ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-15583/17 от 28.11.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

г-

Дело № 11-15583/2017 Судья Штрауб Г.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 ноября 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Швайдак Н.А.,

судей Шушкевич О.В., Андрусенко И.Д.,

при секретаре Подмаревой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Щербаковой Валентины Павловны на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 26 сентября 2017 года по иску Щербаковой Валентины Павловны к Управлению социальной защиты населения администрации Сосновского муниципального района Челябинской области об отмене решений, взыскании компенсации морального вреда, расходов.

Заслушав доклад судьи Швайдак Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца Щербаковой В.П., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Истец Щербакова В.П. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Сосновского муниципального района Челябинской области (далее по тексту - УСЗН администрации Сосновского муниципального района Челябинской области) об отмене решения о начислении субсидии из расчета 15 560 руб. 15 коп. при допустимой доле расходов на оплату 22 %, начислении субсидии из расчета реального дохода в сумме 6 700 руб. за период с января 2017 года по июнь 2017 года включительно, отмене решения о приостановлении начисления субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг (далее по тексту - ЖКУ) с 01 марта 2017 года как незаконное.

В обоснование иска указала на то, что в ноябре 2016 года обратилась к ответчику с заявлением о получении субсидии на оплату ЖКУ. Является пенсионеркой, инвалидом 3 группы, малоимущей, с размером пенсии 6700 руб., что ниже прожиточной корзины. Предоставляла документы в соответствии с Постановлением Правительства от 14 декабря 2005 года N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» с января 2017 года. УСЗН начислило субсидию за январь 2017 года в размере 160 руб. 43 коп., в феврале - 897 руб. 79 коп.,


определив доход в размере 16 560 руб. 15 коп., исходя из допустимой доли расходов на оплату жилья из расчета 22%, в то время как доход должен быть определен из расчета 6 700 руб. в 11 %. Сумма супсидии перечислена во второй половине февраля 2017 года и в дальнейшем переводилась во второй половине месяца, что несет задолженность по оплате ЖКУ. Доход рассчитан путем сложения аннуитетного платежа за ипотечный кредит в размере 9 836 руб. 15 коп. и пенсии, что нарушает положения ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и Закон РФ от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей». Считает, что на основании ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об оказании услуги ответчиком по начислению субсидии с января 2017 года подлежит признанию незаконным и ничтожным, с обязанием ответчика на основании п. 28 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года №761 пересчитать субсидию исходя из дохода 6 700 руб. и пересчитать субсидию, исходя из дохода 6 700 руб., перечислить на счет истца. Поскольку договор о предоставлении государственной услуги незаконный, то санкция о приостановлении начисления субсидии с 01 марта 2017 года является незаконной и подлежит отмене. Указывает на то, что по вине ответчика из-за незаконных действий поставщика государственной услуги она находилась в постоянном длительном стрессе.

Истец Щербакова В.П. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, извещена, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представители ответчика УСЗН администрации Сосновского муниципального района Челябинской области Синицына Е.В., Чупина Е.В., действующие на основании доверенности, в судебном заседании суда первой инстанции с иском не согласились, указав на то, что фактически истцу начислена и выплачена льгота в период с января 2017 года по август 2017 года.

Решением суда в удовлетворении исковых требований Щербаковой В.П. отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе и уточнениях к ней истец Щербакова В.П. просит отменить обжалуемое решение суда, вынести новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. Ссылается на нарушение судом ст. ст. 12, 55, 67, 107, 154, 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства №761, Постановления Правительства Челябинской области от 23 мая 2012 года №247 «Об условиях начисления субсидии на оплату коммунальных услуг», что суд не исследовал должным образом представленные доказательства. Суд не запросил расчет суммы субсидии необходимой формы из расчета дохода в размере 6 700 руб., а руководствовался только справкой ответчика о выплатах. Суд не

2


принял во внимание отсутствие доказательств начисления истцу субсидии с января 2017 года по августа 2017 года в соответствии с Постановлением Правительства №761 на оплату коммунальных услуг, а также в соответствии с региональными стандартами Постановления Правительства Челябинской области от 23 мая 2012 года №247, не произвел расчеты начисления субсидии согласно правовым нормам по указанной форме начисления субсидии (л.д. 164-170,188-191).

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик УСЗН администрации Сосновского муниципального района Челябинской области указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения. Считает, что ответчиком права истца на условия оказания государственной услуги начисления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не нарушил, жилищные субсидии назначались и выплачивались в соответствии с действующим законодательством, истцом не доказан моральный вред, причиненный действиями ответчика, требования о взыскании неустойки не основаны на нормах действующего законодательства и подлежат оставлению без удовлетворения (л.д. 193-194).

Ответчик УСЗН администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя, в связи с чем судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив законность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения не имеется.

Согласно ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее -субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со

з


среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту -Правила).

Условиями, определяющими право граждан на получение субсидии, являются: - наличие у заявителя и членов семьи гражданства Российской Федерации; - наличие у заявителя соответствующего установленного основания пользования жилым помещением; - наличия у заявителя и членов семьи регистрации по месту жительства; - отсутствия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или заключения соглашения по ее погашению; - превышения расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг над максимально допустимой долей в совокупном доходе семьи.

Согласно п. 3 Правил право на жилищную субсидию имеют: -пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; - наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; - члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; - собственники жилого помещения.

Согласно п. 20 вышеуказанного Постановления Правительства РФ, размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта

4


максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее -региональные стандарты).

Предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии: неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев. Уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц, (п.п. 56, 57 Постановления Правительства РФ №761).

Согласно п.60 указанного Постановления предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии: г) непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

Согласно под п. «ж» п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года №512, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе алименты, получаемые членами семьи.

Судом установлено, что 28 декабря 2016 года Щербаковой В.П. поданы заявление и документы в отдел субсидий по вопросу предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

29 декабря 2016 года Щербакова В.П. предоставила недостающие документы (сведения об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг).

Распоряжением УСЗН администрации Сосновского муниципального района Челябинской области № 1663 Щербаковой В.П. назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 января 2017 года.

Распоряжением УСЗН администрации Сосновского муниципального района Челябинской области № 12 от 13 марта 2017 года выплата субсидии

5


приостановлена с 01 марта 2017 года на основании п.59 Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 года №761 в связи с неуплатой получателем субсидии текущих платежей (л.д. 98).

Распоряжением УСЗН администрации Сосновского муниципального района Челябинской области № 18 от 19 апреля 2017 года прекращена выплата субсидии с 01 мая 2017 года в соответствии с п. 60 Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 года №761 по причине непогашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (л.д. 94).

27 апреля 2017 года произведен перерасчет размера субсидии без учета сумм материальной помощи родственника, сумма субсидии осталась неизменной (л.д. 92).

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что ответчиком 27 апреля 2017 года произведен перерасчет размера субсидии, с 01 мая 2017 года прекращена выплата субсидии в связи с непогашением задолженности, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Щербаковой В.П.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, полагая их соответствующими обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не исследовал должным образом представленные доказательства, руководствовался только справкой ответчика о выплатах, не принял во внимание отсутствие доказательств начисления истцу субсидии с января 2017 года по августа 2017 года, не произвел расчеты начисления субсидии согласно правовым нормам по указанной форме начисления субсидии, несостоятельны.

Из материалов дела следует, что Щербакова В.П. являясь инвалидом 3 группы с 29 октября 2016 года зарегистрирована в жилом помещении по адресу:***.

По заявлению от 22 ноября 2016 года истцу назначены меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно положений которого инвалидам предусмотрено предоставление 50% компенсации расходов на оплату жилого помещения и оплату коммунальных услуг, инвалидам, проживающим в жилых помещениях, находящихся в собственности компенсация расходов за оплату жилищных услуг не предоставляется.

6


Постановлением Правительства Челябинской области от 20 июля 2011 года №230-П утверждено Положение о порядке назначения отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.

27 апреля 2017 года по представлению прокурора, до подачи искового заявления, Щербаковой В.П. произведен перерасчет субсидии без учета сумм материальной помощи родственника, в результате которого доля расходов на оплату жилищных услуг составила 11%, совокупный доход семьи в месяц 6724 руб., размер субсидии за январь 2017 года составил 160 руб. 43 коп., за февраль 2017 года 897 руб. 79 коп. (л.д. 74).

УСЗН администрации Сосновского муниципального района Челябинской области получив информацию о наличии у истца задолженности по оплате коммунальных услуг, решением от 13 марта 2017 года приостановило предоставления истцу субсидии, руководствуясь положениями п. 60 Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 года №761.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о законности решения ответчика, как по перерасчету размера субсидии, так и приостановлению ее выплаты, поскольку заявителем не были представлены документы, подтверждающие отсутствие задолженности по оплате коммунальных услуг, либо соглашения о их уплате.

Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения судебного акта по доводам апелляционной жалобы.

При таких обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств не может служить основанием к отмене правильного по существу решения. Доводы жалобы направлены на неправильное толкование законодательства, на переоценку доказательств и фактических обстоятельств по настоящему гражданскому делу, которые были всесторонне, полно и объективно исследованы судом.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального

7


кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сосновского районного суда Челябинской области от 26 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Щербаковой Валентины Павловны - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8