
Во исполнение полномочий, предоставленных ч. 2.2 ст. 43 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» Минэкономразвития РФ приказом № 577 утвержден Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета указанных объектов учета, в том числе порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, государственный учет которых осуществлен в переходный период, с учетом предусмотренной ст. 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащих эти сведения документов.
Из указанного Порядка следует, что он устанавливает правила осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета таких объектов учета, которые ранее не были учтены и впервые учитываются в переходный период.
Во исполнение полномочий, предоставленных ч. 2.2 ст. 43 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» Минэкономразвития приказом РФ от 11 января 2011 года № 1 утвержден Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, которым предусмотрены сроки и правила
7
включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статей 43 Закона о кадастре особенностей, а также объектов недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоен органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствие с ФЗ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также правила передачи в органы кадастрового учета заверенных уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копий технических паспортов ранее учтенных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В отношении спорного объекта недвижимости, как установлено решением суда от 11 апреля 2013 года, ранее государственный технический учет был осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре, соответственно, довод апелляционной жалобы о не применении указанного выше Порядка, утвержденного приказом № 577, не состоятелен.
Судом первой инстанции установлено, что заявителем были приложены все документы, предусмотренные п. 21 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ № 577,соответственно, отказ органа кадастрового учета является незаконным.
Исходя из смысла ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на него незаконно возложена какая-то обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта незаконным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, недействительными, являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными актами, решениями и действиями (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Установив, что оспариваемые решения приняты незаконно, они
.8
нарушают права заявителя, суд первой инстанции правомерно вынес решение, которым удовлетворил требования заявителей Чистяковой М.В., Елисеевой Г.С.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования представленных доказательств, нарушений норм материального права, в том числе, являющихся безусловным основанием к отмене решения, не допущено, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и, соответственно, для отмены решения суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к субъективной переоценке обстоятельств и доказательств, которые судом первой инстанции уже исследовались и по ним высказано правильное суждение.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 06 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его