ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-13053/14 от 05.12.2014 Челябинского областного суда (Челябинская область)

        Дело № 11-13053 /2014 Судья: И.И.Волуйских

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ       ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        Судебная коллегия по       административным делам Челябинскою областного суда в составе:

        председательствующего судьи       Турковой Г.Л.,

        судей Зариповой Ю.С., Смолина       А.А.,

        при секретаре Садыкове P.P.,       рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 05 декабря       2014 года гражданское дело по заявлению Прокурора Центрального района       г.Челябинска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного       круга лиц к администрации г.Челябинска об обязании обеспечения       беспрепятственного доступа инвалидов с апелляционной жалобой администрации       г.Челябинска на решение Советского районного суда города Челябинска       области от 03 сентября 2014 года.

        В суд апелляционной инстанции       явился прокурор прокуратуры Челябинской области Минкина Л.В.

        Другие лица, участвующие в деле,       в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения       апелляционной жалобы извещены. Дело рассмотрено в их отсутствие в       соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса       РФ.

        Заслушав доклад судьи Турковой       Г.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная       коллегия

установила:

        Прокурор Центрального района       г.Челябинска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился       в суд с иском к администрации г.Челябинска об обеспечении       беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе маломобильных групп       населения, в нежилое помещение № ***,       расположенное по адресу: г.Челябинск, ул.***. В обоснование заявленных требований       прокурор указал на отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов к       объектам социальной инфраструктуры, расположенным в указанном нежилом       помещении: МУП «Архитектурно-планировочный центр», Главному       Управлению

        архитектуры и градостроительства       администрации г.Челябинска, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата       Росреестра» Челябинской области, нотариусу Б.И.Г, Управлению капитального       строительства администрации г.Челябинска, Управлению наружной рекламы и       информации администрации г.Челябинска, которое было выявлено в ходе       прокурорской       проверки. Входные группы 1, 2 и 3 в административное       здание

2

                      не оборудованы пандусами и       опорными устройства (поручнями), пороги входных дверей, материал ступеней       лестниц и горизонтальных площадок перед дверями при входе, прозрачные       полотна дверей при входе не соответствуют требованиям пунктов 5.2.12,       5.2.13, 5.2.14, 5.1.4 и 5.1.5 СП 59.13330.2012. Прокурор просил обязать       администрацию г. Челябинска обеспечить доступность инвалидов в       административное помещение путем приведения входных групп, порогов входных       дверей, материала ступеней п горизонтальных площадок, прозрачных полотен       дверей в соответствие с требованиями СП 59.13330.2012. Помощник прокурора       Корнева Л.Г. требования прокурора поддержала.

        Представитель администрации       г.Челябинска в судебном заседании с требованиями прокурора не согласилась       без пояснений и ссылок на обстоятельства дела.

        Комитет по управлению имуществом       и земельным отношениям г.Челябинска в судебное заседание своего       представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела был       извещен.

        Представитель Челябинской       областной общественной организации Правовой центр защиты населения       «Социальная инициатива», привлеченный к участию в деле в качестве третьего       лица, в судебном заседании требования прокурора поддержал без пояснений и       ссылок на обстоятельства дела.

        Суд постановил решение, которым       исковые требования прокурора удовлетворил и обязал администрацию города       Челябинска в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу       решения суда обеспечить доступ инвалидов в административное помещение №       ***, расположенное по адресу: город       Челябинск, улица *** ,       путем оборудования входных групп 1, 2, 3 в изолированные части помещения       пандусами, опорными устройствами (поручнями), соответствующих требованиям       пунктов 5.2.13, 5.2.14 СП 59.13330.2012, приведения в соответствие с       требованиями пункта 5.1.4 СП 59.13330.2012 порогов входных групп в 1, 2, 3       дверей в изолированные части помещения, приведения в соответствие с       требованиями пункта 5.2.12 СП 59.13330.2012 материалов ступеней лестниц и       горизонтальных площадок перед ними при входе в изолированные части       помещения, размещения ярко контрастной маркировки на прозрачных полотнах       дверей, соответствующей требованиям пункта 5.1.5 СП       59.13330.2012.

        В апелляционной жалобе       администрация города Челябинска просит отменить решение суда в связи с       несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда,       обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм       материального права, вынести по делу новое решение об отказе в       удовлетворении искового заявления прокурора.

                      3

                      При разрешении дела суд       руководствовался положениями СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и       сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом       Минрегионразвития РФ от 27.12.2011 года № 605, и не учел, что его       положения носят рекомендательный характер и предназначены для разработки       проектных решений общественных, жилых и производственных зданий. Данные       нормы не могут быть применены к зданию, если в отношении него не       проводится реконструкция или капитальный ремонт. Положения ч.1 ст. 12       Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и       сооружений» применяются к зданиям, которые проектируются, тогда как здание       по ул. ***  в       г.Челябинске построено в 1936 году, а помещение № ***передано администрации города Челябинска решением       Челябинского облисполкома №261/5 от 22.09.1992 года. Суд не учел правовую       позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в определении от 13 мая 2010       года № 689-0-0, и отсутствие доказательств наличия технической возможности       оборудовать входные лестницы специальными приспособлениями без проведения       реконструкции здания. В г. Челябинске принята городская целевая программа       «Обеспечение беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к       объектам социальной инфраструктуры и информации в городе на 2012 - 2015       годы», планом которой не предусмотрены мероприятия для свободного доступа       инвалидов и маломобильных групп населения на объекты, в которых       расположены структурные подразделения администрации города. Данное       обстоятельство свидетельствует об отсутствии источников финансирования на       проведение мероприятий, возложенных на администрацию решением       суда.

        Согласно части 1 статьи 7       Конституции Российской РФ Российская Федерация - социальное государство,       политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную       жизнь и свободное развитие человека.

        В силу статьи 9 Конвенции "О       правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров,       мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги,       транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые       дома, медицинские учреждения и рабочие места".

        Согласно ст. 15 Федерального       закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы       местного самоуправления и организации независимо от       организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов,       использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного       доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и       производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям,       местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Таким образом,       общественные нежилые

                      4

                      здания, согласно положениям       указанного Федерального закона, отнесены к объектам социальной       инфраструктуры.

        Как указано в Определении       Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 N 689-0-0,       установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской       Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по       осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной       поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к       таким мерам обязанность ряда субъектов, по созданию условий инвалидам       (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для       беспрепятственно! о доступа к объектам социальной инфраструктуры.       Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15       названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания       на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, равно как       и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными       субъектами... Вытекающая из норм федерального законодательства публичная       обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и       других групп населения с ограниченными возможностями передвижения       возлагается, в частности, на собственников зданий и       сооружений.

        Таким образом, обязанность по       обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп       населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в       частности, на собственников зданий и сооружений.

        Как следует из материалов дела, в       соответствии с требованиями ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре       в РФ" прокуратурой Центрального района города Челябинска проведена       проверка соблюдения прав инвалидов и маломобильных групп населения на       предмет доступности для данной категории населения объектов социальной       инфраструктуры, расположенных в нежилом помещение № *** по ул. *** в городе Челябинске. В силу положений ч. 3 ст. 22 вышеуказанного       Федерального закона 10.04.2014 года прокурором в адрес Главы администрации       г. Челябинска внесено представление об устранении нарушений       закона.

        Ответом от 23 мая 2014 года       первый заместитель Главы г. Челябинска Котова Н.П. уведомила прокурора о       том, что городская целевая программа «Обеспечение беспрепятственного       доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры       и информации в городе на 2013 -2016 годы» не предусматривает мероприятий       для свободного доступа инвалидов и маломобильных групп населения на       объекты, в которых расположены структурные подразделения администрации       города и требования прокурора будут учтены при проведении капитального       ремонта или реконструкции здания.

                      5

                      В ходе судебного разбирательства       установлено и не оспаривается сторонами, что нежилое помещение № *** по ул.*** в городе Челябинске, в котором       расположены МУП «Архитектурно-планировочный центр», Главное Управление       архитектуры и градостроительства администрации г.Челябинска, ФГБУ       «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области,       нотариус Б.И.Г, Управление       капитального строительства администрации г.Челябинска, Управление наружной       рекламы и информации администрации г.Челябинска, принадлежит на праве       собственности муниципальному образованию «Город Челябинск». Лестницы       входных групп подъездов № 1, 2 и 3 в указанное выше нежилое помещение не       оборудованы пандусами, отсутствуют кнопки вызова, на прозрачных полотнах       дверей отсутствует яркая контрастная маркировка. Высота порога входной       группы 11 см, первой и второй ступени - 10 см (1 подъезд), высота порога       15 см, ширина двери 0,65 см, так как вторая створка двери не открывается       (2 подъезд), высота площадки перед входной группой 3 подъезда имеет высоту       25 см. Перед открытой лестницей отсутствуют предупредительные       тактильные полосы шириной 0,3 -0,5 м (1 подъезд).

        Системный анализ положений ст.ст.       2 и 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной       защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 16 и 16.1 Федерального       закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации       местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 части 1 статьи 9       Устава городского округа «Город Челябинск», а также норм, закрепленных в       Своде правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. «Доступность зданий и       сооружений для маломобильных групп населения», утвержденном приказом       Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря       2011 года .\Гп 605, позволяет сделать вывод об обоснованности       заявленных прокурором требований и выводов суда.

        Доводы апелляционной жалобы       администрации города Челябинска о несоответствии выводов суда первой       инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении и       неправильном применении судом норм материального права, не могут служить       основанием для отмены постановленного по делу решения, поскольку       противоречат материалам дела и содержанию решения суда.

        Судебная коллегия не может       согласиться с доводом апеллянта о том, что положения СП 59.13330.2012       «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»,       утвержденного приказом Минрегионразвития РФ от 27.12.2011 года № 605, и       положения ч.1 ст. 12 Федерального закона «Технический регламент о       безопасности зданий и сооружений», которыми руководствовался суд, носят       рекомендательный

                      6

                      характер и предназначены для       разработки проектных решений общественных, жилых и производственных       зданий, что данные нормы не могут быть применены к зданию по ул. *** в городе Челябинске, которое       построено в 1936 году, и помещение № *** передано администрации города Челябинска решением       Челябинского облисполкома №261/5 от 22.09.1992 года, если в отношении него       не проводится реконструкция или капитальный ремонт, поскольку такой подход       противоречит ст.ст. 2 и 15 Федерального закона «О социальной защите       инвалидов в Российской Федерации».

        Судебная коллегия также не       соглашается с доводом администрации о том, что суд не учел правовую       позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в определении от 13 мая 2010       года № 689-0-0. Изложенная в названном определении правовая позиция       допускает, что публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и       сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными       возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников       зданий и сооружений.

        Довод апелляционной жалобы об       отсутствии доказательств наличия технической возможности оборудовать       входные лестницы специальными приспособлениями без проведения       реконструкции здания основан на ошибочном применении процессуального       закона и не может служить основанием для отмены решения суда.

        Как усматривается из материалов       дела, прокурором заявлены требования об обязании ответчика обеспечить       инвалидам беспрепятственный доступ в административное помещение № ***, расположенное в доме № ***в городе Челябинске и       находящееся в муниципальной собственности города Челябинска, в котором       расположены МУП «Архитектурно-планировочный центр», Главное       Управление архитектуры и градостроительства       администрации г.Челябинска, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата       Росреестра» по Челябинской области. нотариус Б.И.Г, Управление капитального       строительства администрации г.Челябинска, Управление наружной рекламы и       информации администрации г.Челябинска. В связи с чем, предметом       доказывания по данному делу является факт отсутствия реальной доступности       инвалидов в указанное выше нежилое помещение.

        Действительно, суд не исследовал       вопрос о технической возможности или отсутствии таковой установить пандусы       и опорные устройства, привести пороги входных групп дверей, материалы       ступеней лестниц и горизонтальных площадок перед ними при входе в       изолированные части помещения, разместить ярко контрастную маркировку на       прозрачных полотнах дверей. Между тем, обязанность по предоставлению       доказательств и

                      7

                      доступности беспрепятственного       доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, наличия или       отсутствия необходимости в установке специальных приспособлений для       доступа инвалидов к месту расположения структурных подразделений органов       государственной власти и местного самоуправления, а также возможность       установления иных приспособлений для перемещения маломобильных групп       населения, в данном случае возлагается не на истца, а на собственников       данного нежилого помещения, которым является администрация города       Челябинска.

        В ходе судебного разбирательства       факт отсутствия реальной доступности инвалидов в спорное нежилое помещение       доказан и по существу не оспаривается ответчиком.

        Материалы дела не содержат       доказательств невозможности обеспечения доступности инвалидов в спорное       нежилое помещение способами, указанными прокурором. Более того, судебная       коллегия принимает во внимание, что в судебном заседании ответчик       возражений о технической невозможности устройства пандусов не выдвигал, на       эти обстоятельства не ссылался и доказательств в подтверждение этих       доводов не приводил. Апелляционная жалоба также не содержит ссылок на       такие доказательства.

        Ссылки в апелляционной жалобе на       то, что пандусы возможно установить только при проведении капитальных       ремонтных работ или реконструкции, не согласуются с действующим       законодательством, так как данные обстоятельства не освобождают       администрацию от исполнения возложенных на нее обязанностей по созданию       условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и       собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной       инфраструктуры.

        Довод апелляционной жалобы об       отсутствии источников финансирования на проведение мероприятий,       возложенных на администрацию решением суда, поскольку принятая городская       целевая программа «Обеспечение беспрепятственного доступа маломобильных       групп населения к объектам социальной инфраструктуры и информации в городе       на 2013 - 2016 годы» не предусматривает мероприятий для свободного доступа       инвалидов и маломобильных групп населения на объекты, в которых       расположены структурные подразделения администрации города также не       свидетельствует о неправильном разрешении дела и наличии оснований для       отмены решения суда.

        Отсутствие необходимых финансовых       средств в бюджете муниципального образования "Город Челябинск" на 2014 год       и в городской целевой программе «Обеспечение беспрепятственного доступа       маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и       информации в городе на 2013 - 2016 годы», о которой податель       жалобы

                      также ведет речь, не является       причиной, препятствующей выполнению насущных работ по обеспечению       доступности спорного нежилого помещения, занятого объектами социальной       инфраструктуры, для инвалидов и соблюдению их прав на свободное и       безопасное передвижение.

        Вытекающая из норм федерального       законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и       сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными       возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников       зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в       муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если       нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице       органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни       государственным полномочием, ни полномочием органов местного       самоуправления.

        Довод апелляционной жалобы       ответчика о том, что у администрации города отсутствуют необходимые       бюджетные средства, является несостоятельным, так как администрация города       действует в пределах полномочий, закрепленных в Уставе города Челябинска и       Регламенте Администрации города Челябинска, утвержденном постановлением       Администрации города Челябинска от 04.03.2011 г. № 49-п.

        Согласно п. 4 ст. 36, ст. 52       Устава города Челябинска к ведению администрации города отнесены       разработка (составление) проектов планов и программ       социально-экономического развития города, составление проектов бюджета       города, осуществление полномочий собственника муниципального имущества.       Составлению проекта бюджета предшествует определение целей и планируемых       результатов бюджетной политики города, разработка планов и прогнозов       развития города с учетом сферы применения программно-целевых методов       бюджетного планирования

        Согласно муниципальной программе       «Обеспечение беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к       объектам социальной инфраструктуры и информации в городе Челябинске на       2013 - 2016 годы», утвержденной Распоряжением Администрации города       Челябинска от 31.12.2013 года № 8241, создание условий для доступа       маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры города       Челябинска является одной из задач указанной выше муниципальной       программы.

        Вместе с тем, наличие       муниципальной программы «Обеспечение беспрепятственного доступа       маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и       информации в городе Челябинске на 2013 -2016 годы» не исключает       возможности исполнения администрацией города возложенной на неё законом       обязанности по обеспечению нормативных

                      9

                      требований по созданию доступной       среды для лиц с ограничениями жизнедеятельности на объектах социальной       инфраструктуры и в том случае, если такой объект не включен в план       мероприятий программы. Данное обстоятельство не освобождает ответчика от       исполнения требовании законодательства.

        Суд первой инстанции правильно       указал, что отсутствие в бюджете муниципального образования денежных       средств по устройству специальными приспособлениями для обеспечения       беспрепятственного доступа граждан-инвалидов и других маломобильных групп       населения в здание больницы, не освобождает заинтересованных лиц от       решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.       Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов       местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

        Как указывал Конституционный Суд       РФ в Определении от 13 мая 2010 года N 689-0-0 финансирование деятельности       органов меспюю самоуправления, реализующих указанную публичную       обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в       случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих       расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им       Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи       целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не       запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, пункт       "ж" части 1 статьи 72, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть       2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих       принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";       преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона "О социальной защите       инвалидов в Российском Федерации").

        В силу статей 139, 140 Бюджетного       кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять       расходные обязательства муниципального образования, осуществлять       муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных       субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской       Федерации.

        Финансовая самостоятельность       местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у       органов местного самоуправления. Конкретизируя положения Конституции РФ о       самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его       органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс РФ       предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень       единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 15, 14, 28 и 29)       и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно       к местным бюджетам

                      10

                      означает право и обязанность       органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать       сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных       средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный       процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных       средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых       осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других       уровней).

        Кроме того, ссылки апеллянта на       отсутствие необходимого финансирования не могут быть приняты во внимание в       силу императивности норм о защите прав инвалидов.

        Обжалуемое решение принято без       нарушения норм материального права, которые повлияли на исход дела,       направлено на восстановление и защиту нарушенных прав, свобод и       законных интересов, а также охраняемых законом публичных интересов.       Основания к его отмене, в том числе по доводам апелляционной жалобы,       отсутствуют.

        Руководствуясь статьями 328, 329,       330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная       коллегия по административным делам

определила:

                      Решение Советского районного суда       города Челябинска от 03 сентября 2014 года оставить без изменения,       апелляционную жалобу администрации города Челябинска - без       удовлетворения.

        Апелляционное определение       вступает в законную силу со дня его принятия.

                      Председательствующий

                      Судьи