ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-2346/13 от 26.02.2013 Челябинского областного суда (Челябинская область)

                      Дело№ 11-2346/2013

                  Судья: Л.В. Икаева

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        Судебная       коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:       председательствующего судьи Турковой Г.Л., судей Зариповой Ю.С., Смолина       А.А., при секретаре Куренковой Ю.Б.

        рассмотрела       в открытом судебном заседании в городе Челябинске «26» февраля 2013 года в       зале суда гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании отказа в выдаче       уведомления о переводе жилого помещения в нежилое с апелляционной жалобой       Администрации города Челябинска на решение Курчатовского районного суда       города Челябинска от «05» октября 2012 года.

        В суд       апелляционной инстанции явились ФИО2 и его представители ФИО3 и ФИО4, действующие на основании нотариальных       доверенностей.

        Администрация города Челябинска своего представителя в суд       апелляционной инстанции не направила, о времени и месте рассмотрения       апелляционной жалобы извещена. Дело рассмотрено в отсутствие ее       представителя в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского       процессуального кодекса РФ.

        Заслушав       доклад судьи Турковой Г.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной       жалобы, судебная коллегия

установила:

        ФИО2       обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа администрации города       Челябинска в переводе жилого помещения, расположенного по адресу г.       Челябинск, ул. ***, квартал 1,       дом 6 «а», квартиры №110, №111 и №112 в нежилое помещение, изложенное в       письме от 26 июня 2012 года № 40-603 5/ж, и просил признать это решение       незаконным и возложить на администрацию г. Челябинска обязанность выдать       уведомление о переводе указанных жилых помещений в нежилое помещение. В       обоснование своих требований заявитель указал на незаконность       оспариваемого решения и нарушении его прав как собственника указанных выше       жилых помещений, приобретенных им с целью последующей перепланировки и       переустройства для размещения магазина непродовольственных товаров.       Заявитель в судебном заседании участия не принимал, был извещен о времени       и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело без его       участия.

                      1

                      Администрация г. Челябинска в судебное заседание своего       представителя не направляла, о времени и месте рассмотрения дела была       извещена.

        Суд       постановил решение, которым заявленные требования       удовлетворил.

        В       апелляционной жалобе Администрация города Челябинска просит отменить       решение суда в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции,       изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушением и неправильным       применением судом норм материального права и норм процессуального права.       Суд рассмотрел дело в отсутствие надлежащего извещения администрации о       времени и месте рассмотрения дела, так как судебная повестка не была       вручена. Оспариваемое решении принято уполномоченным органом в       соответствии с требованиями ст. 22 Жилищного кодекса РФ и ст. 3       Градостроительного кодекса РФ. В решении суда неправильно применены       положения ч. 3 ст. 36, ч.2 ст. 40 Жилищного кодекса РФ. Суд не учел, что       для переустройства жилого помещения в нежилое необходимо получение       согласия собственников помещений многоквартирного жилого дома.

        Изучив       доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения       суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского       процессуального кодекса РФ, судебная коллегия находит решение суда       подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального       права (п.4 чЛ ст. 330 Гражданского процессуального кодекса       РФ).

        Как       установлено судом, ФИО2 на праве собственности принадлежат квартиры       №110, №111 и №112, расположенные по адресу: город Челябинск, ул. ***, квартал 1, дом 6 «а». Право       собственности зарегистрировано.

        В целях       размещения в этих помещениях магазина непродовольственных товаров       заявитель обратился в администрацию города Челябинска с заявлением о       переводе названных жилых помещений в нежилые.

        Уведомлением от 26.06.2012 года № 40-603 5/ж Администрация       города Челябинска отказала в переводе помещений из жилых в нежилые,       сославшись на то, что заявителем не соблюдены положения части 1 статьи 24       Жилищного кодекса РФ, а именно: отсутствует согласие всех собственников       общей долевой собственности помещений многоквартирного дома на       реконструкцию в соответствии с частью 3 статьи 36 и частью 2 статьи 40       Жилищного кодекса РФ.

                      2

                      Судом       установлено и материалами дела подтверждено, что согласно проекту       перепланировки и переустройства жилых помещений для размещения магазина       непродовольственных товаров, разработанного ООО «Предприятие Инпроект»,       вход в предполагаемый магазин для посетителей организован за счет разборки       (демонтажа) части оконного проема (наружной стены) до уровня пола, что       свидетельствует о реконструкции объекта. Этим же проектом предусмотрено       обустройство входной группы (крыльца) длиною 4,18 метра, примыкающего к       входу в магазин.

        Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции       указал на то, что при отсутствии сведений о том, что земельный участок под       многоквартирным жилым домом, в котором расположены спорные жилые       помещения, не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, а также       нахождение спорных квартир в новостройке в жилой зоне, в которой       допускается размещение различных объектов социального и культурно-бытового       обслуживания населения, свидетельствует об отсутствии объективных данных,       подтверждающих, что обустройство отдельного входа под оконным проемом       влечет за собой присоединение части общего имущества в многоквартирном       доме. Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда и       находит их основанными на неправильном применении норм материального       права.

        В       соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской       Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на       праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие       конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и       иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более       одной квартиры.

        Согласно       пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам       помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой       собственности помещения в данном доме, а именно: помещения в данном доме,       не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более       одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные       площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические       этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное       обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование       (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие       отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения       социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме,       включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного       развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и       подобными мероприятиями; крыши, ограждающие несущие и       ненесущие

                      з

                      конструкции       данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное       оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений       и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором       расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные       предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного       дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и       размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом,       определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и       законодательства о градостроительной деятельности.

        Согласно       пункту "в" части 2 раздела 1 (определение состава общего имущества) Правил       содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных       Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в       состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции       многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты       перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие       конструкции).

        Перепланировка и переустройство жилых помещений для размещения       магазина непродовольственных товаров, предусматривающие обустройство входа       в предполагаемый магазин для посетителей за счет разборки (демонтажа)       части оконного проема (наружной стены) до уровня пола и строительство       крыльца (входной группы) свидетельствуют о реконструкции объекта.       Указанное разрушение части несущей стены многоквартирного дома,       установление отдельного входа в помещение и оборудование крыльца приводит       к изменению объекта, и, соответственно, к уменьшению общего имущества       собственников помещений многоквартирного дома, права и законные интересы       которых затронуты этими изменениями.

        В       соответствии с пунктом 3 статьи 36 и пунктом 2 статьи 40 Жилищного кодекса       Российской Федерации уменьшение размера общего имущества в многоквартирном       доме путем его реконструкции возможно только с согласия всех собственников       помещений в данном доме.

        Между тем,       решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, на       указанное изменение объекта заявителем представлено не было.

        В       отсутствие доказательств, подтверждающих согласие собственников помещений       в многоквартирном доме на использование общего имущества при осуществлении       ФИО2 перепланировки жилых помещений для перевода их в нежилые       отказ администрации в выдаче уведомления о таком переводе соответствует       действующему законодательству.

                      4

                      многоквартирном доме, в порядке, предусмотренном Жилищным       кодексом Российской Федерации.

        Порядок       управления общим имуществом в многоквартирном доме установлен нормами       жилищного законодательства. Согласно статье 44 Жилищного кодекса РФ       органом управления многоквартирным домом является общее собрание       собственников помещений, порядок организации и проведения которого, а       также принятия решений которым регулируются статьями 45, 46 и 47       названного Кодекса. Статьей 46 упомянутого Кодекса не предусмотрена       необходимость принятия единогласного решения всеми собственниками       помещений в доме по какому-либо из вопросов, отнесенных к компетенции       общего собрания. В соответствии с пунктом 5 указанной статьи решение       общего собрания собственников помещений, принятое в установленном порядке,       является обязательным для всех собственников помещений в доме, в том числе       для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. В силу пункта       6 той же статьи собственник, не участвовавший в собрании или голосовавший       против принятия решения, вправе обжаловать его в суд, если решение принято       с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает       права и законные интересы данного собственника. Из толкования приведенных       правовых норм в совокупности можно сделать вывод о том, что необходимость       получения согласия всех собственников помещений в доме по вопросам       владения, пользования и распоряжения общим имуществом не означает принятия       единогласного решения всеми собственниками. Заявителем протокол общего       собрания собственников помещений многоквартирного дома в администрацию       города Челябинска не предоставлялся.

        Судебная       коллегия также находит ошибочной ссылку суда первой инстанции о нахождении       спорных квартир в новостройке, в жилой зоне, в которой допускается       размещение различных объектов социального и культурно-бытового       обслуживания населения, так как эти обстоятельства не имеют правового       значения для разрешения спора.

        Таким       образом, судебная коллегия пришла к выводу о том, что Администрацией       города Челябинска при рассмотрении заявления ФИО2 о переводе жилых       помещений в нежилые не было допущено нарушений законодательства,       регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем решение суда подлежит       отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных       требований.

        Вместе с       тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами Администрации       города Челябинска об отсутствии надлежащего извещения о времени и месте       рассмотрения дела, так как судебная повестка получена для передачи Главным       управлением Архитектуры и градостроительства

                      б

                      Оценивая       предполагаемое проектом перепланировки и переустройства жилых помещений       для размещения магазина непродовольственных.товаров занятие ФИО2       части придомового земельного участка при установке отдельного входа       (крыльца) в помещение магазина, суд согласился с доводами заявителя и       ошибочно пришел к выводу о том, что отсутствие формирования и кадастрового       учета земельного участка под рассматриваемым многоквартирным домом,       исключает необходимость получения согласия от собственников жилых       помещения в многоквартирном доме о переводе жилого помещения в       нежилое.

        Выводы суда       не согласуются с правовой позицией, изложенной в пункте 67 Постановления       Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Высшего Арбитражного       Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах,       возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с       защитой права собственности и других вещных прав» из которого следует,       если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен       государственный кадастровый учет, собственники помещений вправе владеть и       пользоваться земельным участком в той мере, в какой это необходимо для       эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в       состав общего имущества многоквартирного дома. При этом пределы правомочий       собственников помещений в многоквартирном доме определяются в соответствии       с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

        В указанных       случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные       владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который       необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса РФ       имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти       нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту       своего владения, в том числе против собственника земельного       участка.

        Спорный       многоквартирный дом введен в эксплуатацию 29.09.2011 года, т.е. после       введения в действие Жилищного кодекса РФ. Из вышеизложенного следует, что       собственники помещений в данном доме вправе владеть и пользоваться спорным       земельным участком под многоквартирным домом вне зависимости от того,       поставлен этот земельный участок на кадастровый учет или нет.

        В       соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской       Федерации принятие решения о пределах использования земельного участка, на       котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничения       пользования земельным участком относится к исключительной компетенции       общего собрания собственников помещений в

                      5

                      Администрации г.Челябинска без замечаний. Главное управление       архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска является       отраслевым (функциональным) органом органа местного самоуправления -       Администрации города Челябинска. О том, что судебная повестка не была       передана в Администрацию города Челябинска, суд первой инстанции не был       уведомлен и правомерно исходил из того, что стороны, участвующие в деле       извещены.

        Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального       кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

                      Решение       Курчатовского районного суда города Челябинска от «05» октября 2012 года       отменить. Вынести по делу новое решение. Отказать ФИО1 в удовлетворении заявления о       признании недействительным уведомления Администрации города Челябинска от       26.06.2012 года об отказе в переводе жилого помещения в нежилое и       возложении обязанности выдать уведомление о переводе жилого помещения,       расположенного в г.Челябинске по ул.***, квартал 1 д.6 А в нежилое.

        Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его       принятия.

                      Председательствующий

                      Судьи

                      7