ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-1/2014 от 21.01.2014 Первомайского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

 Дело № 11- 1 \2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 « 21 » января 2014 года город Новосибирск

 Первомайский районный суд города Новосибирска в составе: председательствующего судьи Бобриковой АО

 С участием помощника Прокурора г.Новосибирска Юдинцева СА

 Представителя ответчика ФИО1

 При секретаре судебного заседания Баяновой ЕН

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению Прокурора г.Новосибирска на решение Мирового судьи 4 судебного участка Первомайского района г.Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении иска Прокурора г.Новосибирска в интересах Николаевой Зои Р. к ООО «ТеплоГазСервис» о признании договора по обеспечению технической возможности и технологического присоединения к газопроводу от ДД.ММ.ГГГГ №3-Д, заключенного между ФИО4 и ООО «ТеплоГазСервис» недействительным, применении последствий недействительности сделки

 заслушав пояснения помощника Прокурора города Новосибирска Юдинцева СА, представителя ответчика ФИО1

 У С Т А Н О В И Л :

 Прокурор г.Новосибирска обратился к мировому судье с иском в интересах ФИО4 и просил     признать договор по обеспечению технической возможности и технологического присоединения к газопроводу от ДД.ММ.ГГГГ № - Д, заключенный между ФИО4 и ООО «ТеплоГазСервис», недействительным; применить последствия недействительности сделки, взыскать с ООО ТеплоГазСервис» в пользу ФИО4 денежные средства в размере 40 000 рублей.

 В обоснование заявленных требований указал на то, что на основании обращений ФИО4 прокуратурой г. Новосибирска проведена проверка соблюдения ее прав при газификации дома, законности взимания ООО «ТеплоГазСервис» платы за обеспечение технической возможности технологического присоединения <адрес> к газораспределительному газопроводу низкого давления. По результатам проверки установлено, в целях организации и осуществления работ по газификации индивидуального жилищного фонда, расположенного на территории города Новосибирска, постановлением мэрии города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена ведомственная целевая программа «Газификация города Новосибирска» на 2011 - 2015 годы. К ее задачам относится: обеспечение технической возможности газификации жилых домов индивидуального жилищного фонда; строительство необходимого количества газопроводов низкого давления (далее по тексту - ГНД); обеспечение газификации жилых домов индивидуального жилищного фонда малоимущих граждан. Программой предусмотрены соответствующие объёмы бюджетного финансирования, определены основные исполнители программных мероприятий. Согласно перечню программных мероприятий департамент энергетики и жилищно - коммунального хозяйства города, комитет по энергетике мэрии города Новосибирска и заинтересованные организации, осуществляющие строительство газопроводов за счет собственных средств, обеспечивают техническую возможность газификации жилых домов индивидуального жилищного фонда, строительство необходимого количества ГНД. ООО «ТеплоГазСервис» участвует в программе в качестве заинтересованной организации, осуществляющей строительство газопроводов за счёт собственных средств. Постановлением мэрии города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок предоставления из бюджета города субсидий на проведение газификации жилых домов индивидуального жилищного фонда. Порядком предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам, выполнившим работы по проведению газификации жилых домов гражданам, включенным в список нуждающихся в газификации жилого дома индивидуального жилищного фонда, чей среднедушевой доход ниже двух величин прожиточного минимума, установленного на территории области. Указанным порядком, действующим в период с ДД.ММ.ГГГГ до 06.04.2012, предусматривалось предоставление юридическим лицам субсидий на возмещение затрат по проведению строительно - монтажных работ, предусмотренных п. 1.3 порядка, а также компенсация затрат на выполнение пуско - наладочных работ (не более 6 000 рублей) и на оказание услуг по подключению к газовым сетям (не более 40 000 рублей). ФИО4, проживающая в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ включена в список граждан, нуждающихся в газификации индивидуального жилого дома на основании решения Координационного совета по вопросам социальной поддержки населения администрации Первомайского района города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № 39. Решением указанного совета определено предоставить субсидию на газификацию дома в размере 85 132, 39 рублей. Размер денежной суммы определен на основании справки о технической возможности и полной стоимости работ по газификации дома, выданной ДД.ММ.ГГГГ директором МУП города Новосибирска «Энергия». Согласно этой справке стоимость строительно - монтажных работ составляет 39 132, 39 рублей, пуско -наладочных работ - 6 000 рублей, услуг по обеспечению подключения к газовым сетям - 40 000 рублей. Для получения разрешения и дальнейшей подачи в районную администрацию всех необходимых документов ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 заключила с ООО «ТГС» договор по обеспечению технической возможности и технологического присоединения к газопроводу № - Д. При заключении указанного договора работники ООО «ТГС» обещали ФИО4 возвратить уплаченные ею денежные средства после получения бюджетных средств. В противном случае она не желала бы газифицировать дом, поскольку не имеет финансовой возможности. Однако, ООО «ТГС» не возвратило ФИО4 денежные средства. <адрес> газифицирован 24.02.2012, ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 заключен договор поставки газа. Строительно - монтажные и пуско - наладочные работы по газификации <адрес> выполнены ОАО «Городские газовые сети», понесенные юридическим лицом затраты компенсированы за счет бюджетных средств города, поскольку последнее обратилось в департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города в установленном постановлением мэрии города Новосибирска порядке. Никакие работы и услуги по договору от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТГС» для ФИО4 фактически не выполнял и соответственно не оказывал, строительством ГНД выполнены программные мероприятия. Право и основания для взимания ООО «ТГС» с ФИО5 платы за «обеспечение технической возможности технологического присоединения к газовым сетям», «услуги по подключению», «резервирование мощности» и т.п. ни положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», ни постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры», ни иным нормативным правовым актом не предусмотрено. Граждане исполнителями данной программы не являются. Необходимость заключения с ООО «ТГС» вышеуказанного договора заключалась в обязанности ФИО4 предоставить в администрацию Первомайского района г.Новосибирска разрешение на технологическое присоединение от владельца газораспределительных сетей, которое, в свою очередь, необходимо для решения вопроса о предоставлении субсидии (п. 3.1 порядка), льготной газификации домовладения ФИО4 Получение этого разрешения, минуя заключение данного договора и уплату ФИО4 в ООО «ТГС» денежных средств, не представлялось возможным. Считает, что при заключении ДД.ММ.ГГГГ договора № - Д ООО «ТГС» своими действиями создало у ФИО4 ложное (искаженное) представление об обстоятельствах, имеющих значение для совершения сделки, поскольку сложившимися правоотношениями подразумевался дальнейший возврат инвалиду денежных средств, без которого заключение этого договора было бы невозможным. Умолчание о том, что денежные средства могут быть не возвращены (в том числе по вине общества), о чём ООО «ТГС» должно было сообщить ФИО4 при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям гражданского оборота, также свидетельствует о наличии обмана. Таким образом, вследствие этих действий (бездействия) ООО «ТГС» склонило ФИО4 к заключению договора, создав у последней несоответствующее действительности представление о сделке. Договор, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и ООО «ТГС», по обеспечению технической возможности и технологического присоединения к газопроводу № - Д является недействительным, а уплаченные ею денежные средства в размере 40 000 рублей должны быть возвращены обществом. Помимо этого, сделка между ФИО4 и ООО «ТГС» является ничтожной, поскольку не соответствует императивным требованиям и положениям, предусмотренным постановлением мэрии города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении ведомственной целевой программы «Газификация города Новосибирска» на 2011 - 2015 годы».(л.д.4-11)

 В последствие истец уточнил исковые требования, просил применить последствия недействительности ничтожной сделки, взыскав с ООО «ТеплоГазСервис» в пользу ФИО4 денежные средства в размере 40 000 рублей, поскольку считает, что сделка, совершенная ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ТеплоГазСервис» и ФИО4 является ничтожной, так как в силу ст. 168 ГК РФ не соответствует закону (ГК РФ) и иным правовым актам (постановлению мэрии города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении ведомственной целевой программы «Газификация города Новосибирска» на 2011 - 2015 годы», постановлению мэрии города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № 1972). Взимание обществом платы с ФИО4 за обеспечение технической возможности технологического присоединения к газопроводу по своей экономической природе является привлечением её средств на создание объектов коммунальной инфраструктуры без предоставления инвестору (ей) каких - либо правомочий в отношении объектов, создаваемых, в том числе за её счет, что противоречит ст.ст. 8, 218 ГК РФ. Плата за обеспечение технической возможности технологического присоединения в действительности не включает в себя никаких фактических расходов на проведение комплекса мероприятий по подключению ФИО4 к сетям. (л.д.195).

