ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-13904/15 от 12.11.2015 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело №11-13904/2015 судья Орехова Т.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судьи Шалиевой И.П.,

судей Винниковой Н.В., Давыдовой В.Е.,

при секретаре Жарковой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 12 ноября 2015 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Дмитриевой Н.И. на решение Курчатовского районного суда города Челябинска от 05 августа 2015 года по иску Дмитриевой Н.И. к обществу с ограниченной ответственностью «Перспектива» о признании незаконным отказа в согласовании отключения жилого помещения от централизованной системы отопления, обязании согласовать проект отключения жилого помещения от централизованной системы отопления.

Заслушав доклад судьи Шалиевой И.П. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя истца Дмитриевой Н.И. по доверенности Бакшаева В.Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ООО «Перспектива» по доверенности Пашковой О.В., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Дмитриева Н.И. обратилась в суд с иском к ООО «Перспектива» о признании незаконным отказа в согласовании проекта отключения жилого помещения, расположенного по адресу: *** от централизованной системы отопления и установку автономной системы отопления, обязании ООО «Перспектива» согласовать проект отключения жилого помещения, расположенного по адресу: *** от централизованной системы отопления и установку автономной системы отопления.

В обоснование иска указала на то, что является собственником указанного жилого помещения, дом является муниципальной собственностью, 08 августа 2014 года истец обратилась с заявлением о согласовании переустройства и переводе жилого помещения на автономное (газовое) отопление в администрацию Карабашского городского округа. 12 августа 2014 года, администрация Карабашского городского округа направила ответ № 3303 и сообщила, что заявление направлено на рассмотрение, 09 октября 2014 года истец получил ответ № 116 о


2

согласовании проекта по переходу на автономное газовое отопление квартиры. 17 октября 2014 года ответом № 68 сообщили о согласовании установки коаксильного дымохода. ООО «Версия» подготовлен и выполнен проект переустройства системы отопления жилого помещения, расположенного по адресу: г. ***, проектом предусмотрено переустройство инженерного оборудования (отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, тепловых сетей). 22 сентября 2014 года ОАО «Газпром Газораспределение Челябинской области» получены технические условия на реконструкции внутреннего газопровода с установкой дополнительного газоиспользуемого оборудования, впоследствии указанной организацией подготовлен и выполнен проект реконструкции системы газоснабжения. 19 ноября 2014 года в ООО «Перспектива» направлено заявление о согласовании отключения жилого помещения, расположенного по адресу: *** от централизованной системы отопления, 24 ноября 2014 года № 1941, ООО «Перспектива» в согласовании отказало, со ссылкой на ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Считала данный отказ незаконным, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 16 июля 2012 года № 397 «Об утверждении Правил подключения к системам теплоснабжения» (л.д. 6-8).

Истец Дмитриева Н.И., представитель ответчика ООО «Перспектива», представитель третьего лица администрации Карабашского городского округа в суде первой инстанции при надлежащем извещении участия не принимали (137-139).

Суд первой инстанции принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе Дмитриева Н.И. просит решение суда отменить, принять новое, ссылаясь на то, что истцом проведено согласование с жильцами дома №***от централизованного отопления и переход на автономное отопление, проведено согласование с администрацией Карабашского городского округа, что подтверждается актом от 19.10.2014 № 116, подготовлены технические условия ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» на реконструкцию внутреннего газопровода с установкой дополнительного газового оборудования от 22.09.2014г., акт обследования дымоходов и вентиляции, проекты на переустройство системы отопления жилого помещения. Внутридомовые сети теплоснабжения и ГВС дома 28 по ул. Соломатина обслуживаются ООО «УК Карабашская коммунальная компания», которая не возражала против установки газового отопления с реконструкцией газовых сетей и переустройством системы центрального отопления. Из ответа администрации Карабашского городского округа от 04.03.2015 следует, что


3

переход вышеуказанной квартиры на автономное газовое отопление и ГВС не противоречит закону о теплоснабжении № 190-ФЗ и не нарушает схему теплоснабжения Карабашского городского округа. 04.03.2015 администрации Карабашского городского округа вынесено решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (л.д. 151-152).

В возражениях на апелляционную жалобу ООО «Перспектива» просит решение Курчатовского районного суда города Челябинска от 05 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Дмитриевой Н.И. - без удовлетворения.

Истец Дмитриева Н.И., представитель третьего лица администрации Карабашского городского округа Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Челябинского областного суда, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Дмитриевой Н.И., Дмитриеву А.А., Дмитриеву Д.А., Дмитриеву А.Д. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира № ***, по 1/4 доли в праве собственности, каждому, сведения о регистрации права собственности внесены в ЕГРП 11.02.2013 (л.д. 128-129).

Квартира № ***, в установленном законом порядке подключена к

системе централизованного теплоснабжения, что в соответствии со ст. 540 Гражданского Кодекса РФ свидетельствует о наличии заключенного договора теплоснабжения с момента первого фактического подключения квартиры к сети теплоснабжения.


4

19 ноября 2014 года Дмитриева Н.И. обратилась в ООО «Перспектива» с заявлением об отключении ее квартиры от централизованной системы теплоснабжения и установке автономной системы отопления указанного жилого помещения.

24 ноября 2014 года ООО «Перспектива» дан ответ Дмитриевой Н.И. за № 1941 об отказе в согласовании отключения жилого помещения, расположенного по адресу: г.*** от централизованной системы отопления и установке автономной системы отопления указанного жилого помещения со ссылкой на ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Так же указано на то, что законом установлено, что переход с централизованного отопления на автономное допускается в случае, если такая возможность предусмотрена схемой теплоснабжения соответствующего муниципального образования. В «Схеме теплоснабжения Карабашского городского округа», утвержденной Постановлением главы Карабашского городского округа от 20.02.2014 № 69, установлено, что поквартирное теплоснабжение многоквартирных домов не предусматривается (л.д. 16).

Частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлены особые требования к процедуре отказа от централизованного отопления жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме - запрещается с 01 января 2012 года переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

В имеющейся в материалах дела «Схеме теплоснабжения Карабашского городского округа», утвержденной Постановлением главы Карабашского городского округа от 20.02.2014 № 69, установлено, что поквартирное теплоснабжение многоквартирных домов не предусматривается (глава 3 «Предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии», стр. 56) (л.д. 45-50).

В соответствии со ст.25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.


5

Порядок переустройства квартиры регулируется главой 4 Жилищного Кодекса РФ, положения Градостроительного Кодекса РФ о реконструкции внутридомовой системы отопления.

Под реконструкцией в соответствии сост.1 п. 14 Градостроительного Кодекса понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей, (высоты, количества этажей, показателей производной мощности, объема и т.д.) и качества инженерно-технического обеспечения, т.е. действия, приводящие к изменению параметров системы отопления (среднегодовой, среднемесячной, часовой, пиковой тепловой нагрузки).

В соответствии со ст.26 ЖК РФ действия по переустройству жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Обогревающие элементы во всех помещениях многоквартирного дома входят в состав общего имущества, для увеличения количества секций на них или для демонтажа таких элементов необходимо выполнить требования Градостроительного и Жилищного Кодексов, т.е. необходимо получить проект реконструкции, разрешение на реконструкцию, акт ввода в эксплуатацию и т.п.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме путем реконструкции возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме (ч.З ст.36 ЖК РФ). Решение в отношении реконструкции многоквартирного дома в соответствии с п.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ принимается общим собранием собственников помещений многоквартирного дома.

При этом, при установке в жилом помещении отопительного оборудования его качественные характеристики должны подтверждаться санитарно-эпидемиологическим заключением, пожарным сертификатом, разрешением Ростехнадзора и сертификатом соответствия.

Разрешая заявленные требования, учитывая, что в «Схеме теплоснабжения Карабашского городского округа», утвержденной Постановлением главы Карабашского городского округа от 20.02.2014 № 69, установлено, что поквартирное теплоснабжение многоквартирных домов не предусматривается, а также отключение жилого помещения, расположенного по адресу. ***, от централизованной системы отопления приведет к уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие собственников помещений в доме не получено, в связи с чем суд первой инстанции пришел


к выводу о том, что отказ ООО «Перспектива» в согласовании проекта отключения жилого помещения, расположенного по адресу: *** от централизованной системы отопления и установке автономной системы отопления, изложенный в ответе от 24 ноября 2014 года № 1941 является законным, а требования истца о признании незаконным данного отказа не подлежащими удовлетворению.

У судебной коллегии нет оснований не соглашаться с указанными выводами, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана правильная и надлежащая оценка в соответствии с положениями ст. ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильном применении норм материального и процессуального права и мотивированы судом.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом проведено согласование с жильцами дома №***от централизованного отопления и переход на автономное отопление, внутридомовые сети теплоснабжения и ГВС дома обслуживаются ООО «УК Карабашская коммунальная компания», которая не возражала против установки газового отопления с реконструкцией газовых сетей и переустройством системы центрального отопления, 04.03.2015 администрации Карабашского городского округа вынесено решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, не являются основанием для отмены решения суда.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, находящаяся за пределами или внутри помещений и обслуживающая более одного жилого и (или) нежилого помещения. Распоряжение этим имуществом путем его реконструкции возможно только с согласия всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме (статьи 36 и 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом, согласно пункту 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27 сентября 2003 года, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на


7

нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

Пунктом 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов запрещен переход на отопление жилых помещений в таких домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 307, в данный перечень включены источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.

В соответствии с пунктом 6.3 Свода правил "Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе" СП 41-108-2004 устройство дымоотводов от каждого теплогенератора индивидуально через фасадную стену многоэтажного жилого здания запрещается.

Оборудованная истцом система газового отопления предусматривает отвод продуктов сгорания посредством коаксиального дымохода, выведенного через фасадную стену многоквартирного дома, что подтверждается рабочим проектом, Техническими условиями на реконструкцию внутреннего газопровода с установкой дополнительного газоиспользующего оборудования, актом обследования технического состояния дымоходов, вентиляционных каналов от 04.09.2014 (л.д. 14, 15, 17-28).

При этом данные о соответствии оборудованной системы Правилам подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, о согласовании с собственниками других помещений многоквартирного дома изменений в схеме теплоснабжения дома в целом, о распоряжении общим имуществом дома в материалах дела отсутствуют.


8

Таким образом, у ООО «Перспектива» отсутствовали основания для согласования для согласования Дмитриевой Н.И. проекта отключения жилого помещения, расположенного по адресу: *** от централизованной системы отопления и установки автономной системы отопления.

Фактически доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, повторяют изложенную истцом позицию по делу, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.

Принятое решение законно и обоснованно, по существу является правильным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Курчатовского районного суда города Челябинска от 05 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Дмитриевой Н.И. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи