ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-16318/17 от 12.12.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ 11-16318/2017

Судья Главатских Л.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 декабря 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Швайдак Н.А.,

судей Андрусенко И.Д., Шушкевич О.В.,

при секретаре Дюсембаеве А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 25 сентября 2017 года по иску ФИО1 к Министерству социальных отношений Челябинской области о возложении обязанности предоставить ежемесячные денежные выплаты, компенсацию расходов на погребение реабилитированных лиц и конфискованного имущества.

Заслушав доклад судьи Швайдак Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области ФИО2, действующего на основании доверенности, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области с учетом уточнений о предоставлении ежемесячной денежной выплаты как «ветерану труда», «реабилитированному», а также компенсации расходов на погребение реабилитированных лиц в размере 600 000 руб. и конфискованного имущества в размере 25 500 руб. (л.д. 3-4, 8).

В обоснование заявленных требований указал на то, что он в настоящее время является «Ветераном труда», а также относится к числу реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. Однако, льготы, установленные законодательством, он не получает. Кроме того, его членам семьи, пострадавших от политических репрессий, местом смерти которых является Пензенская и Омская области, на изготовление памятника ответчик обязан возместить денежную компенсацию в размере 600 000 руб., а также за конфискацию их имущества в размере 25 500 руб.


Определением суда от 13 июня 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление социальной защиты населения администрации Миасского городского округа Челябинской области (далее по тексту - УСЗН администрации Миасского городского округа Челябинской области).

В судебное заседание суда первой инстанции истец ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области ФИО2 в судебном заседании суда первой инстанции возражал против иска, представил письменный отзыв на исковое заявление.

Представитель третьего лица УСЗН администрации Миасского городского округа Челябинской области в судебное заседание первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом.

Решением суда в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит отменить решение суда, вынести новое об удовлетворении исковых требований. Не согласен с выводами суда, просит предоставить ему ежемесячную денежную выплату как «ветерану труда», «реабилитированному», а также компенсацию расходов на погребение реабилитированных лиц в размере 600 ООО руб. и конфискованного имущества в размере 25 500 руб. (л.д. 63).

Третье лицо УСЗН администрации Миасского городского округа Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы ФИО1, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.

2


Из материалов дела следует, что ФИО1 состоит на учете в УСЗН администрации Миасского городского округа Челябинской области по категориям «реабилитированный», «Ветеран труда», «***», что подтверждается копиями удостоверений о предоставлении льгот как «Ветерану труда», «лицу, признанному пострадавшим от политических репрессий и впоследствии реабилитированного», копией справки МСЭ-2012 № 2457686, сведениями третьего лица (л.д. 5, 23).

Удостоверение истцу ФИО1 о предоставлении льгот на основании Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» было выдано УСЗН администрации Миасского городского округа Челябинской области 07 ноября 2011 года (л.д. 5).

Согласно ответу Управления социальной защиты населения администрации Миасского городского округа Челябинской области от 20 июня 2017 года №3231/9, истцу ФИО1 предоставляются по наиболее выгодному основанию меры социальной поддержки по категории ***- ежемесячно предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, рассчитанная поставщиками жилищно-коммунальных услуг на основании фактических начислений в соответствии с Законом Челябинской области от 23 июня 2011 года №148-30 «О внесении изменений в некоторые законы Челябинской области в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан» (л.д. 23).

Из дополнения к исковому заявлению ФИО1 следует, что местом жительства его реабилитированных родственников является Пензенская и Омская области.

Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что истец по наиболее выгодному основанию получает меры социальной поддержки по категории ***, оснований для удовлетворения исковых требований истца о предоставлении ежемесячной денежной выплаты как «Ветерану труда» и «реабилитированному» не имеется, местом жительства реабилитированных родственников истца и местом нахождения конфискованного имущества на момент применения репрессий к отцу истца является Пензенская и Омская области, поэтому оснований для возложения на ответчика обязанности по выплате расходов, связанных с погребением реабилитированных лиц, и компенсации стоимости конфискованного имущества не имеется.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, полагая их соответствующими обстоятельствам дела и

3


основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.

В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», предусматривающей предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, а также гражданам, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области установлены статьями 5 и 6 Закона Челябинской области от 28 октября 2004 года № 282-30 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области», согласно которому жертвам политических репрессий, в том числе, предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 1200 рублей с индексацией в соответствии с коэффициентом, устанавливаемым законом Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Аналогичные меры социальной поддержки содержатся в пп. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона «О ветеранах» (ежемесячная денежная выплата для «Ветеранов труда» составляет: 960 рублей - ветеранам труда, не пользующимся услугами местной телефонной связи и 1100 рублей -ветеранам труда, пользующимся услугами местной телефонной связи) и в пп. 3 п. 2 ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ежемесячная денежная выплата для инвалидов 3 группы установлена в размере 1236 рублей).

В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона «О ветеранах», п. 3 ст. 28.1 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 2 ст. 2 Закона Челябинской области от 28 октября 2004 года № 282-30 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области», если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату,

4


предусмотренную различными нормативными правовыми актами, независимо от основания, по которому она устанавливается, то выплата предоставляется по одной их категорий по выбору гражданина.

Исходя из анализа указанных норм права, истец имеет право претендовать по своему выбору только на ежемесячную денежную выплату по одному основанию.

Согласно п. 11 п. 1 ст. 5 Закона Челябинской области от 28 октября 2004 года № 282-30 реабилитированным лицам осуществляются следующие меры социальной поддержки: возмещение расходов, связанных с погребением реабилитированного лица, в размере 2 ООО рублей.

В силу п. 3 Положения о порядке возмещения расходов, связанных с погребением реабилитированного лица, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 16 марта 2011 года № 64-П, возмещение расходов, связанных с погребением реабилитированного лица, осуществляется органами социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов Челябинской области по месту жительства умершего.

В соответствии со ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.

При невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в размере не более 4 ООО рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В таких же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества.

В случаях, когда факт конфискации, изъятия или выхода имущества из владения иным путем установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества, выплачиваются денежные компенсации в размере до 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома.

Возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится реабилитированным лицам по месту нахождения или реализации этого имущества на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее

5


время реабилитированные лица.

В случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди.

Заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение 3 лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации - в течение 3 лет с момента получения документа о реабилитации.

Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации «О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий».

Ссылки в апелляционной жалобе на несогласие с выводами суда, необходимости предоставления истцу ежемесячной денежной выплаты как «ветерану труда», «реабилитированному», а также компенсации расходов на погребение реабилитированных лиц в размере 600 ООО руб. и конфискованного имущества в размере 25 500 руб., не влияют на правильность оспариваемого решения суда и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Исходя из анализа п. 3 ст. 13 Закона «О ветеранах», п. 3 ст. 28.1 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 2 ст. 2 Закона Челябинской области от 28 октября 2004 года № 282-30 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области», следует, что если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную различными нормативными правовыми актами, независимо от основания, по которому она устанавливается, то выплата предоставляется по одной из категорий по выбору гражданина.

В связи с чем судом первой инстанции обоснованно указано на то, что основания для предоставления истцу ежемесячной денежной выплаты как «ветерану труда», а так же как «реабилитированному» одновременно отсутствуют, так как ФИО1 предоставляются по наиболее выгодному основанию меры социальной поддержки по категории ***.

6


В материалы дела истцом не были представлены какие либо доказательства подтверждающие расходы, связанные с погребением реабилитированного лица, а так же, доказательства конфискованного имущества, с учетом данного обстоятельства суд правомерно указал на отсутствие оснований для предоставления выплат по спорным требованиям.

Постановлением Правительства Челябинской области от 16 марта 2011 года №64-П «О порядке возмещения расходов, связанных с погребением реабилитированного лица» утверждено Положение о порядке возмещения расходов, связанных с погребением реабилитированного лица.

В силу п. 3 данного Положения возмещение расходов, связанных с погребением реабилитированного лица, осуществляется органами социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов Челябинской области по месту жительства умершего.

В соответствии с п. 4 указанного Положения для возмещения расходов, связанных с погребением реабилитированного лица, следует предоставить перечень документов, необходимых для возмещения расходов, связанных с погребением реабилитированного лица:

1) заявление о возмещении расходов, связанных с погребением реабилитированного лица, с указанием способа получения суммы возмещения по форме, установленной Министерством социальных отношений Челябинской области (далее именуется - заявление);

2) документ, удостоверяющий личность обратившегося;

3) свидетельство о смерти реабилитированного лица;

4) свидетельство о реабилитации (если смерть реабилитированного лица последовала до получения свидетельства о реабилитации - справка о реабилитации установленной формы);

5) документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или по месту пребывания умершего;

6) платежные документы, подтверждающие факт произведенных затрат (кассовые чеки, в оговоренных законодательством Российской Федерации случаях - бланки строгой отчетности соответствующей формы);

7) справка органа социальной защиты по месту жительства (пребывания) умершего, подтверждающая, что по месту жительства (пребывания) умершего возмещение расходов, связанных с его погребением, не осуществлялось (в случае если лицо, осуществившее погребение реабилитированного лица, желает получить возмещение расходов, связанных с погребением реабилитированного лица, по месту пребывания (жительства) умершего);

8) документ, подтверждающий полномочия законного представителя лица, осуществившего погребение реабилитированного лица (в случае если от имени лица, осуществившего погребение реабилитированного лица, выступает его законный представитель).

7


Лицо, осуществившее погребение реабилитированного лица, посредством личного обращения или его законный представитель представляют в орган социальной защиты документы, указанные в настоящем Положении, представление которых является для лица, осуществившего погребение реабилитированного лица, обязательным.

Органы социальной защиты запрашивают в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и сведения, указанные в настоящем пункте, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Челябинской области и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении органов местного самоуправления, предоставляющих государственную услугу, иных органов местного самоуправления, государственных органов и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Лицо, осуществившее погребение реабилитированного лица, или его законный представитель могут направить заявление почтовым отправлением или в форме электронного документа в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июля 2011 года N 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов».

Прием заявления, поданного лицом, осуществившим погребение реабилитированного лица, лично или через его законного представителя, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой органами социальной защиты.

Согласно п. п. 5, 6 указанного Положения возмещение расходов, связанных с погребением реабилитированного лица, назначается и выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти реабилитированного лица.

Решение о возмещении расходов, связанных с погребением реабилитированного лица, принимается руководителем органа социальной защиты в течение 10 календарных дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами.

8


ФИО1 не представлено суду первой инстанции достаточных доказательств его обращения в соответствии с перечисленными выше требованиями законодательства за выплатой ему денежных средств на погребение.

Истец в дополнениях к исковому заявлению ссылался на то, что местом жительства его реабилитированных родственников является Пензенская и Омская области, в связи с чем судом первой инстанции обосновано сделан вывод об отсутствии оснований для возложения на Министерство социальных отношений Челябинской области обязанности возместить расходы, связанные с погребением реабилитированных лиц.

Кроме того, судом правомерно указал на то, что с исковыми требованиями о возмещении стоимости конфискованного имущества истец обратился в 2017 году, с учетом требований указанного выше законодательства, срок для обращения в суд с такими требованиями истек.

В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы, доводы подателя жалобы о несогласии с вынесенным решением суда направлены на переоценку представленных сторонами доказательств.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора, повлекших вынесение незаконного решения, не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 25 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

9