ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-16545/17 от 14.12.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело №11-16545/2017

судья Штрауб Г.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судьи Шалиевой И.П.,

судей Давыдовой В.Е., Винниковой Н.В.,

при секретаре Цыпине И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 декабря 2017 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Сосновского района Челябинской области на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 27 сентября 2017 года по иску прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Новый Кременкуль, администрации Кременкульского сельского поселения об обязании совершить действия.

Заслушав доклад судьи Шалиевой И.П. об обстоятельствах дела и доводах апелляционного представления, возражения, объяснения прокурора Малышевой О.П., поддержавшей доводы представления, представителя ответчика администрации сельского поселения Новый Кременкуль по доверенности ФИО1, возражавшего относительно доводов представления, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском с учетом уточнений к администрации сельского поселения Новый Кременкуль, администрации Кременкульского сельского поселения об обязании администрации муниципального образования «сельское поселение «Новый Кременкуль» Сосновского муниципального района Челябинской области в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу поставить в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Челябинской области на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объект электросетевого хозяйства, расположенный на территории сельского поселения Новый Кременкуль - воздушную линию (ВЛ) - 04 кВ с питанием от КТП- 400 10/0,4 кВ «Полянки»;

возложении на администрацию муниципального образования «Сельское поселение «Новый Кременкуль» Сосновского муниципального района Челябинской области по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет обязанности по включению в муниципальную собственность объекта электросетевого хозяйства, расположенного на территории сельского поселения Новый Кременкуль -


воздушную линию (ВЛ) - 04 кВ с питанием от КТП- 400 10/0,4 кВ «Полянки»;

об обязании администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу поставить в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Челябинской области на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объект электросетевого хозяйства, расположенный на территории Кременкульского сельского поселения - ответвление от опоры № 82 ВЛ-10 51 кВ фидер 36 ПС «Новоградская», комплексную трансформаторную подстанцию (КТП) - 400 10/0,4 кВ «Полянки»;

о возложении на администрацию Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет обязанности по включению в муниципальную собственность объекта электросетевого хозяйства, расположенного на территории Кременкульского сельского поселения - ответвление от опоры № 82 ВЛ-10 кВ фидер 36 ПС «Новоградская», комплексную трансформаторную подстанцию (КТП) - 400 10/0,4 кВ «Полянки».

В обоснование заявленных требований указал на то, что согласно информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество объекты электроснабжения ни за кем не зарегистрированы. Прокуратурой района ранее в Администрацию было внесено представление с требованием о постановке на баланс указанного имущества, обращении с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Челябинской области о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи - указанного имущества. Администрация сельского поселения Новый Кременкуль до настоящего времени не приняла необходимых мер по постановке указанного бесхозяйного имущества на баланс. Объект электросетевого хозяйства является объектом недвижимости, право собственности, на которое в силу ч.1 ст. 131 ГК РФ, подлежит государственной регистрации в ЕГРН. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Поскольку вопросы энергоснабжения населения относятся к ведению органов местного самоуправления поселений, то принятие сетей в муниципальную собственность является обязанностью органов местного самоуправления поселений.

Помощник прокурора Сосновского района Челябинской области Мещерякова О.Г. в суде первой инстанции уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчика администрации муниципального образования «сельское поселение «Новый Кременкуль» Сосновского муниципального


з

района Челябинской области - Глава Администрации сельского поселения Новый Кременкуль ФИО2, по доверенности ФИО1 в суде первой инстанции с исковыми требованиями не согласились, суду пояснили, что данный объект не является самовольной постройкой, поскольку является собственностью НП «Полянки», в соответствии с чем требования прокурора не подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области по доверенности ФИО3 в суде первой инстанции с исковыми требованиями не согласилась, полагала, что у указанного объекта имеется собственник.

Представитель третьего лица ДНП «Полянки»- председатель ДНП «Полянки» ФИО4 в суде первой инстанции с исковыми требованиями не согласилась, представила документы подтверждающие строительство указанного объекта за счет средств ДНП, пояснила, что объект до настоящего времени не поставлен на учет, в связи с отсутствием денежных средств на оплату государственной пошлины и межевых работ.

Суд первой инстанции принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В апелляционном представлении прокурор Сосновского района Челябинской области просит решение суда отменить, принять новое, ссылаясь на то, что фактически ДНП «Полянки» права владения спорными объектами не реализует, обязанности по их обслуживанию и обеспечению надлежащего технического состояния, своевременному проведению ремонтных работ на кого-либо не возложены. Строительство объектов электросетевого хозяйства осуществлялось за счет средств жителей дачного поселка Полянки, а ДНП «Полянки» выступало лишь заказчиком работ по строительству спорных объектов. Таким образом, ДНП «Полянки право собственности на объекты электросетевого хозяйства не приобрело. Спорные объекты являются коллективной собственностью граждан, в связи с чем вывод суда о том, что у объектов электросетевого хозяйства фактически имеется собственник, является неверным. Согласно информации Администрации сельского поселения Новый Кременкуль, объекты электросетевого хозяйства расположенные на территории ДНП «Полянки» находятся в собственности ДНП, согласно ответу председателя правления ДНП от 20.01.2014 право собственности на указанные объекты находятся в стадии регистрации, до настоящего времени право собственности на спорные объекты ни за кем не зарегистрировано. Спорные объекты жизнеобеспечения являются бесхозяйными и находятся в бесконтрольном состоянии, что ставит в затруднительные условия потребителей электроэнергии, подающейся через данные объекты. Непринятие мер по обслуживанию линий электропередач


влечет возможность возникновения чрезвычайных ситуаций на территории населенных пунктов. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, поскольку вопросы энергоснабжения населения относятся к ведению органов местного самоуправления поселений, то принятие сетей в муниципальную собственность является обязанностью органов местного самоуправления поселений, однако Администрация никаких действий по постановке спорного имущества на учет в качестве бесхозяйного не предпринимает (л.д. 181-184).

В отзыве на апелляционное представление администрация Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области просит решение суда оставить без изменения.

Представитель ответчика администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, представители третьих лиц администрации Сосновского муниципального района, ДНП «Полянки» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Челябинского областного суда, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам представления.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что объекты электросетевого хозяйства не являются бесхозяйными, были построены ДНП «Полянки» для обеспечения электроэнергией данного партнерства.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.


Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по сведениям Управления Росреестра по Челябинской области вышеуказанные объекты электросетевого хозяйства не зарегистрированы (л.д.64-66).

Согласно договору аренды земельного участка №79/2006 от 09.08.2006 НП «Полянки» предоставлен земельный участок площадью 14,0447 га под строительство дачного поселка (л.д. 160-168).

Общим собранием членов НП «Полянки» от 29.05.2009 принято решение о проектировании эклектроснабжения территории НП ( л.д. 115).

Разработан проект ООО «Челинпрострой» «Внешнее электроснабжение дачного поселка «Полянки» в 2012 (лю.д.116-128).

Согласно договору №17/Э-2 от 02.04.2013 осуществлено строительство электросетей ВЛ-0,4 кВ, заказчик ДНП «Полянки», подрядчик ООО «СК «Экодом» (л.д. 122-123).

Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Согласно статье 1 Федерального Закона N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях (далее - Закон N 66-ФЗ), имущество общего пользования - это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных" потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).


В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона N 66-ФЗ имущество общего пользования может находиться как в совместной собственности членов некоммерческих объединений граждан, так и в собственности такого объединения.

Установлено, что решением собрания членами ДНП «Полянки» принято решение о строительстве объектов электросетевого хозяйства, которые возведены за счет членов ДНП «Полянки» на земельном участке, предоставленном НП «Полянки».

Факт принятия данного решения и обстоятельства возведения сетей могут свидетельствовать о том, что спорное имущество не было бесхозяйным.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что спорное имущество не может быть признано бесхозяйным, является правильным.

Доводы представления, что фактически ДНП «Полянки» права владения спорными объектами не реализует, обязанности по их обслуживанию и обеспечению надлежащего технического состояния, своевременному проведению ремонтных работ на кого-либо не возложены, не свидетельствуют о том, что спорное имущество является бесхозяйным.

Ссылки в представлении, что строительство объектов электросетевого хозяйства осуществлялось за счет средств жителей дачного поселка Полянки, а ДНП «Полянки» выступало лишь заказчиком работ по строительству спорных объектов, в связи с чем ДНП «Полянки право собственности на объекты электросетевого хозяйства не приобрело, спорные объекты являются коллективной собственностью граждан, а вывод суда о том, что у объектов электросетевого хозяйства фактически имеется собственник, является неверным, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

То обстоятельство, что до настоящего времени право собственности на спорные объекты ни за кем не зарегистрировано, не опровергает выводов суда о том, что данные объекты не являются бесхозяйными, способ приобретения права муниципальной собственности возможен лишь тогда, когда отсутствуют правопритязания на соответствующие объекты недвижимости. В данном случае, как следует из обстоятельств дела, правопритязания на спорное имущество имеет ДНП «Полянки». Кроме того, ДНП «Полянки» владеет спорными объектами недвижимости, что дает ему возможность претендовать на приобретение права собственности на спорное имущество в силу Закона №66-ФЗ.


7

Указание, что спорные объекты жизнеобеспечения находятся в бесконтрольном состоянии, что ставит в затруднительные условия потребителей электроэнергии, подающейся через данные объекты, непринятие мер по обслуживанию линий электропередач влечет возможность возникновения чрезвычайных ситуаций на территории населенных пунктов, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, так как объекты электросетевого хозяйство находятся в общей собственности членов ДНП «Полянки» - собственников дачных участков и строений, отказа от права собственности на данное имущество не имеется, в связи с чем они должны нести права и обязанности собственников сетей, в том числе, по содержанию указанного имущества.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено. Апелляционное представление не содержит каких-либо обстоятельств неисследованных судом первой инстанции, направлена на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сосновского районного суда Челябинской области от 27 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Сосновского района Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: