ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-13166/16 от 06.09.2016 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ 11-13166/2016

Судья Боднарь Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 сентября 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего: Секериной СП.,

судей: Гончаренко Ю.Ю., Никитиной О.В.,

при секретаре: Дзюба Б.Д.

с участием прокурора: Малышевой О.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 01 июня 2016 года по иску прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности обеспечить подъезд к водоему.

Заслушав доклад судьи Секериной СП. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Малышевой О.П., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности обеспечить подъезд к реке Миасс в деревне Прохорово пирсом с твердым покрытием не менее 12*12 м.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Сосновского района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории Долгодеревенского сельского поселения. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» водоем (р. Миасс), в д. Прохорово не обеспечен


2

подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.

Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрация Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. Однако в случае их удовлетворения, просила указать в резолютивной части судебного решения об обязании ответчика устранить нарушения путем планирования в бюджете поселения на предстоящий период расходов в размере соотносимом с доходами бюджета на указанный период, поскольку соответствующие расходы в бюджете подлежат предварительному планированию.

Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности №17 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области в судебном заседании требования прокурора поддержал.

Представители третьих лиц ГУ МЧС по Челябинской области, администрации Сосновского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения.

Суд постановил решение, которым исковые требования прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности обеспечить подъезд к водоему удовлетворил.

Возложил на администрацию Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области обязанность в течение 9 месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить обустройство подъезда к реке Миасс в д. Прохорово пирсом с твердым покрытием не менее 12 метров на 12 метров (том 1 л.д. 249-252).

В апелляционной жалобе администрация Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что бюджет муниципального образования формируется из налоговых поступлений. На дату подачи и рассмотрения апелляционной жалобы план по доходам бюджетного поселения выполнен. Таким образом, планировать расходы бюджета поселения на предстоящий бюджетный период объективно


возможно только после определения точных сведений о выполнении плана по доходам бюджета в истекшем периоде. В связи с чем, установление 9-месячного срока исполнения решения суда, исчисляемого со дня вступления в силу решения суда, неизбежно вызовет необходимость планирования расходов на его исполнение уже в текущем бюджетном периоде, что, с учетом отсутствия выполнения плана по доходам бюджета, объективно невозможно (том 2 л.д. 1-3).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Федеральный закон №123-Ф3) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, в соответствии со ст. 63 этого Закона.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Данное положение также закреплено в п. 10 ч. 1 ст. 10 Устава Долгодеревенского сельского поселения (том 1 л.д. 13).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Федеральный закон №69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно п. 2 ст. 63 Федерального закона №123-Ф3 первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной


4

безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Статья 19 Федерального закона №69-ФЗ относит к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 4 ст. 68 Федерального закона №123-Ф3 на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5 ООО человек, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

Согласно п. 80 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 "О противопожарном режиме" органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Из материалов дела следует, что в результате проверки, проведенной Отделом надзорной деятельности №17 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области в отношении администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского района Челябинской области, выявлены нарушения требований СП 8.13130.2009 ст. 9 п. 9.4, предписано водоем (р. Миасс) в д. Прохорово обеспечить подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12*12 м для установления пожарных автомобилей в любое время года (том 1 л.д. 191).

Эти обстоятельства представитель ответчика не оспаривал.

Разрешая спор, руководствуясь вышеназванными нормами права, районный суд пришел к правильному выводу, что несоблюдение органом


5

местного самоуправления требований федерального законодательства нарушает права жителей населенных пунктов поселения по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и правомерно удовлетворил требования прокурора о возложении на администрацию Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области обязанности устранить выявленные нарушения.

У судебной коллегии отсутствуют правовые основания не согласиться с таким выводом. Более того, нарушения требований пожарной безопасности были выявлены в апреле 2015 года, и до рассмотрения иска в суде ответчик не предпринимал никаких мер по их устранению, продолжая бездействовать и не исполнять требования законодательства.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии у муниципального образования достаточных денежных средств на указанные цели не может служить основанием для отказа в иске, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора* поскольку такая обязанность на орган местного самоуправления возложена законом.

В силу ст. 10 Федерального закона №69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Ссылки о том, что установление 9-месячного срока исполнения решения суда, исчисляемого со дня вступления в силу решения суда, неизбежно вызовет необходимость планирования расходов на его исполнение уже в текущем бюджетном периоде, что, с учетом отсутствия выполнения плана по доходам бюджета, объективно невозможно, являются несостоятельными и не влекущими отмену обжалуемого судебного акта, поскольку не могут снять с ответчика обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Кроме того, установленный судом 9-месячный срок исполнения решения не лишают администрацию Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области дальнейшего планирования бюджетных ассигнований на 2017 год.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены и установлены судом первой инстанции полно и правильно, решение суда принято в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.


6

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сосновского районного суда Челябинской области от 01 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи