ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-2699/17 от 06.03.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ 11-2699/2017

Судья Рунова Т.Д.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судей

при секретаре

Скрябиной СВ.,

ФИО1, ФИО2,

ФИО3,

рассмотрела 06 марта 2017 года в городе Челябинске в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области о признании незаконным отказа о включении в стаж муниципальной службы периодов работы, возложении обязанности по назначению пенсии за выслугу лет

по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 05 декабря 2016 года.

Заслушав доклад судьи Скрябиной СВ. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО4 обратилась в суд с иском к Администрации Златоустовского городского округа (далее по тексту - Администрации ЗГО) о признании незаконным отказа о включении в ее стаж муниципальной службы периодов работы в должности ******** (далее по тексту - ****), возложении обязанности включить указанный период работы в стаж муниципальной службы.

В обоснование иска указала, что 11 апреля 2012 года достигла возраста, дающего право на назначение ей страховой пенсии по старости. Решением Комиссии по пенсионному обеспечению лиц, замещавших должности муниципальной службы в Златоустовском городском округе, ей было отказано во включении в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет периода работы с 01 мая 2004 года по 10 июня 2013 года в должности ********. Согласно ответу


2

Администрации ЗГО от 29 марта 2016 года стаж ее муниципальной службы составил 12 лет 6 месяцев 9 дней, что недостаточно для назначения пенсии за выслугу лет. При этом в ее стаж муниципальной службы включен период работы с 21 октября 1991 года по 30 апреля 2004 года в качестве ****, переименованного в ****. С данным решением она не согласна, так как в спорный период она продолжала работать в той же должности, с теми же должностными обязанностями, что и ранее.

В дальнейшем истец дополнила свои требования и просила обязать ответчика назначить ей пенсию за выслугу лет с 01 августа 2016 года (л.д. 133).

В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО4 и ее представитель адвокат Малышева С.Д., действующая на основании ордера, настаивали на удовлетворении требований.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на недостаточность стажа муниципальной службы истца.

Представители третьих лиц МБУ «Архив ЗГО», Управления социальной защиты населения ЗГО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом. В письменном отзыве на исковое заявление представитель Управления социальной защиты населения ЗГО указал, что должность «****» не предусмотрена пунктом 1 раздела 1 Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, а предусмотрена должность «заведующий архива», однако должностные обязанности, предусмотренные для заведующего архива, не соответствуют должностным обязанностям, указанным в должностных инструкциях истца (л.д. 144-145).

Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО4 отказал.

Не согласившись с решением суда, истец обратилась с апелляционной жалобой, в которой требует его отмены как незаконного и необоснованного. Ссылаясь на Закон Челябинской области от 30 мая 2007 года № 144-30 «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области», Положение об оплате и стимулировании труда работников ****, настаивает на том, что имеет право на включение в стаж муниципальной службы спорного периода работы. Указывает, что должности «****», «****» были предусмотрены постановлением Минтруда России от 07 декабря 1992 года № 50 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников бюджетной сферы системы Государственной архивной службы Российской


3

Федерации» и относились к должностям специалистов.

Стороны в суд апелляционной инстанции при надлежащем извещении не явились, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным провести судебное заседание без их участия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 27 июля 2016 года ФИО4 обратилась в Комиссию по пенсионному обеспечению лиц, замещавших должности муниципальной службы в Златоустовском городском округе, с заявлением о включении в стаж муниципальной службы периода ее работы в **** в должности **** с 01 мая 2004 года по 10 июня 2013 года для назначении пенсии за выслугу лет (л.д. 148).

В соответствии с протоколом заседания Комиссии по пенсионному обеспечению лиц, замещающих должности муниципальной службы в Златоустовском городском округе, от 12 августа 2016 года № 3 ФИО4 отказано во включении в стаж муниципальной службы указанного периода работы, поскольку включение в стаж муниципальной службы периодов замещения должностей в муниципальных бюджетных учреждениях законом не предусмотрено (л.д. 10).

Как следует из записей, внесенных в трудовую книжку истца, 21 октября 1991 года она была принята **** в порядке перевода со **** в ****, Решением Малого Совета от 09 июня 1992 года № 97 (л.д. 18) **** реорганизован в ****, 09 июня 1992 года переведена ****, 01 сентября 2001 года распоряжением Главы города от 16 августа 2001 года № 337 «О присвоении квалификационных разрядов» ей был присвоен квалификационный разряд муниципального служащего - референт муниципальной службы, 30 апреля 2004 года уволена переводом в **** на основании распоряжения главы города № 25-к от 27 апреля 2004 года, 01 мая 2004 года принята **** переводом из **** в ****, на основании распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от 25 июля 2011 года № 1007-р **** переименован в ****, 23 октября 2013 года ФИО4 уволена (л.д. 12-16).

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО4 не занимала должности руководителей в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих,


4

утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 года № 37, работа в которых могла быть включена в стаж муниципальной службы на основании пункта 5 части первой статьи 13 Закона Челябинской области от 30 мая 2007 года № 144-30 «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области». Должность, занимаемая истцом, не значится также в Реестре должностей муниципальной службы в Челябинской области, являющимся приложением к Закону Челябинской области от 28 сентября 2007 года № 153-30 «О Реестре должностей муниципальной службы в Челябинской области» и в Реестре муниципальных должностей муниципальной службы Златоустовского городского округа, являющимся приложением к Положению о реестре муниципальных должностей муниципальной службы органов местного самоуправления Златоустовского городского округа, утвержденному постановлением Главы Златоустовского городского округа Челябинской области от 21 июня 2007 года № 168-п.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Отношения, связанные с муниципальной службой в Челябинской области, регулируются Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Челябинской области от 30 мая 2007 года N 144-30 «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба является профессиональной деятельностью граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

В силу частей первой и второй статьи 25 указанного Федерального закона в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения:

1) должностей муниципальной службы;

2) муниципальных должностей;

3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации;

4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;

5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.


5

В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Так, согласно части первой статьи 13 Закона Челябинской области от 30 мая 2007 года N 144-30 «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» (в редакции Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, действующей на момент работы истца ********) в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включались периоды замещения:

1) в должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);

2) муниципальных должностях;

3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации;

4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);

5) должностях руководителей в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 года N 37.

В стаж муниципальной службы засчитывается не более 5 лет работы на указанных должностях.

При этом согласно частям первой и второй статьи 3 данного Закона должности муниципальной службы - должности в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Челябинской области, утверждаемым законом Челябинской области.

Кроме того, согласно пунктам 2 и 9 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Златоустовского городского округа, утвержденным Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 10 октября 2011


года N 55-ЗГО, право на получение пенсии за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы Златоустовского городского округа по основаниям, предусмотренным настоящим Положением, предоставляется лицам, замещавшим должности муниципальной службы Златоустовского городского округа, имеющим стаж муниципальной службы не менее 15 лет, замещавшим на 25 июня 1998 года (дата вступления в силу Закона Челябинской области от 11 июня 1998 года N 43-30 «О муниципальной службе в Челябинской области») и позднее на постоянной основе должности муниципальной службы Златоустовского городского округа, включенные в Реестр должностей муниципальной службы Челябинской области.

Стаж муниципальной службы, дающий право на пенсию за выслугу лет, исчисляется в соответствии со статьей 13 Закона Челябинской области «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» по правилам, установленным статьей 14 Закона Челябинской области «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области».

Однако ни в Квалификационным справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 года N 37, ни в Реестре должностей муниципальной службы в Челябинской области, являющимся приложением к Закону Челябинской области от 28 сентября 2007 года № 153-30 «О Реестре должностей муниципальной службы в Челябинской области», Реестре муниципальных должностей муниципальной службы Златоустовского городского округа, являющимся приложением к Положению о реестре муниципальных должностей муниципальной службы органов местного самоуправления Златоустовского городского округа, утвержденному постановлением Главы Златоустовского городского округа Челябинской области от 21 июня 2007 года № 168-п, не предусмотрена должность «****», которую занимала истец в спорный период, в связи с чем указанный период суд обоснованно не включил в общую продолжительность муниципальной службы истца.

Кроме того, в соответствии с пунктом 9 части второй статьи 13 Закона Челябинской области от 30 мая 2007 года N 144-30 «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» (в редакции Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) предусматривалось, что при исчислении стажа муниципальной службы помимо указанных в части 1 настоящей статьи учитывались периоды замещения должностей руководителей и специалистов в муниципальных учреждениях, созданных органами местного самоуправления для осуществления управленческих функций, связанных с реализацией полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и финансируемых из средств местного бюджета, предусмотренных на оплату труда работников органов местного самоуправления.


7

Между тем, проанализировав Устав **** (л.д. 25-40), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на данное учреждение в спорный период не были возложены функции, связанные с реализацией полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и оно не финансировалось из средств местного бюджета, предусмотренных на оплату труда работников органов местного самоуправления, в связи с чем оснований для включения спорного периода работы истца в стаж муниципальной службы не имеется.

Статья 13 Закона Челябинской области «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» Законом Челябинской области от 05 апреля 2016 года № 330-30 была изложена в новой редакции. Так, согласно части первой указанной статьи в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, воинских должностей и должностей федеральной государственной гражданской службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.

Согласно части третьей этой статьи в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются): 1) периоды замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи; 2) периоды замещения должностей, включаемые (засчитываемые) в стаж государственной гражданской службы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года N 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих", за исключением подпункта "к" пункта 14 данного Указа; 3) периоды замещения должностей руководителей и специалистов в органах местного самоуправления (до установления муниципальных должностей муниципальной службы); 4) периоды замещения должностей руководителей и специалистов в избирательных комиссиях муниципальных образований, действовавших на постоянной основе до 1 июня 2007 года (дня вступления в силу Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"); 5) время обучения работников органов государственной власти и местного самоуправления в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, если они работали в этих органах до поступления на учебу; 6) время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, приходящегося на период государственной, муниципальной службы; 7) иные периоды в соответствии с муниципальными правовыми актами.


8

Тем самым и на момент рассмотрения заявления истца действующее законодательство не предусматривало возможности включения в стаж муниципальной службы периодов работы в качестве специалистов бюджетных учреждений, на которых не возлагалось функций, связанных с реализацией полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Довод апелляционной жалобы истца о наличии у нее права на включение в стаж муниципальной службы спорного периода работы не может быть принят во внимание, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.

Таким образом, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, разрешил дело в соответствии с требованиями закона, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 05 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи