Дело №11-13174/2014
Судья Резниченко Ю.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«23» декабря 2014 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего Зеленовой Е.Ф.
судей Галимовой P.M., Козиной Н.М.
при секретаре Терюшовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г.Челябинска от 10 октября 2014 года по иску ФИО1 к Министерству социальных отношений Челябинской области, Правительству Челябинской области о взыскании единовременной материальной помощи на газификацию жилья
Заслушав доклад судьи Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства социальных отношений Челябинской области ФИО2, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области (далее МСО Челябинской области), Правительству Челябинской области о взыскании единовременной материальной помощи на газификацию жилого дома, расположенного по адресу: ***, в сумме *** руб.
В обоснование исковых требований истец указал, что является пенсионером, ***, ветераном труда Челябинской области. На праве собственности имеет жилой дом, расположенный по адресу: ***, в котором постоянно проживает. В 2010 году им осуществлена газификазия указанного домовладения, в связи с чем понесены расходы в сумме *** коп. Он неоднократно обращался в УСЗН администрации Чебаркульского муниципального района с заявлением о предоставлении субсидии на газификацию жилого дома. Однако, в предоставлении субсидии ему было необоснованно отказано.
В суде первой инстанции истец настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований.
Представители ответчиков МСО Челябинской области, Правительства Челябинской области, представитель третьего лица УСЗН администрации Чебаркульского муниципального района участия в суде первой инстанции не принимали.
В отзывах на исковое заявление представители МСО Челябинской области, УСЗН Чебаркульского муниципального района возражали против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для выплаты истцу материальной помощи, которая оказывается в пределах средств, выделенных на указанные цели.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Представители ответчика Правительства Челябинской области, третьего лица УСЗН администрации Чебаркульского муниципального района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в соответствии с ч.З ст. 167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является неработающим пенсионером, ветераном труда, ***(л.д.8,19). В его собственности находится жилой дом, расположенный по адресу: *** (л.д.48), в котором истец постоянно зарегистрирован и проживает с 26 августа 2010 года (л.д.20, 96-99).
В 2010 году ФИО1 произвел работы по газификации указанного домовладения, в связи с чем им понесены расходы в сумме ***коп. (л.д.17).
В августе 2010 года истец обратился в УСЗН администрации Чебаркульского муниципального района с просьбой о предоставлении материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилого помещения. В выплате социального пособия на газификацию домовладения в соответствии с постановлением Губернатора Челябинской области от 27.02.2010 г. №63 «О выплате в 2010 году единовременного
социального пособия по газификации домовладений» истцу было отказано по причине отсутствия регистрации заявителя в газифицируемом домовладении.
20 декабря 2011 года ФИО1 повторно обратился в УСЗН администрации Чебаркульского муниципального района с заявлением о возмещении расходов на газификацию принадлежащего ему жилого дома. Однако в приеме документов ему было отказано по причине пропуска срока их подачи.
Разрешая спор по существу, проанализировав действовавший в 2010 году Порядок выплаты единовременного социального пособия на подключение к газораспределительным сетям и проведение внутренних работ по газификации домовладений, утв. Постановлением Губернатора Челябинской области от 27.02.2010 г. №63, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. При этом суд обоснованно исходил из того, что оспариваемая выплата носила необязательный характер, предоставлялась в зависимости от наличия средств, перечисленных муниципальному образованию на указанные цели.
Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, оценке доказательств, произведенной по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормах закона и мотивированы судом.
Как правильно указал суд, до 01.04.2010 г. порядок и условия предоставления субсидий на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, из бюджета Пенсионного фонда регулировался Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.12.2007 г. № 936, согласно которым субсидии предоставлялись в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год (п.8).
С 01.04.2010 г. порядок и условия предоставления субсидий на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, регулировался Постановлением Правительства РФ от 17.03.2010 N154, согласно которому субсидии предоставлялись в пределах бюджетных ассигнований на 2010 год. Перечисление субсидий осуществлялось Фондом через счета территориальных органов Фонда на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего их перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
4
Порядок оказания социальной помощи на газификацию домовладений населению Челябинской области в 2010 году регулировался Постановлением Губернатора Челябинской области от 27.02.2010 г. №63, которым была предусмотрена выплата единовременного социального пособия на подключение к газораспределительным сетям и проведение внутренних работ по газификации домовладения, в котором гражданин зарегистрирован и фактически проживает, в том числе на приобретение газового оборудования.
В соответствии с п.2,4 Порядка, утвержденным Постановлением Губернатора Челябинской области от 27.02.2010 г. №63, право на получение единовременного социального пособия, предоставляемого в размере стоимости работ по газификации домовладений, но не более 25 тыс. руб., имели, в том числе, одиноко проживающие пенсионеры и инвалиды.
Обязанность по организации выплаты пособия была возложена на МСО Челябинской области.
Выплата данного социального пособия осуществлялась в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2010 года на указанные цели, что следует из содержания п.З вышеуказанного Порядка.
С 28.06.2011 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 10.06.2011 N 456 "О порядке финансового обеспечения социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности" которым были утверждены:
- Правила финансового обеспечения социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности;
- Методика распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации субсидий, предоставляемых Пенсионным фондом Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности.
В пункте 1 Правил, указано, что настоящие Правила определяют порядок предоставления субсидий из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации социальных программ субъектов Российской
5
Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности (далее соответственно -субсидии, социальные программы, неработающие пенсионеры) (пункт 1 Правил).
Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных в бюджете Фонда на текущий финансовый год на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил (пункт 2 Правил).
Субсидии являются источником финансового обеспечения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации: б) на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам в виде предоставления единовременной материальной помощи на частичное возмещение: расходов по газификации жилых помещений, принадлежащих неработающим пенсионерам на праве собственности и являющихся местом их жительства (пункт 9 подпункт "б" Правил).
Согласно пункта 2 Методики (в ред. действующей до 14.03.2013 г.), объем бюджетных ассигнований на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам составляет не более 20% общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в текущем финансовом году на финансовое обеспечение социальных программ субъектов Российской Федерации.
В целях реализации Постановления Правительства РФ от 10.06.2011 N456 Правительством Челябинской области от 30 августа 2011 года №306-П утверждена социальная программа Челябинской области по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, в 2011 году, в том числе по оказанию адресной социальной помощи на газификацию жилых помещений.
В соответствии с указанным постановлением разработан Порядок оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам в виде предоставления единовременной материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилых помещений в 2011 году (далее Порядок 2011 г.) (утв. Постановлением Губернатора Челябинской области от 14.09.2011 г. №334).
В соответствии с социальной программой и Порядком 2011 г. правом на получение адресной социальной помощи в виде единовременной материальной помощи в размере 90% стоимости фактически проведенных работ по газификации жилых помещений, газификация которых завершена, но не более 25 тыс. руб.
6
имеют одиноко проживающие неработающие пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности.
Согласно п.З Порядка 2011 г. оказание единовременной материальной помощи осуществляется в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2011 год на указанные цели.
Из Постановления Правительства РФ от 10.06.2011 N456, социальной программы Челябинской области на 2011 год следует, что общий размер субсидий, предоставляемой субъекту Российской Федерации не зависит от количества поступивших заявлений от граждан об оказании материальной помощи, а определяется возможностями бюджета Челябинской области.
Согласно социальной программе Челябинской области на 2011 год на оказание единовременной материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилых помещений было предусмотрено *** тыс. руб., из них из областного бюджета - *** тыс. руб., из бюджета ПФР *** тыс. руб., планируемая численность получателей единовременной материальной помощи в 2011 году составила 322 человека (приложение 3 социальной программы).
Как следует из письма МСО Челябинской области от 29.10.2010 г. (л.д. 16) основанием для отказа в выплате истцу единовременного социального пособия, в соответствии с Постановлением Губернатора Челябинской области от 27.02.2010 г. №63, послужило то, что денежные средства, выделенные в 2010 году на оказание социальной помощи на газификацию домовладений, израсходованы в полном объеме.
Учитывая, что предоставление единовременного социального пособия в 2010 году и единовременной материальной помощи в 2011 году по газификации жилых помещений являлось социальной помощью наименее защищенным гражданам области, носило адресный характер, их оказание осуществлялось в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год, у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для взыскания в пользу истца единовременной материальной помощи на газификацию его жилья.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что вышеуказанные нормативные акты, регулирующие отношения в области оказания адресной социальной помощи, не налагают на МСО Челябинской области безусловной обязанности по выплате каждому неработающему пенсионеру, являющемуся получателем трудовых пенсий по старости и по инвалидности, обратившемуся с заявлением об оказании материальной помощи, по ***руб. в возмещение расходов на газификацию жилого дома.
7
Поскольку выплата материальной помощи осуществляется в установленном порядке в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, а в 2012-2014 гг. средства на указанные цели в бюджете области не были предусмотрены, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований ФИО1
Установив, что истцом не представлено доказательств наличия у него трудной жизненной ситуации, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ФИО1 оснований для выплаты ему единовременного социального пособия по указанному основанию в соответствии с Порядком выплаты единовременного социального пособия гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, за счет средств областного бюджета, утвержденным Постановлением Губернатора Челябинской области от 08.06.2005 г. N276.
Доводы апелляционной жалобы о длительном рассмотрении дела в суде первой инстанции, а также о неознакомлении его с отзывами ответчика и третьего лица не влекут отмены решения суда, поскольку не свидетельствуют о его незаконности.
Кроме того, из протокола судебного заседания от 10.10.2014 г. следует, что отзывы ответчика и третьего лица исследовались судом, при этом истцом ходатайство о возможности ознакомления с представленными документами не заявлялось, возражений против окончания рассмотрения дела не высказывалось.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение решения, судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Челябинска от 10 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи