ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-1457/14 от 06.02.2014 Челябинского областного суда (Челябинская область)

        Дело №       11-1457/2014        Судья: Малиновская С.М.

        АПЕЛЛЯЦИОННОЕ       ОПРЕДЕЛЕНИЕ

               06 февраля 2014 года г.Челябинск Судебная коллегия по административным       делам Челябинского областного суда в составе:

        председательствующего:       Турковой Г.Л.,

        судей: Смолина       А.А., Малковой С.В.,

        при       секретаре: Бурцеве П.А.,

        рассмотрев       в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Колмыкова С.В. на решение Троицкого       городского суда Челябинской области от 05 декабря 2013 года по       гражданскому делу по заявлению Колмыкова С.В. об оспаривании решения жилищной       комиссии администрации города Троицка Челябинской области,

        заслушав       доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной       жалобы, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судебная       коллегия

        установила:

        Колмыков       С.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения жилищной       комиссии № 1465 от 03.09.2013 года в части отказа в признании его семьи       имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, иные денежные       средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части       превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, и в части отказа в       признании его семьи участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям       государственной поддержки для улучшения жилищных условий» долгосрочной       целевой программы «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в городе       Троицке Челябинской области на 2011 - 2015 годы, включении семью Колмыкова       С.В., в список молодых       семей - участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной       поддержки для улучшения жилищных условий» долгосрочной целевой программы       «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицке на       2011-2015 годы.

        В       обоснование заявления указано, что семья заявителя признана нуждающейся в       улучшении жилищных условий, полагает что проверка соответствия требованиям       для включения в число участников подпрограммы была проведена формально с       целью сокращения числа семей участников. При подаче заявления заявителю       предложили предоставить только справку формы 2-НДФЛ, вместе с тем, для       получения кредита заявитель может воспользоваться имеющимся залоговым       имуществом, предоставить гарантийные письма о предоставлении беспроцентных       займов, в случае включения семьи заявителя в число участников       подпрограммы, полагает что ему незаконно отказано в предоставлении права       на участие в

                      1

                      государственной программе       обеспечения жилыми помещениями.

        Заявитель       Колмыков С.В., его представитель Фомин М.С. поддержали заявленные       требования.

        Представитель       заинтересованных лиц администрации города Троицка Челябинской области,       Управления жилищно - коммунального хозяйства экологии, благоустройства,       транспорта и связи администрации города Троицка Челябинской области       Клышева А.Е., действующая по доверенностям в удовлетворении заявления       просила отказать.

        Судом постановлено решение об       отказе в удовлетворении требований.

        В       апелляционной жалобе Колмыков С.В. просит решение суда отменить,       удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы указано, что при       подаче заявления заявитель предоставил документы согласно перечню       требуемых документов предоставленного администрацией, ввиду чего судом       неверно указано, что при подаче заявления заявитель выбирал варианты       расчета доходов его семьи. Указывает на то, что был лишен возможности       предоставления дополнительных сведений об имеющихся накоплениях или иных       средствах для оплаты расчетной стоимости жилья, поскольку на заседание       жилищной комиссии не приглашался, о времени ее проведения не осведомлен.       Судом не опровергнуты доводы заявителя о том, что оспариваемым решением       жилищная комиссия не только признала семью заявителя не имеющей доходов       для получения кредита, но и признала семью заявителя не имеющей иных       денежных средств для оплаты расчетной стоимости жилья сверх       предоставляемой социальной выплаты. Обстоятельство наличия у семьи       заявителя иных денежных средств для оплаты разницы между стоимостью жилья       и предоставляемой субсидией не исследовалось, принятое решение об       отсутствии данных средств, по мнению заявителя, лишает в будущем       возможности повторного обращения с заявлением о включении семьи в       программу.

        Представитель       заявителя Колмыкова С.В. - Фомин М.С., действующий по доверенности в       судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы жалобы       поддержал.

        В       заседание суда апелляционной инстанции заявитель Колмыков С.В.,       представители заинтересованных лиц администрации города Троицка       Челябинской области, Управления жилищно - коммунального хозяйства       экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации города Троицка       Челябинской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела       извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщили, в связи с чем       судебная коллегия на основании ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ признала       возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

        Заслушав       пояснения представителя заявителя Колмыкова С.В. -Фомина М.С., проверив       материалы дела, обсудив доводы апелляционной

                      жалобы, судебная коллегия пришла       к следующему.

        В       соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса       Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде       решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа       местного самоуправления, должностного лица, государственного или       муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и       свободы.

        В       соответствии с частью 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса       Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из       публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных       требований.

        Основанием       для принятия решения суда о признании незаконным отказа является       одновременное несоответствие этого отказа закону, а также нарушение прав и       законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим       требованием.

        Совокупность указанных       обстоятельств по делу отсутствует.

        Судом       достоверно установлено и подтверждается представленными материалами       гражданского дела, что Колмыков С.В. обратился в Управление жилищно-       коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи       администрации г. Троицка (далее Управление ЖКХ ЭБТиС) с заявлением о       признании его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных       условий, и с заявлением на имя Главы г. Троицка о включении в состав       участников подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки       для улучшения жилищных условий» долгосрочной целевой программы «Доступное       и комфортное жилье-гражданам России» в городе Троицке на 2011-2015 года       молодую семью в составе: Колмыкова С.В., К.Л.С., **** года рождения, К.Р.С., **** года рождения, К.Г.С., **** года рождения, а также о признании молодой       семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо денежные средства       для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер       предоставляемой социальной выплаты, приложив к заявлению документы в виде       39 наименований, в том числе справку формы 2-НДФЛ, иных справок,       подтверждающих доходы заявителя или иные справки из кредитных организацией       заявителем не представлялись (л.д.27,28,15).

        04       сентября 2013 года решением жилищной комиссии, утвержденной постановлением       администрации г. Троицка Челябинской области от 03 сентября 2013 года       №1465 «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии №8 от 03       сентября 2013 года» №1703 семья Колмыкова С.В., в

                      составе 4       человек признана нуждающимися в улучшении жилищных условий, в соответствии       с Жилищным кодексом РФ, отказано в признании семьи имеющей достаточные       доходы позволяющие получить кредит (либо иные денежные средства для оплаты       расчетной (средней) стоимости жилья в части превышающей размер       предоставляемой социальной выплаты).

        Указанным       постановлением заявителю также было отказано в признании участниками       подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для       улучшения жилищных условий» долгосрочной целевой программы «Доступное и       комфортное жилье- гражданам России» в городе Троицке на 2011-2015 годы, по       причине несоответствия молодой семьи требованиям, указанным в п.28       подпрограммы, утвержденной постановлением администрации г. Троицка от       14.03.2011 года № 432.

        Отказывая       в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из       того, что при обращении заявителя с заявлением о признании молодой семьи,       имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо денежные средства для       оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер       предоставляемой социальной выплаты, дополнительных документов,       подтверждающих наличие денежных средств (дохода), заявителем представлены       не было, в связи с чем специалистами Управления ЖКХ ЭБТиС обоснованно       применялся расчет доходов семьи заявителя, исходя из представленных       заявителем документов, а именно сведений о доходах физических лиц за       истекший налоговый период и суммах начисленных, удержанных и перечисленных       в бюджетную систему Российской Федерации за истекший налоговый период       налогов по форме 2-НДФЛ, ввиду чего у жилищной комиссии Администрации       отсутствовали основания для принятия иного решения с учетом неизвестных       обстоятельств, имеющих существенное значение при разрешении вопроса о       признании молодой семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо       денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части,       превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

        С такими       выводами суда первой инстанции находит необходимым согласиться судебная       коллегия, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства,       регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего       исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с       обстоятельствами настоящего гражданского дела по правилам статьи 67       Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

        Преамбула       Федерального закона от 29.12.2006 года "О дополнительных мерах       государственной поддержки семей, имеющих детей" и его статьи 1 указывают       на то, что целью данного нормативного правового акта является создание в       Российской Федерации надлежащих условий,     обеспечивающих

                      4

                      достойную       жизнь семьям, имеющим детей, во исполнение Конституции Российской       Федерации и общепризнанных принципов установленных нормами международного       права, в частности части 3 статьи 27 Конвенции "О правах       ребенка".

        Постановлением       Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 утверждена       федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая в       себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением № 3 к       подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных       выплат на приобретение (строительство) жилья и их       использования.

        Как       следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной       целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, целью подпрограммы является       государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей,       признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных       условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств       федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской       Федерации и местных бюджетов.

        Задачами       подпрограммы являются предоставление молодым семьям -участникам       подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или       строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий       для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных       финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты       и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого       помещения или строительства индивидуального жилого дома.

        Постановлением       Правительства Челябинской области N 250-П от 16.11.2010 года утверждена       "Областная целевая программа "Доступное и комфортное жилье - гражданам       России" в Челябинской области на 2011-2015 годы", включающая в себя       подпрограмму "Оказание молодым семьям государственной поддержки для       улучшения жилищных условий".

        Постановлением       Правительства Российской Федерации также утверждены Правила       предоставления молодым семьям социальных выплат на       приобретение (строительство) жилья и их использование в рамках       реализации       подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой       программы "Жилище" на 2011-2015 годы".

        В       соответствие с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат       на приобретение (строительство) жилья и их использование, в рамках       реализации подпрограммы, п. 6, участницей

                      5

                      подпрограммы может       быть молодая семья, соответствующая ряду условий, а именно: возраст       каждого из супругов или одного родителя в неполной семье не превышает 35       лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствие с пунктом       7 Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных       денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости       жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной       выплаты.

        Постановлением       Администрации г. Троицка Челябинской области от 14.03.2011 года N 432       утверждена долгосрочная целевая программа «Доступное и комфортное жилье-       гражданам России» в городе Троицке на 2011-2015 года» (л.д. 104-114, 116),       в силу пункта 28 подпрограммы, участником подпрограммы может быть молодая       семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого       родителя и одного и более детей, соответствующая ряду условий, в том       числе: возраст каждого из супругов либо одного родителей в неполной семье       не превышает 35 лет; семья, признанная нуждающейся в жилом помещении в       соответствии с пунктами 20, 21 подпрограммы; наличие у семьи доходов,       позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для       оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер       предоставляемой социальной выплаты.

        Согласно       материалам дела, Колмыков С.В., **** года рождения, то есть возраст заявителя       не превышает **** лет, что       соответствует условию п.п. 1 п.28 подпрограммы.

        В       соответствие с пунктом 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях       понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в       улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи,       признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного       жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем       же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской       Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях,       предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того,       поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых       помещениях.

        Как       следует из материалов дела семья Колмыкова СВ. признана нуждающейся в       улучшении жилищных условий. Данные обстоятельства сторонами не       оспариваются.

        В силу       пункта 8 Правил порядок и условия признания молодой семьи, имеющей       достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные       средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части,       превышающей размер предоставляемой социальной     выплаты,

                      6

                      устанавливаются       органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

        Согласно       подпункту "д" пункта 28 подпрограммы, для участия в подпрограмме молодая       семья подает в Управление ЖКХ ЭБТиС ряд документов, в том числе документы,       подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы,       позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты       расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер       предоставляемой социальной выплаты.

        Порядок       признания молодой семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо       иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в       части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты указан в       приложении № 2 подпрограммы (п.24).

        В       соответствии с пунктом 2 указанного порядка для признания молодой семьи,       имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства       для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер       предоставляемой социальной выплаты, молодая семья представляет в       администрацию города Троицка следующие документы: кредитной организации,       подтверждающей соответствие молодой семьи требованиям платежеспособности,       установленным банками или другими организациями, предоставляющими       ипотечные жилищные кредиты или займы; справки о доходе по форме 2-НДФЛ       (или иного финансового документа) за прошедший и текущий годы, на всех       работающих членов семьи, которые станут получателями социальной выплаты;       выписки из лицевого банковского счета члена (членов) молодой семьи о сумме       собственных средств, находящихся на лицевом счете (счетах); векселя,       ценные бумаги, находящиеся в собственности членов молодой семьи;       письменное обязательство родителей, родственников и других физических и       /или юридических лиц по предоставлению гражданину денежных средств на       приобретение (строительство) жилья, заверенного нотариально; документы,       подтверждающие наличие имеющегося в собственности молодой семьи       недвижимого имущества (жилой дом, квартира, дача, садовые домики в       садоводческих товариществах) и их оценочную стоимость; заявление молодой       семьи о возможности доплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей       размер предоставляемой социальной выплаты, за счет продажи имеющегося       недвижимого имущества; документы, подтверждающие право молодой семьи на       использование средств (части средств) материнского (семейного)       капитала.

        Расчет       дохода молодой семьи производится Управлением ЖКХ администрации г. Троицка       на основании справок о доходе 2-НДФЛ (или иного финансового документа) за       прошедший и текущий годы, на всех работающих членов семьи, которые станут       получателями социальной выплаты (п.З порядка).

                      7

                      Судом       установлено, что расчет доходов либо иных денежных средств молодой семьи       производится в соответствии с Методикой оценки доходов и иных денежных       средств для признания молодой семьи имеющей достаточные доходы,       позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для       оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер       предоставляемой социальной выплаты в рамках настоящей подпрограммы,       изложенной в приложении 1 к настоящему Порядку. Расчет производится на       дату обращения молодой семьи с заявлением об участии в подпрограмме и на       дату обращения молодой семьи с заявлением о выдаче свидетельства о праве       на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или       строительство индивидуального жилого дома.

        Оценка,       проводимая органом местного самоуправления, для признания молодой семьи       имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные       денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости       жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты в       рамках настоящей подпрограммы, осуществляется по следующим вариантам:       во-первых оценка доходов либо иных денежных средств молодой семьи       определяется при предоставлении справки банка или иной кредитной       организации с указанием максимально возможной суммы кредита на       приобретение жилья, который может быть предоставлен членам молодой семьи       или одному из них; во-вторых оценка доходов либо иных денежных средств       молодой семьи определяется при предоставлении молодой семьей сведений о       доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах начисленных,       удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за       истекший налоговый период налогов по форме 2-НДФЛ, для индивидуальных       предпринимателей - по формам 3-НДФЛ, ЕНВД, ЕСХН, УСН, путем определения       расчетного размера максимально возможной суммы кредита на приобретение       жилья, который может быть предоставлен членам молодой семьи или одному из       них.

        Судом       первой инстанции обоснованно указано, что исходя из представленных истцом       документов, а именно сведений о доходах физических лиц за истекший       налоговый период и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в       бюджетную систему Российской Федерации за истекший налоговый период       налогов по форме 2-НДФЛ, специалистами Управления ЖКХ ЭБТиС применялся       второй вариант расчета, согласно которому сумма дохода семьи Колмыкова       С.В., по представленным им доказательствам, является ниже прожиточного       минимума на душу населения в Челябинской области.

        Решение       жилищной комиссии в оспариваемой заявителем части принято в связи с       непредставлением Колмыковым С.В. иных документов, содержащих сведения о       доходах или иных денежных средствах молодой семьи или справки банка или       иной кредитной организации, ввиду чего суд

                      8

                      пришел к       обоснованной выводу об отсутствии оснований для удовлетворения       требований.

        При этом       заявитель и члены его семьи, признаны нуждающимися в улучшении жилищных       условий и не лишены возможности повторного обращения с полным пакетом       необходимых документов. Таким образом, права и интересы заявителя       оспариваемым решением не нарушены.

        Указание в       жалобе на то, что при подаче заявления заявитель предоставил документы       согласно перечню требуемых документов предоставленного администрацией,       ввиду чего судом неверно указано, что при подаче заявления заявитель       выбирал варианты расчета доходов его семьи, является несостоятельным,       поскольку п.2 приложения №2 к подпрограмме предусмотрен исчерпывающий       список необходимых документов для признания молодой семьи, имеющей доходы,       позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты       расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер       предоставляемой социальной выплаты, для участия в подпрограмме, а перечень       документов по подпрограмме «Молодая семья», представленный заявителем,       носит рекомендательный характер и не является исчерпывающим для       предоставления необходимых документов для участия в подпрограмме «Оказание       молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий»       долгосрочной целевая программы «Доступное и комфортное жилье- гражданам       России» в городе Троицке на 2011-2015 года». Ввиду чего, при       предоставлении заявителем только справки 2-НДФЛ, судом обоснованно указано       на то, что специалистами Управления ЖКХ ЭБТиС применялся второй вариант       расчета.

        Довод       жалобы о том, что заявитель был лишен возможности предоставления       дополнительных сведений об имеющихся накоплениях или иных средствах для       оплаты расчетной стоимости жилья, поскольку на заседание жилищной комиссии       не приглашался, о времени ее проведения не осведомлен, не могут повлечь       отмены правильного по существу принятого решения суда, поскольку       доказательств того, что заявитель не мог представить необходимые документы       одновременно при подаче заявления о признании молодой семьи, имеющей       доходы, позволяющие получить кредит, либо денежные средства для оплаты       расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер       предоставляемой социальной выплаты, в материалах дела отсутствуют,       заявителем не представлены. Кроме того, положениями подпрограммы не       предусмотрено извещение гражданина о дате и времени заседания жилищной       комиссии. Согласно п. 31 подпрограммы о принятом решении о признании либо       об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы молодая семья       уведомляется администрацией г. Троицка в 5-дневный срок.

        Указание в       жалобе на то, что судом не опровергнуты доводы заявителя о том, что       оспариваемым решением жилищная комиссия не только признала семью заявителя       не имеющей доходов для получения кредита, но и     признала

                      9

                      семью       заявителя не имеющей иных денежных средств для оплаты расчетной стоимости       жилья сверх предоставляемой социальной выплаты, являются необоснованными,       как не нашедшие своего подтверждения в материалах дела. Все доводы       представителя заявителя судом рассмотрены и им дана надлежащая       оценка.

        Доводы       жалобы о том, что обстоятельства наличия у семьи заявителя иных денежных       средств для оплаты разницы между стоимостью жилья и предоставляемой       субсидией не исследовались, являются несостоятельными, и не могут повлечь       отмену обжалуемого решения, поскольку уже являлись предметом исследования       суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка с учетом всех       обстоятельства.

        Ссылка в       жалобе на то, что принятое решение об отсутствии средств, лишает заявителя       в будущем возможности повторного обращения с заявлением о включении семьи       в программу, не влечет отмену судебного решения, поскольку сводится к       иному субъективному толкованию заявителем норм права.

        Судом       первой инстанции при рассмотрении настоящего дела правильно определены и       установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения       спора по существу, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права,       регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено       законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам       апелляционной жалобы.

        Нарушений       судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную       отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было (часть 4 статьи 330       Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

        Руководствуясь ст.ст.       328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,       судебная коллегия

                      определила:

                      Решение       Троицкого городского суда Челябинской области от 05 декабря 2013 года       оставить без изменения, апелляционную жалобу Колмыкова С.В. - без удовлетворения.

        Апелляционное       определение вступает в законную силу со дня его принятия.      

                      Председательствующий:

                      Судьи:

                      ю