Дело № 11 -2628/2013 Судья Пирожкова Е.Б.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Лутфуллоевой P.P.
судей Скрябиной С.В., Давыдовой Т.И.
при секретаре Булавинцеве С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 марта 2013 года в г.Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Нязепетровского районного суда Челябинской области от 24 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Лутфуллоевой P.P. об обстоятельствах дела, объяснения представителя истца ФИО1 - ФИО2, представителя ответчика Администрации Нязепетровского городского поселения - ФИО3, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Нязепетровского городского поселения Челябинской области о взыскании доплаты к пенсии.
В обоснование требований указал, что 01.02.1995 года был назначен Главой администрации города Нязепетровска, осуществлял возложенные полномочия до 23.12.1996г. С 23.12.1996г. избран Главой города Нязепетровска, полномочия осуществлял до 02.03.2001г. С 09.06.2005г. находится на пенсии, является инвалидом **** группы. Как бывшему Главе администрации города, ему выплачивается доплата к пенсии, полагает, что эта доплата рассчитывается неправильно, расчет производился исходя из «должностного оклада», но в Положениях о порядке установления, перерасчета и выплаты доплаты к трудовой пенсии гражданам РФ, осуществляющим полномочия Главы городского поселения, депутата представительного органа местного самоуправления на профессиональной постоянно основе, указывается на расчет исходя из «среднемесячного денежного вознаграждения по должности».
Ответчик исковые требования не признавал, ссылаясь на правильность расчета доплаты к пенсии.
Суд постановил решение, которым в иске отказал.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что суд неправильно применил понятия «предельный размер доплаты к трудовой пенсии» и «размер ежемесячного денежного вознаграждения» для исчисления такой доплаты. Считает, что размер трудовой пенсии и доплаты к ней не должен составлять более 55% ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности, а размер доплаты не может превышать 2,3 должностного оклада по замещаемой должности на момент увольнения. Приведенная в обоснование формула расчета доплаты к пенсии: трудовая пенсия + доплата к пенсии = 55% ежемесячного денежного вознаграждения, где ежемесячное денежное вознаграждение 2,3 должностного оклада, является неверной. Ни в законе от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни в законе Челябинской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», ни в Положении о порядке установления, перерасчета и выплаты доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия Главы городского поселения, депутата представительного органа местного самоуправления на профессиональной постоянной основе не указано, что ежемесячное денежное вознаграждение составляет 2,3 должностного оклада. Разъяснение Законодательного собрания Челябинской области № 1741/СМ от 08.11.2012г., на которое ссылается суд в обоснование правильности произведенных ответчиком расчетов, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, так как не является официальным разъяснением законодательства. Также судом не учтено, что размер доплаты к трудовой пенсии исчисляется исходя из ежемесячного денежного вознаграждения и денежного оклада с учетом районного коэффициента. Кроме того, в дополнительной апелляционной жалобе указал на то, что даже при согласии с формулой расчета доплаты к пенсии, используемой ответчиком, задолженность по доплате имеет место, поскольку ответчик не применял при расчете районный коэффициент.
Выслушав объяснения представителя истца ФИО1 -ФИО2, представителя ответчика Администрации Нязепетровского городского поселения - ФИО3, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 3 ст. 30 Устава Нязепетровского городского поселения Челябинской области, гражданину Российской Федерации, осуществляющему полномочия Главы городского поселения, за счет средств бюджета городского поселения выплачивается ежемесячная
3
доплата к трудовой пенсии в соответствии с законодательством Челябинской области. Условия и порядок назначения и выплаты доплаты к трудовой пенсии устанавливаются Советом депутатов.
Из материалов дела следует, что ФИО1 в период с 01.02.1995г. по 02.01.2001г. осуществлял полномочия главы Нязепетровского городского поселения, на момент увольнения с должности его денежное вознаграждение составляло **** руб., должностной оклад **** руб.
09.06.2005 года истцу назначена трудовая пенсия. С сентября 2005 года на основании Положения о порядке установления, перерасчета и выплаты доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия Главы городского поселения, депутата представительного органа местного самоуправления на профессиональной постоянной основе, утвержденного Решением депутатов Нязепетровского городского поселения Челябинской области от 18.08.2005 года № 28, он получает доплату к трудовой пенсии, как бывший Глава городского поселения.
Согласно пункту 4 данного Положения финансирование расходов на выплату доплаты к пенсии осуществляется за счет средств бюджетов городского поселения.
Данное Положение разработано (применительно к истцу) в соответствии с Законом Челябинской области от 29.10.1998г. № 56-30 «О статусе главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Челябинской области».
Согласно ч.2 ст.24 вышеназванного Закона гражданин Российской Федерации, осуществлявший полномочия главы муниципального образования или иного выборного должностного лица местного самоуправления на профессиональной постоянной основе, в соответствии с уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имел право на выплачиваемую за счет средств местного бюджета ежемесячную доплату к трудовой пенсии. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии (базовой и страховой частей) и доплаты к ней составляла при исполнении этим лицом своих полномочий в течение одного полного срока полномочий - 55 процентов, двух и более сроков полномочий - 75 процентов среднемесячного денежного содержания по замещаемой должности на момент увольнения с должности. Размер среднемесячного денежного содержания для исчисления доплаты к трудовой пенсии не должен был превышать 1,8 должностного оклада по замещаемой должности на момент увольнения с должности.
4
Указанные нормы Закона Челябинской области нашли свое отражение в главе 3 Положения о порядке установления, перерасчета и выплаты доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия Главы городского поселения, депутата представительного органа местного самоуправления на профессиональной постоянной основе, утвержденного Решением депутатов Нязепетровского городского поселения Челябинской области от 18.08.2005 года № 28.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона Челябинской области от 27.03.2008г. № 245-30 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» (с изменениями от 30.10.2008г., 30.04.2009г., 27.05.2010г.) гражданин Российской Федерации, осуществлявший полномочия выборного должностного лица местного самоуправления, в соответствии с Уставом муниципального образования имеет право на выплачиваемую за счет средств местного бюджета ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливалась в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии (базовой и страховой частей) и доплаты к ней составляла при исполнении лицом, указанным в абзаце первом настоящей части, полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в течение одного полного срока полномочий -55%, двух и более сроков полномочий - 75% ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности.
Размер ежемесячного денежного вознаграждения для исчисления доплаты к трудовой пенсии не должен превышать 2,3 должностного оклада по замещаемой должности на момент увольнения с должности.
В силу п. 8 Положения о порядке установления, перерасчета и выплаты доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществляющим полномочия Главы городского поселения, депутата представительного органа местного самоуправления на профессиональной постоянной основе, утвержденного решением Совета депутатов Нязепетровского городского поселения от 16.11.2009г. № 245, ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии (базовой и страховой) и доплаты к ней составляла при исполнении гражданином Российской Федерации полномочий главы поселения в течение одного полного срока полномочий
5
- 55%, двух и более сроков - 75% ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности. Размер ежемесячного денежного вознаграждения для исчисления доплаты к трудовой пенсии не должен превышать 2,3 должностного оклада по замещаемой должности на момент увольнения с должности. Данное решение действует с 01.01.2010г.
Из буквального толкования указанных норм следует, что обязательным условием расчета размера ежемесячного денежного вознаграждения является то, что он не должен превышать определенную часть должностного оклада по замещаемой должности - 1,8 в соответствии с Законом Челябинской области от 29.10.1998г. № 56-30 «О статусе главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Челябинской области» и, начиная с 10.04.2008 года - 2,3 в соответствии с Законом Челябинской области от 27.03.2008г. № 245-30 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления».
Законом Челябинской области от 22.02.2012 N 282-30 "О внесении изменений в некоторые законы Челябинской области", в том числе в Закон Челябинской области от 27 марта 2008 года N 245-30 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления", изменен размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и, начиная с 24 марта 2012 года основой для ее исчисления является размер ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности, увеличенный на районный коэффициент, без существовавшего ранее ограничения в 1,8, а затем в 2,3 должностных оклада.
Отказывая в удовлетворении требований истца о перерасчете доплаты, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.24 Закона Челябинской области от 29.10.1998г. № 56-30 «О статусе главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Челябинской области», ст. 17 Закона Челябинской области № 245-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления...», Уставом Нязепетровского городского поселения, Положением о порядке установления, перерасчета и выплаты доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия Главы городского поселения, депутата представительного органа местного самоуправления на профессиональной постоянной основе, утвержденного решением Совета депутатов Нязепетровского городского поселения от 18.08.2005 года № 28, с внесенными впоследствии Решением Совета
6
депутатов Нязепетровского городского поселения 16.11.2009г. № 245 изменениями, пришел к правильному выводу о соответствии требованиям действующего законодательства произведенного администрацией района расчета доплаты к трудовой пенсии.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о том, что суд неправильно применил понятия «предельный размер доплаты к трудовой пенсии» и «размер ежемесячного денежного вознаграждения» для исчисления такой доплаты», являются несостоятельными.
