Дело№ 11-12136/2014
Судья Сыромятников О.Р.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 ноября 2014 года г.Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Галимовой P.M.,
судей Лутфуллоевой P.P., Жуковой Н.А.,
при секретаре Терюшовой М.С.
с участием прокурора Минкиной Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации Южноуральского городского округа Челябинской области на решение Южноуральского городского суда Челябинской области от 11 августа 2014 года по гражданскому делу по иску прокурора г. Южноуральска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Южноуральского городского округа, ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации Южноуральского городского округа, о прекращении трудового договора.
Заслушав доклад судьи Галимовой P.M. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, мнение прокурора, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Южноуральска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился с иском к Администрации Южноуральского городского округа (далее - администрация ЮГО), ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации ЮГО, о возложении обязанности на администрацию ЮГО прекратить трудовой договор с муниципальной служащей ФИО1 - ****.
В обоснование иска прокурор указал, что **** ФИО1 совмещает должность муниципальной службы и должность ****, в связи с чем нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, поскольку возникает конфликт интересов, определенный в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», что может привести к совершению коррупционного правонарушения. Администрации ЮГО прокуратурой приносилось представление об устранении этого нарушения,
однако нарушение не устранено.
В судебном заседании помощник прокурора Натейкина Т.М. исковые требования поддержала.
В судебное заседание представитель ответчика администрации ЮГО не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебное заседание ответчик ФИО1 не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Суд вынес решение об удовлетворении исковых требований: признал незаконным бездействие администрации ЮГО Челябинской области по устранению причин и условий для совершения коррупционного правонарушения. Возложил обязанность на администрацию ЮГО Челябинской области прекратить трудовой договор с ФИО1 -****.
В апелляционной жалобе ответчик администрация ЮГО просит об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права. Указывает, что внешнее совместительство ФИО1 должностей ****, являющегося некоммерческой организацией и подведомственного Администрации ЮГО, произведено в целях экономии бюджетных средств и нехватки кадров, при этом конфликт интересов, понятие которого дано в п. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» возникнуть не может.
Представитель ответчика администрации Южноуральского городского округа Челябинской области, ответчик ФИО1 в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены: заказными письмами с уведомлениями (л.д.75-76), ответчик ФИО1 также извещена телефонограммой (л.д.79), ответчик администрация ЮГО также извещен передачей письменного извещения по факсу (3513442354) (л.д.78), данный номер факса подтвержден ответчиком (л.д.50,69), поэтому судебная коллегия в соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
2
В соответствии со ст.ст. 16, 19 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В соответствии со ст. ст. 60.1, 282, 276 Трудового кодекса Российской Федерации совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).
Руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).
Руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации.
В силу ст. 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 12 указанного Федерального закона муниципальный служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены
з
настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; уведомлять в письменной форме своего непосредственного начальника о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Статьями 13,14 указанного закона предусмотрен ряд ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой.
Согласно ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела, 16 июля 2007 года Распоряжением Главы Южноуральского городского округа от 09 сентября 2010 года № **** ФИО1 назначена на муниципальную
4
должность муниципальной службы **** с 09 сентября 2010 года (л.д.6,10).
Распоряжением главы администрации ЮГО № **** от 14 января 2013 ФИО1 переведена на муниципальную должность муниципальной службы **** с 14 января 2013 года, где работает в настоящее время (л. д. 7).
Согласно выписке из Федерального закона РФ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», с которой ФИО1 была ознакомлена под роспись, она обязана соблюдать ограничения, связанные с осуществлением ею полномочий по занимаемой муниципальной должности, установленные для муниципального служащего, а также принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в письменной форме уведомлять представителя нанимателя о возникновении конфликта интересов или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно, сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов (л.д.31-32).
24 декабря 2012 года между администрацией ЮГО и ФИО1 был подписан трудовой договор, по которому ФИО1 является назначенным **** на неопределенное время по совместительству (л.д.11-13).
МКУ «Управление строительства и архитектуры Южноуральского городского округа» является некоммерческой организацией и создано на основании постановления главы администрации Южноуральского городского округа № 770 от 17 декабря 2012 года, учредителем является администрация ЮГО от имени муниципального образования Южноуральского городского округа Челябинской области (л.д.14-15).
Должность ФИО1 **** входит в группу главных должностей муниципальной службы, утвержденных Постановлением администрации ЮГО от 18 января 2013 года № 21, эта должность включена в Реестр должностей муниципальной службы в Челябинской области, утвержденный Законом Челябинской области от 28 июня 2007 года № 153-30. В связи с чем на ФИО1 распространяются положения нормативных актов, регулирующих порядок прохождения муниципальной службы.
16 мая 2013 года прокурором города Южноуральска в адрес Главы
5
Южноуральского городского округа было вынесено представление об устранении нарушений антикоррупционного законодательства о муниципальной службе.
Представление оставлено без удовлетворения.
Разрешая заявленные требования прокурора и признавая незаконным бездействие администрации ЮГО по устранению причин и условий для совершения коррупционного правонарушения и возлагая на администрацию ЮГО обязанность по прекращению трудового договора с ФИО1, как ****, суд первой инстанции исходил из того, что трудовая деятельность ФИО1 как **** взаимозависима, подконтрольна и создает условия, при которых возможен конфликт интересов на муниципальной службе.
Судебная коллегия полагает такие выводы правильными, так как они основаны на имеющихся доказательствах по делу и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Понятие "конфликт интересов" раскрывается в статье 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В соответствии с частью первой названной статьи под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Под личной заинтересованностью, государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц (часть 2 статьи 10 Федерального закона о противодействии коррупции).
6
Аналогичные определения понятия "конфликт интересов" даны в статье 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Таким образом, конфликт интересов - это противоречие между частным (получение дохода и т.п.) и публичным (интересы службы, призванные служить правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства, которым причиняется вред). Такое противоречие связано с ненадлежащим исполнением должностных (служебных) обязанностей.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы (часть 4 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", части 2.1, 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Согласно должностной инструкции начальника отдела главного архитектора, главного архитектора администрации ЮГО, утвержденной главой Южноуральского городского округа от 16 апреля 2014 года, в должностные обязанности главного архитектора входят: осуществление в пределах своей компетенции контроля за использованием земель города в соответствии с градостроительной документацией, контроль за соблюдением законодательства РФ о градостроительстве, контроль за разработкой и реализацией градостроительной документации; организация разработки, проведения экспертизы, рассмотрения и согласования градостроительной документации по планированию развития и застройки города; рассмотрение и согласование проектов зданий и сооружений, строящихся (реконструируемых на территории города (п. п. 3.1,3.2,3.3,3.5). С данной должностной инструкцией ФИО1 ознакомлена 16 апреля 2014 года под роспись (л.д.70-74).
В свою очередь, предметом деятельности МКУ «Управление строительства и архитектуры Южноуральского городского округа» является выполнение работ (оказание услуг, исполнение муниципальных функций) в целях обеспечения реализации полномочий учредителя в сфере архитектуры и градостроительства. Основными целями деятельности МКУ являются:
7
оказание муниципальных услуг в сфере градостроительства, проектирования, строительства и реконструкции в ЮГО, создание условий для развития в ЮГО строительства и архитектуры (л.д. 16-29).
Уставом МКУ «Управление строительства и архитектуры Южноуральского городского округа» определены виды деятельности, которые осуществляет учреждение для достижения основных целей деятельности, в том числе: осуществление и сопровождение проектов по строительству, реконструкции и капитальному ремонту муниципальных объектов; выполнение проектных и сметных работ для администрации ЮГО, муниципальных предприятий и учреждений на объекты текущего, капитального ремонта и благоустройства; подготовка градостроительных планов земельных участков для строительства объектов по заявлениям физических и юридических лиц; организация разработки и внесения изменений в Генплан, правила землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территории и т.д.
Постановлениями Администрации ЮГО от 11 августа 2013 года № 647, 647/1, 647/3, 647/11, 647/13 «О внесении изменений в Административный регламент по предоставлению муниципальных услуг» именно на отдел Главного архитектора администрации ЮГО возложены такие функции Администрации ЮГО, как: - подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, -выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, - выдача разрешений о согласовании (акта приемочной комиссии) переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, - по выдаче разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, - по выдаче разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства.
При сопоставлении указанных постановлений, должностной инструкции ФИО1 как **** и Устава возглавляемого ФИО1 МКУ «Управление строительства и архитектуры Южноуральского городского округа» подтверждается взаимозависимость и подконтрольность этих двух должностей, одна из которых отнесена к муниципальной должности муниципальной службы, что составляет конфликт интересов.
Так, пункт 10 Устава МКУ «Управление строительства и архитектуры Южноуральского городского округа» предусматривает осуществление МКУ проектов по строительству, реконструкции и капитальному ремонту муниципальных объектов; пункты 3.2, 3.5 должностной инструкции главного архитектора города - проведение экспертизы, рассмотрения и согласования градостроительной документации по планированию развития и застройки
8
города, согласование проектов зданий и сооружений.
Разрешение на строительство в силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ - документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, разрешение выдают органы местного самоуправления.
В силу пунктов 2,3 раздела 2 Устава указанного МКУ учреждение формирует земельные участки для строительства капитальных объектов, готовит градостроительные планы земельных участков для строительства объектов, а по пункту 3.1 должностной инструкции главный архитектор осуществляет контроль за использованием земель города в соответствии с градостроительной документацией.
В силу ст.23 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо представляет в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения.
Представленными суду апелляционной инстанции копиями заявления О.С.В. на имя главы администрации ЮГО от 19 августа 2014 года о переводе из жилого фонда в нежилой квартиры в г.Южноуральске, на котором имеется резолюция ФИО1 о подготовке проекта сотруднику МКУ «Управление строительства и архитектуры ЮГО» С.Ю.С., листа согласования, подписанного, в том числе ведущим инженером МКУ «Управления архитектуры» (сокращенное наименование) и согласованного **** ФИО1, а также копий штатных расписаний за 2014 год как администрации ЮГО, так и указанного выше МКУ «Управление строительства и архитектуры ЮГО», согласно которым С.Ю.С. состоит в штате этого МКУ, подтверждается, что ФИО1 как должностное лицо администрации ЮГО - органа местного самоуправления согласовывает документы, составленные подчиненными ей сотрудниками Муниципального казенного учреждения.
В связи с изложенным судебная коллегия критически относится к ответу на запрос администрации ЮГО от 17 ноября 2014 года № Ю42,
9
согласно которому **** не согласовывает (не утверждает) документы МКУ «Управление строительства и архитектуры ЮГО», поскольку он опровергается представленными по делу доказательствами.
Таким образом, совмещением данных должностей ФИО1 конфликт интересов достоверно установлен, в связи с чем иск прокурора обоснован, основания для отказа в удовлетворении заявленных требований прокурора г. Южноуральска у суда первой инстанции отсутствовали.
В связи с изложенным не состоятельны доводы апелляционной жалобы о том, что внешнее совместительство ФИО1 должностей **** и ****, являющегося некоммерческой организацией и подведомственного Администрации ЮГО, произведено в целях экономии бюджетных средств и нехватки кадров, при этом конфликт интересов, понятие которого дано в п. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», возникнуть не может.
Указанные причины назначения ФИО1 на две должности правового значения не имеют.
Кроме того, довод об экономии бюджетных средств является голословным.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Южноуральского городского суда Челябинской области от 11 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Южноуральского городского округа Челябинской области -без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: