ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-143/13 от 10.09.2013 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

№ 11-143/13

Мировой судья Сергеева И.С.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10 сентября 2013 года                              г.Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего                                  Этвеш К.Н.

при секретаре                                                    Рише Т.В.

участием прокурора                                         Овчинниковой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Главного управления <адрес> по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и Управления социальной защиты населения по <адрес>     на решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску прокурора <адрес> в интересах Кайгородовой Н.П. к Управлению социальной защиты населения по <адрес> о признании действий незаконными и взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с иском в интересах Кайгородовой Н.П. к Управлению социальной защиты населения по <адрес> (далее Управлению) о признании незаконными действий Управления социальной защиты населения по <адрес> по учету полученной Кайгородовой Н.П. единовременной финансовой помощи на подготовку документов для государственной регистрации юридического лица в сумме № руб., а также при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в размере № руб. при расчете совокупного дохода семьи для начисления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, о взыскании с ответчика незаконно удержанной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере № № коп., об обязании Управления произвести перерасчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг без учета полученной Кайгородовой Н.П. единовременной финансовой помощи на подготовку документов для государственной регистрации юридического лица в сумме № руб., а также при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в размере № руб. с сентября ДД.ММ.ГГГГ г.

Впоследствии прокурор уточнил исковое заявление в части возложения обязанности на ответчика произвести перерасчет, просил суд взыскать недополученную Кайгородовой Н.П. сумму субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № коп., и незаконно удержанную сумму субсидии в размере № коп.

       В обоснование иска прокурором указано на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

       Ссылаясь на Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 761, а также на Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 512, прокурор полагает, что полученная Кайгородовой Н.П. единовременная финансовая помощь при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя не должна была учитываться в качестве составляющей среднедушевого дохода семьи Кайгородовой Н.П Соответственно, Кайгородова Н.П. по своему уровню доходов в период с ДД.ММ.ГГГГ г. не утратила право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Решением мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора <адрес> в интересах Кайгородовой Н.П. удовлетворены.

Управление социальной защиты населения по <адрес> обратилось в районный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение мирового судьи отменить в связи с тем, что Порядок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентируется Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила).

        В соответствии с пунктом 20 Правил, размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).

       Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии изложен в разделе V Правил. В соответствии с пунктом 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6-12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №14, ст. 1257)-, с учетом: а) видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одинокопроживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Перечень) (Собрание Законодательства Российской Федерации, №34, ст. 3374), за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок по оплате. Указанное изъятие применяется также для одиноко проживающих граждан;

      Судом не дана надлежащая оценка норме абзаца 5 подпункта д) пункта 1 Перечня, в совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина, при расчете среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для оказания им материальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендия и иная материальная помощь, выплачиваемая гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах;

       Единовременная финансовая помощь гражданам при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (далее - финансовая помощь) предоставляется гражданам в соответствии с Порядком предоставления гражданам единовременной финансовой помощи при регистрации.

      В соответствии с пунктом 1 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 792 "О реализации органами службы занятости населения <адрес> полномочий в области содействия занятости населения" расходными обязательствами <адрес> признаются расходы: на содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации. В соответствии с Порядком финансирования и расходования бюджетных средств в области занятости населения в <адрес> (утв. постановлением <адрес>) расходными обязательствами <адрес> признаются расходы:.. . в том числе на содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

       Получателями финансовой поддержки являются безработные граждане Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке в краевых государственных казенных учреждениях центрах занятости населения Алтайского и имеющие необходимую профессию (специальность) и квалификацию для трудоустройства на рабочие места, заявленные в органы службы занятости населения организациями, расположенными в другой местности.

      Таким образом, денежные средства, которые являлись предметом спора, были правомерно учтены при исчисления размера субсидии, так как данная финансовая поддержка оказывается безработным гражданам, для того чтобы они стали занятыми, размер субсидии рассчитан в соответствии с действующим законодательством.

            Аналогичные доводы содержатся и в апелляционной жалобе Главного управления <адрес> по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

В судебное заседании представитель Управления социальной защиты населения по <адрес> и представитель Главного управления <адрес> по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, истец ФИО1 не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем суд принял решение о рассмотрении жалоб в их отсутствие.

             Прокурор Овчинникова С.С. возражала против отмены обжалуемого решения, полагая его законным и обоснованным.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд, проверяя законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч.1 ст.327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, не находит оснований для отмены судебного постановления.

Удовлетворяя исковые требования прокурора <адрес> мировой судья исходил из того, что распоряжением Управления социальной защиты населения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере №. на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

       ФИО1 являлась безработным гражданином и состояла на учете в КГКУ «Центр занятости населения <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сдала в КГКУ ЦЗН <адрес> технико-экономическое обоснование проекта (бизнес-план), которое было одобрено соответствующими комиссиями. Заключив с КГКУ ЦЗН <адрес> договор предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации индивидуального предпринимателя № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 в соответствии с условиями названного договора зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя и предъявила соответствующее свидетельство в Центр занятости ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 перечислена единовременная финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации в размере №. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была перечислена финансовая помощь при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в размере № руб.

        На основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была снята с регистрационного учета как безработный гражданин.

       Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 обязуется в течение 30 календарных дней со дня заключения договора осуществить государственную регистрацию индивидуального предпринимателя и представить в КГКУ ЦЗН <адрес> соответствующее свидетельство.

        Управление социальной защиты населения по <адрес>, получив сведения о перечисленных ФИО1 указанных выше денежных средств, произвело перерасчет предоставленной за ДД.ММ.ГГГГ г. субсидии, удержав из дальнейших выплат ФИО1 № коп., в дальнейшем в спорный период уменьшило получаемую ФИО1 субсидию до № коп. Изложенное подтверждается копией ответа УСЗН на имя прокурора <адрес>, а также материалами личного дела льготополучателя ФИО1, копии которого приобщены к материалам гражданского дела.

       Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 обязана осуществить расходование перечисленной Центром занятости финансовой помощи в соответствии с бизнес-планом и условиями настоящего договора (пункт 3.3.9 договора). В течение срока действия договора ФИО1 обязана предъявлять по требованию Центра документы, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности, создание рабочих мест и трудоустройство безработных граждан, документы, подтверждающие целевое использование финансовой помощи. Целевое использование ФИО1 перечисленной Центром занятости финансовой помощи в соответствии с бизнес-планом и условиями договора подтверждается актом. В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ договора при прекращении предпринимательской деятельности ранее срока, предусмотренного договором, по причине, признанной соответствующей комиссией уважительной и (или) непредставления в Центр документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи в соответствии с условиями договора, ФИО1 обязана осуществить возврат суммы финансовой помощи в размере № руб. Пунктом 4.1 договора закреплено, что гражданин несет ответственность за нецелевое использование финансовой помощи в соответствии с действующим законодательством.

        Договор между КГКУ ЦЗН <адрес> и ФИО1 заключен в соответствии с Порядком предоставления гражданам единовременной финансовой помощи для государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, а также на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, утвержденным Постановлением <адрес> № от 30.12.2011.

        Анализ заключенного между истцом и КГКУ ЦЗН <адрес> договора, во взаимосвязи с положениями Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», с указанным выше Порядком предоставления гражданам финансовой помощи, свидетельствует о том, что единовременная финансовая помощь при государственной регистрации индивидуального предпринимателя и единовременная финансовая помощь на подготовку документов для государственной регистрации индивидуального предпринимателя являются финансовой помощью целевого характера в виде денежных средств, перечисляемых гражданину Центром занятости на конкретные цели, которые не могут быть использованы гражданином по собственному усмотрению на личные нужды или иные цели, не указанные в договоре и, соответственно, бизнес-плане. В том числе, гражданин (в рассматриваемом деле - ФИО1) не имела возможности и права распорядиться полученными средствами по собственному усмотрению, например, на оплату жилищно-коммунальных услуг или на приобретение продуктов питания, то есть на обеспечение своей жизнедеятельности.

        По смыслу названных правовых актов, учитывая понятие «доход», существую действующем законодательстве, оказанная ФИО1 финансовая помощь не является ее доходом.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

       Так, согласно Налоговому кодексу РФ, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций». Доходом считает увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников. Доходы включают такие статьи, как выручка от реализации продукции работ, услуг, проценты и дивиденды к получению, роялти, арендная плата, а также прочие доходы: поступления от продажи основных средств, нереализованные прибыли полученные вследствие переоценки рыночных ценных бумаг и др.

        Если проанализировать Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденный Постановлением Правительства РФ № от 20.08.2003, в частности, пункт 1, на который ссылаются представители ответчика и третьего лица, то становится очевидным, что в указанном перечне учтены те виды получаемых гражданином денежных средств, которыми гражданин вправе распоряжаться по собственному усмотрению, направляя их расходование, в том числе на обеспечение своей жизни - покупку продуктов питания, оплату коммунальных услуг, приобретение одежды и иных необходимых для жизни вещей и предметов. Абзац 5 подпункта «д» пункта 1 указанной Перечня, помимо иных выплат безработному, содержит такие виды доходов, которые выплачиваются безработным гражданам именно для поддержания их уровня существования. Рассматриваемая финансовая выплата, полученная ФИО1, носит иной характер, как по своему существу, так и в правовом смысле. То есть, по своей правовой природе финансовая помощь, полученная ФИО1, не является иной выплатой безработному, о которой идет речь в абзаце пятом подпункта «д» пункта первого Перечня доходов.

       Принимая во внимание изложенное, а также положения Налогового кодекса РФ, согласно которым финансовая помощь, выплаченная ФИО1, не подлежит налогообложения как доход, сопоставив понятие дохода и Перечень доходов, указанный выше, суд приходит к выводу о обоснованности и законности принято мировым судьей судебного участка № <адрес> решения и незаконности действий Управления социальной защиты населения по <адрес> по учету полученной ФИО1 единовременной финансовой помощи на подготовку документов для государственной регистрации индивидуального предпринимателя в сумме № руб., а также при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в размере 58 800 руб., при расчете совокупного дохода семьи для начисления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

      Доводы апелляционных жалоб судом во внимание не принимаются в виду того, что проводимая аналогия между подпунктом «е» пункта 34 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 761, и полученной ФИО1 единовременной финансовой помощи, применительно к рассматриваемому гражданскому делу несостоятельна ввиду различной природы отношений: 1) между государством, которое оказывает гражданину (ФИО1) единовременную финансовую помощь при регистрации индивидуального предпринимателя, 2) между иными лицами, которые, как указано в п.п. «е» п. 34 Правил, произвели оплату обучения в образовательных учреждениях всех типов, в случаях, когда такая оплата предоставлена на безвозвратной и безвозмездной основе.

Согласно ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции, рассматривая дело в пределах доводов апелляционных жалоб, решение мирового судьи оставляет без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по <адрес> о признании действий незаконными и взыскании денежных средств оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления социальной защиты населения по <адрес> и Главного управления <адрес> по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья                                                                                             К.Н. Этвеш