ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-164 от 14.09.2010 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

                                                                                    Центральный районный суд г. Омска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

дело №11-164/2010

Апелляционное определение

Центральный районный суд города Омска

в составе председательствующего судьи Щеглакова Г.Г.

при секретаре Хомяковой Ю.Е.,

рассмотрел в открытом судебном заседании 14 сентября 2010 года апелляционную жалобу Шестаков В.М. на решение мирового судьи судебного участка № 97 Центрального АО г. Омска от 20 июля 2010 года по иску Шестаков В.М. к Военному комиссариату Омской области о взыскании недополученной пенсии по выслуге лет с учетом индексации, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Шестаков В.М. к Военному комиссариату Омской области о взыскании недополученной пенсии по выслуге лет за период с 20.05.1994 года по 01.12.2000 года с учетом индекса потребительских цен в размере 16 530 рублей 06 копеек отказать».

у с т а н о в и л :

Истец Шестаков В.М. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Омской области Министерства обороны РФ о взыскании стоимости недополученной пенсии по выслуге лет с учетом индексации. В обоснование требований указал, что он является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию за выслугу лет. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. № 65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усиления их социальной защиты» приложением №8 установлены размеры процентных надбавок за выслугу лет военнослужащим (кроме военнослужащих срочной службы), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Процентная надбавка за выслугу лет, при выслуге лет от 20 до 25 лет составляет 35%, более 25 лет - 40%. Истец имеет выслугу лет 20 лет. Военный комиссариат занизил истцу значение процентной надбавки за выслугу лет: вместо 35% исчислил 30%, не учитывая военную службу в качестве курсанта и используя данное значение до 01 декабря 2000 года. Считает действия Военного комиссариата по установлению ему заниженного значения процентной надбавки незаконными, что соответственно привело к занижению размера пенсии. Просит взыскать с Военного комиссариата Омской области в свою пользу недополученную сумму пенсии за период с 20.05.1994 года по 01.12.2000 года с учетом индекса потребительских цен в размере 17079 рублей 10 копеек.

В порядке ст. 39 ГПК РФ истец уточнил требования, просит взыскать с ответчика в пользу истца недополученную сумму пенсии за период с 20.05.1994 года по 01.12.2000 года с учетом индекса потребительских цен в размере 16530 рублей 06 копеек, а кроме того, судебные расходы на юридические услуги - 3000 руб. Указали, что истец, являясь пенсионером Министерства обороны РФ, получает пенсию за выслугу лет, в соответствии с Федеральным Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Истец, в период с 01.09.1979г. по 15.07.1983г. являлся курсантом Ярославского высшего военного училища. В соответствии с п. 3 статьи 31 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе», до заключения контракта о прохождении военной службы курсант имеет правовое положение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, пользуется правами, льготами и преимуществами, предусмотренными законодательством для военнослужащих срочной службы и их семей. Постановлением №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее- срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условия, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находящихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении. Пунктом 1 данного Постановления определено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитываются: военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, формированиях правительственной связи, войсках гражданской обороны, органах безопасности и внешней разведки, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств.

Пенсии лицам, проходившим военную службу, исчисляются, согласно Закону РФ от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" из денежного довольствия военнослужащих; для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия; пенсии, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением.

Согласно п.1 Указа Президента РФ от 21 января 1993 г. №104 «О нормативно правовых актах центральных органов государственного управления Российской Федерации» установлено, что нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 г. и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат официальному опубликованию в газете "Российские вести", если иное не предусмотрено законодательством. Следовательно, при разрешении споров не влекут за собой правовых последствий по регулированию отношений: разъяснительные письма, секретные приказы и другие акты министерств и ведомств РФ, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные, в установленном законом порядке.

Постановлением Совета Министром - Правительства РФ от 27 января 1993 №65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усиления их социальной защиты» были установлены размеры процентных надбавок за выслугу лет военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел согласно приложению №8. по которому: процентная надбавка за выслугу лет, при выслуге лет от 20 до 25 лет составляет 35%, а от 25 и более - 40%.

Аналогичны условия назначения процентной надбавки содержаться в Служебной инструкции Главного управления военного бюджета и финансирования министерства обороны РФ от 25 февраля 1993г. № 180/13/1-91 (ВПР 93-11) «О порядке пересмотра пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27 января 1993г. №65».

Как видно из указанных выше нормативно правовых актов, регулирующие на тот момент правоотношения по назначению процентной надбавки за выслугу лет, никаких дополнительных требований, а также уточняющих условий для назначения процентной надбавки за выслугу лет, кроме как наличие выслуги лет законодательством не устанавливается.

В дальнейшем процедура назначения процентной надбавки за выслугу лет была дополнительно урегулирована Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2000г. №524. согласно которому стали применяться повышенные проценты выплат и льготное исчисление выслуги лет.

По неизвестных причинам, при назначении истцу пенсии Военным комиссариатом Омской области взято заниженное значение процентной надбавки за выслугу лет в 30%, вместо 35%, это связано с тем, что при назначении процентной надбавки за выслугу лет ответчиком не была принята во внимание военная служба истца в качестве курсанта. Заниженное значение процентной надбавки за выслугу лет использовалось военным комиссариатом при начислении пенсии вплоть до 01 декабря 2000 года, что повлекло заниженный размер начисления пенсии. Просят взыскать с Военного комиссариата Омской области в пользу истца сумму недоплаты пенсии, в связи с увеличением процентной надбавки за выслугу лет, за период с момента назначения пенсии 20.05.1994 по 01.12.2000г. с учетом индексации потребительских цен в сумме 16530,06 рублей, а также судебные расходы в размере 3000 рублей за оказание юридических услуг.

Решением мирового судьи судебного участка № 97 ЦАО г. Омска от 20.07.2010 года постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Шестаков В.М. к Военному комиссариату Омской области о взыскании недополученной пенсии по выслуге лет за период с 20.05.1994 года по 01.12.2000 года с учетом индекса потребительских цен в размере 16 530 рублей 06 копеек отказать».

В апелляционной жалобе Шестаков В.М. ставит вопрос об отмене решения мирового судьи судебного участка № 97 ЦАО г.Омска от 20.07.2010 г. В обоснование указал, что в период с 12.03.1992 г. по 01.12.2000 г. он не проходил службу в армии, находился в запасе, имея статус пенсионера, следовательно, как пенсионеру правовое регулирование и определение размера пенсии осуществляли только федеральные пенсионные нормативные акты. Для военных пенсионеров в спорный период определялось только одно понятие при исчислении пенсии - выслуга лет. Понятие выслуга лет для выплаты процентной надбавки за выслугу лет относится только к действующим военнослужащим. Следовательно, при назначении и выплате пенсии применению подлежит понятие выслуга лет.

В судебное заседание истец Шестаков В.М., извещенный надлежаще, не явился.

В судебном заседании представитель истца Вист И.И., действующий на основании доверенности, апелляционную жалобу поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным.

В судебном заседании представитель ответчика Военного комиссариата Омской области Чуднова М.А., действующая на основании доверенности, считает решение мирового судьи судебного участка № 96 ЦАО г.Омска от 20.07.2010 г. законным и обоснованным, апелляционную жалобу Шестакова В.М. необоснованной.

Проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи.

В соответствии со ст. 327 ГПК РФ рассмотрение дел судом апелляционной инстанции производится по правилам производства в суде первой инстанции.

В судебном заседании установлено, что истец уволен с военной службы 19.05.1994г., ему назначена пенсия за выслугу лет (20 лет) и установлена процентная надбавка 30%, в период с 01.09.1979г. по 15.07.1983г. являлся курсантом Ярославского высшего военного училища.

В соответствии с действующим в то время Законом СССР "О всеобщей воинской обязанности" от 12 октября 1967 года (ч. 2 ст. 11) граждане, принятые в военно-учебные заведения, состояли на действительной военной службе и именовались курсантами. На них распространялись обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы. Они и их семьи пользовались правами, льготами и преимуществами, предусмотренными законодательством для военнослужащих срочной службы и их семей.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона РФ № 4338-1 от 22.01.1993 года «О статусе военнослужащих» военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с федеральным законом о воинской обязанности и военной службе. К военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины. Солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту, сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты военных общеобразовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта.

Таким образом, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта имеют правовое положение военнослужащих по призыву.

Не смотря на то, что закон включает в понятие военнослужащих всех лиц, проходящих военную службу, однако, это, безусловно, не означает, что все категории военнослужащих пользуются одинаковым объемом социальных гарантий и не существует никаких различий между прохождением военной службы по призыву (включая курсантов) и военной службы по контракту, о чем свидетельствуют положения ст. 3 и ст. 10 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих».

Следовательно, довод представителя истца о том, что ответчик неверно применил процентную надбавку 30% при исчислении выслуги лет является необоснованным.

Исчисление выслуги лет для назначения пенсии и исчисление выслуги лет для начисления процентной надбавки к окладу денежного содержания имеют различную правовую основу.

Процентная надбавка за выслугу лет впервые стала учитываться в денежном довольствии для исчисления пенсии на основании ст. 46 Закона СССР от 28.04.1990г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих» и постановлений Совета Министров СССР от 24.07.1990г. №725, от 15.12.1990г. №1290.

В связи с принятием Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» с 01.01. - 20%; от 10 до 15 лет - 25%; от 15 до 20 лет - 30%; от 20 до 25 лет - 35%, при выслуге 25 лет и более -40%.

На день увольнения истца с военной службы его выслуга лет для начисления пенсии составила 20 лет, а выслуга лет для исчисления процентной надбавки за выслугу лет составляла 17 лет 09 месяцев и 22 дня, согласно послужному списку.

При этом из послужного списка следует, что в стаж для исчисления выслуги лет для начисления пенсии включен период с 01.09.1970 г. по 27.07.1973г. прохождения обучения в училище, который не подлежал включению в стаж для исчисления процентной надбавки за выслугу лет.

Таким образом, до 30.11.2000 г. выплата пенсии истцу правомерно производилась с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 30%, что соответствует выслуге лет истца для исчисления процентной надбавки за выслугу лет 17 лет 09 месяцев и 22 дня.

Выплата пенсии истцу с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 30% осуществлялась до 30.11.2000г., т.е. до перерасчета пенсии в связи с принятием постановления Правительства РФ от 14.07.2000г. №524 «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей».

Указанным постановлением был изменен порядок исчисления выслуги лет для выплаты процентной надбавки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в частности, в зачет выслуги лет для исчисления процентной надбавки военнослужащим по контракту стали учитываться периоды их службы в качестве военнослужащих по призыву.

Поскольку ни в Постановлении Правительства РФ от 14 июля 2000 года N 524 "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей", ни в одноименном 1993г. был полностью изменен порядок, исчисления пенсий пенсионерам МО РФ.

Выслуга лет для назначения пенсии исчисляется в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Исчисление выслуги лет для начисления процентной надбавки производилось в период с 01.02.1993г. по 30.11.2000г. в соответствии с постановлением Правительства от 27.01.1993г. № 65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усиления их социальной защиты», которым установлена процентная шкала и приказом МО СССР от 14.08.1978г. № 075, которым установлены периоды военной службы, включаемые для подсчета выслуги лет для исчисления процентной надбавки.

Постановлением Правительства РФ от 27.01.1993г. №65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим» изменена процентная шкала для исчисления процентной надбавки за выслугу лет, а сами периоды военной службы, включаемые для подсчета выслуги лет для исчисления процентной надбавки, были оставлены без изменений.

Согласно приложению №8 к вышеназванному постановлению от 27.01.1993г. №65, действовавшему в спорный период времени, размеры ежемесячных процентных надбавок за выслугу лет определены при выслуге лет от 5 до 10 лет приказе Министра обороны РФ N 450-2000, ни в иных нормативных правовых актах не содержится положений, позволяющих приравнять военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, в том числе и в качестве курсантов военно-учебных заведений до заключения ими контрактов или в период действия Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности" по правам и льготам к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, то законных оснований для удовлетворения требований заявителей не имеется.

При этом, мировым судьей обоснованно сделан вывод о надуманности доводов истца о признании незаконными и не подлежащими применению нормативных правовых актов по причине не опубликования, так как во втором разделе Конституции Российской Федерации "Заключительные и переходные положения" прямо указано, что правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей ей.

С учетом изложенного, суд считает, что решение мирового судьи является законным, поскольку вынесено при соблюдении норм процессуального права, в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям. В решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.

Оснований для отмены или изменения решения мирового судьи в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, суд не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи судебного участка № 97 Центрального АО г. Омска от 20 июля 2010 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шестаков В.М.- без удовлетворения.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья Г.Г.Щеглаков