 Мировым судьей было постановлено указанное решение, с которым не согласен Прокурор города Новосибирска, в апелляционном представлении изложена просьба о его отмене, принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Прокурора.

 Прокурор указал в апелляционном представлении, что сделка, совершенная между ООО «ТеплоГазСервис» и ФИО4 (договор по обеспечению технической возможности и технологического присоединения к газопроводу от ДД.ММ.ГГГГ №3-Д), является ничтожной в силу требований ст.168 ГК РФ, поскольку не соответствует требованиям закона и иных правовых актов. Позиция городской прокуратуры аргументирована тем, что в силу положений гражданского законодательства организация не имеет права требовать (взимать) с малоимущего инвалида и вeтеpaнa денежные средства за обеспечение технической возможности и технологического присоединения к газопроводу общего пользования, которое фактически заключается в строительстве обществом газопровода низкого давления общего пользования, поскольку выполнение таких работ является по своей сути исполнением заинтересованной организацией (ООО «ТГС») программного мероприятия, и, кроме того, домовладения малоимущих граждан, проживающих на территории города Новосибирска и признанных органом местного самоуправления таковыми, подлежат газификации за счёт бюджетных средств. Прокурорская проверка показала, что при заключении ДД.ММ.ГГГГ договора № - Д ООО «ТГС» своими действиями создало у ФИО4 ложное (искаженное) представление об обстоятельствах, имеющих значение для совершения сделки, поскольку сложившимися правоотношениями подразумевался дальнейший возврат инвалиду денежных средств, без которого заключение этого договора было бы невозможным. О наличии обмана, по мнению прокуратуры, также свидетельствует и умолчание обществом о том, что денежные средства могут быть не возвращены малоимущему ветерану, о чём ООО «ТГС» должно было сообщить ФИО4 при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям гражданского оборота. До настоящего времени гражданские права инвалида и ветерана ФИО4 нарушены, требуют восстановления и судебной защиты. По мнению прокурора, решение мирового судьи является незаконным и необоснованным, а потому оно не может быть признано правильным по существу. Основаниями для отмены решения мирового судьи от 15.10.2013г. в соответствии со ст. 330 ГПК РФ являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 названной статьи), а также неправильное применение норм материального права и неправильное истолкование закона (п. 4 ч. 1 указанной статьи). Так, обстоятельства того, что на основании приказа ДЭЖКХ города от ДД.ММ.ГГГГ № координационным советом по вопросам социальной поддержки населения администрации Первомайского района города Новосибирска ДД.ММ.ГГГГ принято дополнительное решение об изменении размера субсидии на газификацию дома ФИО4, не имеют никакого значения для дела, так как газификация дома ФИО4 окончена 24.02.2012, а работы общества по обеспечению технической возможности- в сентябре 2011 года, то есть в период действия редакции № постановления мэрии города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № ( с ДД.ММ.ГГГГ по 06.04.2012), предусматривающей предоставление компенсации на оказание услуг по подключению к газовым сетям в размере 40 000 рублей. Право организаций на получение субсидии в размере 85 132,39 рублей также было подтверждено информацией заместителя главы Первомайского района города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № 16/106. По окончанию ДД.ММ.ГГГГ всех работ по газификации домовладения ФИО4 и при наличии решения координационного совета на предоставление субсидии в размере 85 132,39 рублей, общество не обратилось в мэрию за её получением, не обратилось и в ОАО «ГГС», с помощью услуг которого по сложившейся практике получало бюджетные средства за строительство газопроводов низкого давления. Также, по мнению прокурора, не имеют значения для дела и ссылки мирового судьи на то, что ФИО4 выдавалась «пошаговая памятка о порядке действий граждан, претендующих на социальную помощь при газификации» и она ей руководствовалась при обращении ДД.ММ.ГГГГ в организацию. Для получения субсидий в соответствии с порядком, утверждённым постановлением &: мэрии города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ NQ 1972, своевременно могло Jобратиться любое юридическое лицо, выполнившее работы по газификации. Каких - либо ограничений или конкретных организаций - получателей бюджетных средств этим нормативным правовым актом не предусмотрено. По результатам судебных заседаний установлено, что техническая возможность технологического присоединения дома к газораспределительному газопроводу низкого давления заключается в строительстве газопровода общего пользования в непосредственной близости от жилых домов. Никаких работ и услуг по договору от ДД.ММ.ГГГГ для инвалида и ветерана ООО «ТГС» фактически не выполнял и не оказывал, строительством газопроводов низкого давления выполнены программные мероприятия, предусмотренные постановлением мэрии гоpoдa Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № 393. Право и основания для взимания ООО «ТГС» с ФИО5 платы за «обеспечение технической возможности технологического присоединения к газовым сетям», «услуги по подключению», «резервирование мощности» ни положениями ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», ни постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры», ни иным нормативным правовым актом не предусмотрено. Кроме того, взимание обществом платы с ФИО4 за обеспечение технической возможности технологического присоединения к газопроводу по своей экономической природе является привлечением ее средств на создание объектов коммунальной инфраструктуры без предоставления инвестору (ей) каких-либо правомочий в отношении объектов, создаваемых, в том числе за ее счет, прокурор не просил признать за инвалидом право на созданный газопровод, в связи с чем не имеют значения для дела выводы мирового судьи относительно отсутствия у ФИО4 возможности быть собственником части системы газоснабжения.(л.д.237-242).

 В судебном заседании Прокурор г.Новосибирска, действующий в интересах ФИО4, поддержал доводы, указанные в представлении.

     ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, причин неявки не сообщила.

 Представитель ООО «ТеплоГазСервис» -ФИО1, действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения доводов, указанных в апелляционном представлении по основаниям, изложенным в своих письменных возражениях, просила решение мирового судьи 4 судебного участка Первомайского судебного района г.Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционное представление –без удовлетворения. (л.д._266-267__)

 Представители заинтересованных лиц - ОАО «Городские газовые сети» и Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии города Новосибирска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причин неявки не сообщили.

 Представитель Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии города Новосибирска в письменном отзыве поддержал доводы прокурора г.Новосибирска. Полагал, что решение мирового судьи 4 судебного участка Первомайского района г.Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права. В соответствии с Порядком предоставления из бюджета города субсидии на проведение газификации жилых домов индивидуального жилищного фонда, утвержденным постановлением мэрии города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № в целях возмещения затрат по проведению газификации жилых домов индивидуального жилищного фонда организациями, выполнившими такие работы гражданам, признанным малоимущими, инвалидам, ветеранам, департамент предоставляет субсидии. Списки таких граждан составляются координационными советами администраций районов города и направляются в департамент. ФИО4 в интересах которой действует прокурор г.Новосибирска, являясь малоимущим инвалидом и ветераном, координационным советом администрации Первомайского района г.Новосибирска была включена в такой список и таким образом для возмещения затрат за выполненные работы по газификации ее дома, организация, выполнившая такие работы должна была обратиться в департамент. Однако, общество с ограниченной ответственностью «ТеплоГазСервис» не обратилось за получением субсидии, тем самым создав невозможность для ФИО4 возврата денежных средств за проведенные работы по газификации ее дома, несмотря на то, что правовым актом мэрии г.Новосибирска такая возможность для нее предусмотрена. Изложенные обстоятельства и повлекли нарушение законных прав и интересов ветерана и малоимущего инвалида ФИО4.(л.д.248-249).

 Суд, проверив материалы дела на основании ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ с учетом доводов апелляционного представления, приходит к следующим выводам.

 В соответствии с ч.1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

 Суд приходит к выводу о том, что такие нарушения допущены в данном случае, что и является основанием для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.

 Постанавливая обжалуемое решение и отказывая в удовлетворении требований Прокурора г.Новосибирска, мировой судья исходил из того, что в рамках программы, утвержденной Постановлением мэрии г.Новосибирска ДД.ММ.ГГГГ № заинтересованной организацией, осуществляющей строительство газопровода за счет собственных средств являлось ООО «ТеплоГазСервис», которое по договору от ДД.ММ.ГГГГ как исполнитель, приняло на себя обязательство за плату, полученную от заказчика ФИО4 в размере 40 000 рублей обеспечить техническую возможность технологического присоединения объекта к газораспределительному газопроводу низкого давления в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, и свои обязательства по договору перед заказчиком ФИО4 выполнило в полном объеме в установленные сроки, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37-38,101,102). оплата ФИО4 денежных средств по договору от ДД.ММ.ГГГГ не являлось привлечением ее денежных средств на создание объектов коммунальной инфраструктуры, а являлось оплатой за оказанную ООО «ТеплоГазСервис» услугу по обеспечению технической возможности технологического присоединения объекта к газораспределительному газопроводу низкого давления, а потому правомочий у ФИО6 в силу ст. 8,218 Гражданского кодекса РФ не могло возникнуть. Противоречие договора № 3-Д по обеспечению технической возможности технологического присоединения к газопроводу от ДД.ММ.ГГГГ актам органа местного самоуправления, а именно Постановлению мэрии города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении ведомственной целевой программы «Газификация города Новосибирска» на 2011 - 2015 годы» и Постановлению мэрии города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отверждении порядка предоставления из бюджета города субсидии на проведение газификации жилых домой индивидуального жилищного фонда не влечет признания его ничтожным в порядке статьи 168 Гражданского кодекса РФ. Утвержденный Постановлением мэрии г.Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № Порядок предоставления из бюджета города субсидий на проведение газификации жилых домов индивидуального жилищного фонда, опубликован в Бюллетени органов местного самоуправления г.Новосибирска ДД.ММ.ГГГГ года, вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ года, а следовательно на момент заключения ДД.ММ.ГГГГ договора между ФИО4 и ООО «ТеплоГазСервис» не действовал. Никаких обязательств по возмещению уплаченной ФИО4 суммы ООО «ТеплоГазСервис» на себя не принимало, также на расчетный счет ООО «ТеплоГазСервис» перечислений для возмещения затрат в пользу ФИО4 ни от мэрии г.Новосибирска, ни от ОАО «Городские газовые сети» не поступало. В приложении № к договору № ПС-0012-11 об обеспечении подключения домовладения к газораспределительной сети от ДД.ММ.ГГГГ года, которым определены отношения между ОАО «Городские газовые сети» и ООО «ТеплоГазСервис» о перечислении в рамках социальной программы платы 30 000 рублей за оказанные услуги в отношении каждого индивидуального жилого дома, жилой дом принадлежащий ФИО4, отсутствует.

 Суд апелляционной инстанции не соглашается с данными выводами суда первой инстанции, как не соответствующим обстоятельствам дела, установленным судом, а также основанными на неправильном применении и толковании норм материального права.

 Так, в ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО4 является <данные изъяты>, а также <данные изъяты>, что подтверждается копией удостоверения (л.д.43), копией справки МСЭ 15 № (л.д.44).

 ФИО4, проживающая в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ включена в список граждан, нуждающихся в газификации индивидуального жилого дома на основании решения Координационного совета по вопросам социальной поддержки населения администрации Первомайского района города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № 39. Решением указанного совета определено предоставить субсидию на газификацию дома в размере 85 132, 39 рублей. Размер денежной суммы определен на основании справки о технической возможности и полной стоимости работ по газификации дома, выданной ДД.ММ.ГГГГ директором МУП города Новосибирска «Энергия». Согласно этой справке стоимость строительно - монтажных работ составляет 39 132, 39 рублей, пуско -наладочных работ - 6 000 рублей, услуг по обеспечению подключения к газовым сетям - 40 000 рублей.ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Городские газовые сети» ФИО4 выдало справку № С3-247-11 о том, что объект, расположенный по адресу: <адрес> внесен в реестр о включении домовладения в перечень перспективных объектов системы газораспределения и газопотребления города ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36).

 Одним из основных направлений государственной политики является газификация - деятельность по реализации научно-технических решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса. Приоритетным является использование природного газа для коммунально-бытовых потребностей.

 В соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", ст. 16 ФЗ РФ от 06 октября 2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

 В целях продолжения работ по газификации индивидуального жилищного фонда, расположенного на территории города Новосибирска, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положением о прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития города Новосибирска, принятым решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1286, Постановлением мэрии города Новосибирска от 24 января 2011 года № 393 утверждена ведомственная целевая программа «Газификация города Новосибирска на 2011-2015 годы». Предметом регулирования Программы являются отношения, возникающие при строительстве газовых сетей для обеспечения бесперебойного газоснабжения, комфортного и безопасного проживания жителей города Новосибирска и удовлетворения их потребностей в природном газе. Задачами данной программы, в том числе является обеспечение технической возможности газификации жилых домов индивидуального жилищного фонда малоимущих граждан.

 Исполнителями данной программы являются Комитет по энергетике мэрии города Новосибирска, администрации районов города Новосибирска, муниципальное унитарное предприятие "Энергия" г.Новосибирска, подрядные организации, заключившие договоры на конкурсной основе, заинтересованные организации, осуществляющие строительство газопроводов за счет собственных средств, открытое акционерное общество "Городские газовые сети"; открытое акционерное общество "Сибирьгазсервис".

 Граждане, признанные малоимущими, на газификацию индивидуальных жилых домов которых определена субсидия, исполнителями данной программы не являются. В то же время ответчик ООО «ГазТехСервис» как заинтересованная организация, осуществляющая строительство газопроводов за счет собственных средств, является участником данной программы.

 Как пояснил представитель ООО «ГазТехСервис» данная организация является участником ведомственной целевой программы "Газификация города Новосибирска" НА 2011 - 2015 ГОДЫ в качестве заинтересованной организации, осуществляющей строительство газопроводов за счет собственных средств.

 Финансирование мероприятий данной программы производится за счет средств различных бюджетов, за счет привлеченных средств исполнителей программы, за счет средств по инвестиционной программе открытого акционерного общества "Городские газовые сети", полученных в виде платы за подключение к газораспределительным сетям.

 Следовательно, денежные средства малоимущих граждан также не являются источником финансирования мероприятий программы.

 Уставом ООО «ТеплоГазСервис» (л.д.68) предусмотрены виды деятельности, связанные с выполнением работ, которые выполнил ООО «ТеплоГазСервис» как участник программы.

 Как следует из акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы (л.д. 59-60 ) наружный газопровод низкого давления законченный строительством предъявлен к приемке генеральным подрядчиком ООО «ТеплоГазСервис» ДД.ММ.ГГГГ. В данном акте указано законченный строительством объект –«Газоснабжение частного сектора ПК «Сто домиков» в Первомайском районе г.Новосибирска 1 очередь 2 этап. Газопровод низкого давления. Проект № 988-ГНС. Строительство осуществлялось в сроки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

 Таким образом, на дату заключения оспариваемого договора между ООО «ТеплоГазСервис» и ФИО4 на ДД.ММ.ГГГГ объект - наружный газопровод низкого давления не существовал, так как его строительство началось только в июне 2011 года.

 ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ТеплоГазСервис» (исполнитель) и ФИО4 (заказчик) заключен договор № 3-Д по обеспечению технической возможности технологического присоединения к газопроводу, согласно которому в целях заключения в будущем договора газоснабжения индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> исполнитель обязался оказать следующие услуги: обеспечить для заказчика техническую возможность технологического присоединения Объекта к газораспределительному газопроводу низкого давления в <адрес>, с разрешенным объемом потребления не более 3,5м3/ч; резервирование указанной величины мощности на срок действия технических условий. Исполнитель оказывает Заказчику услугу при надлежащем выполнении Заказчиком условий присоединения и обязательств по оплате стоимости услуг в соответствии с условиями настоящего договора (л.д.31-33).

 Согласно п. 3.1 договора стоимость услуги исполнителя составляет 40 000 рублей, включая НДС 18% - 6 101,59 рублей.

 Согласно п. 1.3 договора исполнитель приступает к выполнению работ по оказанию Услуги, после поступления от Заказчика 100% оплаты стоимости, предусмотренной п. 3.1 договора и обязан оказать ее до ДД.ММ.ГГГГ года.

 Как пояснил представитель ООО «ГазТехСервис» техническая возможность технологического присоединения дома к газораспределительному газопроводу низкого давления заключается в строительстве газопровода общего пользования в непосредственной близости от жилых домов, в том числе дома ФИО4 по адресу <адрес>. Никаких других работ и услуг по договору от ДД.ММ.ГГГГ для инвалида и ветерана ФИО4 ООО «ТеплоГазСервис» фактически не выполнял и не оказывал. Строительство газопровода низкого давления данной организацией является выполнением программных мероприятий ведомственной целевой программы «Газификация города Новосибирска на 2011-2015 годы», утвержденных Постановлением мэрии города Новосибирска от 24 января 2011 г. N 393.

 В соответствии с ч.1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

 Таким образом, установлено, что ООО «ГазТехСервис» осуществил строительстве газопровода общего пользования, но не по заданию ФИО4, а во исполнение мероприятий ведомственной целевой программы, и, следовательно ФИО4, оплатив 40 000 рублей, не являлась и не могла являться заказчиком строительства газопровода общего пользования.

 В соответствии с п. 3.3. договора ФИО4 оплачена услуга по договору: 20 000 рублей в момент подписания договора. Оставшаяся сумма в размере 20 000 рублей в течение пяти месяцев, равными долями по 4 000 рублей ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, что подтверждается копиями приходных кассовых ордеров (л.д.51-66,100).

 При заключении данного договора на предоставлении услуги по обеспечению технической возможности технологического присоединения к распределительным газопроводам низкого давления ООО «ТеплоГазСервис» руководствовалось расчетом, утвержденным приказом генерального директора ФИО7 № 01-03/11-ОД от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.106,107).

 Данный расчет составлен до начала строительства газопровода и включает в себя затраты, связанные со строительством газопровода.

 Кроме того, в соответствии с условиями договора №ПС-0012-11 от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ОАО «Городские газовые сети» и ООО «ТеплоГазСервис» исполнитель «ТеплоГазСервис» предоставляет техническую возможность подключения индивидуальных жилых, указанных в Приложении № к настоящему договору, к газораспределительной сети, принадлежащей исполнителю, а Заказчик в рамках социальной программы газификации в соответствии с Постановлением мэрии города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета города субсидий на проведение газификации жилых домов индивидуального жилищного фонда», перечисляет исполнителю – ООО «ТеплоГазСервис» плату в размере 30 000 рублей за оказанные услуги в отношении каждого индивидуального дома в сроки и порядке, установленные настоящим договором. Техническая возможность подключения индивидуального жилого дома к газораспределительной сети исполнителя состоит в обязанности исполнителя – ООО «ТеплоГазСервис» выдать собственнику индивидуального жилого дома разрешение на подключение и технические условия на подключение индивидуального жилого дома к газораспределительной сети исполнителя по установленной форме. Стороны пришли к соглашению, что перечисленная Заказачиком исполнителю плата является возмещением пропорциональной части затрат на строительство газопровода, подлежащая оплате собственником индивидуального жилого дома, в отношении которого исполнителем оказываются услуги по предоставлению технической возможности подключения к газораспределительной сети и исполнитель обязуется не предъявлять иных материальных требований к собственнику и \или заказчику, связанных с газификацией индивидуального жилого дома.(л.д.84-86).

 Условия данного договора также подтверждают, что ФИО4 не являлась заказчиком по договору оказания услуг. Расходы по строительству газопровода, то есть «обеспечения возможности подключения к газопроводу в будущем» подлежат оплате в соответствии с условиями договора между ОАО «Городские газовые сети» и ООО «ТеплоГазСервис».

 ДД.ММ.ГГГГ Постановлением мэрии г.Новосибирска № утвержден Порядок предоставления из бюджета города субсидий на проведение газификации жилых домов индивидуального жилищного фонда. (Начало действия редакции - 16.03.2011. Окончание действия редакции - 06.04.2012.).

 В соответствии с п. 1.2 указанного Порядка субсидии предоставлялись юридическим лицам, за исключением муниципальных учреждений, независимо от организационно-правовой формы, выполнившим работы по проведению газификации жилых домов индивидуального жилищного фонда гражданам, обладающим правом собственности на жилой дом (часть жилого дома) либо занимающим жилые помещения в жилом доме по договорам социального найма и включенным в список граждан, нуждающихся в газификации жилого дома индивидуального жилищного фонда.

 Согласно п. 1.3. Порядка субсидии предоставляются на возмещение затрат по проведению, в том числе следующих видов работ: услуги по обеспечению подключения к газовым сетям.

 Пунктом 2.2 Порядка компенсация затрат на выполнение пусконаладочных работ не может превышать 6 000 рублей, на оказание услуг по подключению к газовым сетям 40 000 рублей.

 Согласно п.4.1; 4.2;4.3;4.4;4.64.7 Порядка предоставление субсидий юридическим лицам производится на основании соглашения о предоставлении субсидий на проведение газификации жилого дома индивидуального жилищного фонда, заключенного департаментом с организацией, выполнившей работы по газификации дома индивидуального жилищного фонда гражданам, включенным в список. Департамент отказывает в заключении соглашения в случае непредоставления документов, указанных в п.4.4, либо в случае полного использования бюджетных средств, предусмотренных ведомственной целевой программой «Газификация города Новосибирска» на 2011-2015 годы» на обеспечение газификации жилых домов индивидуального жилищного фонда малоимущими гражданами. В соглашении предусматриваются права и обязанности сторон по предоставлению субсидии, виды работ, размер и порядок перечисления субсидии, основания и порядок возврата субсидии, срок действия соглашения, контроль за его исполнением, ответственность сторон, порядок расторжения и изменения соглашения.

 Как следует из ответа ОАО «Городские газовые сети», и не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства, ООО «ТеплоГазСервис» не обращался за получением субсидий(л.д.143).

 ФИО4 в интересах которой действует прокурор г.Новосибирска, являясь малоимущим инвалидом и ветераном, координационным советом администрации Первомайского района г.Новосибирска была включена в список и таким образом для возмещения затрат за выполненные работы по газификации ее дома, организация, выполнившая такие работы должна была обратиться в департамент. Однако, общество с ограниченной ответственностью «ТеплоГазСервис» не обратилось за получением субсидии, тем самым создав невозможность для ФИО4 возврата денежных средств за проведенные работы по газификации ее дома, несмотря на то, что правовым актом мэрии г.Новосибирска такая возможность для нее предусмотрена. Изложенные обстоятельства и повлекли нарушение законных прав и интересов ветерана и малоимущего инвалида ФИО4

 Право и основания для взимания ООО «ТГС» с ФИО5 платы за «обеспечение технической возможности технологического присоединения к газовым сетям», «услуги по подключению», «резервирование мощности» ни положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», ни постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры», ни иным нормативным правовым актом не предусмотрено.

 В силу статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом, иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.

 В соответствии с частью 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

 Статья 168 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

 Условия договора № 3-Д, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ТеплоГазСервис» (исполнитель) и ФИО4 (заказчик) по обеспечению технической возможности технологического присоединения к газопроводу в части обязания ФИО4 оплатить ООО «ТеплоГазСервис» 40 000 рублей за строительство газопровода низкого давления не соответствует требованиям положений ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", ст. 16 ФЗ РФ от 06 октября 2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и на основании ст. 167, 168 ГК РФ денежные средства в сумме 40 000 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу ФИО4.

 При таких обстоятельствах обжалуемое решение признать законным нельзя, оно подлежит отмене по вышеуказанным основаниям, а по делу необходимо постановить новое решение об удовлетворении исковых требований Прокурора г.Новосибирска, действующего в интересах ФИО4, в полном объеме.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, суд

 О П Р Е Д Е Л И Л :

 Решение мирового судьи 4 судебного участка Первомайского района г.Новосибирска отменить, постановив новое решение, которым удовлетворить исковые требования Прокурора г.Новосибирска в интересах Николаевой Зои Р. к ООО «ТеплоГазСервис», признать договор по обеспечению технической возможности и технологического присоединения к газопроводу от ДД.ММ.ГГГГ №3-Д, заключенный между ФИО4 и ООО «ТеплоГазСервис» недействительным, примененить последствий недействительности сделки, взыскать с ООО «ТеплоГазСервис» в пользу Николаевой Зои Р. денежные средства в размере 40 000 рублей.

 Председательствующий

 судья А.О. Бобрикова