ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-12857/16 от 08.09.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ 11-12857/2016

Судья Нуретдинова Н.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Скрябиной С.В.,

судей Козиной Н.М., Шушкевич О.В.,

при секретаре Богдан О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 08 сентября 2016 года в городе Челябинске гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области, администрации Кунашакского сельского поселения о признании незаконным постановления главы Кунашакского сельского поселения об исключении из списка ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в списках,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 07 июня 2016 года.

Заслушав доклад судьи Скрябиной С.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, пояснения истца ФИО2, его представителя ФИО3, третье лицо ФИО4, настаивавших на удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ш.Р.Р.действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней *** обратился в суд с иском к администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области о признании незаконным и отмене постановления главы Кунашакского сельского поселения от 26 июня 2007 года № 96 об исключении его из списка граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, восстановлении в списках ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с датой постановки на учет 08 июня 2004 года с составом семьи 2 человека.


2

В обоснование иска указал, что постановлением Главы Кунашакского сельского поселения от 08 июня 2004 года № 69 был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включен в список граждан на улучшение жилищных условий как участник боевых действий в Чеченской Республике. На основании постановления от 26 июня 2007 года № 96 он исключен из данного списка на получение жилья по причине отсутствия документов, подтверждающих право на получение жилищной субсидии. Впоследствии он обратился к ответчику с заявлением о восстановлении его в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ветеранов боевых действий, с 08 июля 2004 года. Однако постановлением Главы Кунашакского муниципального района от 18 марта 2016 года он признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список нуждающихся с составом семьи из 1 человека, но на общих основаниях, а не как ветеран боевых действий, и с датой постановки на учет 18 марта 2016 года, а не 08 июня 2004 года. В настоящее время он не имеет своего жилья, субсидии на приобретение жилого помещения не получал. Считает, что включение его в список на получение жилья на общих основаниях незаконно, и он подлежит восстановлению в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий с 08 июня 2004 года с составом семьи из двух человек, с дочерью ***.

Определением суда от 11 мая 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Кунашакского сельского поселения и Министерство социальных отношений Челябинской области (л.д. 51).

В дальнейшем истец предъявил уточненные исковые требования к администрации Кунашакского муниципального района и администрации Кунашакского сельского поселения Челябинской области о признании незаконным и отмене постановления Главы Кунашакского сельского поселения от 26 июня 2007 года № 96, а также просил восстановить его в списках ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 08 июня 2004 года. Считал исключение его из списка на получение жилья незаконным и нарушающим его право на обеспечение жильем, так как представил для постановки на учет полный пакет необходимых документов согласно перечню, в том числе военный билет, подтверждающий участие в боевых действиях. Полагал, что оснований для снятия его с учета в качестве ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не имелось (л.д. 87 - 89).

В судебном заседании суда первой инстанции истец и его представитель ФИО3 настаивали на удовлетворении требований.

Третье лицо ФИО4, мать несовершеннолетней ФИО5 поддержала исковые требования.

Представитель ответчика администрации Кунашакского муниципального района ФИО6, действующая на основании


3

доверенности, возражала против удовлетворения иска и пояснила, что на момент исключения из списка нуждающихся в предоставлении жилья участников боевых действий в Чеченской Республике истцом не были представлены документы о том, что он является ветераном боевых действий.

Представитель ответчика администрации Кунашакского сельского поселения ФИО7, действующий по доверенности, иск не признал, ссылаясь на законность оспариваемого постановления, указав, что удостоверение участника боевых действий было выдано истцу только 09 октября 2007 года.

Представители третьих лиц Министерства социальных отношений Челябинской области, Управления социальной защиты населения администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области в лице отдела и попечительства не принимали участия в судебном заседании при надлежащем извещении.

Решением суда в удовлетворении исковых требований ФИО2 было отказано.

В апелляционной жалобе истец требует отмены решения суда и принятия нового решения об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает, что представил все необходимые документы для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий, в том числе справку об участии в боевых действиях на территории Республики Чечни и копию военного билета.

В суд апелляционной инстанции представители ответчиков администрации Кунашакского муниципального района и администрации Кунашакского сельского поселения Челябинской области, третьих лиц Министерства социальных отношений Челябинской области, Управления социальной защиты населения администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области при надлежащем извещении не явились, в связи с чем в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным провести судебное заседание без их участия.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 22 марта 2004 года ФИО2 обратился к Главе Кунашакского сельского поселения Челябинской области с заявлением о постановке на очередь для получения жилья (л.д. 75).

На основании постановления Главы Муниципального образования «Кунашакский сельсовет» Кунашакского района Челябинской области от 08 июня 2004 года № 69 ФИО2 был принят на учет граждан,


4

нуждающихся в улучшении жилищных условий, по списку «Внеочередной» как участник боевых действий в Чеченской Республике и включен в список граждан на очередное предоставление жилых помещений под номером 143 с датой подстановки на учет «08 июня 2004 года» (л.д. 60, 62).

Постановлением Главы Кунашакского сельского поселения от 26 июня 2007 года № 96 «О внесении изменения в список на получение жилья» истец был исключен из списков в связи с отсутствием документов, подтверждающих право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ (л.д. 38).

27 февраля 2014 года истец обратился к Главе администрации Кунашакского сельского поселения с заявлением о восстановлении его в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 08 июня 2004 года в первоочередном списке как ветеран боевых действий согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», приложив к заявлению удостоверение (л.д. 15).

С аналогичным заявлением о восстановлении в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном списке как ветеран боевых действий с составом семьи из двух человек с дочерью ***, истец обратился 29 сентября 2015 года (л.д. 9-10).

Постановлением Главы администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области от 18 марта 2016 года № 306 ФИО2 на основании его заявления был признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на общих основаниях (л.д. 8).

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО2 был правомерно исключен из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий, так как основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент постановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствовали.

Судебная коллегия соглашается с правильным по существу выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований, отмечая следующее.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации и круг лиц, относящихся к данной категории, определены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».

Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий установлены статьей 16 настоящего Закона. К ним отнесены, в частности, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями


статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1-3 части первой статьи 3 указанного Закона (в редакции Федерального закона от 09 мая 2004 года № 9, действующей на момент постановки истца на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях), к ветеранам боевых действий были, в частности, отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 данного Закона в той же редакции предусматривалось, что ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону (часть 3 статьи 3 настоящего Федерального закона).

В частности, раздел III данного Перечня был дополнен Федеральным законом от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах», в соответствии с которым данный раздел был дополнен указанием на выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

Статьей 28 указанного выше Закона было предусмотрено, что реализация прав и льгот ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории


6

ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 утвержден единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий. В данном удостоверении указывается, в частности, что предъявитель настоящего удостоверения имеет право на меры социальной поддержки, установленные статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с пунктом 3 настоящего постановления выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца необходимо было осуществлять лицам, указанным в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», кроме гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории Союза ССР и территориях других государств с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, -федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.

В соответствии с названным выше постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» издан приказ МВД России от 07 мая 2004 года N 282 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России».

В силу пунктов 1, 2, 3.2. указанного приказа удостоверения оформляются и выдаются лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» при наличии подтверждающих документов. Для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, к


7

подтверждающим документам относятся выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научных организаций системы МВД России, командиров воинских частей и учреждений внутренних войск МВД России.

Как следует из записей, содержащихся в военном билете истца, он принимал участие в боевых действиях с 17 декабря 1999 года по 04 марта 2000 года в составе войсковой части 3641 на территории Чеченской Республики. Удостоверение ветерана боевых действий серии РМ 259878 выдано 09 октября 2007 года (л.д. 92-95).

В настоящее время истцом предъявлено удостоверение ветерана боевых действий установленного образца, выданное Главным Управлением внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области 26 декабря 2010 года (л.д. 11). Сведения о том, что удостоверение, подтверждающее особый правовой статус истца как ветерана боевых действий, выдавалось ему ранее 2007 года, отсутствуют. Таким образом, на момент постановки на учет данный документ, подтверждающий, что ФИО2 является ветераном боевых действий, у него не имелся. Следовательно, отсутствовали предусмотренные законом основания для постановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном списке 08 июня 2004 года.

Заявляя исковые требования, истец указывал, что является ветераном боевых действий, так как принимал участие в боевых действиях в Чеченской Республике, ссылаясь на записи в его военном билете и некую справку.

Между тем на момент постановки истца на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, его правовой статус как ветерана боевых действий не был подтвержден документально ввиду отсутствия соответствующего удостоверения.

Кроме того, как установлено судом и следует из материалов дела, на момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО2 был зарегистрирован и проживал по адресу: ***


8

***, площадь указанного жилого дома составляет 115,5 кв.м. (л.д. 64, оборот).

Решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 27 марта 1984 года № 112 «Об установлении единой нормы жилой площади для принятия граждан на учет и предоставления жилья в населенных пунктах области» была установлена единая норма жилой площади для принятия граждан на учет на территории Челябинской области - 6 квадратных метров на одного человека, минимальный размер предоставляемой площади - 8 квадратных метров на одного человека.

Исходя из справки администрации Кунашакского сельского поселения от 07 июня 2016 года № 284 о проживающих лицах по адресу: ***, в похозяйственной книге за 2002-2006 годы значатся: Ш.Р.Р.жена Ш.Р.Г.сын Ш.Р.Р.дочь Ш.Р.Р.сын Ш.Р.Р.мать Ш.Б.В. похозяйственной книге за 2008-2012 годы значатся: Ш.Р.Р.жена Ш.Р.Г.сын Ш.Р.Р.мать Ш.Б.В.(л.д. 91).

Поскольку на одного человека в данном жилом доме *** по состоянию на 2004 год приходилось по 19,17 кв.м. площади, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к верному выводу о том, что ФИО2 не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент постановки на учет в 2004 году, так как был обеспечен жилой площадью более единой нормы.

Как следует из предоставленного списка граждан на первоочередное предоставление жилых помещений, утвержденного в 2004 году Главой муниципального образования «Кунашакский сельсовет», основанием для постановки ФИО2 на учет явилось отсутствие у него собственного жилья (л.д. 62).

Довод апелляционной жалобы о предоставлении в качестве документа, необходимого для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, соответствующего удостоверения, не влечет отмены решения суда, так как данное удостоверение было выдано ему после постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поэтому не подтверждало его право на льготы на момент включения в список граждан, нуждающихся в обеспечении жильем в первоочередном порядке как ветерана боевых действий.

Ссылка истца на запись в военном билете, подтверждающем его участие в боевых действиях в Чеченской Республике, не имеет правового значения для разрешения дела, поскольку реализация прав и льгот ветеранов осуществляется только при предъявлении ими удостоверений единого образца, как это предусмотрено статьей 28 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах». К документам, подтверждающим право


9

ветеранов на предоставление мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», военный билет не относится.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 07 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1- без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: