Дсло№ 11-12531/2013
Судья: Велякина Е.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2013 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего: Турковой Г.Л.,
судей: Шигаповой СВ., Кучина М.И.,
при секретаре: Бурцеве П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ФИО1, ФИО2 на решение Советского районного суда города Челябинска от 24 мая 2013 года по гражданскому делу по искам ФИО1, ФИО2 к Управлению жилищной политики Администрации города Челябинска, Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области о признании подлежащим фактической реализации права вынужденного переселенца; признании нрава участника подпрограммы, возложении обязанности по включению в список граждан - участников подпрограммы, возложении обязанности по включению в Сводный список участников подпрограммы,
заслушав доклад судьи Шигаповой СВ. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя заявителей -ФИО1 и ФИО2 - ФИО3, действующей на основании доверенностей от 25 февраля 2013 года,
Установила:
ФИО4, ФИО2 обратились в суд с исками к Управлению жилищной политики Администрации города Челябинска, Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области о признании подлежащим фактической реализации их права вынужденных переселенцев на получение целевой социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета; признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по категории граждан - «вынужденные переселенцы» на получение в порядке очередности жилищного сертификата; возложении обязанности на Управление жилищной политики Администрации города Челябинска включить их в список граждан -участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-
2015 годы по категории граждан - «вынужденные переселенцы» с целью получения государственных жилищных сертификатов на приобретение жилья в соответствии с датой постановки на учет - 24 февраля 1999 года; внести изменения в соответствующий список граждан — участников указанной подпрограммы но категории «Вынужденные переселенцы» в связи с включением ее в этот список; надлежащим образом вести их учетное дело; возложении обязанности на Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области: включить их в Сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по категории граждан «вынужденные переселенцы» с целью получения государственных жилищных сертификатов на приобретение жилья в период 2013-2015 годы в соответствии с датой постановки на учет - 24 февраля 1999 года; внести изменения в соответствующий Сводный список граждан - участников указанной подпрограммы по категории - «вынужденные переселенцы» в связи с включением их в этот список.
В обоснование заявленных требований указали на то, что имеют статус вынужденных переселенцев. С 24 февраля 1999 года по 01 марта 2005 года состояли на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на получение жилого помещения по договору социального найма в городе Кургане. На основании личных заявлений были внесены в списки граждан -участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 201 1 год по Курганской области под номером 16, в том числе но городу Кургану под номером 11. Постановлением администрации города Кургана от 18 августа 201 1 года на основании личного заявления сняты с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, в связи с выездом на место постоянное жительство в город Челябинск, где в настоящее время и проживают, зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, занимаемом по договору коммерческого найма от 16 августа 2012 года. Жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или по договору социального найма не имеют. Администрацией Калининского района города Челябинска им отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, поскольку они не признаны и не могут быть признаны малоимущими. Они обратились с заявлениями в администрацию г. Челябинска и в Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства о включении их в соответствующие списки граждан на получение жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета, в чем им было отказано. Полагают, что их право на получение целевой социальной выплаты на приобретение жилья из средств федерального бюджета возникло
на основании законодательства о вынужденных переселенцах, действующего на момент признания их таковыми, и юридического факта - постановки на учет территориальным органом ФМС по Курганской области 10 декабря 1998 года, в связи с чем, данное право подлежит фактической реализации вне зависимости от последующих изменений жилищного законодательства и норм подзаконных актов о порядке реализации такого права в соответствии с целевыми федеральными программами и подпрограммами.
Определением Советского районного суда города Челябинска от 19 апреля 2013 года гражданские дела по искам ФИО1 и ФИО2 объединены в одно производство.
Истцы ФИО1 и ФИО2 участия в судебном заседании не принимали при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель истцов - ФИО5 в судебном заседании поддержала заявленные требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
11редставители ответчиков - Управления жилищной политики администрации города Челябинска и Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в судебном заседании участия не принимали при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства, представили письменные отзывы, из содержания которых следует, что исковые требования они не признают, поскольку истцы не состоят на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления по месту жительство, поэтому не могут быть включены в число участников подпрограммы.
24 мая 2013 года Советский районный суд города Челябинска постановил решение об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 и ФИО2 требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФИО1 и ФИО2 обратились в Челябинский областной суд с апелляционными жалобами, в которых ставится вопрос об отмене решения и принятии нового решения об удовлетворении заявленных ими требований. В обоснование доводов жалоб указывают на то обстоятельство, что реализация ими права на самостоятельное определение места жительства в Российской Федерации, выразившееся в перемене постоянного места проживания на территории Российской Федерации в 201 1 года, а именно переезд из города Кургана в город Челябинск, не может умалять их право на получение эффективной меры государственной поддержки с целью жилищного
4
обустройства на территории РФ вынужденных переселенцев, поскольку на момент признания за ними такого права жилищное законодательство не содержало требований о признании граждан малоимущими.
В суде апелляционной инстанции представитель истцов - ФИО5 доводы жалобы поддержала, сославшись на изложенные в ней обстоятельства.
В суде апелляционной инстанции заявители - ФИО1, ФИО2, представители заинтересованных лиц - Управления жилищной политики Администрации города Челябинска, Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области участия не принимали при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства. В суд апелляционной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области.
В соответствие с частью 1 статьи 327, статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела в полном объеме, выслушав мнение представителя заявителей, судебная коллегия находит необходимым отменить состоявшееся по делу решение в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального права.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ФИО1 и ФИО2 миграционной службой Курганской области 10 декабря 1998 года присвоен статус вынужденных переселенцев (том № 1 л.д. 134).
На основании распоряжения главы городского самоуправления - мэра города Кургана от 24 февраля 1999 года № 917-р ФИО2 с составом семьи из трех человек, включая сына и дочь, поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и поставлена в общую
5
очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером 7 255 (том № 1 д.д. 58-61).
Согласно письму Администрации города Кургана от 25 августа 2011 года за № 266 ФИО2 включена в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 201 1 год, по городу Кургану за номером 1 1. В список включена по дате принятия на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, в Администрации города Кургана с 24 февраля 1999 года (том № 2 л.д. 1).
Постановлением администрации города Кургана от 18 августа 2011 года № 6016 ФИО2, ее дочь - ФИО1, сын - ФИО6 на основании личного заявления ФИО2 сняты с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, в связи с переездом на новое постоянное место жительства в город Челябинск, общая очередь номер 4412 (том № 1 л.д. 63).
ФИО2 и ФИО1 поставлены на учет в миграционной службе Челябинской области 07 сентября 201 1 года в связи с переездом на новое постоянное место жительства (том № 1 л.д. 134, 56, 12).
Администрацией Калининского района города Челябинска письмом № 1024 от 15 июня 2012 года ФИО2 отказано в принятии её и её дочери на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, по категории лиц, относящихся к категории вынужденных переселенцев. При этом указано на то, что в отношении граждан, относящихся к категории вынужденных переселенцев, особый порядок и основания принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях действующим законодательством не предусмотрены, принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан данной категории осуществляется в общем порядке. Рассмотрение вопроса о признании граждан малоимущими осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства граждан на основании соответствующего заявления по установленной форме. Указанное заявление не представлено. Вместе с тем из документов, поданных с обращением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, следует, что совокупный доход семьи за предшествующие двенадцать месяцев превышает установленный прожиточный минимум. Кроме того, совместно с заявителем и ее дочерью зарегистрирован ФИО7, которому на праве собственности принадлежит квартира № 60 в доме № 26 по *** в городе Копейске Челябинской области общей площадью 32, 5 кв.м (том № 1 л.д. 131).
6
Письмом от 11 декабря 2012 года за № 23499 Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области на обращение ФИО2 указано на отсутствие оснований для рассмотрения вопроса о включении ее семьи в состав участников подпрограммы, поскольку право вынужденного переселенца на обеспечение жильем не является внеочередным или первоочередным, а реализуется в порядке общей очередности на предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений является обязательным документом, предоставляемым гражданам, претендующим на участие в подпрограмме (том 1 л.д. 129-130).
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований ФИО2, ФИО1 суд первой инстанции исходил из того, что поскольку истцы были сняты с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении на территории города Кургана в связи со сменой места жительства и в настоящее время не стоят на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, в органе местного самоуправления по месту жительства в городе Челябинске, они не обладают правом на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета путем предоставления социальной выплаты, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами, изложенными в решении суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункта 2 и 4 части 1 статьи 7 Федерального закона РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года № 4530-1 федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий: включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности, предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 201 1-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства
РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, к ним, в том числе относятся граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в Сводные списки вынужденных переселенцев, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением 11равительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 201 1-2015 годы установлено, что формой государственной поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы является предоставлении им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 201 1 - 2015 годы» утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной 11одпрограммы.
Согласно подпункту «ж» пункта 5 указанных Правил, право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в Сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Системное толкование приведенных выше норм права в совокупности с обстоятельствами настоящего гражданского дела позволяю! судебной коллегии сделать вывод о том, что для предоставления гражданам государственных жилищных сертификатов необходима совокупность следующих обстоятельств: признание в установленном порядке вынужденными переселенцами и включение территориальными органами Федеральной миграционной службы в Сводные списки вынужденных переселенцев, нахождение в органах местного самоуправления на учете в
•8
качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учитывая то обстоятельство, что ФИО1 и ФИО2, являясь вынужденными переселенцами, состоявшими на учете в органах местного самоуправления на улучшение жилищных условий с 24 февраля 1999 года, будучи в установленном законом порядке в 2011 году включенными в число граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 201 1-2015 годы по дате принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и не имеющие жилого помещения для постоянного проживания, в силу действующего законодательства имеют право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета.
Доказательства реализации ФИО1 и ФИО2 указанного права в материалах дела отсутствуют.
При этом смена постоянного места жительства ФИО1 и ФИО2 в пределах территории Российской Федерации в 2011 году, а именно переезд из города Кургана в город Челябинск и снятие их в связи с у г им с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Курганской области, не может являться основанием для лишениях их права на получение меры эффективной государственной поддержки с целью жилищного обустройства на территории Российской Федерации вынужденных переселенцев.
Часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года Л1> 5242-1 «О нраве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор мест пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской
9
Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Статья 41 Конституции Российской Федерации устанавливает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Реализация подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» осуществляется за счет средств федерального бюджета, а не за счет бюджетных средств субъектов Российской Федерации либо средств муниципальных образований.
Таким образом, исполнение принятых на себе государством расходных обязательств по оказанию вынужденным переселенцам мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на приобретение жилья не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что государственные обязательства, возникшие перед ФИО8 и ФИО2 в 1999 году, должны быть выполнены вне зависимости от перемены последними постоянного места проживания в пределах Российской Федерации.
Отказ администрации Калининского района города Челябинска в постановке П-вых на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по категории граждан «вынужденные переселенцы» не свидетельствует об отсутствии у ФИО1 и ФИО2 права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством», поскольку такое право было признано за истцами еще 24 февраля 1999 года и не реализовано П-выми до настоящего времени, что исключает возможность повторного признания за ними такого права органами местного самоуправления по месту фактического проживания после смены такового.
10
В настоящее время действительно изменился порядок обеспечения жильем лиц, имеющих статус вынужденных переселенцев: тем из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, предоставляется право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а принятые на учет после 01 января 2005 года обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими, другим категориям граждан жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда.
Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа вынужденных переселенцев, равно как и их право на внеочередное или первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Между тем, право вынужденного переселенца, нуждающегося в получении жилого помещения, на получение целевой социальной выплаты па его приобретение за счет средств федерального бюджета подлежит фактической реализации вне зависимости от изменений жилищного законодательства и норм подзаконных актов.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, при внесении в законодательство изменений, касающихся форм обеспечения граждан жильем, законодателю надлежит иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного его принципа равенства (статья 19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны,
11
обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами. находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (1 Установления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11 -П, от 15 июня 2006 года N 6-11 и от 5 апреля 2007 года N 5-11).
В силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации изменение условий и порядка обеспечения жильем граждан, являющихся вынужденными переселенцами, допустимо лишь при введении гарантий, в равной мере обеспечивающих предоставление указанной меры социальной поддержки как гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, так и гражданам, относящимся к той же категории, но вставшим на учет после этой даты.
Кроме того, обязательство Российской Федерации по обеспечению 1 ФИО9 и ФИО2 жилым помещением возникло с 24 февраля 1999 года - даты постановки на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении в органе местного самоуправления по месту жительства в городе Кургане.
Таким образом, снятие ФИО2 и члена её семьи - дочери ФИО8 с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении на территории города Кургана в связи с выездом на место жительство в город Челябинск и отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на территории города Челябинска не свидетельствует о том, что они утратили право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 201 1-2015 годы по категории граждан - «вынужденные переселенцы», а также право состоять в Сводном списке в даты первоначальной постановки на учет - 24 февраля 1999 года, поскольку право истцов до настоящего времени никем не оспорено, в силу действующего жилищного законодательства не утрачено.
Учитывая то обстоятельство, что обеспечение жилыми помещениями вынужденных переселенцев является расходным обязательством Российской Федерации, а не органа местного самоуправления и факт признания истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий 24 февраля 1999 года.
12
оснований для принятия П-вых на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, с учетом требований действующего жилищного законодательства, у органа местного самоуправления не имеется, поскольку они признаны таковыми в порядке и с учетом действующего на момент их обращения в орган местного самоуправления по месту жительства - город курган жилищного законодательства, в связи с чем, Администрации Калининского района юрода Челябинска • надлежало лишь передать необходимые документы для включения истцов в Сводный список граждан -участников названной подпрограммы.
Повторное решение вопроса о признании их семьи нуждающейся в жилом помещении, по мнению судебной коллегии, нарушает принцип равенства всех перед законом при реализации государственных обязательств по обеспечению граждан жилыми помещениями.
В связи с тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных нрав заинтересованных лиц, оно не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных ФИО10 Г".Л. и ФИО2 требований о признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по категории граждан - «вынужденные переселенцы», а также возложении на Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области обязанности включить ФИО8 и ФИО2 в Сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по категории граждан - «вынужденные переселенцы» с даты первоначальной постановки на учет-24 февраля 1999 года.
При -уг'ом, включение 11ововаровых в Сводный список граждан -участников подпрограммы не исключает возможности проверки сохранения за ними права на получение государственной жилищной субсидии, как то предусмотрено действующим законодательством при решении вопроса о предоставлении государственного жилищного сертификата.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуальною кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
Определила:
Решение Советского районного суда города Челябинска от 24 мая 2013 года отменить. Вынести по делу новое решение.
Признать за ФИО1 и ФИО2 право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по категории граждан « в ы ну ж д с 11 н ы с 11 ерес с л е н ц ы ».
Возложить на Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области обязанность включить Пивоваров) Г.А. и ФИО2 в Сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по категории граждан «вынужденные переселенцы» с даты первоначальной постановки на учет -24 февраля 1999 года.
В удовлетворении остальной части заявленных ФИО1 и ФИО2 требований отказать.