ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-13424/15 от 31.12.9999 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело №11-13424/2015

судья Волуйских И.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судьи Шалиевой И.П.,

судей Марченко А.А., Давыдовой В.Е.,

при секретаре Кажокиной Л.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании 29 октября 2015 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Добрынина В.М.на решение Советского районного суда города Челябинска от 04 июня 2015 года по иску Добрынина В.М.к садоводческому некоммерческому товариществу «Локомотив-2» о признании территории земельного участка зоной с особыми условиями использования.

Заслушав доклад судьи Шалиевой И.П. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца Добрынина В.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Добрынин В.М. обратился в суд с иском к садоводческому некоммерческому товариществу «Локомотив-2» (далее - СНТ) о признании территории земельного участка ***, расположенного на территории товарищества зоной с особыми условиями использования.

В обоснование иска указал, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок ***, расположенный в СНТ «Локомотив-2» площадью ***. с кадастровым номером ***. Данный участок имеет категорию «земли населенных пунктов для ведения садоводства», находится в непосредственной близости от автомобильной дороги между поселком Смолинский и поселком Синеглазово, где осуществляется интенсивное движение автотранспорта с большой грузоподъемностью, в связи с чем образуется большое количество выхлопных газов, пыли и шума. Уровень дорожного полотна автодороги выше уровня земельного участка, принадлежащего Добрынину В.М. Истец считал, что вид разрешенного использования указанного участка не соответствует его фактическому использованию и в связи с чем, просил признать земельный участок *** зоной с особыми условиями использования (санитарно-защитной зоной) согласно СниП30-02-97П4.4П4.2.

Истец Добрынин В.М. в суде первой инстанции заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.


2

Представитель ответчика СНТ «Локомотив-2» Антипова Л.А. в суде первой инстанции возражала против удовлетворения заявленных требований, указала, что истец допускает нецелевое использование принадлежащего ему земельного участка, привлекался к административной ответственности за соответствующее правонарушение.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Челябинской области в суде первой инстанции при надлежащем извещении участие не принимал.

Суд первой инстанции принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе Добрынин В.М. просит решение суда отменить, принять новое, ссылаясь на то, что он является собственником земельного участка *** в СНТ «Локомотив-2», земельный участок *** и *** находится в непосредственной близости от автомобильной дороги между Троицким и Уфимским трактом, таким образом, земельный участок является санитарно-защитной зоной в природно-рекреационной зоне СНТ «Локомотив-2», согласно п.1 ст. 83 Земельного кодекса РФ, Правил землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ». Согласно свидетельству о регистрации права основным видом использования земельного участка является: садовые дома, летние сооружения, сады, огороды, таким образом, вид разрешенного использования земельного участка не соответствует фактическому использованию. Администрация, председатель правления СНТ «Локомотив-2» отрицают факт существования санитарно-защитной зоны на территории СНТ в непосредственной близости между Троицким и Уфимским трактом, в связи с нецелевым использованием земельных участков *** администрацией вынесено предупреждение 09.02.2014. По данным Генерального плана г.Челябинска автодорога между Троицким и Уфимским трактом в районе п. Синеглазово и п. Смолинский является магистральной дорогой общегородского значения. СНиП 30.02.97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения» гласит, что территорию садоводческого объединения необходимо отделять от автомобильных дорог общего пользования 1,2,3 категории санитарно-защитной зоной шириной не менее 50 метров, от автодороги 4 категории, санитарно-защитной зоной шириной не менее 25 м, с размещением в ней лесополосы шириной не менее 10 м. Градостроительные регламенты делают возможным использование земельных участков *** в условно-разрешенном виде использования, при условии получения разрешения в порядке, определенном ст. 39 ГК РФ и Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ».


3

Представитель ответчика СНТ «Локомотив-2», представитель третьего лица Управления Росреестра по Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Челябинского областного суда, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 178, 180).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании государственного акта Ч № 002066-94 СНТ «Локомотив-2» был предоставлен земельный участок площадью 50,5301 Га -для целей садоводства (л.д. 103-105).

К государственному акту был приложен чертеж границ участка, из которого усматривается, что земельный участок СНТ «Локомотив-2» частично граничит с «Троицким трактом» (л.д. 105).

Добрынин В.М. является собственником земельного участка *** площадью ***. с кадастровым номером ***, расположенного в СНТ «Локомотив-2, право собственности зарегистрировано в Управлении Росреестра по Челябинской области 10.06.2013 (л.д. 11).

Согласно кадастровому паспорту на земельный участок от 29.05.2013 года, данный объект недвижимости поставлен на кадастровый учет 06.02.2007 и ему присвоен номер - ***. Участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным видом использования - «для ведения садоводства», граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 12).

На основании распоряжения от 16 октября 2014 года № 406 Управлением Росреестра по Челябинской области в отношении Добрынина В.М. была проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельного участка ***.


4

В ходе проверки было выявлено нарушение требований земельного законодательства в действиях Добрынина В.М., а именно - нецелевое использование земельного участка ***, на территории участка отсутствуют какие-либо строения, сооружения, плодово-ягодные насаждения, территория земельного участка отсыпана сыпучим строительным материалом - вскрышей с целью дальнейшего использования земельного участка для организации магазина по продаже пиломатериалов. В отношении него был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ 12 ноября 2014 года (л.д. 81-83), после постановлением от 19 ноября 2014 года Добрынин В.М. был привлечен к административной ответственности по данной статье (л.д. 85-86), назначен штраф и выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства (л.д. 73).

В суде первой инстанции Добрынин В.М. не отрицал факт нецелевого использования земельного участка и указывал на то, что планирует разместить магазин по продаже пиломатериалов на участке *** (л.д. 127-128).

В обоснование своих требований истец представил в суд письмо ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт», в котором указано, что автодорога между Троицким и Уфимским трактом в районе поселка Синеглазово и поселка Смолинский является магистральной дорогой общегородского назначения (л.д. 13).

Данные обстоятельства и послужили основанием для обращения в суд с соответствующими требованиями.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их Целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

Статья 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" содержит понятие садового земельного участка, согласно которого садовый земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).


5

Земельный кодекс Российской Федерации, статья 7, предусматривает 7 категорий земель по целевому назначению, в том числе земли населенных пунктов.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований (статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями,

землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все


земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (статья 36 названного Кодекса).

В соответствии со статьями 18, 23 Градостроительного кодекса РФ, Генеральный план города является документом территориального планирования, данным документом установлены функциональные зоны, а именно, определены границы территорий и функциональное назначение.

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений. В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.

Частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Частью 1 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ установлено, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса. При этом одним из оснований для рассмотрения главой администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 33 настоящего Кодекса предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются, в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки, а также процедура публичных слушаний урегулированы статьей 31 Градостроительного кодекса РФ


7

Так, согласно частям 5 и 6 указанной нормы решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации; одновременно утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Добрынина В.М. к СНТ «Локомотив-2» о признании территории земельного участка - зоной с особыми условиями использования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами права, исходил из того, что земельный участок заявителя расположен на территории СНТ «Локомотив-2», относится к землям населенного пункта с разрешенным видом использования «для ведения садоводства», сведений о нахождении земельного участка в пределах каких-либо зон с особым условием использования в государственном кадастре недвижимости не имеется, СНТ «Локомотив-2» не является надлежащим ответчиком по требованию об установлении территориальной зоны - санитарно-защитной зоны, поскольку изменение правил землепользования и застройки осуществляется в строго установленном законом порядке, вопрос о внесении изменений рассматривается главой администрации после поступления соответствующих предложений, любое изменение в правила землепользования и застройки осуществляется после прохождения публичных слушаний по данному вопросу.

Суд первой инстанции так же принял во внимание, что истцом не предпринято каких-либо мер по разрешению вопроса в административном порядке посредством инициирования публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ», утвержденные решением Челябинской городской думы от 09 октября 2012 года № 37/13, свое нарушенное право истец обосновывает необходимостью узаконивания нецелевого использования принадлежащего ему земельного участка в целях избежания административной и иной ответственности за соответствующее правонарушение.

У судебной коллегии нет оснований не соглашаться с указанными выводами, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана правильная и надлежащая оценка в соответствии с положениями ст. ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильном применении норм материального и процессуального права и мотивированы судом.

Доводы апелляционной жалобы Добрынина В.М. были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств и на иное толкование норм


8

материального права, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.

Нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда, судебной коллегией не установлено, решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела, законно и обоснованно, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда города Челябинска от 04 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Добрынина В.М.- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи