Дело № 11 -10897/2014 Судья Бикбова М.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 октября 2014 года Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Зиновьевой Е.В.
судей Секериной СП., Стельмах О.Ю.
при секретаре Пшеничной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Муниципального унитарного предприятия «Остроленское ЖКХ» на решение Нагайбакского районного суда Челябинской области от 31 июля 2014 года по исковому заявлению прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Остроленское ЖКХ» о признании действия по применению норматива потребления коммунальной услуги «Водопровод, канализация, без водонафевателя (на человека)» - 4,8 куб.м. при начислении платы жителям индивидуальных жилых домов, подключенных к системе центрального водопровода, централизованное водоотведение (канализация) у которых отсутствует и отвод стоков осуществляется в выгребную яму, незаконным, и обязательстве устранить допущенное нарушение законодательства.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой Е.В. об обстоятельствах дела и доводах жалобы, представителей МУП «Остроленское ЖКХ» Николаева ПЛ., администрации Остроленского сельского поседения ФИО1, поддержавших жалобу, прокурора Малышеву О.П., полагавшую жалобу необоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Нагайбакского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Остроленское ЖКХ» о признании действия по применению норматива потребления коммунальной услуги «Водопровод, канализация, без водонагревателя (на человека)» - 4,8 куб.м. при начислении платы жителям индивидуальных жилых домов, подключенных к системе центрального водопровода, централизованное водоотведение (канализация) у которых отсутствует и отвод стоков осуществляется в выгребную яму, незаконным, и понуждении к применению при начислении платы за услуги по водоснабжению в связи с отсутствием централизованной системы водоотведения (канализации) жителям таких домов норматив «Водопровод без канализации (на человека)» -2,3 куб. м. В обоснование исковых требований указано, что по результатам проведенной прокуратурой проверки соблюдения МУП «Остроленское ЖКХ» требований законодательства при начислении платы за коммунальную услугу по водоснабжению населения Остроленского сельского поселения было
1
установлено, что МУП «Остроленское ЖКХ» в нарушении требований действующего законодательства незаконно начисляет жителям индивидуальных жилых домов, подключенных к системе центрального водопровода и имеющих выгребную яму, плату за услуги по водоснабжению по нормативу 4,8 куб.м. «Водопровод, канализация, без водонагревателя (на человека)», утвержденному постановлением Нагайбакского районного совета депутатов от 14 апреля 2000 года № 12 «О социальных нормах и нормативах на жилищно-коммунальные услуги», с учетом изменений внесенных решением Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района от 26 ноября 2008 года № 116 «О внесении изменений в постановление от 14 апреля 2000 года № 12 «О социальных нормах и нормативах на жилищно-коммунальные услуги».
В силу указанных муниципальных нормативных правовых актов к услуге «Водопровод, канализация, без водонагревателя (на человека)» применяется норматив 4,8 куб.м. потребления воды на одного человека в месяц, а к услуге «Водопровод без канализации (на человека)» применяется норматив 2,3 куб.м. потребления воды на одного человека в месяц.
Поскольку в домах частного сектора, подключенных к системе центрального водоснабжения, централизованное водоотведение (канализация) отсутствует, отвод бытовых стоков осуществляется в выгребную яму, канализационные устройства домов не присоединены к центральному канализационному коллектору, то в данном случае необходимо начислять плату за услуги водоснабжения по нормативу без канализации, то есть в размере 2,3 куб.м. на человека в месяц, а не 4,8 куб.м. Решением Нагайбакского районного суда от 18 декабря 2012 года с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 26 февраля 2013 года решение собрание депутатов Нагайбакского района № 116 от 26 декабря 2008 года «О внесении изменений в постановление от 14 апреля 2000 года № 12 «О социальных нормах и нормативах на жилищно-коммунальные услуги», в части установления норматива потребления жилищно-коммунальных услуг «Водопровод, канализация, без водонагревателя» - 4,8 куб.м. на человека признано противоречащим закону и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда. В связи с данными судебными решениями в адрес учреждения принесено представление об устранении нарушений требований законодательства. Однако до настоящего времени оно не исполнено.
В судебном заседании помощник прокурора Нагайбакского района -Теплова М.Н. требования подержала.
Представитель ответчика МУП «Остроленское ЖКХ» ФИО2 иск не признал, пояснив, что норматив «Водопровод, канализация, без водонагревателя» применяется при наличии в доме санузла. Данный норматив применяется по решению Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района.
Представитель третьего лица администрации Остроленского сельского
2
поселения Нагайбакского муниципального района - ФИО1 возражал относительно заявленных исковых требований, пояснив, что норматив «Водопровод, канализация, без водонагревателя» применяется при наличии в доме внутренней системы канализации и выгребной ямы, как и учтено при установлении норматива. Полагал, что МУП «Остроленское ЖКХ» действует в строгом соответствии с законом, производит начисления на основании тарифов утверждённых Единым тарифным органом Челябинской области и на основании норматива утвержденного собранием депутатов района.
Суд постановил решение, которым иск прокурора Нагайбакского района Челябинской области удовлетворил. Признал действия МУП «Остроленское ЖКХ» по применению норматива потребления коммунальной услуги «Водопровод, канализация, без водонагревателя (на человека)» - 4,8 куб.м. при начислении платы жителям индивидуальных жилых домов, подключенных к системе центрального водопровода, централизованное водоотведение (канализация) у которых отсутствует и отвод стоков осуществляется в выгребную яму, незаконными, возложив на данное предприятие обязанность применять при начислении платы за услуги по водоснабжению в связи с отсутствием централизованной системы водоотведения (канализации) жителям индивидуальных жилых домов, подключенных к системе центрального водопровода и имеющих выгребную яму норматив «Водопровод без канализации (на человека)» - 2,3 куб. м.
В апелляционной жалобе МУП «Остроленское ЖКХ» просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на недоказанность того, что норматив потребления применялся ответчиком в двойном размере. Указывает, что плата за водоотведение начисляется только если дом подключен к централизованной системе канализации, а при отсутствии такого подключения, плата взимается только за водоснабжение. Указывает на то, что норматив «Водопровод без канализации (на человека)» - 2,3 куб.м. может применяться только при наличии водопровода и отсутствии канализации, в том числе внутренней. Полагает, что при определении норматива потребления в отношении холодного водоснабжения не может учитываться наличие централизованной или внутренней канализации (выгреба), т.к. объем водопотребление при этом не изменяется.
В письменном возражении на апелляционную жалобу прокурор Нагайбакского района Челябинской области просит решение суда оставить без изменения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников процесса, проверив материалы дела в пределах, установленных ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются
з
федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ).
На основании п. 16 ст. 12 Жилищного Кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Частью 1 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 года, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Исходя из изложенного следует, что установление тарифов на коммунальные услуги относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, поэтому в рамках рассматриваемого спора муниципальное образование - Нагайбакский муниципальный район Челябинской области было правомочно утверждать нормативы потребления (тарифы) коммунальных услуг.
При разрешении спора судом установлено, что МУП «Остроленское ЖКХ» на территории Остроленского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области оказывает ряд коммунальных услуг, в том числе по водоснабжению населения.
Жителям индивидуальных жилых домов не оборудованных приборами учета воды, имеющих выгребную яму, при начислении платы за водоснабжение (жилой дом подключен к системе водоснабжения) применяется норматив «Водопровод, канализация, без водонагревателя» - 4,8 куб.м. на одного человека в месяц. При этом МУП «Остроленское ЖКХ» к индивидуальному жилому дому с канализацией относит частный жилой дом, оборудованный выгребной ямой (л.д. 5, 7-8).
Начисление платы по водоснабжению производится на основании решения Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области № 116 от 26 декабря 2008 года, которым были внесены изменения в п. 5 постановления Нагайбакского районного Совета депутатов от 14 апреля 2000 года № 12 «О социальных нормах и нормативах на жилищно-коммунальные услуги» и в соответствии с которыми решение следовало читать
4
в следующей редакции: «утвердить и ввести в действие с 01 января 2009 года нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг», в соответствии с которыми, водопровод, канализация, ванна с водонагревателем (на человека) составляет 5,4 куб.м., водопровод, канализация без водонагревателя (на человека) составляет 4,8 куб.м. (Приложение № 1 к решению) (л.д. 9-11).
Решением Нагайбакского районного суда Челябинской области от 18 декабря 2012 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 26 февраля 2013 года, вышеуказанное решение Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области от 26 декабря 2008 года № 116 было признано незаконным в части установления норматива потребления жилищно-коммунальных услуг «Водопровод, канализация, без водонагревателя» - 4,8 куб.м. на человека, как противоречащее закону, поскольку у муниципального органа отсутствует расчет нормативов потребления коммунальных услуг и исходные данные для расчета нормативов, формула расчета не соответствует формуле № 7, предусмотренной разделом II приложения к Правилам № 306 от 23 мая 2006 года (л.д. 13-16, 18-26).
Однако данное решение суда не исполнено, нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг в установленном порядке не разработаны и не приняты, МУП «Остроленское ЖКХ» продолжает производить начисление платы за потребленную воду по нормативу 4,8 куб.м., признанному решением суда противоречащим закону.
А при таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно признал действия МУП «Остроленское ЖКХ» по применению данного норматива незаконными.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, находит его законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств применения ответчиком норматива в двойном размере, а также приведенный ответчиком в жалобе анализ начисления тарифов не могут быть приняты во внимание, поскольку применение МУП «Остроленское ЖКХ» норматива, признанного в судебном порядке противоречащим закону, является незаконным, о чем суд правильно указал в решении.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения обязанности на МУП «Остроленское ЖКХ» применять при начислении платы за услуги по водоснабжению в связи с отсутствием централизованной системы водоотведения (канализации) жителям индивидуальных жилых домов, подключенных к системе центрального водопровода и имеющих выгребную яму норматив «Водопровод без канализации (на человека)» - 2,3 куб.м., поскольку установление тарифов на коммунальные услуги относится в силу вышеперечисленных норм к исключительной компетенции органов местного самоуправления. Поэтому возложение судом первой инстанции на ответчика обязанности по применению
5
норматива 2,3 куб.м. на человека, по сути, является вмешательством в компетенцию органа местного самоуправления. С учетом вышеизложенного, судебная коллегия находит, что решение суда в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нагайбакского районного суда Челябинской области от 31 июля 2014 года в части возложения на Муниципальное унитарное предприятие «Остроленское ЖКХ» обязанности применять при начислении платы за услуги по водоснабжению в связи с отсутствием централизованной системы водоотведения (канализации) жителям индивидуальных жилых домов, подключенных к системе центрального водопровода и имеющих выгребную яму норматив «Водопровод без канализации (на человека)» - 2,3 куб.м., отменить. Вынести в этой части новое решение об отказе в иске.
В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия «Остроленское ЖКХ» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
6