ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-1150/17 от 24.01.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ 11-1150/2017

Судья Андриянова Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 января 2017 года г.Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судьи Щербаковой Е.А.,

судей Киневой О.Н., Никитенко Н.В.,

при секретаре Гуня К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г.Челябинска от 27 сентября 2016 года по иску ФИО1 к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска о признании отказа незаконным, принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Заслушав доклад судьи Щербаковой Е.А. об обстоятельствах дела, объяснения представителей ФИО1 - ФИО2, ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска ФИО4, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, в котором просит признать отказ от 04.03.2016 года № 5543 в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, обязать принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В обоснование заявленных требований указала, что является ****, жилых помещений в собственности не имеет, снимает жилье. 14 января 2016 года она обратилась с заявлением к главе города Челябинска в рамках административного регламента «Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации». 29 января 2016 года получен отказ администрации города Челябинска со ссылкой на предоставление неполного пакета документов. 08 февраля 2016 года она вновь обратилась с соответствующим заявлением, 04 марта 2016 года получен отказ в постановке на учет. На личной беседе в КУИиЗО г.Челябинска ей разъяснено, что предоставление жилого помещения гражданам, не являющимися малоимущими, не предусмотрено. Полагает отказ КУИиЗО


г.Челябинска от 04 марта 2016 года незаконным, нарушающим ее интересы и права (л.д.2-3, 20-21).

В судебном заседании ФИО1, ее представители ФИО3, ФИО5 на иске настаивали.

Представитель Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска ФИО4 иск не признал.

Суд постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что закон не связывает право инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью с их материальным положением. Для признания инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не требуется признания их малоимущими. Она просила признать ее нуждающейся в жилом помещении с учетом статуса инвалида, документом, подтверждающим отнесение лица к категории граждан, принимаемых на учет без проверки имущественного положения, является справка об инвалидности. Согласно п.4 постановления Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» справки БТИ не являются документом, обязательным для предоставления. Кроме того, при обращении с соответствующим заявлением в адрес ответчика ею были приложены копии справок из бюро технической инвентаризации об отсутствии в собственности жилых помещений. В случае не предоставления всех необходимых документов ответчик должен был отказать в приеме документов, однако документы были приняты. Полагает, со стороны ответчика имеет место злоупотребление правом.

В дополнении к апелляционной жалобе указывает на то, что при обращении к ответчику с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении ею был представлен пакет документов, необходимых для принятия решения, в том числе справки ОГУП «Обл.ЦТИ» за 2016 год об отсутствии у нее в г.Челябинске и на территории Челябинской области жилых помещений в собственности и неиспользовании права на приватизацию; Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска намеренно представил в суд не те документы, которые были представлены ею 14.01.2016 и 08.02.2016; судом не принята во внимание справка ОГУП «Обл.ЦТИ» от 26.09.2016; также не принято во внимание неисполнение администрацией определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 сентября 2011 года.

2


В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, в представленном суду заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем судебная коллегия на основании положений ст.ст. 167,327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 **** года рождения является **** бессрочно (л.д.14,19).

Распоряжением заместителя главы администрации города Челябинска по правовым и имущественным вопросам от 12 августа 2015 года № 8723-е ФИО1 отказано в признании малоимущей в целях предоставления ей по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда (л.д.67).

В заявлении на имя главы города Челябинска от 14 января 2016 года ФИО1 просила признать ее нуждающейся в жилом помещении как инвалида первой группы, поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с учетом статуса инвалида (л.д.4).

С заявлением ФИО1 представлены копии паспорта, свидетельства о рождении, справка о регистрации по месту жительства, копии договора купли-продажи квартиры и свидетельств о государственной регистрации права (л.д.5).

Письмом Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска от 29 января 2016 года № 2107 ФИО1 отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с предоставлением неполного пакета документов (л.д.6-7).

В заявлении на имя главы города Челябинска от 08 февраля 2016 года ФИО1 просила признать ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с учетом статуса инвалида. В качестве приложения в заявлении указаны: копия паспорта ФИО1, копия свидетельства о рождении ФИО6, справка о регистрации по месту жительства, копии свидетельств о государственной регистрации права (2), справка ОГУП «Обл.ЦТИ» по Челябинской области, копия справки ОГУП «Обл.ЦТИ» по г.Челябинску, копии договора аренды жилого помещения (5) (л.д.35-36).

з


Письмом Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска от 04 марта 2016 года № 5543 ФИО1 отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с предоставлением неполного пакета документов, в соответствии с пп.1 п. 11 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с Жилищным кодексом РФ», утвержденного постановлением Администрации города Челябинска от 25.11.2015 № 211-п. Не представлены документы, предоставление которых заявителем является обязательным в силу пп.9,13 п.9.1 административного регламента: справки организации технической инвентаризации о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности на территории города Челябинска и об использовании права приватизации на территории города Челябинска и Челябинской области, в том числе цолученные на все принадлежащие ранее заявителю и членам его семьи имена (фамилии) в оригинале; документы, подтверждающие отнесение заявителя к категориям граждан, принимаемым на учет без проверки имущественного положения (в случае если гражданин не признан малоимущим в целях предоставления ему по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда) (л.д.10-11, 33-34).

ФИО1 с 30.12.2004 имеет регистрацию по месту жительства по адресу ****; вместе с ней по указанному адресу зарегистрированы три человека: Д.С.Н., Д.О.В., Д. Е.Д.; собственниками названного жилого помещения являются Д.С.Н. и Д.О.В. (л.д.24,30,53-57).

Между Д.С.Н. и ФИО1 с 2011 года заключаются договоры аренды названного жилого помещения (л.д.58,60,61,63,64).

ФИО1 жилых помещений в собственности не имеет (л.д.23,84).

Установив, что при обращении с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, ФИО1 не представлены документы, предоставление которых является обязательным в силу подпунктов 9, 13 пункта 9.1 административного регламента, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности отказа Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска в принятии ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отсутствии оснований для принятия истца на такой учет.

4


Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о том, что для признания инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не требуется признание их малоимущими, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования,

5


устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации) (Определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 N551-0-0).

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.

Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ).

Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды, нуждающиеся в улучшении

б


жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).

ФИО1 обратилась в администрацию города Челябинска с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) не обращалась.

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания малоимущей.

Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

7


Согласно п.9.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации», утвержденного постановлением Администрации города Челябинска от 25.11.2015 № 277-п, лицо, обратившееся за предоставлением муниципальной услуги, представляет самостоятельно, в том числе, справку организации технической инвентаризации о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности у гражданина и (или) членов его семьи на территории города Челябинска и Челябинской области (для жилых помещений, право собственности на которые зарегистрировано до 1998 года) и об использовании права приватизации гражданином и (или) членами его семьи на территории города Челябинска и Челябинской области, в том числе полученные на все принадлежащие ранее заявителю и членам его семьи имена (фамилии); документы, подтверждающие отнесение заявителя к категориям граждан, принимаемым на учет без проверки имущественного положения (в случае если гражданин не признан малоимущим в целях предоставления ему по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда).

Согласно пп.1 п. 11 административного регламента представление неполного комплекта документов, установленных настоящим административным регламентом, является основанием для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Как следует из материалов дела, ФИО1 в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска с заявлением от 08.02.2016 о признании нуждающейся в жилом помещении были представлены справки ОГУП «Обл.ЦТИ» от 05.02.2016 о том, что по данным ОГУП «Обл.ЦТИ» по состоянию на 17.09.1998 жилых помещений за ней по Челябинской области (за исключением информации по г.Челябинску) не зарегистрировано (л.д.65) и от 15.05.2015 о том, что по данным ОГУП «Обл.ЦТИ» по состоянию на 17.09.1998 жилых помещений за ней в г.Челябинске не зарегистрировано (л.д.66).

Доказательств представления справки ОГУП «Обл.ЦТИ» об использовании права приватизации на территории города Челябинска и Челябинской области материалы дела не содержат.

Кроме того, поскольку ФИО1 обратилась с заявлением о признании ее нуждающейся в предоставлении по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, при этом малоимущей в установленном порядке она не признана, в соответствии с пп.13 п.9.1 административного регламента необходимо представление

8


документов, подтверждающих отнесение заявителя к категориям граждан, принимаемым на учет без проверки имущественного положения. Такие документы ФИО1 не представлены.

С учетом изложенного выводы суда первой инстанции о правомерности отказа Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска в принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с пп. 1 п. 11 административного регламента в связи с представлением неполного пакета документов являются обоснованными.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о том, что согласно п.4 постановления Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» справки БТИ не являются документом, обязательным для представления, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют.

Сроки и последовательность административных процедур, а также перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации», установлены административным регламентом предоставления данной муниципальной услуги, утвержденным постановлением Администрации города Челябинска от 25.11.2015 №277-п.

Доводы ФИО1 в дополнении к апелляционной жалобе о том, что при обращении к ответчику с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении ею был представлен полный пакет документов, необходимых для принятия решения, в том числе справки ОГУП «Обл.ЦТИ» за 2016 год об отсутствии у нее в г.Челябинске и на территории Челябинской области жилых помещений в собственности и неиспользовании права на приватизацию, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска намеренно представил в суд не те документы, которые были представлены ею 14.01.2016 и 08.02.2016, судом не принята во внимание справка ОГУП «Обл.ЦТИ» от 26.09.2016 несостоятельны, опровергаются материалами дела.

Так, с дополнениями к апелляционной жалобе ФИО1 в суд апелляционной инстанции представлена справка ОГУП «Обл.ЦТИ» от 26.09.2016 о том, что по данным ОГУП «Обл.ЦТИ» Романовой (ранее Шульга, Рыженко) Л.К. по состоянию на 17.09.1998 право приватизации жилых помещений в г.Челябинске не использовано (л.д.135).

9


Сведений о том, что данная справка была представлена в суд первой инстанции, материалы дела не содержат, соответствующее ходатайство в судебном заседании 27 сентября 2016 года истцом и ее представителями заявлено не было. Напротив, представитель истца ФИО3 в судебном заседании поясняла, что они не должны были представлять указанные в отказе ответчика справки, справку об участии истца в приватизации она не получала (л.д.96, протокол судебного заседания от 27.09.2016).

Доводы о том, что судом не принято во внимание неисполнение администрацией города Челябинска определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 сентября 2011 года, на правильность выводов суда не влияют. Данное обстоятельство не имеет правового значения для рассмотрения настоящего гражданского дела.

Доводы апелляционной жалобой ФИО1 о злоупотреблении ответчиком правом несостоятельны.

В силу п.1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в случае представления неполного комплекта документов, установленных административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации», утвержденным постановлением Администрации города Челябинска от 25.11.2015 № 277-п, не может являться злоупотреблением правом.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1 сводятся к несогласию с решением суда первой инстанции, иной оценке фактических обстоятельств и доказательств по делу, оснований для которой судебная коллегия не находит.

В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, не имеется.

ю


Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Челябинска от 27 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

it