При толковании нормы права суд учитывает буквальное значение содержащихся в ней слов и выражений, сопоставляя их со смыслом применяемой нормы в целом.
Нормы примененных в настоящем споре Закона Челябинской области от 29.10.1998г. № 56-30 «О статусе главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Челябинской области», Закона Челябинской области № от 27.03.2008 г. 245-30 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления...», Положения о порядке установления, перерасчета и выплаты доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия Главы городского поселения, депутата представительного органа местного самоуправления на профессиональной постоянной основе, утвержденного решением Совета депутатов Нязепетровского городского поселения, в части исчисления размера доплаты к пенсии не позволяют судебной коллегии согласиться с их иным толкованием чем тем, которое использовал ответчик при расчете ежемесячного денежного вознаграждения (среднемесячного денежного содержания).
Не отрицая того факта, что размер доплаты к пенсии зависит от размера среднемесячного денежного вознаграждения, суд первой инстанции согласился с доводами ответчика о том, что условием расчета размера ежемесячного денежного вознаграждения является то, что он не должен превышать определенную часть должностного оклада по замещаемой должности - 1,8, а потом 2,3. Только с 24 марта 2012 года размер ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности, увеличенный на районный коэффициент, был сохранен как основа для исчисления доплаты к пенсии, однако уже без существовавшего ранее ограничения в 1,8, а затем в 2,3 должностных оклада.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.
7
Также судебная коллегия считает правильным формулу расчета доплаты к пенсии, использованную ответчиком, а доводы заявителя жалобы о ее неправильности не состоятельными.
Буквальное толкование содержащегося в нормативном акте выражения (применительно к истцу) «ежемесячная доплата к пенсии (Д) ... устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии (ТП) и доплаты к ней (Д) .... составляла 55% ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности», позволило суду первой инстанции сделать правильный вывод о том, что формула для расчета ежемесячной доплаты к пенсии (ЕДВ) выглядит следующим образом: трудовая пенсия + доплата к трудовой пенсии = 55 % ежемесячного денежного вознаграждения, где ежемесячное денежное вознаграждение < 1,8 или 2,3 должностных оклада, поскольку для размера ежемесячного денежного вознаграждения устанавливалось ограничение в 1,8 и 2,3 должностных оклада. Если размер ежемесячного денежного вознаграждения превышал установленные ограничения, то он равнялся 1,8 или 2,3 должностным окладам.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о том, что при исчилении к ежемесячной доплаты к пенсии необходимо применять уральский коэффициент к ежемесячному денежному вознаграждению, также не могут повлечь отмену решения суда, поскольку размер доплаты к трудовой пенсии не должен был превышать 1,8 или 2,3 должностного оклада по замещаемой должности на момент увольнения с должности, независимо от применения к нему районного коэффициента.
В пункте 11 Положения о порядке установления, перерасчета и выплаты доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия Главы городского поселения, депутата представительного органа местного самоуправления на профессиональной постоянной основе, утвержденного решением Совета депутатов Нязепетровского городского поселения от 18.08.2005 года № 28, предусмотрено, что в состав среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера доплаты к пенсии, включается районный коэффициент.
Из толкования указанной нормы права следует, что районный коэффициент включается в состав среднемесячного денежного содержания (впоследствии именуемого ежемесячным денежным вознаграждением), учитываемого при определении размера доплаты к пенсии.
При исчислении доплаты к пенсии истцу размер ежемесячного денежного вознаграждения, в состав'которого районный коэффициент включен, превысил установленные законом ограничения (1,8 или 2,3
8
должностных оклада). При таких обстоятельствах ответчик обоснованно исчислял размер доплаты к пенсии от 1,8 и 2,3 должностных оклада без применения районного коэффициента к указанной величине.
С 24 марта 2012 года доплата к пенсии должна исчисляться от размера ежемесячного денежного вознаграждения на момент увольнения с должности, увеличенного на районный коэффициент. Размер ежемесячной доплаты к пенсии истца с марта 2012 года должен составлять **** руб. (л.д.179), ему выплачивалась сумма **** руб., т.е. в большем размере, следовательно, его права нельзя признать нарушенными.
Доводы заявителя жалобы о недопустимости применения в споре разъяснения Законодательного собрания Челябинской области № 1741/СМ от 08.11.2012г., не могут повлечь отмену решения суда, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции о правильности исчисления ответчиком доплаты к пенсии.
По настоящему делу суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил закон, представленные доказательства оценил по правилам, установленным в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нязепетровского районного суда Челябинской области от 24 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи