Дело№ 11-14178/2015 Судья Мохначева СЛ. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 23 ноября 2015 года г.Челябинск Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Давыдовой В.Е. судей Марченко А.А., Храмцовой О.Н. при секретаре Жарковой О.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерствао обороны РФ на решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 13 июля 2015 года. Заслушав доклад судьи Давыдовой В.Е. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы и возражений, объяснения представителей Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ-Пшеничниковой Е.Ю., Сидорова А.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу -Афанасенко В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения Казакова И.З., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ) обратилось в суд с иском к Главе Чебаркульского муниципального района, Администрации Муниципального образования «Чебаркульский муниципальный район», Казакову И.З., обществу с ограниченной ответственностью «ЧЕСТЭМ-СЕРВИС» (далее ООО «ЧЭСТЭМ -СЕРВИС»), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области (далее ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области), Земельной кадастровой палате «Чебаркульский филиал-отдел» с учетом неоднократного уточнения требований : -признать незаконным и отменить распоряжение Администрации Чебаркульского муниципального района от 10 сентября 2013 года № 339 «О разрешении вырубки деревьев»; -признать незаконным и отменить разрешение Муниципального учреждения «Администрация Чебаркульского муниципального района» на | ||
? | ||
строительство объекта капитального строительства реабилитационно-восстановительного центра № RU74526000-231 от 09 августа 2013 года; -взыскать с Казакова И.З. вред, причиненный незаконной рубкой лесных насаждений в квартале ****, расположенного в границах земельного участка **** Межвидового полигона Центрального военного округа , в размере**** руб.; -признать недействительной сделку купли-продажи земельного участка от 10 марта 2009 года №****, заключенную между Чебаркульским муниципальным районом и ООО «ЧЕСТЭМ-СЕРВИС» в отношении земельного участка с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ****, общей площадью **** кв.м., ничтожной и применить последствия ничтожной сделки; -истребовать у ООО «ЧЕСТЭМ-СЕРВИС» из незаконного владения в пользу землепользователя ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ земельный участок, с кадастровым номером ****; -признать недействительной сделку купли-продажи (купчую) от 30 марта 2010 года, заключенную между Казаковым И.З. и ООО «ЧЕСТЭМ-СЕРВИС», в отношении земельного участка с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ****, общей площадью **** кв.м., ничтожной и применить последствия ничтожной сделки; -истребовать у Казакова И.З. из незаконного владения в пользу ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ земельный участок с кадастровым номером ****; -признать незаконными действия ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области по проведению государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ****; -признать незаконными действия ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области по проведению государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ****; - возложить обязанность на ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области аннулировать запись в Едином государственном реестре земель запись о земельном участке с кадастровым номером ****,.; - возложить обязанность на ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области аннулировать запись в Едином государственном реестре земель запись о земельном участке с кадастровым номером ****. В обоснование иска указало следующее. При проведении проверки лесного участка, закрепленного за Чебаркульским лесничеством Минобороны России - филиалом ФГКУ «ТУЛХ» Минобороны России, в границах земельного участка **** Межвидового полигона Центрального военного округа 21 февраля 2014 года | ||
7 | ||
была обнаружена вырубка сырорастущих деревьев сосны и березы, в связи, с чем должностными лицами Чебаркульского лесничества направлено заявление в МО МВД России «Чебаркульский» об обнаружении признаков правонарушения. Следственными органами установлено, что Казаков И.З. в квартале **** произвел незаконную вырубку сырорастущих деревьев (15,1 мЗ в количестве 15 штук), при этом ущерб лесному фонду составил**** руб. Земельный участок **** Межвидового полигона Центрального военного округа занимает площадь **** кв.м, кадастровой номер ****, право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией 02 июня 2005 года, данный земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный без уточнения границ, в связи с чем границы являются декларативными. Границы Чебаркульского лесничества Минобороны России соответствуют границам **** Межвидового полигона Центрального военного округа - Чебаркульского полигона и в рамках своей деятельности Чебаркульское лесничество Минобороны России - филиала ФГКУ «ТУЛХ» Минобороны России обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов, осуществляет мероприятия по противопожарной безопасности. Земельный участок с кадастровым номером ****, правообладателем которого числится Казаков И.З., был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: **** согласно Постановлению Главы Чебаркульского муниципального района №557 от 24 мая 2007 года. Земельный участок **** был создан в границах земельного участка с кадастровым номером ****, при этом не соблюден порядок изъятия одного земельного участка из владения земельного участка федеральной собственности. Представитель истца Пшеничникова Е.Ю. в суде первой инстанции заявленные исковые требования поддержала. Ответчик Казаков И.З. в суде первой инстанции исковые требования не признал , просил применить срок исковой давности . Представители ответчика ООО «ЧЕСТЭМ-СЕРВИС» Казаков И.З., Жуков В.М. в суде первой инстанции иск не признали в полном объеме. Представители ответчиков Глава Чебаркульского муниципального района, Администрации Муниципального образования «Чебаркульский муниципальный район», ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области, Земельной кадастровой палаты «Чебаркульский филиал-отдел», представители третьих лиц Министерства обороны Российской Федерации, Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу, Управления по земельно- имущественным | ||
4 | ||
отношениям администрации Чебаркульского муниципального района в суд первой инстанции не явились. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований , применил срок давности по требованиям об оспаривании разрешения на строительство и вырубку деревьев. В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда как незаконное, необоснованное, нарушающее права и законные интересы балансодержателя земельного.участка ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ, являющегося федеральной собственностью. В 1980г. в/части **** выдан государственный акт на право пользования земельным участком общей площадью **** га, которому присвоен кадастровый номер ****, категория земель : земли промышленности, энергетики, транспорта.....и иного специального назначения. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок осуществлена 02.07.2005г. Министерство обороны РФ , осуществляющее правомочия в отношении земель в отношении земель, предоставленных в пользование Вооруженным Силам, не принимало решение о передаче земельного участка с кадастровым номером **** в муниципальную собственность Чебаркульского муниципального района. Отсутствие графических данных о земельном участке с кадастровым номером **** в государственном кадастре недвижимости не свидетельствует о том, что данный земельный участок остался в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которым предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов. Несмотря на указанное, Чебаркульский муниципальный район незаконно распоряжался спорными земельными участками. Суд не учел, что земельный участок , предоставленный Челябинскому областному управлению промышленности строительных материалов в 1971г., не был освоен до 1995г. и потому согласно норм п.п.5 ст. 14 Закона СССР от 13.12.1968г. №3401-У 11, п.п.5 ст. 31 Закона РСФСР от 01.07.1970г. его право пользования указанным земельным участком прекратилось. Доводы суда об отсутствии доказательств о том, что земельный участок с кадастровым номером ...:****, в границах которого произведена вырубка, на каком-то вещном праве не принадлежит заявителю, считает несостоятельными, так как вырубка осуществлена на лесном участке в квартале **** без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, с нарушением технологии заготовки древесины. Считает, что был осуществлен факт незаконной рубки древесины, что повлекло нарушение прав истца и причинение вреда в размере**** руб., подлежащих взысканию с ответчика Казакова И.З. Одновременно с этим считает, что незаконно была проведена смена категории спорного земельного участка из «Земли промышленности. | ||
1 Г-^ | ||
5 | ||
энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности обороны, безопасности и земли иного специального назначения была переведена в «Земли особо охраняемых территорий»,так как порядок перевода из одной категории в другую был регламентирован чуть позже ФЗ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», соответственно смена категории была осуществлена в нарушение п.1 ст.8 ЗК РФ, так как перевод земельного участка, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется исключительно Правительством РФ. В возражениях на апелляционную жалобу Казаков И.З. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. В отзыве на апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу считает апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению. Представители Главы Чебаркульского муниципального района, Администрации Муниципального образования «Чебаркульский муниципальный район», ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области, Земельной кадастровой палаты «Чебаркульский филиал-отдел», Министерства обороны Российской Федерации, Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Управления по земельно- имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены (л.д. 181,182,183,1 85,186,188,189,190,191,192 том 4), об отложении дела слушанием не просили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ определила рассмотреть /дело в их отсутствие. Заслушав доклад судьи Давыдовой В.Е. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы и возражений, объяснения представителей истца Пшеничниковой Е.Ю., Сидорова А.Н., объяснения представителя Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу -Афанасенко В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения ответчика Казакова И.З., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Согласно ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации ( ГК РФ) собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. | ||
б Права, предусмотренные ст.ст. 301-304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо но иному основанию, предусмотренному законом или договором ( ст. 305 ГК РФ) Согласно разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности па имущество, находящееся во владении ответчика. На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Судом установлено и из материалов дела усматривается следующее. Земельный участок площадью **** кв.м., кадастровый номер ****, расположенный по адресу: ********, площадью **** кв.м., категория земель : земли промышленности, энергетики, транспорта ...и иного специального назначения, является собственностью Российской Федерации. Приказом директора департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ №944 от 10.06.2014г. прекращено право постоянного ( бессрочного)пользования федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения « Чебаркульскя квартирно-эксплуатационная часть района» на земельный участок с кадастровым номером ****. Право постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок зарегистрировано за ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» МО РФ ( т. 1 л.д. 8-9,20,83). Из устава ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» МО РФ усматривается следующее. Федеральное государственное учреждение « Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации» создано в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 09.06.2010г. путем реорганизации в форме выделения из федерального государственного учреждения « 3 эксплуатационная комендатура» Квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы» МО РФ. Тип федерального государственного учреждения « Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации» изменен | ||
7 | ||
на федеральное государственное казенное учреждение. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 06.10.2011г. № 1813 федеральное государственное казенное учреждение « Управление эксплуатации и расквартирования» Министерства обороны Российской Федерации переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны РФ ( т. 1 л.д. 46-67). Федеральное государственное казенное учреждение «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны РФ переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования»Министерства обороны РФ ( т.З л.д. 124-146). В соответствии с кадастровым делом, выпиской из государственного земельного кадастра площадь **** кв.м земельного участка с кадастровым номером **** ориентировочная, подлежит уточнению при межевании, границы указанного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства ( т. 2 л.д. 3-100) На основании договора купли-продажи от 30 марта 2010 года, Казаков И.З. является собственником земельного участка с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ****, общей площадью **** кв.м., назначение объекта - земли особо охраняемых территорий и объектов - для рекреационного назначения. ( т. 1 л.д. 26, 35, т. 3 л.д. 9-26 ) Указанный земельный участок образовался путем раздела земельного участка с кадастровым номером **** , границы его установлены ( т. 1 л.д. 37-40), участок поставлен на государственный кадастровый учет 11.12.2009г. ( т.2 л.д. 152). Согласно уведомления Управления Росреестра по Челябинской области от 19.12.2014г. сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером ****, расположенный по адресу: **** в ЕГРП отсутствуют ( т.1 л.д. 85), вместе с тем указанный земельный участок находится в собственности ООО «ЧЕСТЭМ-СЕРВИС». ООО «ЧЕСТЭМ-СЕРВИС» создано 18.10.2012г. путем реорганизации в форме преобразования ОАО « ЧЕСТЭМ-СЕРВИС», зарегистрированного постановлением главы администрации Центрального района г. Челябинска №1185-8 от 08.07.1996г. (т. 3 л.д. 148-153). Правопредшественником ОАО « ЧЕСТЭМ-СЕРВИС» являлось Челябинское областное управление промышленности строительных материалов. ( т.4 л.д. 20-23). | ||
Земельный участок с кадастровым номером **** , категория земель : земли особо охраняемых территорий и объектов, образовался путем перераспределения из земельного участка с кадастровым номером **** площадью **** кв.м. , сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 22.05.2006г. на основании акта определения кадастровой стоимости земельного участка от 13.12.2005г. (т.2 л.д. 151-153). Земельный участок с кадастровым номером **** , используемый ОАО « ЧЕСТЭМ-СЕРВИС», расположенный по адресу: **** , общей площадь. **** кв.м. , разделен постановлением главы Чебаркульского муниципального района от 24.05.2007г. № 557 на два земельных участка площадью **** кв.м. и **** кв.м. (т.З л.д. 174-175). Из акта обследования № 01 от 20 февраля 2014 года квартала **** лесотаксационный выдел № **** Чебаркульского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «ТУЛХ» Минобороны России следует, что в границах указанного выдела выявлены признаки незаконной рубки 15 штук сырорастущих деревьев сосны и березы, ущерб составляет**** руб.( л.д. 21-24 т.1). Вырубка деревьев на земельном участке с кадастровым номером ****, расположенном по адресу: ****, произведена на основании Распоряжения № 339 Главы Администрации Чебаркульского муниципального района от 10 сентября 2013 года, выданного в соответствии с разрешением на строительство №RU74526000-231 от 09 августа 2013 года под габариты строящихся зданий и сооружений в соответствии с проектом застройки. ( т.1 л.д. 25). В возбуждении уголовного дела по ч.1 ст.260 УК РФ в отношении Казакова И.З. отказано на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, в связи с отсутствием в деянии состава преступления. ( т.1 л.д. 27-34). Из заключения кадастрового инженера В.Ф.Ф. следует, что все срубленные деревья в количестве пятнадцати штук расположены в границах земельного участка с кадастровым номером ****, принадлежащего на праве собственности Казакову И.З. Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, дав оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, руководствуясь положениями п. 2 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 168, п.1 ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 10 ст.З Федерального закона от 25 октября 2001 | ||
года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» , пришел к выводу об отсутствии оснований для истребовании спорных земельных участков **** и **** в собственность Российской Федерации. При этом, суд исходил из того, что истцом в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств, подтверждающих принадлежность истребуемых земельных участков на каком-либо вещном нраве ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ, так как спорные земельные участки находятся в границах земельного участка, изъятого из земель гослесфонда ( Чебаркульского военного лесничества) в 1971г. ; доказательств того, что после изъятия спорные земельные участки были вновь включены в состав земель обороны и переданы в пользование истца, не представлено. В связи с этим суд пришел к выводу о том, что совершение сделок со спорными земельными участками не привело к нарушению прав и законных интересов Российской Федерации в лице ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ, так как спорные земельные участки не находятся на землях обороны. Судебная коллегия считает необходимым согласиться с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку они соответствуют нормам материального права и представленным в дело доказательствам. Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда первой инстанции нарушает права и законные интересы балансодержателя земельного участка ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ, являющегося федеральной собственностью, являются несостоятельными. Судом первой инстанции достоверно установлено следующее. Распоряжением Совета Министров РСФСР от 15.04.1971г. № 691-р из земель гослесфонда ( Чебаркульского военного лесничества) изъят земельный участок площадью **** га , который отведен Челябинскому областному управлению промышленности строительных материалов - для строительства пионерского лагеря с правом рубки леса ( т. 3 л.д. 176-177). В связи с указанным выдана председателем Чебаркульского горисполкома справка № 5 об изменениях в земельной площади отдельных землепользователей Чебаркульского района за период с 1.11.1970г. по 1.11.1971г. , в которой отражено, что от землепользователя Чебаркульское военное лесничество передан землепользователю Челябинскому областному | ||
10 | ||
управлению промышленности строительных материалов земельный участок площадью **** га ( т. 3 л.д. 178-179). Исполкомом Чебаркульского городского Совета депутатов трудящихся 08.10.1971г. выдан Челябинскому областному управлению промышленности строительных материалов акт па право пользования землей **** га, который зарегистрирован в государственной книге регистрации землепользовании за №71 13.10.1971г. и из которого усматривается, что указанный земельный участок состоит из 2 контуров ( л.д, 182-183 т.З). В 1980 году Исполнительным комитетом Челябинского областного Совета народных депутатов в/ч **** Чебаркульского района Челябинской области выдан госакт, подтверждающий закрепление в бессрочное и бесплатное пользование **** га земли для государственных надобностей. 15 ноября 1995 года решением Главы администрации Чебаркульского района № 806 АО территориального межотраслевого комплекса «ЧЕСТЭМ» предоставлен в земельный участок площадью **** га для культурно-оздоровительных целей, что подтверждается государственным актом № ЧБО 23-1086. В чертеже границ земельного участка описаны смежества: ****. ( т. 3 л.д. 181) Постановлением Главы Чебаркульского муниципального района №815 от 18 сентября 2003 года «Об отмене госакта №ЧБО 23-1086 от 23 ноября 1995 года на право бессрочного (постоянного) пользования землей АО территориального межотраслевого комплекса «ЧЕСТЭМ»» решено изъять земельный участок, находящийся на праве бессрочного (постоянного) пользования у АО -территориального межотраслевого комплекса «ЧЕСТЭМ» общей площадью **** га из земель особо охраняемых территорий и объектов и передать в аренду ОАО «ЧЭСТЭМ-СЕРВИС»; отменить госакт ЧБО 23-1086 от 23 ноября 1995 года на право бессрочного (постоянного) пользования землей общей площадью **** га. АО территориального межотраслевого комплекса « ЧЕСТЭМ ». 24 мая 2007 года Главой Чебаркульского муниципального района издано постановление № 557 о разделении земельного участка из земель особо охраняемых территорий и объектов с кадастровым номером ****, используемого ОАО «ЧЕСТЭМ-СЕРВИС», расположенного по адресу: ****, общей площадью **** кв.м на два самостоятельных земельных участка площадью **** кв.м и **** кв.м; изъятии земельного участка у ОАО «ЧЭСТЕМ-СЕРВИС», находящегося в береговой полосе озера Еловое, общей площадью **** кв.м. Одновременно указанным постановлением утвержден проект границ вновь образованного земельного участка согласно землеустроительному делу | ||
11 | ||
№2511. из земель особо охраняемых территорий и объектов, общей площадью **** кв.м. для размещения и эксплуатации базы отдыха и присвоен участку адрес: ****. Законом СССР от 13 декабря 1968 года N3401-VII были утверждены Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик (далее Основы земельного законодательства). Согласно ст. 10 Основ земельного законодательства предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода. Отвод земельных участков производился на основании постановления Совета Министров союзной республики или Совета Министров автономной республики либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей. Предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю производится только после изъятия данного участка в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящих Основ. В силу ст. 16 Основ изъятие земельного участка либо его части для государственных или общественных нужд производится на основании постановления Совета Министров союзной республики или Совета Министров автономной республики либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик. Исходя из положений статьи 14 Основ право предприятий, организаций и учреждений на пользование предоставленной им землей подлежит прекращению соответственно полностью или частично, в том числе в случаях: минования надобности в земельном участке; возникновения необходимости изъятия земельного участка для других государственных или обществеи ных нужд. Статья 10 Основ также предусматривала, что приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей, запрещается. Право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверяется государственными актами на право пользования землей. Формы актов устанавливаются Советом Министров СССР. | ||
12 | ||
Учитывая указанные правовые нормы в их взаимосвязи, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о соблюдении предусмотренной действующим на тог период законодательством процедуры изъятия и отвода земельного участка из земель гослесфонда Челябинскому областному управлению промышленности строительных материалов, и отсутствии доказательств возвращения изъятого земельного участка в собственность Российской Федерации. При указанных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что спорные земельные участки являются федеральной собственностью, Министерство обороны РФ не принимало решение о передаче земельного участка с кадастровым номером **** в муниципальную собственность Чебаркульского муниципального района, который незаконно распоряжался спорными земельными участками, являются несостоятельными. Доводы жалобы о том, что суд не учел, что земельный участок , предоставленный Челябинскому областному управлению промышленности строительных материалов в 1971г., не был освоен до 1995г. и потому согласно норм п.п.5 ст. 14 Закона СССР от 13.12.1968г. №3401-У11, п.п.5 ст. 31 Закона РСФСР от 01.07.1970г. его право пользования указанным земельным участком прекратилось, не обоснованны. Согласно п.5 ст. 14 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968г. право предприятий, организаций и учреждений на пользование предоставленной им землей подлежит прекращению соответственно полностью или частично в случае неосвоения в течение двух лет подряд предоставленного земельного участка. В соответствии со ст. 31Земельного кодекса РСФСР 1970г., утвержденного Законом РСФСР от 01.07.1970г, право предприятий, организаций и учреждений на пользование предоставленной им землей подлежит прекращению соответственно полностью или частично в случае неосвоения в течение двух лет подряд предоставленного земельного участка ( п.5). Прекращение права пользования землей в случаях, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, производится по постановлению (решению) органов, предоставивших земельные участки. Доказательств того, что Совет Министров РСФСР или иной соответствующий правомочный орган принимал распоряжение, решение о прекращении права пользования Челябинским областным управлением промышленности строительных материалов ( или его правопреемником ) земельным участком, предоставленным ему Распоряжением Совета Министров РСФСР от 15.04.1971г., суду не представлено. Судебная коллегия также учитывает следующее. | ||
13 | ||
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 02.04.2003г. по делу №А76-6450/01-1-236 военной прокуратуре Уральского округа г. Екатеринбург отказано в удовлетворении исковых требований, предъявленных в защиту государственных интересов и в интересах лесничества ЮС Чебаркульского района, к АО Территориальному межотраслевому комплексу « ЧЕСТЭМ» о взыскании долга за пользование участком лесного фонда МО РФ, так как участок площадью **** га изъят из гослесфонда ( Чебаркульское лесничество) распоряжением Совета Министров РСФСР № 691-р от 15.04.1971 г, решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся №49-10 от 09.02.71г. ( т.1 л.д. 112-1 13). Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2009г. по делу №А76-23170/2008-61-634/62 территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области отказано в удовлетворении заявления к управлению Роенедвижимости по Челябинской области о признании незаконными действий по проведению государственного кадастрового учета земельного участка площадью **** кв.м. с кадастровым номером ****. Суд установил, что указанный земельный участок образовался из земельного участка, изъятого из земель гослесфонда ( Чебаркульского военного лесничества) и переданного в постоянное пользование Челябинскому областному управлению промышленности строительных материалов распоряжением Совета Министров РСФСР № 691-р от 15.04.1971 г, решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся №49-10 от 09.02.71 г. : доказательств того, что указанный участок был изъят у Челябинского областного управления промышленности строительных материалов и отведен войсковой части **** , не представлено; действия Управления Роенедвижимости по утверждению землеустроительного дела, действия ФГУ « Земельная кадастровая палата» по проведению государственного кадастрового учета земельного участка площадью **** кв.м. с кадастровым номером ****, являются законными. Решение вступило в законную силу ( т. 1 л.д. 114-148). В суде апелляционной инстанции ответчик пояснил, что земельный участок, предоставленный Челябинскому областному управлению промышленности строительных материалов, в границах которого находится земельный участок с кадастровым номером ****, освоен, огорожен забором, используется под базу отдыха, на нем располагаются объекты недвижимости, пирс. Представители истца в судебном заседании не отрицали, что спорный земельный участок находился во владении ООО « ЧЕСТЭМ-СЕРВИС», но считают владение незаконным, не отрицали, что участок частично огорожен забором , на нем располагается спальный корпус, другие объекты, полагали, что постройки на данном участке начали возводиться после 80 годов. | ||
14 | ||
Указанное также подтверждает выводы суда о предоставлении в установленном законом порядке спорного земельного участка Челябинскому областному управлению промышленности строительных материалов, а также то, чю данный земельный участок с момента предоставления и по настоящее время используется ответчиком и его право пользования не прекращалось. Доводы апелляционной жалобы о том, что был осуществлен факт незаконной рубки древесины, что повлекло нарушение прав истца и возникновению вреда в размере**** руб., которое подлежит взысканию с причинителя вреда в полном объеме, не могут повлечь отмену решения суда. Учитывая ст.77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.2 ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 16 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что не представлено доказательств свидетельствующих о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером ****, в границах которого была произведена вырубка деревьев в количестве 15 штук, па каком -либо вещном праве принадлежит заявителю. Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для взыскания суммы ущерба в размере**** руб. в пользу ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что суду апелляционной инстанции представителем истца также не представлены документы подтверждающие, что спорный земельный участок с кадастровым номером ****, в границах которого была произведена вырубка деревьев в количестве 15 штук, на каком -либо вещном праве принадлежит ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ. Утверждения в апелляционной жалобе о том, что незаконно была проведена смена категории из «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности обороны, безопасности и земли иного специального назначения была переведена в «Земли особо охраняемых территорий», основанием к отмене решения служить не могут, поскольку выводов суда по существу спора не опровергают. С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к | ||
15 | ||
данным правоотношениям. В решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости. Основании для отмены пли изменения решения суда в апелляционном порядке судебная коллегия не усматривает. Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия | ||
ОПРЕДЕЛИЛА: | ||
Решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 13 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования.» Министерство обороны РФ - без удовлетворения. Председательствующий Судьи | ||