ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-14958/16 от 13.10.2016 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ 11-14958/2016

Судья Барашева М.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 октября 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего судьи Никитенко Н.В. судей Киневой О.Н., Беломестновой Ж.Н.

при секретаре Абжалиловой А.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 21 июля 2016 года по иску ФИО1 к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные сети», Обществу с ограниченной ответственностью «Комитет городского хозяйства» о возложении обязанности произвести перерасчет по оплате теплоснабжения.

Заслушав доклад судьи Никитенко Н.В. об обстоятельствах дела и доводах жалобы, объяснения ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к МУП «Коммунальные сети», ООО «Комитет городского хозяйства» (далее ООО «КГХ») о возложении обязанности произвести перерасчет платежей по оплате теплоснабжения, начисленных собственникам помещений в многоквартирном доме, исключив из платы за теплоснабжение 97,31 Гкал, начисленные согласно корректировке платы за коммунальные услуги по отоплению за 2014 год, что составляет **** рублей **** копеек.

В обоснование требований указала, что на основании протокола общего собрания № 1 от 23 ноября 2015 года она является председателем Совета многоквартирного дома ****. Ранее управляющей компанией являлось ООО «КГХ», затем ООО «ЖЭК № 2». В 2013 году в данном доме был установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. После его установки начисление платы за теплоснабжение производится по нормативу. В октябре 2015 года стало известно, что произведено доначисление платы за тепловую энергию в размере **** руб./кв.м. площади занимаемого соответствующим собственником жилого помещения. Увеличение объема поставки тепловой энергии в многоквартирный дом возникло не по вине его собственников, и собственники не могут отвечать за излишки поставки тепловой энергии,


возникшие не по их вине.

Истец ФИО1, ее представитель адвокат Субботина У.В. поддержали заявленные исковые требования.

Ответчик - представитель МУП «Коммунальные сети» ФИО2 не признала исковые требования.

Представитель ООО «Комитет городского хозяйства», ООО «Жилищно-эксплуатационная контора № 2» ФИО3; возражала против удовлетворения исковых требований.

Суд постановил решение, которым отказал в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, сылается на то, что суд неверно распределил бремя доказывания. Считает, что обязанность доказывания оказания услуг надлежащего качества потребителю лежит на исполнителе, регулировку системы отопления должна осуществлять эксплуатирующая организация ООО «КГХ», снятие показаний приборов учета теплоснабжения должно производится в присутствии жителей дома, необоснованным начисление платы за теплоснабжение за период 2014 года в спорном доме. Указывает на то, что прибор учета не был введен в эксплуатацию надлежащим образом, поэтому показания такого прибора учета не могут служить основанием для корректировки платы за коммунальную услугу по теплоснабжению.

Представители ООО «Комитет городского хозяйства», ООО «Жилищно-эксплуатационная контора № 2», МУП «Коммунальные сети» в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, причин неявки не сообщили. Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является собственником квартиры ****.

Решением общего собрания собственников указанного дома от 23 ноября 2015 года ФИО1 избрана ****, а управляющей компаний данного многоквартирного дома избрано ООО «ЖЭК № 2», с которым заключен


договор управления многоквартирного дома 01 декабря 2015 г. Ранее в качестве управляющей компанией было избрано ООО «КГХ».

МУП «Коммунальные сети», являясь ресурсоснабжающей организацией, был установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме ****, допущен в эксплуатацию 28 августа 2013 года. Собственниками данного многоквартирного дома не были приняты меры к установлению общедомового прибора учета тепловой энергии в установленный законом срок (до 01 июля 2012 г.).

В 2015 году МУП «Коммунальные сети» была произведена корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению в данном доме по итогам календарного 2014 года, установлена недоплата с добавлением к начислению 97,31 Гкал, что составило **** рублей **** коп. (**** руб./ кв.м.).

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом ФИО1 не представлены доказательства, подтверждающие незаконность действий МУП «Коммунальные сети» по производству корректировки.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства и установленных обстоятельствах дела.

В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляющие, в том числе, отопление (теплоснабжение), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Как следует из п.п. «б» п.21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2016 № 3074 (далее - Правила) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и

з


жилых домов" при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Поскольку производство корректировки по оплате за отопление предусмотрено, указанными выше правилами, то судебная коллегия приходит к выводу, что в действиях МУП «Коммунальные сети» отсутствует нарушение действующего законодательства.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности произвести перерасчет на ООО «КГХ» суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих, что потребление тепловой энергии в 2014 году было в большем количестве, чем рассчитано по нормативу и оплачено собственниками, а также отсутствия нарушений в предоставлении собственникам спорного жилого дома тепловой энергии в 2014 году, и пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон «Об

энергосбережении...») производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к системам централизованного теплоснабжения и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Исходя из положений ст.ст. 153, 154 Жилищного кодекса РФ граждане (наниматели, арендаторы, собственники жилых посещений) обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за пользование жилым помещением, плата за содержание жилого помещения, плата коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за тепловую энергию.

4


В соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

В обоснование своих требований ФИО1 ссылается на то, что перерасход теплоэнергии произошел вследствие неисправности запорной арматуры, обязанность по содержанию и ремонту которой должны нести ответчики, а также. произвести перерасчет платежей, исключив сумму перерасхода.

Из протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома **** от 05 ноября 2011 года следует, что собственниками избран способ управления - управляющая компания ООО «КГХ».

Согласно протоколу общего собрания от 12 февраля 2012 года были приняты об избрании способа управления многоквартирного дома -непосредственное управление собственниками помещений, о заключении с 01.02.2012 года с управляющей организацией ООО «КГХ» договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме сроком на 5 лет до 01.02.2017 года, об утверждении формы договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме с управляющей организацией ООО «КГХ».

Корректировка платы за отопление с учетом потребленной тепловой энергии допускается только в том случае, если имеются показания прибора учета за весь истекший год, предшествующий производству корректировки.

Данные правила не допускают осуществление корректировки платы за отопление при функционировании прибора учета не полный год. Поскольку корректировка возможно только при наличии сведений фактического потребления тепловой энергии за каждый месяц в течение года. Проведение корректировки возможно по истечении календарного года при наличии совокупного объема потребленной тепловой энергии на нужды отопления по показаниям общедомового прибора учета.

Согласно пункту 2.1 договора № **** от 01.01.2012 года МУП «Коммунальные сети» обязано вести лицевые счета потребителя, осуществлять своевременное начисление платы за предоставляемые коммунальные услуги и ее предъявление в виде отдельных квитанций и иных документов (пп. «ж»), осуществлять перерасчет платы за предоставляемые коммунальные услуги в случаях и в порядке, предусмотренных жилищным


законодательством РФ (пп. «з»).

При таких обстоятельствах, правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что при проведении корректировку предоставленной коммунальной услуги за 2014 год МУП «Коммунальные сети» действовало в рамках полномочий указанного договора. Корректировка произведена по итогам календарного 2014 года.

Доказательства, подтверждающие причины потребления коммунальной услуги по предоставлению тепловой энергии в размере большем на 97,31 Гкал, то есть некачественное оказание коммунальной услуги ответчиками, материалы дела не содержат. Доказательства обратного истцом не представлены.

Между тем, из актов весеннего осмотра и обследования энергоэффективности многоквартирного дома **** от 18 апреля 2014 года и осеннего осмотра от 28 октября 2014 года какие-либо недостатки, влекущие увеличение потребления тепловой энергии, не установлены.

Согласно перечню и периодичности услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме указанные работы проводятся два раза в год (в начале и конце отопительного сезона), входят в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290.

Согласно постановлению Правительства РФ от 03.04.2013 года № 290 в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме входит, в том числе, общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах:

- проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах) (п. 18),

- работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах: испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем отопления (п.19).

6


Таким образом, исполнителем оказания коммунальной услуги в спорный период являлось ООО «КГХ». Основания для возложения на МУП «Коммунальные сети» обязанности произвести перерасчет по оплате теплового снабжения отсутствуют.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу от отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1

Доводы апелляционной жалобы о том, что прибор учета не был введен в эксплуатацию надлежащим образом, поэтому показания такого прибора учета не могут служить основанием для корректировки платы за коммунальную услугу по теплоснабжению, не влекут отмену решения суда, поскольку согласно акту допуска общедомового прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию от 28.08.2013 года, подписанному представителями ООО «КГХ» и МУП «Коммунальные сети», узел учета тепла соответствует «Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя», претензии не поступили.

Судебной коллегией не принимаются во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность доказывания оказания услуг надлежащего качества потребителю лежит на исполнителе, регулировку системы отопления должна осуществлять эксплуатирующая организация ООО «КГХ», снятие показаний приборов учета теплоснабжения должно производится в присутствии жителей дома, необоснованным начисление платы за теплоснабжение за период 2014 года в спорном доме, поскольку данный доводы были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции и этим доводам судом дана правильная, содержащаяся в решении, оценка.

Таким образом, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно применен закон, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

7


Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 21 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8