Дело№ 11-12827/2017 | Судья Поздеева Ю.А. | ||
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 28 сентября 2017 года Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Никитенко Н.В. судей Беломестновой Ж.Н., Киневой О.Н., при секретаре Гуня К.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Варненского районного суда Челябинской области от 18 июля 2017 года по иску ФИО1 к администрации Варненского муниципального района, администрации г. Магнитогорска о признании права на включение в списки для получения жилого помещения по категории дети-сироты. Заслушав доклад судьи Никитенко Н.В. об обстоятельствах дела и доводах жалобы, представителя ФИО1 ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Варненского муниципального района о признании права на включение в списки для получения жилого помещения по категории дети-сироты. В обоснование требований указал, что он является сиротой. До достижения им возраста 23 лет он обращался с просьбой о предоставлении жилья в администрацию г. Магнитогорска, но не получил ответа. В настоящее время он постоянно проживает в <...>, Челябинской области, своего жилья не имеет. В целях реализации своего права на получение жилья он обратился в администрацию Варненского района 17 февраля 2017 года. Однако ему был дан ответ об утрате им права на получение жилого помещения как ребенок-сирота. Определением суда в качестве соответчика привлечена администрация г. Магнитогорска. Истец ФИО1 и его представитель ФИО2 поддержали исковые требования. Представитель ответчика администрации Варненского муниципального района Челябинской области ФИО3 не признала исковые требования. | |||
Представитель ответчика администрации г. Магнитогорска Челябинской области не принимал участия в суде при надлежащем извещении. Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства УСЗН администрации Варненского муниципального района ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований. Третье лицо ФИО5 поддержал заявленные требования. Суд постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В апелляционной жалобе ФИО1 отменить решение суда и принять новое об удовлетворении иска. Ссылается на неправомерность вывода суда о недоказанности факта его обращения в администрацию г.Магнитогорска до достижения им возраста 23 лет. Указывает на несостоятельность вывода суда о том, что за ним было закреплено жилое помещение. Считает необоснованным вывод суда о том, что наличие у него в собственности жилого помещения в определенный период времени является основанием для отказа в предоставлении ему жилья как сироте. Истец ФИО1, представители администрации Варненского муниципального района, администрации г.Магнитогорска, отдела опеки и попечительства УСЗН администрации Варненского муниципального района Челябинской области, третье лицо ФИО5 о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены, не явились, о причинах неявки не сообщили. Представители администрации Варненского муниципального района, УСЗН администрации Варненского муниципального района Челябинской области просили рассмотреть дело без их участия. Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является ребенком-сиротой, отец - Ч.А.В. умер **** года, мать Ч.С.Н. умерла **** года. Распоряжением главы г. Магнитогорска от 01 сентября 2003 года над ФИО1 установлена опека Е.А.Г., закреплено жилое помещение по адресу: ****. С | ||
2 | ||
указанным жилым помещением запрещены все виды сделок. Распоряжением Главы г. Магнитогорска от 21 апреля 2005 года ФИО5 назначен попечителем несовершеннолетнего ФИО1 Распоряжение главы г. Магнитогорска от 01 сентября 2003 года в части закрепления жилья за ФИО1 оставлено без изменений. Личное дело опекаемого ФИО1 передано по месту жительства попечителя и ребенка-сироты в отдел опеки и попечительства УСЗН Администрации Варненского муниципального района. В актах контрольного обследования условий жизни подопечного ФИО1 по месту жительства в п. ****, попечителем также указывалось о наличии закрепленного за ребенком-сиротой жилья. 17 февраля 2017 года ФИО1 обратился в администрацию Варненского муниципального района с заявлением о постановке на учет для получения жилья как ребенок-сирота. Согласно письму УСЗН администрации Варненского муниципального района Челябинской области от 27 февраля 2017 года № 182-ОП ФИО1 было отказано в постановке на учет в связи с утратой такого права. Согласно ответу УСЗН администрации г. Магнитогорска от 29 июня 2017 года ФИО1 не включен в список подлежащих обеспечению жилым помещением. Решением Варненского районного суда от 30 марта 2017 года по иску Ч.Л.Р. (супруга истца) к администрации Варненского сельского поселения о признании незаконным решения органа местного самоуправления установлено, что в собственности ФИО1 в период с 10 декабря 2012 года по 28 февраля 2013 года находилась квартира **** общей площадью **** кв.м., дома ****. Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент достижения истцом 23-летнего возраста он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не являлся нуждающимся, а по достижению 23 лет он утратил статус сироты. Судебная коллегия считает такие выводы суда правильными, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам, основан на положениях закона, регулирующих спорные правоотношения. | ||
3 | ||
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Как следует из ст. 1 названного закона право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Аналогичные положения содержатся в преамбуле и ст. 17 Закона Челябинской области от 25.10.2007 № 212-30 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных | ||
4 | ||
гарантиях приемной семье» (в редакции Закона Челябинской области от 31 января 2013 года № 447-30). Названными нормами в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, а также положениями п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ предусматривалось обеспечение лиц названной категории жилыми помещениями по договорам социального найма вне очереди. Согласно п.2 ст.4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «С внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По смыслу названных норм предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе, предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет, а так же указанные лица должны быть нуждающимися в жилых помещениях. При этом истец на момент вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть до достижения возраста 23 лет он должен был обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему соответствующей меры социальной поддержки. В таком случае непосредственная реализация указанной социальной поддержки (предоставление жилого помещения) могла иметь место и после достижения возраста 23 лет. Как следует из материалов дела, ФИО1 достиг совершеннолетия в 2008 году, возраста 23 лет он достиг в 2014 году. При этом за ним было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: ****, Так же в период с 10 | ||
5 | ||
декабря 2012 года по 28 февраля 2013 года в собственности у истца находилось иное жилое помещение, таким образом он не являлся нуждающимся в предоставлении жилого помещения и на него не могли распространяться положения указанного закона. В связи с чем, несостоятельными являются довода апелляционной жалобы в этой части. Впервые ФИО1 обратился с заявлением об обеспечении жилым помещением 17 февраля 2017 году в возрасте 25 лет, когда им был утрачен статус лица, которое имеет право на дополнительные социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе право на обеспечение жилым помещением. Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона № 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Учитывая, что ФИО1 до достижения возраста 23 лет не обращался в уполномоченный орган с целью постановки на учет для получения жилого помещения как ребенок-сирота, не являлся нуждающимся в предоставлении жилого помещения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания за ним права на обеспечение жилым помещением как лица, относящегося к названной категории граждан, включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Доказательств, подтверждающих уважительные причины пропуска ФИО1 срока для обращения в органы местного самоуправления за постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, материалы дела также не содержат. | ||
6 | ||
Ссылки в апелляционной жалобе на неправомерность вывода суда о недоказанности факта обращения ФИО1 в администрацию г.Магнитогорска с заявлением о постановке на учет для получения жилья как ребенок-сирота до достижения им возраста 23 лет, отклоняются судебной коллегией, поскольку не подтверждены какими-либо доказательствами в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 ГПК РФ. Каких-либо иных доводов, безусловно влияющих на правильность принятого судом решения, апелляционная жалоба не содержит. Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и разрешил спор в соответствии с требованиями закона. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не усматривает. Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия | ||
ОПРЕДЕЛИЛА: | ||
Решение Варненского районного суда Челябинской области от 18 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения. | ||
Председательствующий | ||
Судьи | ||
7 | ||