Дело №11-11912/2015
судья Тетюев СВ.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 сентября 2015 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Храмцовой О.Н.
судей Шалиевой И.П., Родиной А.К.
при секретаре Жарковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Администрации Тракторозаводского района г.Челябинска, Главного управления архитектуры и градостроительства г.Челябинска на решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 14 июля 2015 года по гражданскому делу по иску Пермяковой С.В. к Администрации г.Челябинска, Администрации Тракторозаводского района г.Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска о возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Храмцовой О.Н. об обстоятельствах дела и доводах апелляционных жалоб, объяснения представителя ответчика Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска - Кудрявцевой Е.А., действующей на основании доверенности, поддержавшей апелляционную жалобу, представителя истца Пермяковой СВ. - по доверенности Колесник Е.И., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пермякова СВ. обратилась с иском к Администрации г.Челябинска, Администрации Тракторозаводского района г.Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска, с учетом уточнения требований, о возложении на Администрацию г.Челябинска, Администрацию Тракторозаводского района г.Челябинска обязанности предоставить Пермяковой СВ. в аренду земельный участок, расположенный по адресу: **** для личного подсобного хозяйства, о возложении на Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска обязанности заключить с Пермяковой СВ. договор аренды указанного земельного участка в срок не позднее 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда. Исковые требования обоснованы тем, что истец в 2005 году купила дом, расположенный по адресу: ****. Бывший владелец дома К.В.И. умер, право собственности на дом и земельный
участок не оформил. С момента приобретения дома истец владела и пользовалась земельным участком, несла бремя содержания недвижимого имущества путем оплаты коммунальных услуг. 27 февраля 2015 года Администрация Тракторозаводского района г.Челябинска на заявление истца о предоставлении в аренду земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома самовольной постройки сообщила, что не может оформить правоустанавливающие документы на данный земельный участок, указав, что дом должен был быть построен до 2004 года. Поскольку дом истца возведен до 2004 года, то имеются основания для приобретения в аренду земельного участка под домом.
Истец Пермякова СВ. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась при надлежащем извещении. Представитель истца по доверенности Колесник Е.И. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям и доводам искового заявления.
Представители ответчиков - Администрации г.Челябинска, Администрации Тракторозаводского района г.Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска, третье лицо Ретнев С.А., представитель третьего лица Главного управления архитектуры и градостроительства г.Челябинска в судебном заседании суда первой инстанции при надлежащем извещении участия не приняли. Ранее в судебном заседании от 01 июня 2015 года третье лицо Ретнев С А. не возражал против удовлетворения исковых требований Пермяковой СВ.
Суд вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований, обязал Администрацию г. Челябинска, Администрацию Тракторозаводского района г. Челябинска предоставить Пермяковой СВ. земельный участок для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: **** в аренду. В удовлетворении остальной части исковых требований Пермяковой СВ. судом было отказано. Решением суда с Администрации г. Челябинска и Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска в пользу Пермяковой СВ. взысканы расходы по оплате госпошлины в сумме **** рублей с каждого.
В апелляционной жалобе Администрация Тракторозаводского района г. Челябинска просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение. Отмечает, что оформление документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации существующих объектов индивидуального жилищного фонда, расположенных на территории г.Челябинска, на момент обращения Пермяковой СВ. осуществлялось в соответствии с Порядком, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 02.09.2010 № 16/30, в письменном ответе Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска № 055-211-15 от 27 февраля 2015 года истцу было предложено предоставить иные документы (квитанции на
2
Or
оплату электроэнергии и пр.), подтверждающие владение и распоряжение объектом недвижимости до 2004 года. Администрация Тракторозаводского района г.Челябинска считает, что в данном случае оценка представленных в судебное заседание доказательств, подтверждающих права владения и пользования объектами недвижимости, анализ допустимости этих доказательств, равно как вызов и опрос свидетелей - исключительная прерогатива суда. Уточняет, что судом при вынесении решения не были учтены доводы, изложенные в письменном отзыве, о ликвидации администрации Тракторозаводского района г.Челябинска. Апеллянт обращается к решению Челябинской городской думы от 17 февраля 2015 года №6/11 «О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 24 мая 2005 года №3/5 «Об утверждении структуры Администрации города Челябинска», распоряжению администрации г.Челябинска №1836 от 02 марта 2015 года, в силу которых администрация Тракторозаводского района г.Челябинска исключена из структуры Администрации г.Челябинска, принято решение о ее ликвидации, создана ликвидационная комиссия. Такая муниципальная услуга, как «предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду земельного участка», на основании распоряжения Администрации г. Челябинска №1709 от 27 февраля 2015 года оказывается Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска. Таким образом, ликвидируемая администрация Тракторозаводского района г.Челябинска является ненадлежащим ответчиком по делу, на которого не может быть возложена обязанность по предоставлению Пермяковой СВ. земельного участка в аренду для эксплуатации жилого дома, следовательно, с администрации Тракторозаводского района г. Челябинска не могут быть взысканы судебные расходы в виде госпошлины.
В апелляционной жалобе Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Челябинска просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новое решение. Полагает, что оспариваемое решение было постановлено судом с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы ссылается на вступившие в силу 01 марта 2015 года изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, внесенные на основании Федерального закона от 23 июня 2014 года №171-ФЗ. Отмечает, что в силу статьи 2 Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Пермякова СВ. не является собственником спорного объекта, так как здание под литерой **** по пер.**** является самовольной постройкой, право на жилой дом в установленном порядке не зарегистрировано. Отмечает, что Порядок оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации существующих объектов индивидуального
3
жилищного фонда, расположенных на территории г.Челябинска, утвержденный решением Челябинской городской Думы от 02 сентября 2010 года №16/30, не применим, поскольку противоречит требованиям земельного законодательства, так как в федеральном законодательстве отсутствует порядок оформления документов на земельные участки под существующими объектами, права на которые не зарегистрированы в установленном законом порядке. Ссылается при этом на статьи 39.1, пункт 1 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, регламентирующие порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и указывает, что в случае противоречия между Земельным Кодексом РФ и иными нормативными актами применяются правила, установленные Земельным кодексом РФ. Так, согласно пункту 3 статьи 34 Федерального закона №171-ФЗ от 23 июня 2014 в случае, если со дня вступления в силу настоящего закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного Кодекса РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01 января 2018 года. Апеллянт отмечает, что в данном случае схема расположения на спорный земельный участок не утверждена, в связи с чем предоставление земельного участка, границы которого не сформированы, заявителю не представляется возможным, что делает неисполнимым оспариваемое решение. Обращает внимание на то, что с учетом общих правил о действии закона во времени, суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не должен был применять Порядок, утративший силу по причине его противоречия земельному законодательству, земельным законодательством на орган местного самоуправления обязанность по оформлению документов на земельные участки под самовольно возведенными объектами не возложена.
Истец Пермякова СВ., представители ответчиков - Администрации г. Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска, представитель третьего лица - Главного управления архитектуры и градостроительства г. Челябинска, третье лицо Ретнев СА. о рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены, в судебном заседании участия не приняли. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах
4
•V.
доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения представителя истца Колесник Е.И., представителя Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска Кудрявцевой Е.И., изучив материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального права.
При рассмотрении спора о возложении на Администрацию г.Челябинска, Администрацию Тракторозаводского района г.Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска обязанности предоставить земельный участок в аренду, судебная коллегия полагает необходимым руководствоваться нормами, действовавшими на дату обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка (то есть законодательством, действовавшим до 01 марта 2015 года).
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной
5
собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом (пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, Федеральными законами.
С целью создания условий для оформления гражданами прав на существующие объекты индивидуального жилищного фонда, построенные до 2004 года, решением Челябинской городской Думы №16/30 от 02 сентября 2010 года был утвержден Порядок оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации существующих объектов индивидуального жилищного фонда, расположенных на территории города Челябинска (далее - Порядок №16/30).
Данным порядком предусматривается возможность предоставления гражданам земельных участков в аренду для эксплуатации существующих объектов индивидуального жилищного фонда, расположенных на территории города Челябинска, построенных до 2004 года и включенных в перечень территорий сложившейся индивидуальной жилой застройки в пределах городской черты г.Челябинска (Приложение №2).
В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка, гражданин, заинтересованный в приобретении прав на земельный участок для эксплуатации существующих объектов индивидуального жилищного фонда, подает заявление в администрацию района в г. Челябинске, на территории которой расположен земельный участок, с приложением документов, указанных в пункте 5, в том числе нотариально засвидетельствованной выписки из домовой книги о лицах, зарегистрированных по адресу объекта индивидуального жилищного фонда, либо нотариально засвидетельствованной копии домовой книги объекта индивидуального жилищного фонда, либо выписки из домовой книги о лицах, зарегистрированных по адресу объекта индивидуального жилищного фонда, заверенной специалистом администрации района в городе Челябинске, на территории которой расположен земельный участок, иных документов, подтверждающих владение и распоряжение заявителем объектами недвижимости, расположенными на испрашиваемом земельном участке.
Согласно пунктов 6, 7 Порядка заявление рассматривается в течение пяти рабочих дней администрацией района города Челябинска и вместе с приложением направляется с сопроводительным письмом в Главное
б
управление архитектуры и градостроительства Администрации города (ГУАиГ г. Челябинска), ГУАиГ г. Челябинска в течение пяти рабочих дней устанавливает местоположение границ испрашиваемого земельного участка на соответствие Перечню территорий сложившейся индивидуальной жилой застройки в пределах городской черты г. Челябинска, указанному в приложении 2, определяет фактическое размещение и площадь земельного участка на дежурной карте города Челябинска с учетом зонирования территории, красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), размещения на земельном участке и прохождения трасс инженерных сетей, установленных охранных и санитарно-защитных зон. ГУАиГ г. Челябинска в десятидневный срок подготавливает и направляет для утверждения в Администрацию города или должностному лицу Администрации города, действующему в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации города, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В силу пункта 8 Порядка уполномоченное должностное лицо Администрации города, в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации города, в месячный срок со дня поступления заявления в администрацию района города Челябинска утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Сторонами не оспаривалось, что земельный участок по адресу: ****, входит в перечень территорий сложившейся индивидуальной жилой застройки в пределах городской черты г.Челябинска, установленный приложением №2 к Порядку.
Как следует из материалов дела, жилой дом площадью 49,1 кв.м., расположенный по адресу: ****, был возведен в 1958 году, согласно карточке технической инвентаризации домовладения от 16 января 1959 года данный объект недвижимости является самовольной постройкой (т.1, л.д. 157). Согласно домовой книге на спорный жилой дом от 12 сентября 1973 года, первоначальным владельцем данного дома являлся Г.И.М., который в 1980 г. был выписан с указанного адреса, с начала 90-х годов до 2003 года в доме проживал К.В.И., после смерти которого 14 января 2003 года наследственное дело не заводилось. В настоящее время в данном жилом доме никто не зарегистрирован, (т. 1 л.д. 13, 17, 19-20, 59, 86).
В настоящее время владельцем жилого дома, расположенного по адресу: ****, является Пермякова СВ., которая приобрела его у Ретнева СА. (племянника предыдущего собственника К.В.И.) 13 февраля 2005 года, что подтверждается
7
распиской Ретнева С.А. и не оспаривалось сторонами в судебном заседании (т. 1 л.д. 15).
05 февраля 2015 года Пермякова СВ. обратилась с заявлением на имя главы администрации Тракторозаводского района г.Челябинска о предоставлении ей в аренду земельного участка, расположенного по адресу: ****, для дальнейшего оформления правоустанавливающих документов на земельный участок и дом. Письмом администрации Тракторозаводского района г.Челябинска от 27 февраля 2015 года Пермяковой СВ. было указано на необходимость предоставления документов, подтверждающих владение и распоряжение объектом недвижимости до 2004 года, в соответствии с пунктом 2 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 02 сентября 2010 года №16/30 «Об утверждении Порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации существующих объектов индивидуального жилищного фонда, расположенных на территории г.Челябинска».
Согласно информации, предоставленной Главным управлением архитектуры и градостроительства г. Челябинска № 40-4131/6 т от 02 апреля 2015 года, испрашиваемый истцом земельный участок расположен в территориальной зоне В11 (усадебная и коттеджная застройка), где индивидуальное жилищное строительство является «разрешенным видом использования» (т.1, л.д. 185-186).
Частично удовлетворяя исковые требования Пермяковой СВ. о возложении на Администрацию г.Челябинска, Администрацию Тракторозаводского района г.Челябинска обязанности предоставить Пермяковой СВ. земельный участок для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: **** в аренду, суд пришел к выводу о том, что жилой дом, расположенный по адресу: ****, является самовольным строением, возведенным до 2004 года, расположенным на территории сложившейся индивидуальной застройки Тракторозаводского района г.Челябинска, истец, не будучи зарегистрированной в данном доме, пользуется им, несет бремя его содержания, за иными лицами данный объект недвижимости не зарегистрирован. Установив право Пермяковой СВ. на предоставление ей земельного участка в аренду, суд первой инстанции возложил данную обязанность на Администрацию г.Челябинска и Администрацию Тракторозаводского района г. Челябинска, как на органы местного самоуправления, обладающие исполнительно-распорядительными полномочиями.
8
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции о наличии у Пермяковой СВ. права на предоставление ей земельного участка в аренду в соответствии с Порядком оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации существующих объектов индивидуального жилищного фонда, расположенных на территории города Челябинска, утвержденным решением Челябинской городской Думы №16/30 от 02 сентября 2010 года, так как спорный жилой дом по адресу: ****, является объектом индивидуального жилищного фонда, построенным до 2004 года, расположен на территории, указанной в приложении №2 к данному решению Челябинской городской Думы.
В то же время судебная коллегия отмечает, что возложение на орган местного самоуправления обязанности заключить договор аренды земельного участка является преждевременным, так как процедура оформления документов и предоставление земельных участков гражданам для эксплуатации существующих объектов индивидуального жилого фонда носит последовательный характер, где каждый этап и органы, за него ответственные, четко определены, суд первой инстанции необоснованно не придал правового значения тому обстоятельству, что одним из промежуточных этапов оформления документов землепользования является утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории муниципальным органом.
Объектом договора аренды может выступать только индивидуально-определенная вещь. В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного Кодекса РФ (в редакции, действовавшей на дату обращения Пермяковой СВ. с заявлением о предоставлении земельного участка) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ регламентировано, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с
9
учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за своей счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно п. 7 ст. 36 Земельного Кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанных заявления утверждает и выдает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
По смыслу названных норм, схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории выдается в случае, когда объект недвижимости находится на земельном участке, не прошедшем кадастровый учет, либо орган кадастрового учета не выдает заявителю кадастровый паспорт испрашиваемого участка ввиду отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта.
В материалах дела отсутствуют доказательства утверждения органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории. Обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка, предоставляемого в соответствии с Порядком оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации существующих объектов индивидуального жилищного фонда, расположенных на территории г.Челябинска, утвержденным решением Челябинской городской Думы №16/30 от 02 сентября 2010 года, возложена на администрацию г.Челябинска (пункт 8 Порядка).
На основании изложенного, судебная коллегия признает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы Главного
ю
управления архитектуры и градостроительства администрации г.Челябинска о том, что удовлетворение исковых требований Пермяковой СВ. при отсутствии схемы расположения земельного участка, границы которого не сформированы, делает неисполнимым оспариваемое решение суда, решение суда о возложении на Администрацию г.Челябинска, Администрацию Тракторозаводского района г.Челябинска обязанности предоставить Пермяковой СВ. в аренду земельный участок для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: ****, подлежит отмене.
При этом судебная коллегия также соглашается с доводами апелляционной жалобы администрации Тракторозаводского района г.Челябинска о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, так как в соответствии с распоряжением администрации г.Челябинска от 02 марта 2015 года №1836 принято решение о ликвидации данного муниципального учреждения, предоставление муниципальных услуг по предоставлению земельных участков в аренду на основании распоряжения администрации гор.Челябинска №1709 от 27 февраля 2015 года в компетенцию администраций районов не входит.
Учитывая то, что в соответствии с п.6 Порядка заявление Пермяковой СВ., представленное в администрацию Тракторозаводского района г.Челябинска, подлежало направлению в ГУАиГ г. Челябинска для установления местоположения границ испрашиваемого земельного участка на соответствие Перечню территорий сложившейся индивидуальной жилой застройки в пределах городской черты г.Челябинска, указанному в приложении 2 решения Челябинской городской Думы, определения фактического размещения и площади земельного участка на дежурной карте города Челябинска с учетом зонирования территории, красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), размещения на земельном участке и прохождения трасс инженерных сетей, установленных охранных и санитарно-защитных зон, а также утверждения схемы расположения земельного участка, данная обязанность по направлению заявления не была выполнена администрацией Тракторозаводского района г.Челябинска, при этом право истца на оформление документов на земельный участок в соответствии с Порядком №16/30 было правильно установлено судом первой инстанции, судебная коллегия полагает необходимым для восстановления права Пермяковой СВ. частично удовлетворить исковые требования и возложить на администрацию г.Челябинска обязанность утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, расположенного по адресу: ****, для эксплуатации индивидуального жилого дома.
Исходя из вышеуказанных положений Порядка, а также земельного
и
законодательства, действовавшего на дату рассмотрения заявления Пермяковой СВ., полномочия по утверждению Схемы расположения земельного участка отнесены к компетенции администрации города Челябинска, следовательно, именно на администрацию города Челябинска необходимо возложить обязанность восстановить права Пермяковой СВ., в удовлетворении исковых требований Пермяковой СВ. к администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Челябинска -отказать.
То обстоятельство, что Пермякова СВ. с заявлением об утверждении схемы в администрацию города Челябинска не обращалась, не может быть основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, так как в соответствии с положениями Порядка №16/30 администрация Тракторозаводского района г.Челябинска была наделена полномочиями по принятию заявлений граждан о предоставлении земельного участка в аренду и направлению данных документов в структурные подразделения администрации города Челябинска.
Ссылка в апелляционной жалобе Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Челябинска на то, что с учетом изменений в Земельный кодекс РФ, вступивших в силу 01 марта 2015 года, не подлежит применению Порядок оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации существующих объектов индивидуального жилищного фонда, расположенных на территории г. Челябинска, утвержденный решением Челябинской городской Думы от 02.09.2010 г., судебная коллегия признает безосновательной, основанной на неверном толковании действующего законодательства.
Согласно ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Поскольку факт обращения Пермяковой СВ. с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка имел место в феврале 2015 года, то есть до вступления в силу изменений в Земельный Кодекс РФ, необходимо руководствоваться нормами Земельного Кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года, в также Порядком оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации существующих объектов индивидуального жилищного фонда, расположенных на территории г.Челябинска, утвержденным решением Челябинской городской Думы №16/30 от 02 сентября 2010 года.
Исходя из вышеизложенного, указание в жалобе на то, что с учетом
12
общих правил о действии закона во времени, обязанность по оформлению документов (в силу требований утратившего силу Порядка) не может быть возложена на орган местного самоуправления, не является логичным и обоснованным, поскольку, исходя из даты обращения истца в исполнительный оран местного самоуправления с соответствующим заявлением, указанный Порядок №16/30 не был отменен, недействительным в установленном законом порядке не признан.
Указание в жалобе на то, что Пермякова СВ. собственником жилого дома не является, в нем не зарегистрирована, дом является самовольным строением, не влияют на выводы суда, так как Порядком №16/30 предусмотрено предоставление земельных участков гражданам с целью оформления прав на самовольно возведенные до 2004 года строения, на территории, определенной в приложении №2 к Порядку. Возведение жилого дома по пер. **** до 2004 года, владение и пользование истцом домом подтверждается как письменными доказательствами (карточкой технической инвентаризации домовладения от 16 января 1959 года, домовой книгой от 1973 года, квитанциями об оплате электроэнергии и коммунальных услуг), так и показаниями свидетелей. Так, свидетель Т.О.А. в судебном заседании суда первой инстанции пояснила, что Пермякова СВ. проживает по данному адресу 10 лет, раньше дом принадлежал К.В.И., который умер в **** или **** гг., дом, в котором сейчас проживает истец, был построен давно, не позднее 1958 года.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения о частичном удовлетворении исковых требований Пермяковой СВ., возложении на администрацию города Челябинска обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, расположенного по адресу: ****, для эксплуатации индивидуального жилого дома; при этом в удовлетворении исковых требований Пермяковой СВ. к администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Челябинска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 14 июля 2015 года отменить. Принять по делу новое решение, которым исковые требования Пермяковой С.В. удовлетворить частично.
Возложить на администрацию города Челябинска обязанность
13
утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, расположенного по адресу: ****, для эксплуатации индивидуального жилого дома.
В удовлетворении исковых требований Пермяковой С.В. к администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Челябинска - отказать.
14