ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-13719/17 от 14.11.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ 11-13719/2017

Судья Алферов И.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Кузнецовой Л.А.,

судей Киневой О.Н., Малоедовой Н.В.,

при секретаре Гуня К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 ноября 2017 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Соболева Александра Алексеевича на решение Миасского городского суда Челябинской области от 07 августа 2017 года по иску Соболева Александра Алексеевича к Акционерному обществу «Миасский машиностроительный завод» об оспаривании отказа в допуске к эксплуатации общедомового узла учета тепла и горячего водоснабжения, о возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов граждан.

Заслушав доклад судьи Кузнецовой Л.А. об обстоятельствах дела, доводах жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Соболев А.А. обратился в суд с иском к АО «ММЗ» с учетом дополнений просил признать незаконным отказ АО «ММЗ» в допуске в эксплуатацию с декабря 2016 года узла учета тепла и горячей воды, установленного в 2012 году на внутридомовых системах отопления и горячей воды многоквартирного дома по адресу: ****, прошедшего периодическую поверку приборов и предъявленного с учетом её результатов АО «ММЗ» для приемки в эксплуатацию;

признать незаконным взимание с жителей дома **** с 01 октября 2016 года платы за отопление и горячее водоснабжение на общедомовые нужды по нормативам потребления;

возложить на АО «ММЗ» обязанность признать узел учета годным к эксплуатации с 01 декабря 2016 года, обязать произвести опломбирование узла учета тепла и ГВС и подписать акт допуска в эксплуатацию узла учета с 01 декабря 2016 года в срок до 10 октября 2017 года;

обязать признать в качестве двух расчетных периодов подряд дополнительно к апрелю 2016 года для оплаты при временном отсутствии узла учета октябрь и ноябрь 2016 года в отопительном периоде 2016-2017 годов;

возложить на АО «ММЗ» обязанность произвести перерасчет жителям многоквартирного дома по адресу; **** платы за отопление с возвратом незаконно полученных сумм за счет применения нормативов потребления отопления за период с 01 октября 2016 года по 30 апреля 2017 года и не выполнения в октябре и

1


ноябре 2016 года положения п. 59 Правил № 354 в сумме 196565 руб.6З коп. в срок до 21 октября 2017года;

возложить на ответчика обязанность компенсировать жителям дома **** затраты на оплату за период с ноября 2016 года ООО «Учет» за обслуживание незаконно не допущенного эксплуатацию общедомового узла учета тепла и ГВС в срок до 21 октября 2017 года;

взыскать расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб. в срок до 21 октября 2017года.

В обоснование заявленных требований Соболев А.Д. указал, что на основании решения собрания собственников помещений многоквартирного дома от 30 марта 2016 года он является председателем совета многоквартирного дома, расположенного по адресу: ****. АО «ММЗ» является организацией, предоставляющей собственникам помещений многоквартирного дома коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению. АО «ММЗ» отказало собственникам помещений многоквартирного дома в допуске к эксплуатации узла учета тепла и ГВС, установленного в 2012 году и прошедшего поверку в установленном законом порядке. После проведения ООО «Учет» поверки и установки приборов учета на штатные места, исполнитель работ ООО «Учет» направил в адрес ответчика результаты поверки без изменений в составе и характеристиках приборов с просьбой принять узел учета тепла и ГВС в эксплуатацию. В письменном ответе АО «ММЗ» № 50-03/541 от 31 октября 2016 года выражен отказ в допуске узла учета тепла и ГВС к эксплуатации в связи с отсутствием на системе ГВС прибора учета расхода тепловой энергии. При этом никаких замечаний к приборам узла учета тепла и ГВС, прошедшим поверку, предъявлено не было. По настоящее время прибор учета тепла и ГВС в эксплуатацию не допущен, расчет платы за коммунальные услуги, потребляемые собственниками помещений многоквартирного дома, осуществляется по нормативам, а не по показаниям прибора учета тепла и ГВС. Также АО «ММЗ» письмом № 50-03575 от 17 ноября 2016 года отказало жителям многоквартирного дома в удовлетворении требований о перерасчете размера платы за коммунальные услуги за октябрь и ноябрь 2016 года. Указывает, что в результате отказа АО «ММЗ» в принятии в октябре 2016 года в эксплуатацию узла учета отопления и горячего водоснабжения с собственников помещений многоквартирного дома взималась завышенная плата за отопление в период с 01 октября 2016 года по 28 апреля 2017 года, размер переплаты составляет 196 565 руб. 53 коп. Кроме того, жители многоквартирного дома с ноября 2016 года осуществляют плату ООО «Учет» за обслуживание узлов учета отопления и ГВС, не принятых в эксплуатацию АО «ММЗ». Данные расходы подлежат возмещению в срок до 21 октября 2017 года.

Истец Соболев А.А. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.

2


Представитель истца Соболева А.А. - Бородкин Ю.П. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Представители ответчика АО «ММЗ» Резватова Е.Н., Чистяков Д.П. возражали против удовлетворения заявленных исковых требований.

Суд постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований Соболева А.А. в полном объеме.

В апелляционной жалобе Соболев А.А. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований. Считает постановленное решение незаконным и необоснованным. Указывает, что суд при разрешении спора неправильно истолковал и применил положения п. 7 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11. 2013г № 1034 и не применил п. 6 данных Правил, подлежащий применению. Полагает, что введенные в эксплуатацию в 2012 году узлы учета (согласно п. 6 Правил) могут использоваться для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя вплоть до 2024года, даже если они вступают в противоречие с требованиями Правил № 1034. Считает, что требование ответчика о внесении изменения в действующий проект и оборудовании узла учета ГВС теплосчетчиком, не предусмотренным проектом со ссылкой на п. 7 Правил №1034 неправомерно и нарушает права потребителей. При этом, установленные в их доме два самостоятельных узла учета (один на систему отопления, а другой на систему ГВС) суд ошибочно посчитал как единый узел учета. Ссылается на разъяснения Минстроя РФ от 24.04.2017№ 14145-АГ/04.

В возражениях на апелляционную жалобу АО «ММЗ» указывает на несостоятельность доводов жалобы, полагает, что основания для отмены решения суда отсутствуют.

Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, в связи с чем судебная коллегия на основании положений ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения Соболева А.А., представителя АО «Миасский машиностроительный завод» по доверенности - Резватовой Е.Н., проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.

з


При разрешении спора судом перовой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

Из акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя (л.д. 18) от 25 октября 2012 года следует, что в многоквартирном доме **** введен в эксплуатацию узел учета тепловой энергии в составе тепловычислителя Эльф-2, заводской номер 30913212 (с отметкой без учета ГВС), расходометры ВСТ н50 заводские номера 12503188 и 12503140, термометры сопротивления КТСП-Н заводские номера 5417г и 5717х.

Также произведен технический осмотр счетчиков горячего водоснабжения и составлен акт допуска в эксплуатацию в отношении приборов ВСТн 50 и ВСТ 32 (заводские номера 12503171 и 12512306), установленных на теплоузле (л.д. 18 оборот).

В акте указан срок следующей поверки - 23 марта 2016года. Из технических паспортов (л.д. 19,20) следует, что межповерочный интервал приборов составляет 4 года.

На основании договора № 09-16П от 06 июля 2016 года по организации поверки и узла учета тепла и ГВС ООО «Учет» (подрядчик) выполнило комплекс работ по организации периодической поверки узла учета тепла и горячей воды, установленного в жилом доме по адресу: **** (л.д. 21).

ООО «Сервисный центр «УВП» выданы свидетельства о поверке приборов учета (л.д. 22-27).

21 октября 2016 года ООО «Учет» направило в адрес АО «ММЗ» письмо о принятии узла учета, прошедшего поверку, к эксплуатации.

В ответе АО «ММЗ» от 31 октября 2016 года (л.д. 29)были изложены замечания, указано, что в отношении тепловычислителя «Эльф-02» не предоставлена база данных настроечных параметров (карта программирования) с указанием алгоритмов расчета в соответствии с п. 64 Правил 1034. Также указано на невозможность допуска узла учета в эксплуатацию в связи с отсутствием прибора учета горячего водоснабжения с измерением массы (объема) теплоносителя и количества тепловой энергии, используемой в целях горячего водоснабжения.

02 ноября 2016 года ООО «Учет» направило АО «ММЗ» заявление, в котором указало на устранение всех технических замечаний по узлу учета, предложило явиться в 15 часов 07 ноября 2016 года для принятия узла учета в эксплуатацию (л.д. 30).

Председателем Совета собственников многоквартирного дома Соболевым А.А. аналогичное обращение к ответчику направлено 03 ноября 2016 года (л.д. 31).

07 ноября 2016 года АО «ММЗ» направило письменный отказ в допуске к эксплуатации узла учета тепла и ГВС, в связи с неустранением второго пункта замечаний, а именно отсутствием прибора учета горячего водоснабжения с измерением массы (объема) теплоносителя и количества

4


тепловой энергии, используемой в целях горячего водоснабжения (л.д. 12).

Данная ситуация послужила поводом для обращения в суд председателя Совета собственников многоквартирного дома ****.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ АО «ММЗ» в допуске к эксплуатации узла учета является правомерным.

При этом суд сослался на п. 15 Правил № 1034, согласно которому коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема. Установленный на теплоузле четырехтрубоной системы теплоснабжения тепловычислитель Эльф-02 осуществляет учет тепловой энергии только в точке поставки тепловой энергии в целях отопления. В акте допуска в эксплуатацию узла учета прямо указано на то, что тепловычислитель Эльф-02 не производит учет ГВС (л.д. 18).

Также суд указал, что узел учета тепловой энергии и ГВС на базе тепловычислителя «Эльф-02» на объекте жилой дом, расположенный по адресу: **** УУТЭиТ.014-28/06-12-ТМ (л.д. 86-105 является единым.

Поскольку узел учета не выполняет часть своих функциональных обязанностей по учету тепловой энергии, используемой в целях горячего водоснабжения, необходимость которого прямо установлена п. 94, 95 Правил №1034, то АО «ММЗ», руководствуясь п. 7 и 66 Правил № 1034, пришло к правильному и обоснованному выводу о несоответствии принимаемого узла учета требованиям действующего законодательства, в связи с чем обоснованно не допустило к эксплуатации весь узел учета.

При этом суд исходил из того, что невозможность допуска узла учета к эксплуатации обусловлена неполнотой объема измерений тепловой энергии, осуществляемой прошедшим проверку тепловычислителем Эльф-02.

Суд указал, что п. 7 Правил № 1034, устанавливающий трехлетний переходный период приведения приборов учета в соответствие с требованиями действующего законодательства (с 29 ноября 2013 года по 28 ноября 2016 года), не свидетельствует о возможности принятия к эксплуатации узла учета.

Проверяя обоснованность выводов суда первой инстанции и доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела АО «ММЗ» поставляет тепловую энергию и теплоноситель в многоквартирный дом ****, находящийся в управлении УК ООО «ЖилКомСервис» при отсутствии заключенного с управляющей компанией договора теплоснабжения по факту подключения жилого дома к системе теплоснабжения.

Собственники и пользователи помещений в указанном многоквартирном доме производят АО «ММЗ» оплату за отопление, за ГВС (теплоноситель), за ГВС (тепловая энергия), что подтверждается копиями

5


счетов на оплату. В данном случае АО «ММЗ» фактически является исполнителем (работ, услуг), а жители дома потребителями коммунальных услуг.

По общему правилу количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (п.1 ст.541, п.1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ).

Общий порядок организации коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя урегулирован в ст. 19 Закона о теплоснабжении, а также в ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Из указанных норм следует, что законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на их измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета.

Применительно к возникшей спорной ситуации следует, что прибор учета, установленный на многоквартирном доме **** был принят в эксплуатацию по ранее действующим Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Минтопэнерго РФ 12.09.1995 г № Вк-4936 с установлением срока следующей поверки 23 марта 2016 года. Названные Правила утратили силу 25 января 2015года.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов (часть 7 ст. 19 Закона о теплоснабжении №190-ФЗ)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, которые подлежат применению в настоящее время.

Вместе с тем в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу ст. 4 Жилищного кодекса РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении.

В соответствии с частями 1,2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления

б


Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 предусматривается, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию для потребителей, размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется с применением компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию к объемам (количеству) соответственно потребления горячей воды и тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Кроме того, Правилами предоставления коммунальных услуг не предусмотрено предоставление в качестве коммунальной услуги тепловой энергии, что соответствует положениям части 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, согласно которой плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя (далее также - коммерческий учет) - установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - приборы учета) или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (часть 2 ст. 19 Закона о теплоснабжении). Частью 3 ст. 19 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: 1) отсутствие в точках учета приборов учета; 2) неисправность приборов учета; 3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

Согласно пункту 111 Правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя N 1034, количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.

Требования соответствия коллективных (общедомовых приборов учета) на горячую воду содержатся в названных Правилах.

7


Пункт 3 Правил N 1034 устанавливает понятие «прибор учета» -средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов.

При этом из буквального содержания п.6 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя следует, что узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета.

Пунктом 7 Правил №1034 предусмотрено, что по истечении 3лет со дня вступления в силу настоящих Правил теплосчетчики, не отвечающие требованиям настоящих Правил не могут использоваться для установки как в новых, так и существующих узлах учета.

В соответствии с пунктом 8 Правил №1034 теплоснабжающие организации или иные лица не вправе требовать от потребителя тепловой энергии установки на узле учета приборов или дополнительных устройств, не предусмотренных настоящими Правилами.

Из анализа приведенных выше положений Правил № 1034 в совокупности следует, что по общему правилу, если не истек срок службы основных приборов учета, поименованных в п.6 Правил, то необходимость производить замену узлов учета или их модернизацию отсутствует

Обязанность доказать факт несоответствия теплосчетчика требованиям Правил №1034 лежит на теплоснабжающей организации.

При наличии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению (п.72 Правил N 1034).

Судебная коллегия считает, что АО «ММЗ» не представило достоверных и достаточных доказательств в подтверждение несоответствия узла учета, установленного на многоквартирном доме **** положениям Правил N 1034, поэтому оснований для отказа в принятии в эксплуатацию коллективного (общедомового) узла учета у завода не имелось.

В материалы дела представлен договор об организации поверки узла учета и ГВС от 06.07. 2016 г, заключенный между председателем Совета дома **** и ООО «Учет» на выполнение комплекса работ по организации периодической Государственной поверки узла учета тепла и горячей воды (л.д. 21).

Также в дело представлены свидетельства о поверке 4-х водосчетчиков, которые действительны до 16 сентября 2020 г (л.д. 22, 23, 24, 27), тепловычислителя «Эльф-02» , который действителен до 26 сентября 2020 г

8


(л.д. 25), комплекта термосопротивлений, который действителен до 23 сентября 2020г (л.д. 26).

Первичные замечания ответчика сводились к тому, что на тепловычислитель «Эльф-02» не предоставлена база данных настроечных параметров с указанием алгоритма расчета (п.1), в п. 2 изложена позиция теплоснабжающей организации о том, что узлы учета тепловой энергии, установленные в МКД при четырехтрубной системе теплоснабжения не будут допущены в эксплуатацию без ОПУ на систему горячего водоснабжения с приведением обоснования (л.д.29).

Технические замечания теплоснабжающей организации по спорному узлу учета были устранены (л.д.ЗО).

Отказывая в допуске в эксплуатацию спорного узла учета и ГВС ответчик соглашается с тем, что технические замечания устранены, однако не устранено замечание, изложенное во 2-м пункте письма о позиции АО «ММЗ» касательно оборудования общедомовыми приборами учета горячего водоснабжения с измерение массы (объема) теплоносителя и количества тепловой энергии, используемой в целях горячего водоснабжения (л.д. 12).

Такую позицию теплоснабжающей организации при отсутствии заключенного договора на теплоснабжение, в котором могли быть согласованы позиции обеих сторон, и которым следовало непосредственно руководствоваться при разрешении возникшего спора, судебная коллегия считает неверной, присущей организации- монополисту, а не организации -исполнителю коммунальных услуг, каковым является АО «ММЗ».

Кроме того, наличие позиции теплоснабжающей организации, как таковой - это не наличие перечня конкретных недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета. Такой перечень на момент отказа в допуске в эксплуатацию спорного узла учета отсутствовал, что свидетельствует о несоблюдении требований Правил №1034.

Перечень несоответствий проекта узла учета требованиям Правил№1034 был изложен OA «ММЗ» только в отзыве на иск (л.д.84 оборот). При этом приведенный ответчиком перечень не совпадает с первичными техническими замечаниями к этому же узлу учета (л.д. 29).

Согласно п.З Правил N 1034, ввод в эксплуатацию узла учета - это процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии

Под неисправностью средств измерений узла учета в силу положений п.З Правил N 1034 понимается состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях).

Согласно пунктов 33-34 Правил коммерческого учета тепловой энергии,

9


теплоносителя, узел учета оборудуется теплосчетчиками и приборами учета, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Теплосчетчик состоит из датчиков расхода и температуры (давления), вычислителя или их комбинации.

В спорном случае никаких неисправностей в узле учета не было выявлено. При этом все средства измерения спорного узла учета пригодны к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, то есть отвечают требованиям Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства средств измерений», что удостоверено путем выдачи свидетельств о поверке. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Кроме того, позиция теплоснабжающей организации идет в разрез с многочисленными разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по порядку учета горячего водоснабжения. Также Минстрой России разъяснял, что полагает возможным установку теплосчетчиков, произведенных в период до вступления в силу Правил N 1034, при этом срок их эксплуатации определен до истечения срока службы основных приборов, входящих в состав узлов учета, а также полагает возможным ремонт узлов учета тепловой энергии путем замены теплосчетчиков на аналогичные, соответствующие требованиям Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных приказом Минтопэнерго России от 12 сентября 1995 г. N Вк-4936 (Письмо Минстроя России от 07.07.2014 N 12366-ГБ/04 «О применении отдельных положений Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 ».

По приведенным мотивам судебная коллегия полагает незаконным отказ АО «ММЗ» в допуске в эксплуатацию с 01 декабря 2016 года общедомового узла учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, установленного на жилом доме ****. Поскольку последующие требования истца производны от основного, то таковые также подлежат частичному удовлетворению. На АО «ММЗ» следует возложить обязанность принять узел учета в эксплуатацию в порядке, установленном Правилами №1034.

При этом жителям многоквартирного дома по адресу; **** ответчик обязан произвести перерасчет платы за отопление за период с 01 октября 2016 года по 30 апреля 2017 года, (в пределах заявленных требований).

В силу п. 59 Правил №354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора

ю


учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Поскольку узел учета тепловой энергии, оборудованный на многоквартирном жилом доме **** не был принят в эксплуатацию в результате неправомерных действий ресурсоснабжающей организации, то права жителей многоквартирного дома (потребителей коммунальных услуг) должны быть восстановлены в полном объеме посредством начисления платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению с учетом применения положений п. 59 Правил за весь (длящийся) период нарушения прав потребителей, без учета ограничения, предусмотренного в данном пункте Правил (не более 3 расчетных периодов подряд), поскольку иной подход не приведет к полному восстановлению нарушенных прав потребителей.

Поскольку бремя содержания приборов учета законодателем возложено на собственников, то требование истца о взыскании с ответчика затрат на оплату расходов на обслуживание общедомового узла учета удовлетворению не подлежит.

В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Следовательно, с АО «ММЗ» в пользу Соболева А.А. полежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300руб.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Миасского городского суда Челябинской области от 07 августа 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение:

п


Исковые требования Соболева Александра Алексеевича удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ OA «Миасский машиностроительный завод» в допуске в эксплуатацию с 01 декабря 2016 года общедомового узла учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, установленного на жилом доме **** ;

Возложить на OA «Миасский машиностроительный завод» обязанность принять узел учета, установленный на жилом доме **** в эксплуатацию в установленном порядке;

Возложить на АО «Миасский машиностроительный завод» обязанность произвести жителям многоквартирного дома по адресу; **** перерасчет платы за отопление за период с 01 октября 2016 года по 30 апреля 2017 года;

Взыскать с АО «Миасский машиностроительный завод» в пользу Соболева Александра Алексеевича в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей.

В удовлетворении исковых требований Соболева Александра Алексеевича в остальной части отказать.

Председательствующий

Судьи

12