ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-11788/17 от 05.09.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ 11-11788/2017

Судья Панова Л.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Жуковой Н.А.,

судей Швайдак Н.А., Козиной Н.М.,

при секретаре Подмаревой И.А.,

05 сентября 2017 г. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Металлургического районного суда города Челябинска от 22 июня 2017 г. по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Металлургическом районе города Челябинска о признании недействительным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности включить время прохождения военной службы в специальный стаж работы и назначить пенсию за выслугу лет.

Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителей ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Металлургическом районе города Челябинска ФИО2, ФИО3, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Металлургическом районе города Челябинска (далее - УПФР в Металлургическом районе) с учетом уточнений о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии от 14 октября 2016 г. № 623992/16, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет, как федеральному государственному гражданскому служащему, со дня обращения за назначением пенсии.

В обоснование иска указал, что проходил военную службу в период с 05 августа 1978 г. по 17 августа 1994 г., выслуга составила 16 лет 13 дней, в 1994 году уволен из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с организационно-штатными мероприятиями, с 25 августа 1995 г. по 17 сентября 2009 г. занимался ****. 17 июля 2016 г. он обратился в УПФР в Металлургическом районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с наличием необходимого специального стажа на работах с вредными условиями труда. Решением ответчика от 14 октября 2016 г. № 623992/16 ему отказано в


2

установлении пенсии по старости по причине отсутствия оснований для установления страховой пенсии по старости. Полагает, что как федеральный государственный гражданский служащий имеет право на пенсию по выслуге лет.

В судебном заседании истец ФИО1 настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель ответчика УПФР в Металлургическом районе ФИО3 возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на законность вынесенного ответчиком решения и отсутствие правовых оснований для назначения пенсии.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит отменить решение суда, принять новое решение, удовлетворив исковые требования. Не согласен с выводом суда о том, что он не являлся федеральным государственным гражданским служащим, поскольку должности, которые он занимал не были включены в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента от 31 декабря 2015 г. №1574. Считает, что ответчиком не было представлено доказательств, подтверждающих отсутствие у него права на пенсию, как федерального государственного гражданского служащего. Указывает, что лица, проходившие военную службу и имеющие выслугу менее 20 лет, но более 15 лет, являясь в соответствии с Указом Президента от 20 сентября 2010 г. № 1141 федеральными государственными гражданскими служащими, имеют право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии со статьями 5,19 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ. Вышеуказанным категориям лиц пенсия назначается органом, определяемым Правительством Российской Федерации по месту жительства лица, обратившегося за пенсией, финансируется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Не согласен с тем, что суд в решении указывает, что он не обращался в федеральный орган государственной власти, так как он обращался в отдел военного комиссариата Челябинской области по Металлургическому району г. Челябинска, который является представителем Министерства обороны Российской Федерации, предоставлял все необходимые документы для назначения пенсии. Считает, что суд не учел, что в связи со спецификой службы у военнослужащих отсутствует трудовая книжка, а все записи производятся в личном деле. Таким образом, прохождение им службы соответствует требованиям, изложенным в статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ, определяющей условия назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик УПФР в Металлургическом районе указывает на отсутствие законных оснований для ее удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,


3

судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения устанавливаются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют: 1) федеральные государственные гражданские служащие; 2) военнослужащие; 3) участники Великой Отечественной войны; 4) граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; 5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; 6) граждане из числа космонавтов; 7) граждане из числа работников летно-испытательного состава; 8) нетрудоспособные граждане.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом назначаются следующие виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе -пенсия за выслугу лет.

В силу статьи 19 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами


4

дела, что ФИО1 с 05 августа 1978 г. по 17 августа 1994 г. проходил военную службу в Вооруженных силах СССР и Российской Федерации, в частности, с 05 августа 1978 г. по 24 июня 1983 г. проходил обучение в ****, с 24 июня 1983 г. по 17 августа 1994 г. проходил службу в должностях офицерского состава. С 01 апреля 1995 г. по 10 июля 1995 г. он работал в **** в качестве ****, затем осуществлял **** (л.д.9,38).

18 июля 2016 г. ФИО1, **** года рождения, обратился в УПФР в Металлургическом районе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д.28-30).

Решением УПРФ в Металлургическом районе от 14 октября 2016 г. №623992/16 ФИО1 в назначении страховой пенсии по старости отказано по причине отсутствия оснований для установления страховой пенсии по старости (л.д.5).

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПРФ в Металлургическом районе от 14 октября 2017 г. № 698 страховой стаж ФИО1 на дату обращения за пенсией составляет 29 лет 10 месяцев 09 дней, в том числе, 16 лет 13 дней период прохождения военной службы, стаж на соответствующих видах работ (статьи 30,31,32 Федерального закона «О страховых пенсиях») отсутствует (л.д.6-8).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии от 14 октября 2016 г. № 623992/16 и возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет, как федеральному государственному гражданскому служащему, с 17 июля 2016 г., суд первой инстанции исходил из того, что должности, которые замещал ФИО1 не включены в Реестр должностей федеральных государственных гражданских служащих, из чего следует, что истец федеральным государственным гражданским служащим не являлся, и пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для назначения истцу пенсии за выслугу лет.

Судебная коллегия обращает внимание на то, что истец с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению в УПРФ в Металлургическом районе не обращался, а обращался с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, но документов, подтверждающих наличие специального стажа на соответствующих видах работ, дающих основание на досрочное пенсионное обеспечение, не представил, что само по себе является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика


5

обязанности назначить истцу пенсию за выслугу лет, как федеральному государственному гражданскому служащему, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Должности государственной службы подразделяются на: должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; воинские должности; должности федеральной государственной службы иных видов.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Статьей 10 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации. Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и


6

утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574, и в нем не содержатся воинские должности, занимаемые истцом.

Статьей 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определены условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим. Так, пунктом 1 статьи 7 Федерального закона предусмотрено, что федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы, в том числе по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего), (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).

Пенсионное обеспечение военнослужащих регламентируется иным законодательством, а именно Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках Национальной гвардии и членов их семей».

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с тем, что истец не являлся федеральным государственным гражданским служащим, об отсутствии у него права на пенсию за выслугу лет, как федерального государственного гражданского служащего, основаны на неверном толковании норм материального права. Из трудовой книжки истца и иных материалов дела усматривается, что он не назначался на должности государственной гражданской службы, предусмотренные Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, и не замещал их в течение не менее 12 месяцев непосредственно до увольнения с федеральной государственной гражданской службы. Следовательно, права на назначение государственной пенсии за выслугу лет, как федеральному государственному гражданскому служащему, у него не имеется.

Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. №1141 утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для


7

назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих. В данный Перечень включены как должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», так и иные должности, не относящиеся к должностям федеральной государственной гражданской службы, но учитываемые при назначении пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, в том числе воинские должности, прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу (пункт 9).

Следовательно, право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению за выслугу лет, как федеральному государственному гражданскому служащему, возникает у лиц, замещавших должности федеральной государственной гражданской службы и уволенные с них в порядке, предусмотренном законом, с включением в стаж федеральной государственной гражданской службы периодов замещения иных должностей, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № 1141.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не учел его обращения в отдел военного комиссариата Челябинской области по Металлургическому району г. Челябинска, который является представителем Министерства обороны Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание, поскольку не имеют правового значения для разрешения спора, так как требований к военному комиссариату Челябинской области истцом не заявлялось.

Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Металлургического районного суда города Челябинска от 22 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: