ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-14758/17 от 09.11.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ 11-14758/2017

Судья Мокроусова Л.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Шушкевич О.В.

судей Скрябиной С.В., Швайдак Н.А.

при секретаре Подмаревой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 09 ноября 2017 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Главного Управления Министерства внутренних дел России по Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 15 августа 2017 года по иску ФИО1 к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Челябинской области о признании права на получение надбавки к пенсии по случаю потери кормильца.

Заслушав доклад судьи Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика Главного Управления Министерства внутренних дел России по Челябинской области ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился с иском к Главному Управлению Министерства внутренних дел по Челябинской области (далее ГУ МВД России по Челябинской области) о признании права на пенсионное обеспечение в полном объеме, обязании выплачивать надбавку к пенсии по потере кормильца согласно положениям ст. ст. 45, 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1), взыскании задолженности по выплате пенсии по потере кормильца за период с 05 апреля 2012 года по 05 апреля 2017 года.

В обоснование заявленных требований указал, что является получателем пенсии по случаю потери кормильца, как сын ***-сотрудника ГУВД Челябинской области, который погиб при исполнении обязанностей военной службы, принимая участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики. При назначении пенсии надбавка в размере 32% в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года


2

№ 4468-1 ему не установлена и не выплачивается.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель Папко 3.А. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика ГУ МВД России по Челябинской области ФИО3 исковые требования не признала.

Представитель третьего лица Отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Челябинской области в судебном заседании не участвовал.

Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил частично. Признал за ФИО1 право на повышение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, обязал ГУ МВД России по Челябинской области выплачивать ФИО1 пенсию с учетом положений п. «г» 4.1 ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 с 01 апреля 2017 года. Взыскал с ГУ МВД России по Челябинской области в пользу ФИО1 сумму надбавки к пенсии за период с 01 апреля 2016 года по 31 марта 2017 года в размере 14 483 руб. 63 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.

В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Челябинской области просит решение суда отменить ввиду его незаконности в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. Указывает на то, что в соответствии с законом надбавка к пенсии предусмотрена для лиц, имеющих статус ветерана боевых действий. При этом размер всех видов пенсий зависит только от размера денежного довольствия сотрудника, который увеличению в связи с участием в боевых действиях не подлежит. Полагает, что надбавка является выражением меры социальной ответственности государства перед лицами, имеющими определенные государственные заслуги, связанные с выполнением гражданского или служебного долга, и не распространяется на родственников этих лиц. На момент смерти ***получателем пенсии не являлся, не имел статуса ветерана боевых действий и не мог его приобрести в последующем, что имеет существенное значение для рассмотрения дела, поскольку лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ, были законодательно отнесены к числу ветеранов боевых действий с принятием Федерального закона от 27 ноября 2002 года № 158-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах». Документом, подтверждающим права ветерана боевых действий, является удостоверение единого образца, для получения которого законодательством установлен заявительный порядок, предусматривающий выражение воли


3

заинтересованного лица путем подачи соответствующего заявления. *** волю на получение статуса ветерана боевых действий при жизни не выразил и не мог этого сделать ввиду отсутствия на тот момент соответствующей нормативной базы и правовых оснований.

Истец ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, представитель третьего лица Отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Челябинской области явился без надлежаще оформленной доверенности, в связи с чем не был допущен к участию в судебной заседании. На основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело без участия указанных лиц.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда в полном объеме.

Согласно п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них. В то же время суд апелляционной инстанции на основании абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.

Под интересами законности с учетом положений ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях социальной защиты и в иных случаях необходимости охранения правопорядка.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,


4

объяснения представителя ответчика, судебная коллегия в интересах законности и в целях защиты прав истца на получение пенсии в полном размере считает необходимым проверить обжалуемое решение суда в полном объеме, выйдя за пределы апелляционной жалобы, не связывая себя ее доводами, и полагает решение суда подлежащим изменению в части в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и семей этих лиц производится в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1.

Согласно п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с данным законом, повышаются: участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в п.п. «а»-«ж» и «и» пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 % расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 закона, который равен размеру социальной пенсии, предусмотренному пп. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», и пересматривается одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам боевых действия относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны РФ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ.

Из материалов дела следует, что ФИО1, ***рождения, с 01 сентября 2002 года является получателем пенсии по случаю потери кормильца за погибшего отца - ***, ***, погибшего 11 августа 2002 года при исполнении служебных обязанностей при проведении контртеррористичес-


5

кой операции на территории Северо-Кавказского региона (л.д. 6, 10, 21, 22, 43-44).

31 марта 2017 года ФИО1 обратился в ОПО ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области с заявлением о перерасчете пенсии с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 (л.д. 34).

Письмом от 03 апреля 2017 года в перерасчете пенсии ФИО1 отказано в связи с отсутствием права на такое повышение, поскольку в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 пенсии повышаются ветеранам боевых действий, к которым истец не относится (л.д. 12).

Разрешая спор и признавая право истца на повышение пенсии, суд первой инстанции, проанализировав положения ст.ст. 45 и 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, пришел к правильному выводу о том, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семей в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.

При этом суд первой инстанции указал на то, что в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» боевыми действиями на территории РФ признается выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях РФ, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года. Следовательно, лица, принимавшие участие в выполнении задач в указанных условиях, признаются ветеранами боевых действий.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции с учетом следующего.

В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 09 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона РФ» периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях, и которые утверждены руководителем


6

Регионального оперативного штаба, а со 02 августа 2006 года -руководителем контртеррористической операции.

В силу п. 2 постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Из содержания приведенных нормативно-правовых актов следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов, подтверждающих непосредственное участие сотрудников органов внутренних дел в боевых действиях.

Как следует из дополнительно приобщенных к материалам дела документов, в период нахождения в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона *** принимал участие в боевых действиях при проведении контртеррористической операции в Чеченской Республике в н.п. Аргун с 01 августа 2002 года по 11 августа 2002 года, что подтверждается выпиской из приказа первого заместителя командующего Объединенной группировкой войск (сил) от МВД России - руководителя группы управления временной оперативной группировки органов внутренних дел и подразделений МВД России от 06 сентября 2002 года № 6521, архивной справкой ГУ МВД России по Челябинской области от 28 марта 2012 года № 7/А П-837 о периодах участия ***в боевых действиях (л.д. 80-82).

Таким образом, ***как принимавший участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» являлся ветераном боевых действий, а потому члены его семьи имеют право на повышение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с законом надбавка к пенсии предусмотрена для лиц, имеющих статус ветерана боевых действий, не распространяется на родственников этих лиц, на момент смерти *** получателем пенсии не являлся, не имел статуса ветерана боевых действий, соответствующего удостоверения не получал, являются несостоятельными.

В соответствии с ч. 5 ст. 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 года


7

№ 4468-1 при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные ст. 45 закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующее повышение пенсии.

Таким образом, из содержания указанной нормы следует, что повышение в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 производится не только к пенсии, получаемой самим военнослужащим, но и к пенсии по случаю потери кормильца в случае смерти военнослужащего, поэтому суд обоснованно признал за истцом право на получение указанного повышения к пенсии.

Ссылка ответчика на то, что *** не имел статуса ветерана боевых действий, соответствующего удостоверения не получал, не исключает право истца на применение в отношении него п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, поскольку факт участия ***в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ материалами дела доказан.

Разрешая требования в части, касающейся определения периода для перерасчета пенсии, суд первой инстанции учитывал, что перерасчет пенсии носит заявительный характер, т.е. производится на основании заявления получателя пенсии, указав также, что данная надбавка к пенсии по случаю потери кормильца членам семьи ветеранов боевых действий не может быть установлена ранее 01 января 2008 года.

Между тем, суд первой инстанции неправильно определил дату, с которой подлежит перерасчету пенсия истца.

В соответствии со ст. 55 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца производится:

а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения;

б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.

В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

Учитывая, что с заявлением о перерасчете пенсии ФИО1 обратился 31 марта 2017 года, перерасчет должен быть произведен с 31 марта


8

2016 года, а не с 01 апреля 2016 года, как указал суд первой инстанции.

Кроме того, судом допущена ошибка при определении суммы пенсии, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца за период с 31 марта 2016 года по 31 марта 2017 года, поскольку судом не учтено, что в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» социальные пенсии индексируются - ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в РФ за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством РФ.

Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 51-ФЗ размер социальной пенсии, предусмотренный п. 1 ст. 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», с 01 января 2013 года был увеличен до 3 626 руб. 71 коп.

Впоследствии были утверждены коэффициенты индексации:

с 01 апреля 2013 года - 1,0181 - постановление Правительства РФ от 29 марта 2013 года №281;

с 01 апреля 2014 года - 1,171 - постановление Правительства РФ от 22 марта 2014 года № 220;

с 01 апреля 2015 года - 1,103 - постановление Правительства РФ от 18 марта 2015 №247;

с 01 апреля 2016 года - 1,04 - Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 385-ФЗ;

с 01 апреля 2017 года - 1,015 - постановление Правительства РФ от 16 марта 2017 года № 307.

Таким образом, надбавка к пенсии по случаю потери кормильца ФИО1 подлежала исчислению из размера социальной пенсии по состоянию 31 марта 2016 года, который составлял 4 769 руб. 09 коп., а затем с учетом индексации с 01 апреля 2016 года - 4 959 руб. 85 коп.

С учетом изложенного надбавка, подлежащая взысканию в пользу истца за период с 31 марта 2016 года по 31 марта 2017 года, должна исчисляться из суммы 59 672 руб. 04 коп. (за март 2016 года - 153 руб. 84 коп. + 59 518 руб. 20 коп. (с 01 апреля 2016 года по 31 марта 2017 года), что составит 19 095 руб. 05 коп. (59 672 р. 04 коп. х 32%).

Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 15 августа

2017 года в части размера надбавки к пенсии по случаю потери кормильца,


9

подлежащей взысканию с Главного Управления Министерства внутренних дел по Челябинской области в пользу ФИО1, и периода взыскания указанной надбавки изменить, изложив резолютивную часть решения в данной части в следующей редакции.

Взыскать с Главного Управления Министерства внутренних дел по Челябинской области в пользу ФИО1 надбавку к пенсии по случаю потери кормильца за период с 31 марта 2016 года по 31 марта 2017 года в размере 59 915 руб. 62 коп.

Это же решение суда в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного Управления Министерства внутренних дел по Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: